АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
27 июня 2011 года. Дело № А53-4734/11
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2011 года .
Полный текст решения изготовлен 27 июня 2011 года.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи И.П. Комурджиевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дрижак Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО2
к администрации г. Ростова-на-Дону
о признании незаконными действия администрации г. Ростова-на-Дону, выраженные в непредставлении ответа на обращение от 28.12.2010,
об обязании администрации г. Ростова-на-Дону предоставить ответ на коллективное обращение от 28.12.2010 в трехдневный срок с момента вступления решения суда в законную силу,
об обязании администрации г. Ростова-на-Дону привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении срока рассмотрения обращения от 28.12.2010
при участии:
от заявителя: не явился
от заинтересованного лица: ФИО1 –доверенность от 13.01.2011 №1/4
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО2 обратился в арбитражный суд Ростовской области с заявлением к администрации г. Ростова-на-Дону о признании незаконными действия администрации г. Ростова-на-Дону, выраженные в непредставлении ответа на обращение от 28.12.2010, об обязании администрации г. Ростова-на-Дону предоставить ответ на коллективное обращение от 28.12.2010 в трехдневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, об обязании администрации г. Ростова-на-Дону привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении срока рассмотрения обращения от 28.12.2010.
Заявитель , извещенный судом о дате и времени судебного заседания не явился, представителя не направил.
Представитель административного органа предоставил дополнение к отзыву, возражал против удовлетворения требований.
Судом установлено следующее.
28 декабря 2010 года заявитель подал, в том числе за своей подписью , коллективное обращение организаций, осуществляющих инженерные изыскания в области строительства и кадастровых работ в отношении объектов недвижимости в администрацию города Ростова-на-Дону, адресованное первому заместителю главы Администрации города ФИО3.
В последнем абзаце указанного обращения было указано, что ответ просим направить в письменном виде по домашнему адресу ФИО2.
Ответ на коллективное обращение истцом на момент обращения в суд не был получен.
Заявитель полагает, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Уведомление о продлении срока рассмотрения коллективного обращения заявитель не получал.
Заявитель просит суд в соответствии со статьей 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признать незаконными действия администрации города Ростова-на-Дону, выраженные в не предоставлении ответа на коллективное обращение организаций, осуществляющих инженерные изыскания в области строительства и кадастровые работы в отношении объектов недвижимости от 8.12.2010 года в установленные законом сроки;
обязать администрацию города Ростова-на-Дону предоставить ответ на коллективное обращение организаций, осуществляющих инженерные изыскания в области строительства и кадастровые работы в отношении объектов недвижимости от 28.12.2010 года в трехдневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию города Ростова-на-Дону, в соответствии с законодательством РФ, привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении сроков рассмотрения коллективного обращения организаций, осуществляющих инженерные изыскания в области строительства и кадастровые работы в отношении объектов недвижимости от 28.12.2010 года.
Администрация города Ростова-на-Дону в лице представителей полагает, что администрация не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку обращение было направлено в адрес должностного лица, закон №59-ФЗ распространяется на порядок рассмотрения обращений граждан, действует в отношении физических лиц. Обращение заявителя направлено в интересах предпринимательской деятельности, не относится к деятельности граждан , следовательно, к нему не подлежит применению ФЗ №59-ФЗ.
В тоже время, администрация города пояснила, что в силу требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в адрес заявителя администраций города направлен ответ 21.03.2011 № 5/250. Учитывая, что Законом № 59-ФЗ не установлен порядок рассмотрения коллективных обращений организаций и юридических лиц, а, вопросы, поставленные в нем, требовали получения информации не только от должностных лиц администрации города, но и администрации Ростовской области для подготовки ответа требовалось определенное время. В подтверждении отправки простой корреспонденции предоставлен реестр отправки.
Суд, изучив представленные документы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Письменное обращение заявителя , не может быть квалифицировано как обращение гражданина. Изложенная гражданином в письме просьба о предоставлении информации об инженерных изысканиях и кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства и объектов недвижимости лицами, имеющими свидетельства о допуске к определенному виду работ и квалификационных аттестатов кадастровых инженеров касается предпринимательской деятельности заявителя. Этот запрос так же не означал, что администрация города была лишена права или возможности направить заявителю в ответ на письмо мотивированный ответ с изложением позиции администрации по поводу просьбы.
