АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2017 г.
Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2017 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Штыренко М.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Демьянко В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к закрытому акционерному обществу «Корпорация «Глория Джинс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: ФИО1, представитель, доверенность от 09.01.2017; ФИО2, представитель, доверенность от 07.02.2017;
от заинтересованного лица: ФИО3, представитель, доверенность от 19.01.2017 № 2740;
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества «Корпорация «Глория Джинс» к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Ответчик в заседании суда в совершенном правонарушении раскаялся, вину признал, просит переквалифицировать административное правонарушение по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также просит снизить размер взыскиваемого штрафа ниже низшего в виду того, что общественно-опасные последствия от совершенного правонарушения не наступили.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.
Дело рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
26.12.2016 в адрес Управления Роспотребнадзора по Ростовской области поступила информация из Управления Роспотребнадзора по Новгородской области, о том, что 07.11.2016 проведена плановая выездная проверка в магазинах ОАО «Глория Джинс», расположенных по адресам: 173003, г. Великий Новгород, ул. большая Санкт-Петербургская, д.25; <...>. В ходе проверки были отобраны пробы продукции для детей в целях исследования на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 007/'2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
По результатам лабораторных испытаний и санитарно-эпидемиологической экспертизы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области», образцы (пробы) продукции не соответствуют требованиям п.3 ст. 5, прилож. 8 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, а именно:
1. Куртка для девочек «GeeJay» модель GOW000399 размер 80-48, 6-12 мес/74-80 дата изготовления 17.05.16, производитель: Чжанцзяган ФИО4 Имп. энд Эксп. Ко, Лтд, адрес производителя: 9 этаж, БИЛДИНГ Би, ГУОТАЙ ТАЙМС ПЛАЗА, № 65 ФИО5 РОУД, ЧЖАНЦЗЯГАН, КИТАЙ, MadeinPRC, поставщик и импортер: ЗАО «Корпорация «Глория Джинс», юридический адрес: 344090, <...>, не соответствуют по показателю: гигроскопичность - результата 2,1% при нормативном значении нe менее 10% (экспертное заключение от 22.11.2016 №03-Д/4602/1-16, протокол лабораторных испытаний от 21.11.2016 №28088). Указанноеявляется является нарушением п.2 ст. 5 Технического регламента меженного союза TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
2. Сорочка ночная для девочек «GloriaJeans» модель GUW001364 размер 164-84, S, дата изготовления 05.09.2016, производитель: СЯМЭНЬ ШИК ВИНГС ТЕКСТАЙЛ КО., ЛТД, адрес производителя: № 568, ДУНРЕНЬ ВЕСТ СЕКОНД РОУД, ЦИМЕЙ ДИСТРИКТ, СЯМЭНЬ, КИТАЙ, MadeinPRC, поставщик и импортер: ЗАО «Корпорация «Глория Джине», юридический адрес: 344090, <...>, не соответствует по показателю: гигроскопичность - результат 4,0% при нормируемом - не менее 6,0 %, (экспертное заключение от 22.11.2016 №03-Д/4602/2-16, протокол лабораторных испытаний от 18.11.2016 №28106). Указанное является нарушением п. 3 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» образцы (пробы) продукции.
Данные образцы не соответствуют требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» по показателю гигроскопичность, что может негативно влиять на здоровье детей и подростков.
3. Полуботинки модель GFW000620 верх 100% ПУ, верх 2 100% ПЭ, подкладака 80 % хлопок, 20% ПЭ, подошва 100% ТПР, дата изготовления 08.04.2016, изготовитель «Нинбо Товин Имп. энд Эксп. Ко, ЛТД», 2166 Сихай Роуд Мэшинери энд Электроник Зоун Луотуо Чжэнхай Нинбо, Китай, поставщик и импортер: ЗАО «Корпорация «Глория Джинс», юридический адрес: 344090, <...>, не соответствует санитарно-химическому показателю: формальдегид - превышение в 1,2 раза результат 0,0036мг/м3 при нормируемом не более 0,003мг/м3, (экспертное заключение от 28.11.2016 № 03-Д/4628-16, протокол лабораторных испытаний от 22.11.2016 №28326). Указанное является нарушением п.9 ст. 6 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» образцы (пробы) продукции.
В соответствии с товарно-транспортными накладными №ЛЦНШ694753 от 22.08.2016, №ЛЦНШ690191 от 13.08.2016, №ЛЦ6ПР13949 от 27.10.2016 поставщиком вышеуказанных товаров является ЗАО «Корпорация «Глория Джинс», юридический адрес: 344090, <...>.
18.01.2017 главным специалистом-экспертом Управления в отношении ЗАО «Корпорация «Глория Джинс» составлен протокол об административном правонарушении совершенном юридическим лицом по делу № 142 в отсутствии представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
На основании части 3 статьи 23.1, части 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 202, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении Управлением направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 указанного Кодекса.
Частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении обязательных требований к продукции и процессам ее реализации.
Диспозицией указанной нормы охвачены, в том числе, действия продавца, нарушающие требования технических регламентов или иных обязательных требований к продукции и связанному с требованиями к продукции процессу реализации, а также действия этого лица по выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Разновидностью таких нормативных правовых актов являются федеральные санитарные правила, обязательные для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (статья 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Статья 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797 утвержден технический регламент Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (далее - ТР ТС 007/2011), которым установлены обязательные требования безопасности к продукции, предназначенной для детей и подростков, по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей продукции.
