ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-4591/10 от 24.08.2010 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону Дело №А53-4591/2010

31 августа 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2010 г. Полный текст решения изготовлен 31 августа 2010 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

председательствующего: судьи О.П. Захарченко

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Вяткиной

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ОАО «Ростовоблгаз», г.Ростов-на-Дону

к Комитету по управлению имуществом г. Батайска, г. Батайск

3-е лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Ростовской области.

о признании права собственности

при участии:

от истца: ФИО1– представитель (дов. от 18.05.2010г. № 08.1-01/222)

от ответчика: не явился, надлежаще уведомлен (увед. №58768)

от третьего лица: не явился, надлежаще уведомлен (увед. №58769)

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Ростовоблгаз» обратилось в суд с исковым заявлением кКомитету по управлению имуществом г. Батайска при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Ростовской области, о признании за ним права собственности на подземный газопровод низкого давления протяженностью 186 метров, расположенный в г. Батайске Ростовской области от врезки в существующий газопровод низкого давления, расположенной в 14,5 м. от угла домовладения №84 по ул. Лермонтова, до заглушки, расположенной в 12,5 м. от угла домовладения №32 по ул. 2-я Солнечная.

Истец настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме по изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему основаниям. В обоснование иска указывает на то обстоятельство, что в июне 1998 года в г. Батайске Ростовской области было осуществлено строительство подземного газопровода низкого давления протяженностью 186 метров, заказчиком строительства которого являлось физическое лицо – ФИО2 Построенный спорный газопровод непосредственно по окончании строительства был передан истцу по акту приема-передачи, в связи с чем был принят к бухгалтерскому учету. Передача газопровода основана на требованиях действовавшего в момент строительства законодательства, предполагавшего в качестве обязательного условия пуска газа в газопровод его бесспорную и безвозмездную передачу специализированной организации. В момент передачи спорного газопровода к истцу требования законодательства не предполагали обязательность проведения каких-либо регистрационных действий, связанных с легитимизацией прав истца в отношении такого рода объектов, но для государственной регистрации прав в отношении спорного газопровода на настоящий момент по заявлению истца он не располагает необходимыми для ее проведения документами, что препятствует ее проведению во внесудебном порядке.

Ответчик, надлежаще уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Комитетом по управлению имуществом г. Батайска представлен отзыв от 29.03.2010 с отсутствием возражений против удовлетворения исковых требований, с указанием об отсутствии спорного газопровода в реестре муниципальной собственности г. Батайска.

Письмом от 12.08.2010 №1655 ответчик подтвердил свою позицию, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое подлежит удовлетворению.

Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Ростовской области, надлежаще уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.

Третьим лицом - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Ростовской области представлен отзыв от 16.08.2010 №08-12/4882 с отсутствием возражений против удовлетворения исковых требований, с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое подлежит удовлетворению.

Отсутствие документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права собственности на спорный газопровод явилось основанием обращения ОАО «Ростовоблгаз» в суд с иском к администрации г. Батайска.

Суд, выслушав представителей истца, ответчика на собеседовании, проведя предварительное судебное заседание и судебное заседание в соответствии со ст.ст. 135-137 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке ст.ст. 1, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 81, 132 АПК РФ, пришел к следующему выводу.

Как видно из материалов дела, согласно акту приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения в июне 1998 года в г. Батайске Ростовской области осуществлено строительство подземного газопровода низкого давления протяженностью 185,5 метров по ул. Лермонтова в г. Батайске Ростовской области, с указанием заказчика ФИО2

Указанный акт подписан заказчиком, подрядчиком, представителем филиала «Батайскгоргаз», представителем Госгортехнадзора.

В обоснование передачи спорного газопровода представлен акт приемки-передачи газопровода от 05.10.1998 в соответствии с которым построенный за счет средств ФИО2 газопровод передан на баланс предприятия «Батайскгоргаз» АО «Ростовоблгаз». Нормативным правовым доказательством данной передачи являются представленные в материалы дела: приказ ОАО «Ростовоблгаз» от 26.10.1998 №117, постановление Мэра г. Батайска от 12.10.1998 №846.

В указанных документах содержится ссылка о том, что одновременно с передачей газопровода переданы все права по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, а также подключению новых потребителей.

С момента передачи спорный газопровод находится на балансе истца, который осуществляет необходимые мероприятия по его техническому обслуживанию, а также использует его для транспортировки газа непосредственно его потребителям.

