АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»
http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
«30» апреля 2013 года Дело №А53-4674/2013
Резолютивная часть решения объявлена «25» апреля 2013 года
Полный текст решения изготовлен «30» апреля 2013 года
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Тютюника П.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Амбарян А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области (ОГРН 1106195000713 ИНН 6163100563)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>)
о взыскании 113 393 руб.,
при участии:
от истца – представитель ФИО2 (доверенность от 16.01.2013);
от ответчика – ИП ФИО1 (паспорт);
установил:
Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области обратился в суд с иском к ИП ФИО1 о взыскании 113 393 руб.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что 15.07.2011 между истцом и ответчиком был заключен договор № 148 о предоставлении субсидии. В соответствии с условиями указанного договора ответчик принял на себя обязательство по созданию и сохранению одного рабочего места со среднемесячной оплатой труда не менее 9 200 руб. на период действия договора. Указанное обязательство ответчик не исполнил, в связи с чем истцом 25.12.2012 было направлено в адрес ответчика уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке и необходимости возврата полученной субсидии в размере 113 393 руб. Просит суд взыскать с ответчика в доход бюджета Ростовской области субсидию в размере 113 393 руб.
Ответчик ИП ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что условия спорного договора о создании собственного дела ею исполнены в полном объеме, денежные средства, полученные в виде субсидии, использованы по целевом назначению, направлены на возмещение части затрат по приобретению оборудования для швейных мастерских. Обязанность по созданию рабочего места ответчиком также выполнена, создано рабочее место швеи, ответчик неоднократно обращалась в ГКУ РО «Центр занятости населения г.Ростова-на-Дону» с заявлением о размещении вакансии швеи, регулярно размещала объявления в СМИ, однако квалифицированный работник на предложенную вакансию с размером заработной платы на уровне 9 200 руб. не был найден. Просит суд в иске отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя истца и ответчика, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области № 104 от 23.03.2006 «О порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела» 15.07.2011 между Департаментом инвестиций и предпринимательства Ростовской области (департамент) и ИП ФИО1 (получатель субсидии) заключен договор о предоставлении субсидии № 148, предметом которого является предоставлении департаментом получателю субсидии за счет средств областного бюджета субсидии в целях возмещения части затрат по организации собственного дела (КБК 827 0412 345 0100 006 242).
На основании пункта 2.2 договора получатель субсидии обязался организовать собственное дело на территории г.Ростова-на-Дону (пункт 2.2.1), принять бюджетные средства, направленные на возмещение части затрат на оборудование на общую сумму 161 990 руб. (пункт 2.2.2), создать в сроки, указанные в бизнес-плане, 1 рабочее место, среднемесячную оплату труда не менее 9200 руб. (пункт 2.2.3), обеспечить сохранение всех созданных рабочих мест и размер средней оплаты труда на период действия договора (пункт 2.2.4), предоставлять по запросу департамента необходимую информацию для осуществления последним контроля за исполнением обязательств по договору (пункт 2.2.7).
Департамент обязуется перечислить субсидию после поступления бюджетных средств на расчетный счет департамента в размере и порядке, установленными постановлением Администрации области № 104 от 23.03.2006 и договором (пункт 2.3 договора).
Сумма субсидии по договору составляет 113 393 руб. (пункт 3.1 договора).
Перечисление субсидии осуществляется департаментом на расчетный счет получателя субсидии в течение 5 рабочих дней со дня получения денежных средств (пункт 3.2 договора).
В соответствии с пунктом 6.1 договора настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 25 декабря 2012 года.
Истцом обязательства по договору исполнены, субсидия в сумме 113 393 руб. перечислена на расчетный счет ответчика платежным поручением № 4762292 от 10.11.2011.
Пунктом 22 Положения о порядке предоставления субсидий начинающим предпринимателям на компенсацию затрат по организации собственного дела (утверждено постановлением Администрации района от 20.05.2009 № 134) установлено, что для осуществления контроля за соблюдением условий договора Администрация района ежеквартально проводит проверку выполнения обязательств получателями субсидий на основании предоставленных ими отчетов.
Из представленного ответчиком отчета получателя поддержки установлено, что ответчиком нарушены условия договора, ответчиком не исполнены обязательства по созданию и сохранению одного рабочего места со среднемесячной оплатой труда не менее 9 200 руб. на период действия договора (пункты 2.2.3 и 2.2.4 договора). 25.12.2012 истцом в адрес ответчика направлено уведомление № 20/3754/1 о расторжении договора в одностороннем порядке и необходимости возврата полученной субсидии в размере 113 393 руб. в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления. В установленный срок субсидия истцу возвращена не была, что и послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Правовые последствия неисполнения ответчиком указанных обязательств приведены в 4.1 договора. Согласно данному пункту в случае установления фактов неисполнения получателем субсидии обязательств, указанных в п. 2.2 договора, либо установлении факта представления недостоверных сведений, а также необоснованного получения субсидии, департамент предпринимательства принимает решение об отказе в предоставлении субсидии и/или о возврате субсидии и расторгает договор в одностороннем порядке в соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Областного закона Ростовской области от 13.05.2008 № 20-ЗС «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в Ростовской области, также оказывается организационная поддержка в виде:
1) создания условий для расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к финансовым ресурсам банковских учреждений и микрофинансовых организаций;
2) содействия устранению административных барьеров, координации деятельности органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорные и разрешительные функции, в части снижения уровня излишнего администрирования;
3) обеспечения открытости процедур предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Положением о порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела, утвержденным Постановлением Администрации РО от 23 марта 2006 года № 104 установлен порядок использования средств областного бюджета, направляемых на предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела.
