ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-5518/07 от 03.07.2007 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344008, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8-а

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

10 июля 2007 года N дела А53-5518/2007-С6-48

Резолютивная часть решения оглашена 3 июля 2007г

Арбитражный суд в составе

председательствующего судьи И.П.Комурджиевой

при ведении протокола судебного заседания судьей И.П.Комурджиевой

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению МУСЗН Октябрьского района г.Ростова-на-Дону к Отделению по Ленинскому и Октябрьским районам г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области

о признании действий отделения по Ленинскому и Октябрьскому районам г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области, выразившихся в отказе ( письма из УФК от 28.07.06 №03-06/1553, от 29.05.2006 №03-07/1036, от 23.03.2007 № 03-06/1017,от 21.08.2006 № 03-06/1753,от 01.12.2006 №03-07/2951) принимать от МУСЗН Октябрьского района г,Ростова-на-Дону расчеты и прилагаемые к ним списки от 22.05.2006 № 906, от 17.07.2006 №1745, от 16.08.2006 № 1959, от 16.11.2006 №2609, от 14.03.2007 № 491 составленные по исполнительным листам незаконными и противоречащими Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 № 907,

обязать отделение по Ленинскому и Октябрьскому районам г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области принимать заявки и списки финансирования граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по судебным решениям,

обязать отделение по Ленинскому и Октябрьскому районам г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области перечислять денежные средства-ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью на счета получателей, в размерах,указанных в списках, составленных МУСЗН ,

обязать отделение по Ленинскому и Октябрьскому районам УФК по Ростовской области разблокировать счета МУСЗН Октябрьского района,т.к.нарушаются законные права общества выраженные в не предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

В судебном заседании участвуют представители:

От Муниципального учреждения социальной защиты населения Октябрьского района г.Ростова-на-Дону   – ФИО1 доверенность от 10.11.2006 г.№2545, ФИО2-доверенность от 29.05.2007г №1041,

От Отделения по Ленинскому и Октябрьскому районам г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области   – ФИО3-доверенность от 12.01.2007г №03-50/71,ФИО4 –доверенность от 30.05.2007г №01.1-10-2275

сущность спора  : заявитель- муниципальное учреждение социальной защиты населения Октябрьского района г.Ростова-на-Дону обратился в суд с заявлением к Отделению по Ленинскому и Октябрьским районам г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области о признании действий Отделения по Ленинскому и Октябрьскому районам г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области, выразившиеся в отказе принимать от МУСЗН Октябрьского района г.Ростова-на-Дону расчеты и прилагаемые к ним списки, составленные по исполнительным листам, а также перечислять денежные средства на счета получателей в размерах, указанных в этих списках, незаконными и препятствующими исполнению решений судов,

-обязать Отделение по Ленинскому и Октябрьскому районам г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области перечислять денежные средства ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью на счета получателей, в размерах, указанных в списках, составленных МУСЗН Октябрьского района.

Заявление по ряду причин было оставлено без движения. На стадии оставления заявления без движения заявитель -МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону- отказался от требований о признании действия должностного лица, руководителя отделения по Ленинскому и Октябрьскому районам г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области по отказу в принятии списков граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, для включения в расчет фактической потребности в средствах, направленных на реализацию мер социальной поддержки в размерах, установленных судебными органами и Постановлениями Правительства РФ незаконными.

На стадии оставления заявления без движения заявитель уточнил требования и просил суд признать действия отделения по Ленинскому и Октябрьскому районам г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области, выразившиеся в отказе ( письма из УФК от 28.07.06 №03-06/1553, от 29.05.2006 №03-07/1036, от 23.03.2007 № 03-06/1017,от 21.08.2006 № 03-06/1753,от 01.12.2006 №03-07/2951) принимать от МУСЗН Октябрьского района г,Ростова-на-Дону расчеты и прилагаемые к ним списки от 22.05.2006 № 906, от 17.07.2006 №1745, от 16.08.2006 № 1959, от 16.11.2006 №2609, от 14.03.2007 № 491 составленные по исполнительным листам незаконными и противоречащими Постановлению Правительства РФ от 31.12.2004 № 907,

-обязать отделение по Ленинскому и Октябрьскому районам г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области принимать заявки и списки финансирования граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по судебным решениям,

-обязать отделение по Ленинскому и Октябрьскому районам г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области перечислять денежные средства-ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью на счета получателей, в размерах, указанных в списках, составленных МУСЗН ,

-обязать отделение по Ленинскому и Октябрьскому районам УФК по Ростовской области разблокировать счета МУСЗН Октябрьского района, т.к.нарушаются законные права общества выраженные в не предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Настоящие требования стали предметом рассмотрения в ходе предварительных судебных заседаний, судебного заседания.

Заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного в порядке п.4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока на обжалование действий, изложенных в письмах от 28.07.2006, от 29.05.2006, от 21.08.2006, от 01.12.2006.. В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействий) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении её прав их законных интересов. Представители заявителя пояснили, что пытались во внесудебном порядке разрешить сложившиеся отношения, в связи с чем им был пропущен срок. В частности, согласно запроса-требования МУСЗН Октябрьского района, Министерство труда и социального развития РО направило соответствующий запрос-требование от своего имени в Министерство финансов России.

Представитель лица, чьи действия обжалуются пояснил, что заявитель, требуя признать незаконными действия Отделения, «выразившиеся в отказе», изложенном в письмах от 28.07.2006, от 29.05.2006, от 21.08.2006, от 01.12.2006, пропустил срок для обжалования вышеуказанных действий Отделения.

Суд выслушав мнение лиц, участвующих в деле по заявленному ходатайству, восстановил пропущенный на обжалование действий Отделения, «выразившиеся в отказе», изложенных в письмах от 28.07.2006, от 29.05.2006, от 21.08.2006, от 01.12.2006. срок. При этом ,суд руководствовался следующим.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривает в качестве общего правила, что заинтересованное лицо вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном данным Кодексом (статья 4, часть 1).

Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации).

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 22 марта 2007 года по делу N Ф08-1223/2007 , по делу N Ф08-354/2007 от 14 февраля 2007 года указывает, что при рассмотрении вопроса о восстановлении срока суд должен обсудить наличие у заявителя уважительных причин его пропуска, отсутствие которых является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Суд принял во внимание действия заявителя, направленные на урегулирование сложной спорной ситуации во внесудебном порядке, считает данные причины уважительными и являющимися основанием для восстановления пропущенного в порядке п.4 статьи 198 АПК РФ срока на обжалование.

Изучив представленные документы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если этот акт не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закреплено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов мастного самоуправления, иных органов и должностных лиц определен статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из части 2 которой производство по делам данной категории возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Заявитель пояснил, что в целях реализации Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалидам - чернобыльцам, в соответствии с Правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. № 907, выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью.МУСЗН Октябрьского района г.Ростова-на-Дону производится индексация компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.

Федеральные районные суды г.Ростова-на-Дону принимают решения по искам в пользу инвалидов-чернобыльцев в части индексации компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005г. № 7

В частности, решениями Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону были удовлетворены исковые требования ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9,ФИО10, ФИО11, ФИО12 и других . Согласно решений федеральных судов были выданы исполнительные листы( т.1 л.д.85—92,101-109) ,согласно которых на МУСЗН Октябрьского района г.Ростова-на-Дону была возложена обязанность проиндексировать ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью и выплачивать их в повышенном размере, а также выплатить образовавшуюся по ним задолженность.

После вступления решений в законную силу истцы предъявили исполнительные листы в Отделение по Ленинскому и Октябрьскому району УФК по Ростовской области, так как в нем открыт счет МУСЗН.

Также МУСЗН Октябрьского района г.Ростова-на-Дону ежемесячно составляет списки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 907, производит расчет фактической потребности в средствах для финансирования расходов, связанных с реализацией Закона РФ "О социальной поддержке граждан,подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и направляет в адрес Отделения по Ленинскому и Октябрьскому району г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области с учетом сумм на выплату по исполнительным листам, выданным Октябрьским районным судом. В исполнительных листах указано, что данные выплаты производятся за счет средств федерального бюджета. В ряде исполнительных листов указано, что суд решил обязать МУСЗН Октябрьского района г.Ростова-на-Дону включить в списки на получение и предъявить к выплате ,например, ФИО13 (исполнительный лист по делу №2-2013/06 ,л.д.101 т.1) за счет средств федерального бюджета задолженность по ежегодной выплате за вред здоровью за период с 2000 по 2005г с учетом индексации сумм 5 830 рублей 51 коп.

