АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2020 года
Полный текст решения изготовлен 27 мая 2020 года
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Лебедевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киричковой Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Донречфлот» (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 19.12.2002, ИНН: <***>)
к Ростовской таможне
о признании решений незаконными
третье лицо: ООО «РТЛ-КАСТЭМЗ»
при участии:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 14.01.2020 №01),
от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 06.08.2019, № 02-44/0002), от третьего лица ООО «РТЛ - КАСТЭМЗ»: ФИО3 (доверенность от 07.10.2019, диплом);
установил: открытое акционерное общество «Донречфлот» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением признать незаконным Решение Ростовской таможни №10313000/291119/120-р/2019 от 29.11.2019 об отмене (изменении) в порядке ведомственного контроля несоответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа, признании неправомерными действия (бездействия) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, признании незаконным Решение Ростовской таможни о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 06.12.2019; признании незаконным Уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 18 декабря 2019 года № 10313000/У2019/0000715 о необходимости уплаты таможенных пошлин, налогов.
Определением суда по делу от «30» января 2020 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «РТЛ-КАСТЭМЗ».
Представитель заявителя представил дополнительные документы в обоснование заявленного требования. Документы приобщены к материалам дела.
Представитель таможенного органа представил дополнительные пояснения, декларации. Документы приобщены к материалам дела.
Представитель заявителя поддержал заявленное требование в полном объеме.
Представитель третьего лица поддержал позицию заявителя, просил удовлетворить требование.
Представитель таможенного органа возражал против удовлетворения заявления.
В судебном заседании «19» мая 2020 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до «21» мая 2020 года до 14 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель таможенного органа ходатайствовал об отложении судебного заседания.
Представитель заявителя и представитель третьего лица возражали против удовлетворения ходатайства.
Рассмотрев заявленное ходатайство суд находит его подлежащим отклонению исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференцсвязи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Из анализа указанной нормы следует, что при указанных обстоятельствах отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле, является правом суда, а не его обязанностью.
Принимая во внимание, что отложение судебного заседания будет способствовать затягиванию спора, а у таможенного органа было достаточно времени для сбора и предоставления доказательств, суд отказывает в отложении судебного разбирательства.
Представитель заявителя просил признать недействительным решение таможенного органа.
Представитель третьего лица просил удовлетворить требование заявителя.
Представитель таможенного органа просил отказать в удовлетворении заявления, представил копию решения.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
ОАО «Донречфлот» под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ № 10313110/010719/0001631 помещен товар № 1 «грузовое морское судно - теплоход «Ахмат Кадыров», регистровый номер - 774392, номер ИМО - 8954946, позывной сигнал - UINU, дата постройки -14.04.1978, порт приписки - Таганрог, место постройки - Навашино, Россия, длина - 138.74 м, ширина -16.50 м, высота борта - 5.50 м, осадка судна - 3.77 м, валовая вместимость - 4963, чистая вместимость -2315 материал корпуса - сталь, мощность машин - 1324 квт, главные механизмы - тип - две, марка левого двигателя г-60 - 1 шт. заводской номер - 360, маркаправого двигателя г-60 - 1 шт. заводской номер - 347. дэдвейт - 5479 т., класс - KM*L4 R3-RSN. производитель: Навашинский судостроительный завод ОКА, товарный знак: отсутствует, количество: 1 шт.», код ТН ВЭД ЕАЭС 8901901000, таможенная стоимость 216840601.1 руб., ранее помещенный под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории по ДТ№ 10313110/260419/0000993.
Декларирование вышеуказанного товара осуществлялось таможенным представителем ООО «РТЛ – КАСТЭМЗ» (ИНН <***>, КПП 616301001, 344022, <...>, кабинет 4) на основании договора от 30.01.2017 № 0781 /АА/020.
ОАО «Донречфлот» заявлены льготы по уплате таможенных платежей предоставляемые в отношении судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, путем указания соответствующих сведений в графах 36, 44, 47 рассматриваемой ДТ.