Пунктами 2, 3, 4 Положения предусмотрено, что субсидия предоставляется субъекту малого предпринимательства при условии осуществления предпринимательской деятельности не более 1 года со дня государственной регистрации, средства областного бюджета, предусмотренные на предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела, выделяются на возмещение части затрат, указанных в бизнес-плане начинающего предпринимателя, произведенных с даты государственной регистрации начинающего предпринимателя до даты регистрации заявки на предоставление субсидии заявка, субсидия предоставляется в размере 70 процентов от фактически произведенных затрат, но не более 200 тыс. рублей.
Из пункта 4 Положения следует, что средства областного бюджета, предусмотренные на предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела, направляются на возмещение затрат, в том числе стоимости приобретенных основных средств и материалов в соответствии с бизнес-планом начинающего предпринимателя.
Пунктом 20 Положения предусмотрено, что в случае выявления фактов представления недостоверных сведений или нарушения условий договора министерство экономики области принимает решение о полном или частичном возврате субсидии с выплатой штрафных санкций в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы субсидии, подлежащей возврату за каждый день использования бюджетных средств с момента их получения получателем субсидии до момента их возврата в областной бюджет.
Таким образом, из содержания и смысла Областной целевой программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 - 2011 годы и Положения следует, что субсидия для начинающего предпринимателя выделялась на цели организации собственного дела путем возмещения части затрат на создание рабочего места.
Из текста договора о предоставлении субсидии № 148 от 15.07.2011 следует, что его основной целью является организация начинающим предпринимателем собственного дела. При этом, предпринимателю в ходе организации собственного бизнеса следовало обеспечить создание рабочего места с определенной среднемесячной зарплатой, сохранить это место на период действия договора, предоставлять по запросу департамента необходимую информацию для осуществления последним контроля по исполнению договора.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ИП ФИО1 выполнены условия договора об организации собственного дела (ателье по пошиву одежды), которое действует по настоящее время, в подтверждение чего в материалы дела представлены договоры аренды нежилого помещения от 01.07.2010, от 01.06.2011. от 01.05.2012, от 01.04.2013, налоговые декларации по ЕНВД, денежные средства, полученные в виде субсидии, направлены на возмещение части затрат по приобретению оборудования для швейных мастерских, в обоснование чего в материалы дела представлены договор купли-продажи оборудования № 1105 от 11.05.2011, товарная накладная № 194 от 13.05.2011, платежное поручение № 2 от 12.05.2011.
Ответчиком в материалы дела представлены приказы № 2 от 21.06.2010, № 4 от 12.01.2011, № 7 от 16.01.2012, № 9 от 14.01.2013 об утверждении штатного расписания, а также штатные расписания на 2010, 2011, 2012, 2013 годы с составом в количестве 1 единица и общим фондом заработной платы 8 000-9 200 руб. в месяц.
Ответчик неоднократно обращалась в ГКУ РО «Центр занятости населения г.Ростова-на-Дону» с заявлением о размещении вакансии швеи, что подтверждается справкой ГКУ РО «Центр занятости населения г.Ростова-на-Дону» № 43.20/2535 от 23.04.2013, согласно которой в регистре работодателей ИП ФИО1 зарегистрирована с 23.06.2010, сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) подавались работодателем в следующие периоды: с 23.06.2010 по 19.11.2010 (швея-закройщик з/п 7 000 руб.), с 26.07.2011 по 06.12.2011 (швея з/п 10 000 руб.), с 02.04.2012 по 21.06.2012 (швея-портной з/п 9 000 руб.), с 21.06.2012 по 24.10.2012 (швея-портной з/п 10 000 руб.), с 13.11.2012 по 19.03.2013 (швея-портной з/п 16 000 руб.), с 13.11.2012 по 19.03.2013 (швея з/п 15 000 руб.), с 17.04.2013 (швея-портной з/п 9 200 руб.).
Кроме того, в материалы дела представлены копии вырезок из газет «Донская биржа труда», «Работа в твоих руках» с объявлениями о вакансии портного в ателье одежды, квитанции об оплате за размещение объявления, из которых усматривается, что ИП ФИО1 регулярно размещала объявления в СМИ об имеющейся вакансии, однако квалифицированный работник на предложенную вакансию с размером заработной платы на уровне 9 200 руб. не был найден.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки.
Статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимает их использование на цели, не соответствующие условиям получения. Нарушение требований о целевом использовании средств бюджета влечет, в частности, изъятие бюджетных средств, которые использованы юридическим лицом (получателем) не по целевому назначению.
Судом установлено, что фактически цели, обозначенные спорным договором, достигнуты, бюджетные средства истрачены по целевому назначению в соответствии с условиями данного договора, начинающим предпринимателем было создано собственное дело, было создано 1 рабочее место со среднемесячной оплатой труда 9 200 рублей, т.е. выполнены условия п.2.2.3 договора о предоставлении субсидии, были предприняты необходимые меры для поиска квалифицированного работника на имеющуюся вакансию, которая не была замещена в связи с отсутствием квалифицированных работников. Истец не доказал, что ответчиком умышленно не заполнена вакансия, что указанное не связано с дефицитом квалифицированных работников.
Суд, учитывая социальную значимость вопроса, также считает необходимым отметить, что обратное взыскание всей суммы субсидии по настоящему делу, которая для начинающего предпринимателя является значительной и, по своей сути, носила безвозвратный характер, может негативно отразиться на развитии собственного дела начинающего предпринимателя и ликвидировать бизнес физического лица, что не согласуется с целями Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, принимая во внимание, что основная цель договора была достигнута, а также учитывая социальную значимость вопроса и факт предоставления субсидии в рамках социальной программы, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 169-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья П.Н. Тютюник