Правоотношения, сложившиеся между заявителем и администрацией города Ростова-на-Дону по поводу поданного письменного обращения от 28.12.10 г., являются публично-правовыми и возникают из публичной функции органа местного самоуправления по рассмотрению поступающих к нему заявлений и обращений. Администрация города обязана рассматривать в общем порядке все поступающие к нему обращения, вне зависимости от того, связывают ли этот орган местного управления с заявителем дополнительно гражданско-правовые отношения, или нет.
Исходя из этого, муниципальное учреждение было обязано рассмотреть поступившее к нему обращение заявителя .
В соответствии со ст. 8 закона N 149-ФЗ, организация имеет право на получение от органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности (п. 3).
Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (п. 5).
Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд (п. 6).
В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством (п. 7).
Действующее законодательство прямо не предусматривает общего порядка рассмотрения заявлений и обращений юридических лиц.
Однако, в силу ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
На основе системного толкования приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации в определении от 22.04.04 г. N 213-О разъяснил, что такие права, закрепленные в ст. ст. 33, 29 Конституции Российской Федерации, как право на свободный поиск, получение информации любым законным способом, право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления могут принадлежать как гражданам (физическим лицам), так и их объединениям (юридическим лицам).
Исходя из изложенного, процедура рассмотрения органами местного самоуправления обращений индивидуальных предпринимателей по аналогии права регламентируется законодательством, регламентирующим процедуру рассмотрения обращений граждан.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 06.10.03 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон N 131-ФЗ), граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (п. 1).
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Законом N 59-ФЗ (п. 2).
За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3)
В соответствии со ст. 9 закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу п. 1 ст. 12 закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (п. 1).
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (п. 2).
Согласно ст. 15 закона N 59-ФЗ лица, виновные в нарушении Закона N 59-ФЗ, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статьей 16 закона N 59-ФЗ установлено, что гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 N 15АП-3790/2009 по делу N А32-719/2009.
Согласно статьи 11 Областного закона Ростовской области от 18.06.2006 №540-ЗС «Об обращении граждан» письменное обращение, поступившее в орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (п. 1).
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 9 настоящего Областного закона, руководитель органа , должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений в том числе должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
При рассмотрении дела в суде администрация города Ростова-на-Дону пояснила, что в силу требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в адрес заявителя администраций города направлен ответ 21.03.2011 № 5/250. Учитывая, что Законом № 59-ФЗ не установлен порядок рассмотрения коллективных обращений организаций и юридических лиц, а, вопросы, поставленные в нем, требовали получения информации не только от должностных лиц администрации города, но и администрации Ростовской области для подготовки ответа требовалось определенное время. В подтверждении отправки простой корреспонденции предоставлен реестр отправки.
В связи с чем, оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания незаконными действия администрации г. Ростова-на-Дону, выраженные в непредставлении ответа на обращение от 28.12.2010, об обязании администрации г. Ростова-на-Дону предоставить ответ на коллективное обращение от 28.12.2010 в трехдневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, не имеется.
В тоже время ,судом установлено и заявитель на это обращает внимание в заявлении, что обратился в администрацию города Ростова-на-Дону согласно входящего штампа, 28.12.2010 .
Исходя из ответа администрации, он направлен в адрес истца 21.03.2011 № 5/250.
Таким образом, имело место нарушение срока направления ответа заявителю .Ответ должен был быть дан не позднее 28.01.2011 года, продления срока не было.
В связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению в части признания незаконными действий администрации г. Ростова-на-Дону, выраженных в нарушении срока рассмотрения обращения индивидуального предпринимателя ФИО2 от 28.12.2010, предоставления ответа.
Требования заявителя об обязании администрации г. Ростова-на-Дону привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении срока рассмотрения обращения от 28.12.2010 также не подлежат удовлетворению, поскольку не предусмотрены главой 24 Арбитражного процессуального кодекса.
При подаче заявления в суд ФИО2 оплатил государственную пошлину 200 рублей согласно квитанции банка от 22.03.2011 .В связи с частичным удовлетворением требований государственная пошлина не подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
признать незаконными действия администрации г. Ростова-на-Дону, выраженные в нарушении срока рассмотрения обращения индивидуального предпринимателя ФИО2 от 28.12.2010, предоставления ответа, установленного статьей 12 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" , статьей 11 Областного закона Ростовской области от 18.06.2006 №540-ЗС «Об обращении граждан» .
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья И.П.Комурджиева