ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-4910/15 от 18.05.2015 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   18 мая 2015 г.

Полный текст решения изготовлен            18 мая 2015 г.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Чернышевой И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мищенко Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области

к  Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

о  привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 13.01.2015, представитель  ФИО2 по доверенности от  13.01.2015,

от лица, привлекаемого к административной ответственности:  представитель ФИО3 по доверенности от 20.02.2015,

установил:

            Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее –  ФГУП «Почта России»)  к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 04.03.2015 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 АПК РФ.

В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства, в  связи с  необходимостью  объединения  в одно производство однородных дел для совместного их рассмотрения № А53-4910/15 и № А53-4912/15, поскольку административным органом возбуждены  дела  об АП, выявленных  по результатам  рассмотрения  одного обращения.

           Поскольку предметами спора по делам № А53-4910/15 и № А53-4912/15,    является событие одного правонарушения о привлечении к административной ответственности по  части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, в делах участвуют одни и те же лица, в основу заявленных требований положены аналогичные обстоятельства, следовательно, данные дела являются однородными, суд, признав целесообразным совместное рассмотрение этих дел, руководствуясь частью 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости объединения их в одно производство.

Определением от 20.04.2015 суд объединил дела № А53-4910/15 и № А53-4912/15, в одно производство  с присвоением единого номера объединенному делу № А53-4910/15.

            Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования.

            Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Изучив  материалы дела, суд   находит заявление,  подлежащим  удовлетворению по следующим основаниям.

            Как  следует  из материалов дела и   установлено  судом, Управлением 16.02.2015 в результате анализа поступивших документов, полученных в период рассмотрения обращения ФИО4 и документов, поступивших из УФПС РО-филиала ФГУП «Почта России», по вопросу некачественного оказания услуг почтовой связи сотрудниками ОПС № 344113 в части не вручения заказного письма разряда «Судебное» № 34406880086832, было выявлено нарушение п. 5 Лицензионных требований по осуществлению деятельности в соответствии с лицензией № 108074 на оказание услуг почтовой связи, ст. 4 Федерального закона от 17 июля 1999  «О почтовой связи», п. п. 1, 2 ст. 73 Федерального закона от 23.07.2008 № 160, п. 46 «в» Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденные приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, п.п. «а» 4 нормативов частоты сбора из почтовых ящиков обмена, Перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006  № 160, приказа ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005  № 343 «О введении в действие «Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебные», необеспечения качественного предоставления услуг почтовой связи отделением почтовой связи Ростов-на-Дону 344113 Ростовского-на-Дону почтамта УФПС Ростовской области - филиала ФГУП «Почта России», в части нарушения порядка доставки регистрируемого почтового отправления разряда «Судебные», а именно нарушения сроков доставки, нарушения сроков доставки и порядка вручения вторичных извещений ф. 22-в к заказному письму разряда «Судебное» № 34406880086832 поступившего в адрес ФИО4 и замедления доставки 07.01.2015 адресатам 108 заказных писем на 1 день.

              Указанные  обстоятельства явились основанием  для составления в отношении «ФГУП «Почта России» от 18.02.2015 протоколов  № 20150235 и № 20150236 об административном правонарушении  по признакам наличия в его действиях   состава административного правонарушения, ответственность  за которое  установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с последующим  направлением материалов  административного дела  по подведомственности в арбитражный  суд для  рассмотрения и принятия  по ним  решения.

При принятии решения  суд руководствовался следующим.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статья 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" закрепляет, что в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включен требования,  соблюдение  которых  является  необходимым    условием  осуществления  деятельности

          В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона РФ от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан, в том  числе  оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

В статье 47 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» предусмотрено, что операторы почтовой связи обязаны, в том числе: а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведен в разделе ХХ Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87.

Предприятие имеет лицензию N 108074 на предоставление услуг почтовой связи, выданную Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия 11.04.2013 сроком действия до 11.04.2018.

Управление в протоколах № 20150235 и № 20150236 об административном правонарушении указывает на то, что ФГУП Почта России допущены нарушения пункта 5 лицензии, согласно которому лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (ПОУПС),  данное постановление утратило силу в связи изданием постановления Правительства Российской Федерации N 45 от 23.01.2015.