Как следует из пояснений ответчика, приведенных им в отзыве на исковое заявление, спорный газопровод в реестре муниципальной собственности не числится, каких-либо притязаний в отношении него со стороны третьих лиц не заявлено.

Согласно требованиям ст.ст. 6, 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение в России – это единая система газоснабжения, представляющая собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Организация-собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.

Согласно ст. 14 указанного Федерального закона для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.

Таким образом, законодатель установил, что собственником имущества, относящегося к системе газоснабжения, может являться исключительно специализированная (правосубъектная) организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие сетей газоснабжения.

Открытое акционерное общество «Ростовоблгаз» создано в процессе приватизации Производственного объединения по газификации, газоснабжению и эксплуатации газового хозяйства «Ростовоблгаз» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1559 от 08.12.1992 г. и Указа Президента Российской Федерации № 721 от 01.07.1992 г. и зарегистрировано в установленном законом порядке 02.03.1994 г. № 445-РП. Организационно правовая форма предприятия приведена в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и зарегистрировано 10.06.1997 г.

В соответствии с п. 2.1 Устава предприятия, являющегося правопреемником всех прав и обязанностей Производственного объединения «Ростовоблгаз» (п.1.6 Устава), основной целью общества является надежное и безаварийное газоснабжение потребителей, в связи с чем основным видом деятельности предприятия является поставка транспортировка и реализация газа непосредственно его потребителям на территории Ростовской области. Предприятие входит в Единую систему газоснабжения Российской Федерации, является газораспределительной организацией, осуществляет свою деятельность в региональной системе газоснабжения – Ростовской области. «Батайскгоргаз» в соответствии с п. 4.6 Устава является филиалом предприятия и осуществляет его функции на территории г. Донецка Ростовской области.

Следовательно, истец относится к числу лиц, обладающих необходимым объемом правомочий для осуществления правомочий собственника в отношении спорного газопровода.

Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущества, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам и юридическим лицам.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. То есть право собственности на созданную с соблюдением закона и иных правовых актов вещь презюмируется в силу закона. При этом собственник вправе распоряжаться такой вещью по своему усмотрению (ст. 209 ГК РФ).

В подтверждение факта создания спорного объекта с соблюдением действовавших в момент его создания строительных норм и правил истцом в материалы дела представлен акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от июня 1998 года, подписанный комиссией из представителей уполномоченных органов, заказчика и подрядчика, в том числе и представителем истца.

Оценивая указанный акт на предмет его соответствия требованиям действовавшего законодательства, суд исходит из следующего.

В соответствии с Письмом Госстроя России от 05.11.2001 г. № ЛБ-6062/9, железные дороги, автомобильные дороги федерального значения, мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и объекты сельскохозяйственного водоснабжения и другие объекты со специфическими условиями функционирования, производства продукции и оказания услуг, принимаются в эксплуатацию в соответствии с ведомственными (отраслевыми) документами, согласованными с Госстроем СССР и России. В приемке таких объектов по своей инициативе могут принимать участие представители органов самоуправления.

Объекты систем газоснабжения, правила проектирования которых регламентированы СНиП 2.04.08-87* "Газоснабжение" (кроме газонаполнительных станций (ГНС), газонаполнительных пунктов (ГНП) и автогазозаправочных станций (АГЗС), принимаются в эксплуатацию по правилам СНиП 3.05.02-88* "Газоснабжение". При этом акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, составленный в соответствии с Приложением 8* СНиП 3.05.02-88* для отдельно возводимых объектов газоснабжения, является окончательным, а для систем газоснабжения, входящих в состав здания или сооружения, включается в состав приемо - сдаточной документации по этому зданию или сооружению.

Таким образом, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов градостроительной деятельности, имеющих специфические условия функционирования, производства продукции и оказания услуг, не относящихся к объектам производственного и жилищно-гражданского назначения, осуществлялись на основании ведомственных (отраслевых) документов, согласованных Госстроем СССР и России.

Перечень нормативных документов в строительстве, действовавших на территории Российской Федерации до их отмены или уточнения, утвержден Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.06.1992 г. № 135. В качестве обязательных к применению в Главе 1 указанного Перечня поименованы утвержденные Госстроем СССР СНиП 2.04.08-87 «Газоснабжение» и СНиП 3.05.02-88 «Газоснабжение», регулирующие порядок проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию объектов газоснабжения, как в качестве самостоятельных объектов, так и в составе других объектов жилищно-гражданского и производственного назначения.