04.07.2019 таможенным постом Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни осуществлен выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой по ДТ № 10313110/010719/0001631, с предоставлением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
В отношении товара теплоход «Ахмат Кадыров», помещенного под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ № 10313110/010719/0001631, с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов отделом таможенных платежей проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном декларировании товаров (Акт проверки документов и сведений после выпуска товаров от 25.11.2019 № 10313000/020/251119/А0059), в результате которой установлено, что в отношении продуктов переработки, задекларированных по ДТ № 10313110/010719/0001631, не соблюдены условия предоставления льгот, установленные пунктом 7 статьи 186 ТК ЕАЭС в связи с чем, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов предоставлены неправомерно.
По результатам таможенного контроля, проведенного в форме проверки документов и сведений в соответствии с пунктом 12 Порядка проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, утвержденного приказом ФТС России от 01.07.2016 № 1310 начальником таможни принято решение о проведении ведомственного контроля в отношении решения таможенного поста Речной порт Ростов-на-Дону о предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении продуктов переработки теплохода «Ахмат Кадыров», помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ № 10313110/010719/0001631
Решением об отмене (изменении) в порядке ведомственного контроля несоответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа, признании неправомерным действия (бездействия) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела от 29.11.2019 № 10313000/291119/120-р/2019 решение таможенного поста Речной порт Ростов-на-Дону Ростовской таможни о предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении продуктов переработки теплохода «Ахмат Кадыров», помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ № 10313110/010719/0001631 (товар №1), признано не соответствующим требованиям регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и отменено.
06.12.2019 Ростовской таможней принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ № 10313110/010719/0001631.
В связи с тем, что декларантом не представлены в таможенный орган в сроки, установленные пунктом 24 Порядока внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, утвержденного решением Коллегии ЕАЭС от 10.12.2013 №289, КДТ к ДТ № 10313110/010719/0001631, таможенным постом Речной порт Ростов-на-Дону самостоятельно заполнена КДТ к указанной ДТ 18.12.2019, в ДТ № 10313110/010719/0001631 внесены соответствующие изменения.
Поскольку в отношении продуктов переработки, задекларированных по ДТ № 10313110/010719/0001631, не соблюдены условия предоставления льгот, установленные пунктом 7 статьи 186 ТК ЕАЭС, соответственно в отношении теплохода «Ахмат Кадыров» как продукта переработки, помещенного под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ №10313110/010719/0001631 (товар №1), подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, налоги, исчисленные в соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 186 ТК ЕАЭС, а именно таможенные платежи в сумме 6 622 131,03 руб., в том числе ввозная пошлина - 1 324 426.21 руб., НДС - 5 297 704,82 руб.
В адрес ОАО «Донречфлот» направлено уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 18.12.2018 № 10313000/У2019/0000715, в адрес ООО «РТЛ-КАСТЭМЗ» - от 18.12.2018 № 10313000/У2019/0000716.
Заявитель, не согласился с вынесенным решением и уведомлением, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 указанного Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с ТК ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ТК ЕАЭС, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая ТК ЕАЭС, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором.
Согласно пункту 1 статьи 136 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.
Исходя из положений статьи 46 ТК ЕАЭС, к таможенным платежам, в частности, относится ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза. В соответствии с нормой статьи 49 ТК ЕАЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы), налогов.
Согласно пункту 1 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с подпунктами 5, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, пошлин, налогов, в том числе о льготах по уплате таможенных платежей, и сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары.
Исходя из положений пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно пункту 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании) установлено, что к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В соответствии со статьей 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ суда подлежат государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации, в том числе Российском международном реестре судов.
В соответствии с подпунктом 12 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, освобожден от взимания налога на добавленную стоимость.
На основании пункта 7.1.6 решения комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств-участников таможенного союза, также освобождаются от взимания таможенных пошлин. Для предоставления льготы, предусмотренной вышеуказанным пунктом, в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств - участников таможенного союза.