Согласно ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Следовательно, совершенное административное правонарушение с 06.01.2015 по 08.01.2015 рассматривается судом на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Порядок оказания услуг почтовой связи регулировались правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.

Исходя из толкования вышеуказанных норм, Минкомсвязи России также является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным утверждать правила оказания услуг почтовой связи.

Согласно п. 5 Лицензии лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ.

Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи", то есть с 23.01.2015.

В рассматриваемом случае необходимо внесение изменений в лицензию.

Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг; согласно п. 46 «в» Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденные приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами регламентирующими деятельность в области связи.

Пунктом 2 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160, предусмотрено, что норматив частоты обмена письменной корреспонденцией между объектами почтовой связи устанавливается в соответствии с частотой доставки письменной корреспонденции на эти объекты почтовой связи.

Из пункта 4 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 усматривается, что нормативы частоты доставки письменной корреспонденции составляют:

а) на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день;

б) на территории административных центров муниципальных районов - не реже 5 дней в неделю не менее 1 раза в день;

в) на территории иных поселений - не реже 3 дней в неделю 1 раз в день. 

Не соглашаясь с  доводами  представителя  предприятия о том, что 7 января  общегосударственный  праздничный  день, и доставка  писем  не осуществлялась на законных основаниях, суд считает необходимым отметить следующее.

Так, в п. 5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи от 8 сентября 2003 г. N 112 (утв. Приказом Минсвязи России от 8 сентября 2003 г. N 112) указано, что применение сверхурочных работ допускается в случаях, предусмотренных ст. 99 Трудового кодекса РФ, а также в следующих исключительных случаях, в том  числе и  при обработке повышенного телефонного, телеграфного и почтового обменов накануне праздничных дней (1, 2 и 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1, 2 и 9 мая, 12 июня, 7 ноября и 12 декабря);

Привлечение к сверхурочным работам в указанных исключительных случаях допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации.

Трудовой кодекс РФ предусматривает особый порядок оплаты сверхурочных работ.

На основании поступившего обращения ФИО4 в УФПС Ростовской области - филиала ФГУП «Почта России» была запрошена информация по порядку доставки заказного письма разряда «Судебное» № 34406880086832 отделением почтовой связи Ростов-на-Дону 344113 Ростовского на-Дону почтамта с приложением подтверждающих документов.

Из информации, полученной из УФПС Ростовской области - филиала ФГУП «Почта России» (вх. от 09.02.2015 № 1800/61) и приложенных копий документов установлено следующее.

Заказное письмо разряда «Судебное» № 34406880086832 на имя ФИО4 проживающей по адресу: пр. Космонавтов, д. 27, кв. 3, <...> поступило в отделение почтовой связи Ростов-на-Дону 344113 Ростовского-на-Дону почтамта по накладной Ростовского МСЦ от 06.01.2015 № 3449648200057354 08.01.2015.

По представленным копиям документов из УФПС Ростовской области - филиала ФГУП «Почта России» установлено, что заказное письмо № 34406880086832 разряда «Судебное» было приписано к накладной ф. 16 от 08.01.2015 № 3441138200001221 и выдано почтальону для доставки 08.01.2015, однако в день поступления заказное письмо почтальоном адресату не доставлено, а было доставлено только на следующий день Ор.01.2015, что подтверждается накладной ф. 16 и приложенной к обращению копией извещения ф. 22, чем нарушен п.п. «а» п. 4 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков обмена, Перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006 г. № 160.

19.01.2015 заказное письмо № 34406880086832 разряда «Судебное» не было вручено адресату, по причине отсутствия адресата дома, в почтовый ящик почтальоном было опущено извещение ф. 22 с приглашением адресата на объект почтовой связи Ростов-на-Дону 344113, для получения регистрируемого почтового отправления.