Согласно указанным ведомственным (отраслевым) документам, приемка законченного строительством отдельно стоящего объекта газоснабжения осуществляется приемочной комиссией, в состав которой включаются представители заказчика (председатель комиссии), генерального подрядчика и эксплуатационной организации (предприятия газового хозяйства или газовой службы предприятия), а также представители органов Госгортехнадзора Российской Федерации в отношении подконтрольных им объектов. Приемка законченного строительством объекта системы газоснабжения оформляется актом по форме обязательного приложения 8. При этом, согласно п. 5 Письма Госстроя России от 05.11.2001 г. № ЛБ-6062/9 составленный в соответствии с Приложением 8 СНиП 3.05.02-88 для отдельно возводимых объектов газоснабжения акт приемки законченного строительством объекта газоснабжения является окончательным, а для систем газоснабжения, входящих в состав здания, включается в состав приемо-сдаточной документации по этому зданию или сооружению.

Представленный акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от июня 1998 года отвечает установленным указанным выше нормативным правовым актам в области строительства газопроводов, в связи с чем оценивается судом в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего соответствие спорного объекта установленным для его приемки и дальнейшей эксплуатации правилам.

Ввиду того, что осуществление эксплуатации, а также содержания и развития объекта газоснабжения не может в силу требований закона осуществляться физическими лицами, они были не только вправе, но должны передать его специализированной организации, что отвечает положениям ст. 218 ГК РФ.

Основанием для передачи указанного газопровода, являлось Постановление Главы Администрации Ростовской области от 28.02.1997 № 62, в соответствии с п. 2 которого в целях упорядочения расчетов населения за пользование природным газом рекомендовано газоснабжающим организациям (к числу которых относится ОАО «Ростовоблгаз») безвозмездно принять на баланс все газопроводы до отключающего устройства, построенные за счет средств населения (в том числе ЖКХ).

Ранее аналогичный порядок осуществления владения и пользования, а также применительно к функциям подключения новых абонентов, распоряжения спорным объектом газоснабжения был предусмотрен положениями Решения Ростовского областного Совета народных депутатов от 18.10.1982 г. № 669, предписавшего в утвержденном им уставе кооператива по строительству газопроводов на обязательность бесспорной и безвозмездной передачи построенных уличных газопроводов в течение месяца со дня окончания строительства, но не позднее чем за 10 дней до пуска газа в газопровод.

Лицо, осуществившее строительство спорного газопровода, определенно выразило свою волю на его передачу Обществу, подписав акт о его передаче от 05.10.1998 года. Другим субъектом права собственности в отношении газопроводов, может являться в соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» само муниципальное образование, утвердившее такой акт о передаче, в реестре муниципальной собственности которого спорный газопровод не числится.

Таким образом, общество приобрело спорный газопровод в результате его передачи от лица, осуществившего его строительство с соблюдением требований закона и иных нормативных актов. Отсутствие договора о передаче спорного объекта от лица, осуществившего его строительство к Обществу, в данном случае не является основанием для признания не возникшим у последнего права собственности на такой объект, поскольку, во-первых, лица, осуществившие его строительство, не обладают правомочиями специализированной организации в отношении объектов газоснабжения, что подтверждено наличием их волеизъявления, сформированного в установленном порядке, а во-вторых, отсутствуют правопритязания со стороны иных лиц в отношении указанного газопровода, не только имеющих намерение, но и обладающих надлежащей правосубъектностью в отношении подобных объектов.

Заявленный истцом субъектный состав спора, связанный с предъявлением иска к специализированному органу местного самоуправления, осуществляющему владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности обусловлен, с одной стороны с невозможностью на настоящий момент достоверно установить лиц, непосредственно осуществлявших такое строительство, а с другой стороны наличием их прямого волеизъявления, связанного с отказом от права на спорный газопровод (ст. 235 ГК РФ), в связи с чем, управление таким имуществом осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится спорный объект (ст. 225 ГК РФ). При таких обстоятельствах, орган местного самоуправления является надлежащим ответчиком по заявленному требованию.

В порядке реализации предусмотренной положениями ст. 210 ГК РФ обязанности по несению бремени содержания имущества, истец несет расходы, связанные с содержанием спорного объекта, учитывает их на своем балансе, производит оплату налога на имущество.