ОАО «Донречфлот» поместило грузовое морское судно - теплоход «Ахмат Кадыров» (номер ИМО - 8954946) 26.04.2019 под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории в соответствии с разрешением на переработку по ДТ № 10313110/260419/0000993.
С момента помещения морского сухогрузного теплохода «Ахмат Кадыров» (номер ИМО -8954946) под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории декларант взял на себя обязанности по соблюдению условий использования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (статья 132 ТК ЕАЭС) до ее завершения в порядке и на условиях, установленных ТК ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В случае помещения водных судов в качестве продуктов переработки вне таможенной территории под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подлежат применению нормы, предусмотренные главой 25 ТК ЕАЭС.
Как следует из п. 1 ст. 176 ТК ЕАЭС таможенная процедура переработки вне таможенной территории - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза в целях получения в результате совершения операций по переработке вне таможенной территории Союза продуктов их переработки, предназначенных для последующего ввоза на таможенную территорию Союза, без уплаты в отношении таких товаров Союза вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Согласно ст. 179 ТК ЕАЭС операции по переработке вне таможенной территории Союза включают в себя:
переработку или обработку товаров;
изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку;
ремонт товаров, включая их восстановление, замену составных частей, модернизацию.
При помещении товара (в том числе водного судна) под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, таможенная процедура завершается в порядке, определенном статьей 184 ТК ЕАЭС.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 184 ТК ЕАЭС до истечения установленного срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории действие этой таможенной процедуры завершается помещением продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а продуктов переработки товаров, которые вывозились с таможенной территории Союза для их безвозмездного (гарантийного) ремонта, - под таможенную процедуру реимпорта, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.
Особенности исчисления и уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении продуктов переработки при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления определены статьей 186 ТК ЕАЭС.
Так, согласно пункту 6 статьи 186 ТК ЕАЭС при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленных в соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 186 ТК ЕАЭС, если иное не установлено пунктом 7 статьи 186 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 7 статьи 186 ТК ЕАЭС при помещении продуктов переработки, полученных в результате совершения операций по переработке вне таможенной территории Союза в отношении иностранных товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, либо части таких товаров, если такие товары либо их части вывозятся с таможенной территории Союза для их ремонта и на момент помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории имеют статус иностранных товаров, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины, налоги, исчисленные в соответствии с пунктами 1-5 статьи 186 ТК ЕАЭС, не уплачиваются, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктом 11 статьи 136 ТК ЕАЭС в отношении этих иностранных товаров наступает срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Иных случаев освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов исчисленных в отношении продуктов переработки при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ТК ЕАЭС не предусмотрено.
Довод заявителя о наличии у него льготы по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС, предусмотренной пунктом 7.1.6 Решения КТС №130, несостоятелен.
Как было указано, в соответствии с пунктом 7 Решения КТС №130 установлено, что помимо тарифных льгот, установленных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, международными договорами Союза с третьей стороной и решениями Комиссии, предоставляются следующие тарифные льготы: от ввозной таможенной пошлины освобождаются плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - участников таможенного союза.
Для предоставления льготы, предусмотренной настоящим пунктом, в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств - участников таможенного союза (пункт 7.1.6).
Между тем, указанная льгота ранее была введена таможенным законодательством РФ. В соответствии с пунктом «с» статьи 35 Закона РФ от 21.05.1993 №5003-1 «О таможенном тарифе» от пошлины освобождались суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов. Для предоставления льготы, предусмотренной настоящим пунктом, в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в Российском международном реестре судов и копию документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в указанном реестре.
С 01.01.2006 также введен в силу пункт 12 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации, судов, подлежащих регистрации в Российской международном реестре судов.
Льгота, предусмотренная пунктом «с» статьи 35 Закона РФ «О таможенном тарифе», введена с 23.01.2006 в связи с созданием Российского международного реестра судов.