13.01.2015 с нарушением установленного срока на 1 день, определенного п. 3.4 приказа ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 г. № 343 «О введении в действие «Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряде «Судебные» в адрес ФИО4 о поступлении заказного письма разряда «Судебное» № 34406880086832 было доставлено вторичное извещение ф. 22-в, однако,  адресату извещение под роспись вручено не было, а было опущено в почтовый ящик адресата, что подтверждается приложенной копией корешка к вторичному извещению ф. 22-в, чем нарушен п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденные приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234.

19.01.2015 заказное письмо разряда «Судебное» № 34406880086832 было возвращено в адрес отправителя.

            Так же Управлением было выявлено замедление доставки адресатам 108 заказных писем на 1 день.

ФГУП «Почта России» не обеспечен контроль за оказанием услуг почтовой связи предоставляемых отделением почтовой связи Ростов-на-Дону 344113 Ростовского-на-Дону Почтамта УФПС Ростовской области- филиала ФГУП «Почта России», чем не обеспечено качественное предоставление услуг почтовой связи, в соответствии с требованиями 46 «в» Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234.

Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие или бездействие, за совершение которого административным законодательством установлена ответственность.

В данном случае на предприятие, оказывающее услуги почтовой связи на основании лицензии возложена обязанность по соблюдению установленных требований законодательства и условий лицензии. Вне зависимости от наличия праздничных дней, предприятие обязано было предпринять все возможные способы по соблюдению лицензионных правил. Поскольку объективных препятствий для исполнения требований законодательства и лицензии у предприятия не имелось, иного суду не доказано, следует признать подтвержденной вину общества в совершении правонарушения, и, как следствие, состава административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно допускало их либо относилось к ним безразлично. Таким образом, лицо подлежит ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Объективная сторона данного административного правонарушения заключается в нарушении условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

ФГУП «Почта России» не было обеспечено качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи.

Основным признаком определения назначения административного наказания за совершение правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена двумя и более частями статьей, является совершение одного действия (бездействия), образованного сходными фактическими обстоятельствами, направленность на один предмет правонарушения (объект).

В данном случае такие обстоятельства отсутствуют, поскольку обществу вменяется только нарушение части 3 статьи 14.1 Кодекса. Не применима и часть 1 статьи 4.4 Кодекса, так как вмененное обществу правонарушение представляет собой два эпизода одной объективной стороны.

При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт вмененного предприятию правонарушения, подтверждённым материалами дела, квалификацию деяния по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильной, следовательно, заявленное требование Управление подлежит удовлетворению.

  Таким образом, ФГУП "Почта России" имело возможность соблюдения лицензионных требований и условий, однако им не были приняты все зависящие от него меры. Действия  предприятия  административным органом  квалифицированы  правильно.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и  вынесении протокола об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются характер правонарушения, степень вины нарушителя и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При этом, суд учитывает факт неоднократного совершения предприятием аналогичных правонарушений в  2014 году ФГУП "Почта России".

В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

 Ответственность, за указанное правонарушение предусмотрена в виде предупреждение или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В связи с этим, учитывая характер совершенного правонарушения, суд считает необходимым применить к ФГУП "Почта России" меру наказания в виде минимального штрафа в размере 30 000 рублей.

При вынесении настоящего решения суд руководствовался правовой позицией, изложенной в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда № 15АП-3246/2014  от 10.04.2014, №15АП-2764/2014 от 01.04.2014,15АП-2510/2014 от 01.04.2014,  15АП-13311/2014 от 12.09.2014 и др.

Руководствуясь статьями 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

          Привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 131000, <...>) к административной ответственности, предусмотренной  частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде  наложения административного  штрафа  в размере  30 000 рублей.

Административный штраф должен быть перечислен по реквизитам:

Банк получателя: ГУ РКЦ ГУ Банка России по Ростовской области   (получатель УФК по Ростовской области (Роскомнадзор) код платежа 09611690040046000140)

Расчетный счет № <***>

БИК  046015001.

КПП 616601001.

ИНН <***>

ОКПО 12145324

Код бюджетной классификации 09611690040046000140

ОКТМО 60701000001          

          Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия. Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд,  принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Судья                                                                                                        Чернышева И. В.