Однако Отделением по Ленинскому и Октябрьскому району г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области ежемесячно возвращались расчеты потребности в средствах с указанием на то, что правовых оснований для исполнения судебных решений в которых ответчиками признаны органы социальной защиты населения в субъектах РФ, у Минфина России и Федерального казначейства не имеется, и денежные средства перечисляются органами Федерального казначейства только в размере определенном Правительством РФ.

МУСЗН полагает, что разъяснение Отделения по Ленинскому и Октябрьскому району г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области не является причиной для возврата расчета потребности в денежных средствах, а действия руководителя Отделения можно рассмотреть как препятствие исполнения решения Октябрьского районного суда в полном объеме.

Представители Отделения УФК возражали против удовлетворения требований, предоставили отзыв.

Изучив представленные документы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям

Муниципальные учреждения социальной защиты населения являются бюджетными организациями, финансирование которых осуществляется за счет субвенций областного бюджета на организацию исполнительно-распорядительных функций, связанных с реализацией переданных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Финансирование Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" производится из казны РФ (федерального бюджета).

МУСЗН Октябрьского района не имеет кода бюджетной классификации РФ, по которому должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению требований содержащихся в исполнительном документе, применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года.

В МУСЗН Октябрьского района отсутствует смета расходов на выплаты, установленные законом для инвалидов ЧАЭС, данные средства поступают непосредственно на лицевой счет центра занятости населения по ежемесячной выплате в возмещение вреда, либо на счет отделения по Ленинскому и Октябрьскому району УФК по Ростовской области - по ежемесячной выплате па приобретение продовольственных товаров и ежегодной выплате за вред здоровью.

Согласно ч. 5 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ ''исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. А согласно п.5 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ "при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства".

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. № 907 "территориальные органы Федерального казначейства перечисляют на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации."

Пункт 2 указанного Постановления предусматривает, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации. Министерство финансов РФ в установленном порядке вносит в сводную бюджетную роспись федерального бюджета соответствующие изменения, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований Министерством финансов РФ Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства, а на органы социальной защиты возложены функции лишь по предоставлению списков на выплату ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.

При поступлении в органы Федерального казначейства исполнительных документов, требования которых обращены на взыскание средств с бюджетов бюджетной системы РФ, их исполнение осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3, 242.4, 245.5, Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с п.8 ст. 242.3 БК РФ "при неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.

Согласно ст.38 Бюджетного кодекса РФ бюджетными организациями должен соблюдаться принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 907, п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 № 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Постановление № 246 и Постановление № 171) установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, при этом выплата указанных компенсаций производится в размерах, определённых Правительством Российской Федерации.

Постановлением N 907 от 31.12.2004г не установлен порядок исполнения судебных решений, связанных с индексацией либо иным установленным судом размером выплат получателям компенсаций. Заявки МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, включающие суммы, многократно превышают суммы установленные Правительством Российской Федерации (Постановление № 246 и Постановление № 171) .

Согласно Определения Конституционного суда Российской Федерации от 17.10.2006 № 396-0 Постановления Правительства Российской Федерации об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС «направлены на создание механизма реализации права граждан на возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием, и не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы граждан.

В то же время, заявитель включал в вышеуказанные заявки не только периодические выплаты, но и суммы единовременных задолженностей, по которым он был признан должником.

Постановление Правительства Российской Федерации № 907 от 31.12.2004г не предусматривает финансирование каких-либо задолженностей МУСЗН.

Требование заявителя признать действия Отделения незаконными в части не принятия его расчётов является незаконным, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации № 907 не предусматривает обязанность органов Федерального казначейства по принятию расчётов от органов социальной защиты населения. Заявитель просил суд обязать Отделение «принимать заявки и списки финансирования граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по судебным решениям» ,однако данное требование также не подлежит удовлетворению.

Исполнение любого судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возможно только в рамках правил, установленных гл. 24.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Иной порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ни Бюджетным кодексом Российской Федерации, ни иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации не установлен.

МУСЗН Октябрьского района с учётом требований, установленных гл. 24.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации направило запрос-требование о выделении необходимых бюджетных средств в Министерство труда и социального развития Ростовской области, что свидетельствует о том, что заявитель не разграничивает процедуру и ,как следствие, процесс исполнения решений судов при предоставлении списков с учётом взысканных судами денежных средств в рамках Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 и непосредственное предъявление на исполнение исполнительных документов в органы Федерального казначейства взыскателями в рамках гл. 24.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, соединив разные порядки финансирования.