Порядок предоставления льготы утвержден Правительством Российской Федерации 16.07.2007 путем принятия Постановления №448 «О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов». В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов, освобождаются от обложения ввозной таможенной пошлиной при условии предоставления декларантом в таможенный орган таможенной декларации с приложением свидетельства о регистрации судна в Российском международном реестре и копии документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в реестре.
Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 №728 (далее - Порядок №728). В соответствии с пунктом 9 указанного Порядка плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при условии представления в таможенный орган свидетельства о регистрации судна в международном реестре судов, а также иных документов (платежных документов), установленных законодательством государства - члена Таможенного союза.
В случае непредставления указанных документов суда, регистрируемые в международном реестре, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при наличии обязательства о представлении указанных документов в течение 45 дней с даты регистрации декларации на товары. При исключении судна из международного реестра таможенная пошлина подлежит уплате не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из международного реестра, за исключением случаев фактического вывоза судна с таможенной территории Таможенного союза.
Таким образом, положения Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 №488, Порядка №728, пункт 7.1.6 Решения КТС №130 фактически дублируют ранее действовавший пункт «с» статьи 35 Закона РФ «О таможенном тарифе».
Согласно статье 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» под тарифной льготой понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины. Приведенной нормой также закреплено, что порядок предоставления льгот, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок применения изложенных выше норм свидетельствует о том, что право на освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей имеют плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, ввозимые на таможенную территорию в качестве товара, то есть задекларированные в декларации на товары. К отношениям по перемещению транспортных средств международной перевозки подлежит применению глава 38 ТК ЕАЭС.
То есть, указанная льгота установлена действующим законодательством только в отношении транспортных средств, регистрируемых в Российском международном реестре судов и ввозимых в качестве товаров в целях стимулирования экономического и промышленного развития государства.
В рассматриваемом случае, транспортное средство - теплоход «Ахмат Кадыров» (номер ИМО - 8954946) убыло с таможенной территории ЕАЭС как транспортное средство международной перевозки, которое 26.04.2019 декларантом помещено под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории в соответствии с разрешением на переработку по ДТ № 10313110/260419/0000993.
Согласно п. 1 ст. 272 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки перемещаются через таможенную границу Союза и используются на таможенной территории Союза или за ее пределами в порядке, установленном настоящей главой, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в порядке, установленном иными главами настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 272 ТК ЕАЭС положения настоящей главы применяются в отношении:
1) временно ввозимых на таможенную территорию Союза для завершения и (или) начала международной перевозки на такой территории и (или) за ее пределами транспортных средств международной перевозки (включая порожние), зарегистрированных в государствах, не являющихся членами Союза, за иностранными лицами;
2) временно вывозимых с таможенной территории Союза для завершения и (или) начала международной перевозки за пределами таможенной территории Союза транспортных средств международной перевозки, включая порожние:
зарегистрированных в государствах-членах за лицами государств-членов и являющихся
товарами Союза либо считающихся условно выпущенными товарами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 126 настоящего Кодекса, за исключением воздушных судов;
воздушных судов, используемых лицами государства-члена в целях международной перевозки,
являющихся товарами Союза либо считающихся условно выпущенными товарами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 126 настоящего Кодекса;
являющихся товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Исходя из положений действующего законодательства транспортные средства международной
перевозки, перемещаемые через таможенную границу Союза, могут иметь как статус товара Союза, так и иностранного товара.
Льгота по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных в отношении продуктов переработки при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ТК ЕАЭС, предусмотрена только в одном случае - при помещении продуктов переработки, полученных в результате совершения операций по переработке вне таможенной территории Союза в отношении иностранных товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.
Таким образом, исходя из совокупности взаимосвязи норм статей 176, 186, 272, 277 ТК ЕАЭС, целей предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС, предусмотренной пунктом 7.1.6 Решения КТС №130, учитывая, что теплоход «Ахмат Кадыров» помещен под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории в порядке, установленном главой 25 ТК ЕАЭС, имеет статус товара Союза и не является иностранным товаром, ранее помещенным под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, при завершении таможенной процедуры переработки вне таможенной территории помещением продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении продуктов переработки подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, налоги.
