ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-47280/19 от 18.03.2020 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«25» марта 2020г.                                                                                Дело №А53-47280/2019

Резолютивная часть решения объявлена «18» марта 2020г.

Полный текст решения изготовлен «25» марта 2020г.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи Пименова С.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дю А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия Матвеево-Курганского района «Водоканал» (ИНН 6119007974, ОГРН 1166196078157)

к  Северо-Кавказскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 122301623684)

о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,

при участии:

от заявителя: Коваленко В.Н., представителя по доверенности от 02.09.2019;

от заинтересованного лица: Бондаренко А.Н., представителя по доверенности от 13.01.2020,

установил:

муниципальное унитарное предприятие Матвеево-Курганского района «Водоканал»  (далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Северо-Кавказскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) о признании незаконным постановления от 10.12.2019 №386/13/19  о назначении административного наказания по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначенного размера штрафа.

В судебном заседании представитель Предприятия поддержал заявленные требования в полном объёме, подал ходатайство о приобщении к материалам дела письменных доказательств. Суд удовлетворил ходатайство.

Представитель Управления, требования заявителя не признал, по доводам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, судом установлено следующее.

В период с 28.08.2019 по 11.09.2019 государственным инспектором МОН ГТС Зыбиной С.В. в соответствии с распоряжением Управления от 22.08.2019 №3950-Р проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований в области безопасности гидротехнических сооружений.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

- не аттестованы руководители и специалисты, обеспечивающие эксплуатацию комплекса гидротехнических сооружений, что является нарушением ст.9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.199 №117-ФЗ, пункта 3, подпункта «д» пункта 4, пункта 24 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 №37.

Обществу выдано предписание от 10.09.2019 для устранения выявленных нарушений в срок до 11.10.2019.

Невыполнение предписания в установленный срок является основанием для привлечения лица к административной ответственности в соответствии со ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях.

29.10.2019 в 15 час. 00 мин. проведена внеплановая документарная проверка Общества на предмет выполнения ранее выданного предписания от 10.09.2019 №83/13/1.

В ходе проведения проверки установлено, что Обществом не выполнены требования ранее выданного предписания от 10.09.2019 №83/13/1, а именно:

- не выполнен пункт 1 предписания: не аттестованы руководители и специалисты, обеспечивающие эксплуатацию комплекса гидротехнических сооружений, что является нарушением статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.199 № 117-ФЗ, пункта 3, подпункта «д» пункта 4, пункта 24 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 №37.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 29.10.2019 №106/13.

29.10.2019 Управлением выдано Предприятию повторное предписание №106/13/1 по устранению выявленных нарушений в срок до 29.11.2019.

26.11.2019 установив указанные обстоятельства, в связи с не устранением ранее выявленного нарушения (предписание от 10.09.2019 №83/13/1) действующего законодательства Управлением был составлен протокол об административном правонарушении №386/13 по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

10.12.2019 государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Зыбина С.В., рассмотрев протокол об административном правонарушении от 26.11.2019 №386/13 и приложенные к нему документы вынес постановление №386/13/19, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400000  рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьёй 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области суд с заявлением.

Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (постановление).

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырёхсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Федеральный закон от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон №117-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

 В силу 8 Федерального закона №117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

- обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

- представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

- осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

- непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

-осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

- необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N 1365 установлен порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, в том числе категории работников, проходящих аттестацию, случаи проведения внеочередной аттестации и категории работников, проходящих аттестацию в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти.

Из материалов дела следует, что в ходе проведённой управлением проверки установлено, что заявитель не произвёл аттестацию руководителей и специалистов, обеспечивающих эксплуатацию комплекса гидротехнических сооружений, что является нарушением ст.9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.199 № 117-ФЗ, пункта 3, подпункта «д» пункта 4, пункта 24 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 №37 (Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 №1365).

Управлением было вынесено распоряжение от 22.08.2019 №3950-Р о проведении внеплановой выездной проверки в отношении заявителя о соблюдении им обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений.

По результатам проверки установлено, что Общество не выполнило в установленный срок законного предписания Управления.

Документы, подтверждающие выполнение пунктов ранее выданного предписания, со стороны заявителя не были предоставлены, что и послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 11 статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, предписание Управления от 10.09.2019 №83/13/1 направлено на устранение нарушений законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений, вынесено в пределах предоставленных ему полномочий и соответствует действующему законодательству.

Неисполнение Обществом предписания Управления  посягает на общественные отношения в сфере обеспечения безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений. Общество игнорирует обязательные для исполнения указания органа государственного технологического надзора.

Согласно части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырёхсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения является уста­новленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъ­ектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).

Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Судом установлено и материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.   Заявитель при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, обязано было выполнить требования, изложенные в предписании Управления.

Таким образом, Управлением выдано законное и обоснованное предписание, установлен обоснованный и разумный срок для устранения нарушений, предписание получено Обществом своевременно.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение указанного выше правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истёк.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.

Факт совершения Обществом правонарушения подтверждается материалами дела, заявителем не оспаривается, что свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Принимая во внимание, что факт нарушения доказан, материалами дела подтверждён, правонарушение квалифицированно правильно, размер применённого административного штрафа соответствует характеру совершенного правонарушения, то заявленные требования общества не подлежат удовлетворению.

При этом, совершение указанного правонарушения в данном случае нельзя признать малозначительным по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении Общества к формальным требованиям публичного права.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у Общества реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.

Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.

Рассмотрев довод Общества о наличии оснований для снижения назначенного штрафа ниже низшего предела санкции части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд находит обоснованным.

Судом пришёл к выводу о том, что наложение на Общество административного штрафа в установленных соответствующей санкцией пределах – 400000 руб., не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечёт избыточное ограничение прав заявителя.

Учитывая конкретные обстоятельства совершённого правонарушения, назначенный Обществу административный штраф не отвечает требованиям статей 3.5, 4.1 и 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не согласуется с принципами разумности и неотвратимости юридической ответственности и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах суд считает возможным, уменьшить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа, до 200000 рублей. 

Остальные доводы Общества, положенные в основу заявленных требований, не могут повлиять на выводы суда по делу в силу представленных доказательств, поскольку являются необоснованными и не подтверждёнными материалами дела.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения, арбитражный суд, в том числе, решает вопрос о распределении судебных расходов.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения Управления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

С учётом изложенного, суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.

Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от  10.12.2019 №386/13/19 о назначении административного наказания в части размера административного штрафа, превышающего 200000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказать.

            Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения,  через Арбитражный суд Ростовской области.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через Арбитражный суд Ростовской области, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                                         С.В. Пименов