В соответствии со ст. 174 АПК Российской Федерации у арбитражного суда отсутствуют полномочия при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, обязывать соответствующее лицо, указывая в резолютивной части решения, что его обязанность возможно возникнет в будущем.

Требование заявителя об обязании Отделения перечислять денежные средства -ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью на счета получателей, в размерах, указанных в списках, составленных МУСЗН не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Заявителем не проводится разграничение между государственным органом, производящим в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплату ежемесячной денежной компенсации и ежегодной денежной компенсации (Министерство финансов Российской Федерации) и органами, производящими перечисление бюджетных ассигнований, выделенных Министерством финансов Российской Федерации (органы Федерального казначейства).

В бюджетные ассигнования, переданные Минфином России Федеральному казначейству в порядке, установленном Приказом Минфина России от 31.12.2004 N 134н "Об организации в Министерстве финансов Российской Федерации и Федеральном казначействе работы по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", по реализации мер социальной поддержки получателям компенсаций не включены суммы, целевым назначением которых, является исполнение судебных решений. И, следовательно, в общем порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 907, территориальные органы Федерального казначейства не могут перечислить получателям компенсаций, выплаты, установленные или проиндексированные судебными органами, поскольку их выделение обусловлено исключительно волей главного распорядителя бюджетных средств -Министерства финансов Российской Федерации .

Доведенные до каждого территориального органа Федерального казначейства лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов рассчитаны лишь на размер компенсаций, предусмотренный законодательством РФ в области реализации мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии со статьей 215 Бюджетного Кодекса в Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов, при этом органы Федерального казначейства являются исключительно кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счёт бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Отделение как кассир обязано перечислять все денежные средства, поступающие на соответствующие цели, определённые бюджетной классификацией Российской Федерации.

Денежные средства, находящиеся на счёте Отделения, как и иное имущество, закреплённое за Отделением как учреждением, предназначены для финансирования его сметных расходов. Средства, находящиеся на бюджетных счетах, открытых Отделению, закреплены за конкретными предприятиями, учреждениями, организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, и поэтому также не могут быть направлены на выплату вышеназванных компенсаций.

Вышеуказанные средства имеют строго целевой характер, причём Отделение самостоятельно не определяет направление финансирования, а выполняет указания распорядителей бюджетных средств.

В соответствии с п.7 ст. 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение (к которым относятся и органы государственной власти Российской Федерации) используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета, которые ведутся Федеральным казначейством.

У Отделения денежные средства, перечисление которых требует МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону отсутсвуют.

МУСЗН по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону требует обязать Отделение «разблокировать счета МУСЗН Октябрьского района».

В судебном заседании представители МУСЗН пояснили, что под «блокированием» и «разблокированием» счетов имеют ввиду уведомления (суду представлены уведомления №1 от 15.05.2007г исх 02-17/1889,№2 от 15.05.2007г исх.02-17/1890,№7 от 15.05.007г исх.02-17/1891 ,№8 от 15.05.2007 исх.02-17/1892,№9 от 15.05.07 исх 02-17/1893, №13 от 22.05.07 исх 02-17/2031, № 14 от 22.05.07 исх 02-17/2032, №15 от 22.05.07 исх 02-17/33, №3 от 22.05.07 исх 02-17/2036, №4 от 22.05.07 исх 02-17/2037, №5 от 22.05.07 исх 02-17/2038, №6 от 22.05.07 исх 02-17/2039, №11 от 22.05.07 исх 02-17/2029, №12 от 22.05.07 исх 02-17/2030, №10 от 22.05.07 исх 02-17/2028, №8 от 23.05.07 исх 02-17/2093, №7 от 23.05.07 исх 02-17/2092, №17 от 23.05.07 исх 02-17/2091, № 16 от 23.05.07 исх 02-17/2090, №22 от 29.05.07 исх 02-17/2266, №21 от 29.05.07 исх 02-17/2265, №18 от 29.05.07 исх 02-17/2259, №19 от 29.05.07 исх 02-17/2260, №20 от 29.05.07 исх 02-17/2261, №9 от 29.05.07 исх 02-17/2262, №8 от 29.05.07 исх 02-17/2263, №7 от 29.05.07 исх 02-17/2264) о приостановлении операций по расходованию средств, вынесенных Отделением по Ленинскому и Октябрьскому районам г.Ростова-на-Дону УФК по Ростовской области. Суд установил, что выданы уведомления о приостановлении операций по расходованию средств были Отделением УФК по Ленинскому и Октябрьскому районам в связи с неисполнением Муниципальным учреждением социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону исполнительных документов выданных Октябрьским районным судом г.Ростова-на-Дону (компенсация на приобретение продовольственных товаров),выплат за вред здоровью, возмещения вреда здоровью в пользу физических лиц .