В соответствии положениями статьи 186 ТК ЕАЭС при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины исчисляются исходя из стоимости операций по переработке вне таможенной территории Союза. Стоимость операций по переработке вне таможенной территории Союза определяется как совокупность фактически понесенных расходов на операции по переработке (ремонту) и иностранные товары, использованные в процессе переработки (ремонта), если они не включены в расходы на операции по переработке (ремонту).
Довод заявителя со ссылкой на идентичность обстоятельств при предоставлении льгот т/х «СИБИРСКИЙ-2112» и настоящего дела отклоняется судом исходя из следующего.
ОАО «Донречфлот» под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления помещен по ДТ № 10313110/240418/0001304 товар № 1 «грузовое морское судно - т/х "СИБИРСКИЙ-2112", регистровый номер - 793618, номер ИМО - 7811044, позывной сигнал - UBXE8, дата постройки -24.04.1981, порт приписки - Таганрог, место постройки - Финляндия, Раума, длина наибольшая согласно классификационного свидетельства РМРС - 129.50 М ширина - 15.60 м, высота борта - 6.00 м, осадка судна - 3.72 м, валовая вместимость - 3743, чистая вместимость - 1122, дедвейт - 4376 т, материал корпуса - сталь, мощность машин - 1324 квт, главныемеханизмы - тип ДВС Г-60 (6ЧРН 36/45) - 2 шт, заводские номера - ЛГД - 420, ПГД - 419. КЛАСС - KM*L3 R2-RSN (4.5). производитель: Финляндия, Раума, товарный знак: отсутствует», код ТЫ ВЭД ЕАЭС 8901901000, таможенная стоимость 230725693.29 руб. ранее помещенный под таможенную процедуру переработке вне таможенной территории.
ОАО «Донречфлот» уплачены таможенные пошлины, налоги, исчисленные от стоимости операций по переработки товара.
Декларантом после выпуска товара подано заявление на таможенный пост Речной порт Ростов-на-Дону с целью внесения изменений в графы ДТ № 10313110/240418/0001304 и предоставлена копия свидетельства о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в Российском международном реестре судов от 28.03.2018 № 200166191, заверенная в установленном порядке, а также платежное поручение от 27.03.2018 № 1942, при этом графа 47 ДТ № № 10313110/240418/0001304 заполнена с особенностями исчисления таможенных платежей, установленных статьей 186 ТК ЕАЭС.
Срок действия разрешения на переработку № 10313110/170316/0000743 истек 17.03.2018. В соответствии с п.5 ст. 184 ТК ЕАЭС, по истечении установленного срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории действие этой таможенной процедуры прекращается.
Согласно п. 7 ст. 129 ТК ЕАЭС находящиеся за пределами таможенной территории Союза товары, в отношении которых действие таможенной процедуры прекращено, для дальнейшего нахождения за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, применимые в отношении товаров Союза, а для ввоза на таможенную территорию Союза -под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров.
В соответствии с п. 8 ст. 129 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры в соответствии с п. 7 ст. 129 ТК ЕАЭС после прекращения действия таможенных процедур в отношении таких товаров применяются положения ТК ЕАЭС без учета особенностей исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, предусмотренных ТК ЕАЭС, которые применяются при помещении товаров под таможенные процедуры для завершения действия соответствующих таможенных процедур.
Таким образом, в отношении товара №1, задекларированного по ДТ № № 10313110/240418/0001304, таможенные платежи подлежат исчислению в соответствие со ст. 136 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 7.1.6. решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от ввозной таможенной пошлины освобождаются плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств -участников таможенного союза.
В соответствии с п. 9 решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при условии представления в таможенный орган свидетельства о регистрации судна в международном реестре судов, а также иных документов (платежных документов).