В силу статьи 3 названного технического регламента продукция для детей и подростков выпускается в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, при этом она должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия и должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Продукция для детей и подростков, соответствие которой требованиям настоящего технического регламента не подтверждено, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке.
Согласно статьи 5 ТР ТС 007/2011 в соответствии с функциональным назначением одежда и изделия подразделяются на одежду и изделия 1-го, 2-го и 3-го слоев.
К одежде и изделиям 1-го слоя относятся изделия, имеющие непосредственный контакт с кожей пользователя, такие, как нательное и постельное белье, корсетные и купальные изделия, головные уборы (летние), чулочно-носочные изделия, платки носовые и головные и другие аналогичные изделия.
К одежде и изделиям 2-го слоя относятся изделия, имеющие ограниченный контакт с кожей пользователя, в частности платья, блузки, верхние сорочки, брюки, юбки, костюмы без подкладки, свитеры, джемперы, головные уборы (кроме летних), рукавицы, перчатки, чулочно-носочные изделия осенне-зимнего ассортимента (носки, получулки) и другие аналогичные изделия.
К одежде 3-го слоя относятся пальто, полупальто, куртки, плащи, костюмы на подкладке, конверты для новорожденных и другие аналогичные изделия.
Для детей до одного года (диапазон размеров - рост до 74 см, обхват груди до 48 см) одежда из текстильных материалов, трикотажные изделия и готовые текстильные изделия должны отвечать требованиям биологической и химической безопасности.
Для детей старше года и подростков одежда и швейные изделия из текстильных материалов должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности согласно приложению 8.
Согласно п. 9 ст. 16 ТР ТС 007/2011 содержание вредных веществ в материалах для обуви и кожгалантерейных изделий, за исключением ранцев, сумок, ученических рюкзаков, портфелей не должно превышать:
для меха - нормативов в соответствии с требованиями химической безопасности согласно приложению 12 к настоящему техническому регламенту;
для кожи - нормативов, предусмотренных для обуви, одежды, головных уборов и кожгалантерейных изделий;
для текстильных материалов - нормативов в соответствии с требованиями химической безопасности согласно приложению 10 к настоящему техническому регламенту;
для химических и полимерных материалов - нормативов в соответствии с требованиями химической безопасности согласно приложению 15.
Факт несоответствия реализуемой обществом продукции (куртка для девочек «GeeJay» модель GOW000399, сорочка ночная для девочек «GloriaJeans» модель GUW001364, полуботинки модель GFW000620), положениям ТР ТС 007/2011 в части гигроскопичности и превышения уровня формальдегида установлен административным органом в ходе проведения проверки, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе, экспертным заключением от 22.11.2016 №03-Д/4602/1-16, экспертным заключением от 22.11.2016 №03-Д/4602/2-16, экспертным заключением от 28.11.2016 № 03-Д/4628-16, протоколами лабораторных испытаний от 21.11.2016 № 28088, № 28326, от 18.11.2016 № 28106 и ответчиком признается, что указано в отзыве и в судебном заседании.
Допущенные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан (в данном случае детей), что свидетельствует о наличии признаков события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества о том, что допущенное нарушение подлежит квалификации по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отклоняется судом ввиду следующего.
По смыслу статей 2, 5, 6 ТР ТС 007/2011 реализация детской одежды, не соответствующей требованию биологической безопасности по показателю гигроскопичности, а также реализация обуви, не соответствующей требованиям безопасности по содержанию формальдегида, непосредственно создает потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей. Сам по себе факт продажи такой продукции презюмирует отсутствие необходимости дополнительного доказывания угрозы для жизни и здоровья детей.
В связи с этим общество, будучи лицом, осуществляющим реализацию детской одежды, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Имея возможность для соблюдения установленных требований к реализуемой продукции, обществом не приняты необходимые меры по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку допущенное правонарушение создает угрозу жизни, здоровью людей.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Одновременно с этим в частях 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Кроме того, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
В соответствии с ч. 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде наложения штрафа в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Обществом заявлено ходатайство о назначении административного штрафа в соответствии со ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания учитываются характер совершенного лицом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу п. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Как следует из протокола об административном правонарушении, при рассмотрении дела обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. Общество признало вину. Выявленные правонарушения устранены; в качестве доказательств в материалы дела представлен приказ от 25.01.2017 № 023П о приостановлении реализации продукции. ЗАО «Корпорация «Глория Джинс» осуществило возврат продукции, что подтверждается накладными от 01.12.2016 № РМ 09290007, № РМ14950275.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что имеются основания для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 150 000 рублей без конфискации предметов административного правонарушения, поскольку указанные предметы одежды обществом самостоятельно отозваны с реализации, их арест административным органом не производился.
Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета Российской Федерации, в связи с чем, суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь закрытое акционерное общество «Корпорация «Глория Джинс»
(ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 10.12.2002,адрес регистрации: 344090, <...>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
УФК по РО (Управление Роспотребнадзора по Ростовской области
л/с <***>)
ИНН <***>
КПП 616701001
БИК 046015001
р/сч <***> в Отделение Ростов-на-Дону, г. Ростов-на-Дону
КБК 14111601000016000140
ОКТМО 60701000
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Доказательства оплаты необходимо представить в суд. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, решение суда будет направлено в службу судебных приставов для принудительного взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.Е. Штыренко