Отделением по Ленинскому и Октябрьским районам в связи с нарушением п.7 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ осуществление операций по расходованию средств с лицевых счетов должника были приостановлены, с 22,22,29 мая 2007г.до момента устранения нарушений.

Пунктом 7. статьи 242.5. Бюджетного кодекса предусмотрено, что исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Согласно статьи 428 Гражданского Процессуального кодекса исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

Выдача судебного приказа для исполнения осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 130 настоящего Кодекса. Если судебное постановление предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к выдаваемому исполнительному листу должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного постановления, для исполнения которого выдан исполнительный лист.(часть третья введена Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ).

Согласно ст. 24 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производится тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Во всех остальных случаях приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

Статья 434 ГПК РФ устанавливает, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения. Такое заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 203 Кодекса.

В соответствии со ст. 6 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон) порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации. В связи с этим в новой главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, органы Федерального казначейства при исполнении исполнительных документов предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации руководствуются исключительно гл. 24.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая определяет процедуру исполнения исполнительных документов, по которым должниками являются бюджетные учреждения. При этом органы Федерального казначейства не наделены полномочиями по оценке вступивших в законную силу судебных решений.

Глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве".

В статьях 242.3, 242.4 и 242.5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлен ряд требований для бюджетных учреждений - должников, позволяющих органу Федерального казначейства исполнять судебные акты в установленные Кодексом сроки. Например, согласно ст. 242.5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации муниципальное бюджетное учреждение - должник, в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа, представляет в орган Федерального казначейства письмо, содержащее информацию об источнике образования

задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

В случае нарушения указанных требований к должнику применяются меры принуждения, которые заключаются в том, что орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника. Кроме того, операции по расходованию средств должны быть приостановлены при неисполнении исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера.

Таким образом, государству в лице его уполномоченных органов в процессе исполнения судебных решений, вынесенных, в том числе и по денежным обязательствам получателей средств местного бюджета обеспечена возможность принимать такие меры, которые направлены в первую очередь на то, чтобы права граждан на судебную защиту (в виде исполнения должниками - бюджетными учреждениями исполнительных документов) были реализованы.

В связи с неисполнением МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в установленные сроки требований исполнительных листов (перечисленных истцом в исковом заявлении от 14.05.2007г.), предъявленных к лицевому счёту заявителя, Отделение, руководствуясь п. 7 ст. 242.5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации направляло в адрес МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону уведомления о приостановлении операций по расходованию средств.

Учитывая то обстоятельство, что заявитель не представил в трёхмесячный срок с момента поступления исполнительных документов в Отделение платёжных документов, подтверждающих исполнение соответствующих решений суда, либо документов отменяющих или приостанавливающих решения суда, документов об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов, у Отделения отсутствовали основания для не приостановки операций на лицевом счёте МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону.

Вышеуказанные действия совершены Отделением в пределах своей компетенции, соответствуют законам и иным нормативным правовым актам и не нарушают права и законные интересы МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, так как осуществлены во исполнение исполнительных документов, выданных по решениям суда общей юрисдикции, вступивших в законную силу и в соответствии со ст. 13 ГПК Российской Федерации являющихся обязательными для всех без исключения и подлежащих неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, в своём заявлении, содержащем требование «разблокировать счета», МУСЗН Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, в нарушение ст. 199 АПК Российской Федерации не указывает законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствуют оспариваемые действия Отделения по приостановке.

С учётом изложенного, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 169-170, ст. 200,201 АПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Взыскать с Муниципального учреждения социальной защиты населения Октябрьского района г.Ростова-на-Дону (МУСЗН Октябрьского района г.Ростова-на-Дону), расположенного по адресу 344012,<...> в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в установленный законом срок в вышестоящую инстанцию .

Судья И.П.Комурджиева