В случае непредставления указанных документов суда, регистрируемые в международном реестре, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при наличии письменного обязательства о представлении указанных документов в течение 45 дней с даты регистрации декларации на товары. При исключении судна из международного реестра таможенная пошлина подлежит уплате не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из международного реестра, за исключением случаев фактического вывоза судна с таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации судно может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов на определенный срок с правом последующего продления этого срока или без установления срока регистрации судна.
Заявитель полагает, что с учетом положений пункта 2 статьи 277 ТК ЕАЭС в отношении временно вывезенного ТСМП, включенного в Российский международный реестр судов (РМРС), можно проводить любой ремонт судна, в том числе плановый (текущий), капитальный, модернизацию и иные его виды, без возникновения обязанности по его таможенному декларированию в соответствии с пунктом 3 статьи 277 ТК ЕАЭС и без уплаты таможенных платежей и НДС.
Как установлено судом, условия использования за пределами таможенной территории Союза временно вывезенных ТСМП определены статьей 277 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 277 ТК ЕАЭС за пределами таможенной территории ЕАЭС с временно вывезенными ТСМП допускается совершение операций по техническому обслуживанию и (или) ремонту (за исключением капитального ремонта, модернизации), необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза с таможенной территории ЕАЭС, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих ТСМП за пределами таможенной территории ЕАЭС; операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту; операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления временно вывезенных ТСМП после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории ЕАЭС.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 277 ТК ЕАЭС установлено, что в отношении временно вывезенных в качестве ТСМП водных судов, зарегистрированных в международных реестрах судов государств-членов ЕАЭС, допускается проведение операций по их техническому обслуживанию и (или) ремонту.
В соответствии с пунктом 3 статьи 277 ТК ЕАЭС совершение операций, не предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 277 ТК ЕАЭС, в отношении находящихся за пределами таможенной территории Союза временно вывезенных ТСМП (за исключением ТСМП, являющихся товарами, помешенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска)), допускается при условии помещения этих ТСМП под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
На основании пункта 4 статьи 277 ТК ЕАЭС в отношении ТСМП, являющихся товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), и находящихся за пределами со таможенной территории ЕАЭС, допускается совершение операций, не предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 277 ТК ЕАЭС, без их помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в размере, исчисленном в соответствии со статьей 186 ТК ЕАЭС, в отношении продуктов переработки.
Совокупность указанных выше норм свидетельствует о том, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не возникает при проведении операций по техническому обслуживанию и (или) ремонту ТСМП, являющихся на момент временного вывоза:
-зарегистрированными в государствах-членах ЕАЭС за лицами государств-членов ЕАЭС, являющимися товарами ЕАЭС и зарегистрированными в установленном порядке в РМРС;
-помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и условно выпущенными в связи с предоставлением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 7.1.6 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» и пунктом 12 статьи 150 НК РФ;
-помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с предоставлением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 7.1.6 Решения и пунктом 12 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ.
В рассматриваемом случае, транспортное средство - теплоход «Ахмат Кадыров» (номер ИМО -8954946) убыло с таможенной территории ЕАЭС как транспортное средство международной перевозки, и не завершив процедуру временного вывоза обратным ввозом транспортного средства международной перевозки на территорию ЕАЭС, 26.04.2019 поместило транспортное средство в качестве товара под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории в соответствии с разрешением на переработку по ДТ № 10313110/260419/0000993.
Следовательно, поместив теплоход «Ахмат Кадыров» (номер ИМО - 8954946) под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, общество обязано соблюдать условия и требования данной процедуры.
Таким образом, в отношении продуктов переработки, задекларированных по ДТ № 10313110/010719/0001631, не соблюдены условия предоставления льгот, установленные пунктом 7 статьи 186 ТК ЕАЭС, а в отношении теплохода «Ахмат Кадыров» как продукта переработки, помещенного под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ № 10313110/010719/0001631 (товар №1), подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, налоги, исчисленные в соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 186 ТК ЕАЭС.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поскольку в удовлетворении требований заявителя отказано, постольку не подлежат удовлетворению требования заявителя о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя.
При отказе в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 169-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Ю.В. Лебедева