Технические характеристики спорного объекта приведены в техническом паспорте и кадастровом паспорте, составленном по состоянию на 09.02.2009 г. В соответствии с данными технического паспорта, указанный объект представляет собой подземный газопровод низкого давления протяженностью 185,5 метров, расположенный в г. Батайске Ростовской области от врезки в существующий газопровод низкого давления, расположенной в 14, 5 м. от угла домовладения № 84 по ул. Лермонтова, до заглушки, расположенной в 12, 5 м. от угла домовладения № 32 по ул. 2-я Солнечная.

При этом, суд отмечает, что расхождения в протяженности спорного газопровода, указанного в иске 186 метров или 185,5 метров, указанных в акте и техническом паспорте на газопровод, объясняются спецификой технологического процесса строительства и эксплуатации газопроводов низкого давления.

В связи с чем, суд признает протяженность спорного газопровода 186 метров верной, обоснованной и подтвержденной документально.

Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Ростовской области (от 12.08.2010 №21.05-07/1015, от 16.08.2010 №08-12/4882), сведения в отношении спорного объекта в ЕГРП отсутствуют.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Государственная регистрация представляет собой действие, завершающее юридический состав, определяющий возникновение и переход вещных прав на недвижимые вещи.

При этом отсутствие сведений о признании (регистрации) соответствующих прав в отношении спорного газопровода за лицами, непосредственно осуществившими его строительство и передавшими его истцу по настоящему делу, рассматривается судом в качестве обстоятельства, не препятствующего для признания права собственности непосредственно за истцом.

Институт государственной регистрации права, введенный ст. 131 ГК РФ подлежал реализации в порядке ст. 8 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и предусматривал сохранение прежнего порядка осуществления регистрации прав на недвижимое имущество до введения в действие соответствующего закона о такой регистрации. До введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрация объектов капитального строительства и прав на них осуществлялась в порядке Инструкции «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», утвержденной Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968 № 83. Положения Инструкции № 83 не предусматривали обязательность правовой регистрации в отношении объектов, не относящихся к объектам производственного и (или) жилищного назначения, в связи с чем отсутствие сведений о правовой регистрации в отношении спорного газопровода обусловлено положениями действовавшего в момент его создания законодательства.

Основанием для государственной регистрации прав, согласно требованиям ст. 17, 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является документ (совокупность документов) бесспорно свидетельствующих о принадлежности определенного объекта недвижимости определенному в них лицу. Отсутствие у Общества документа, подтверждающего наличие соглашения о передаче спорного объекта, препятствует в данном случае государственной регистрации, но не исключает возможности признания такого права посредством судебного решения. При этом признание соответствующего права на такой объект в судебном порядке предшествует факту государственной регистрации прав на него, а соответствующее решение является основанием для государственной регистрации права.

Спорный объект не является объектом конкурирующих прав на него со стороны третьих лиц.

С момента приобретения указанного объекта истец непрерывно владеет и использует его в своей хозяйственной деятельности, как собственник имущества несет бремя его содержания, исполняя возложенные статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника имущества соответствующие обязанности.

Согласно требованиям статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Отсутствие государственной регистрации права собственности истца в отношении спорного объекта недвижимого имущества не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку в данном случае, признание права предшествует факту такой регистрации.

Согласно требованиям статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права является документ (совокупность документов) бесспорно свидетельствующих о принадлежности определенного объекта указанному в них лицу. Решение суда, вступившее в законную силу, в соответствии с указанной нормой права, является основанием для государственной регистрации права.

Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.

В связи с тем, что по существу между сторонами отсутствует спор о праве, а привлечение органа местного самоуправления в качестве ответчика обусловлено необходимостью исследования перехода прав на спорный объект и отсутствуют доказательства противоправности действий (бездействий) соответствующего органа, а также в соответствии с заявлением истца, расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца, уплатившего при подаче настоящего иска 4000 руб. государственной пошлины, в соответствии с платежным поручением от 09.03.2010 №758.

Руководствуясь статьями 210, 121 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 102, 110, 158, 159, 167-170, 176, 64, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство ответчика о рассмотрении дела в отсутствие представителя – удовлетворить.

Ходатайство Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Ростовской области о рассмотрении дела в отсутствие представителя – удовлетворить.

Признать за Открытым Акционерным Обществом «Ростовоблгаз» право собственности на подземный газопровод низкого давления протяженностью 186 метров, расположенный в г. Батайске Ростовской области от врезки в существующий газопровод низкого давления, расположенной в 14,5 м. от угла домовладения №84 по ул. Лермонтова, до заглушки, расположенной в 12,5 м. от угла домовладения №32 по ул. 2-я Солнечная.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья О.П. Захарченко