АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
25 июня 2010г. Дело № А53-5933/10
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 25 июня 2010г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи И.П.Комурджиева
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.Ю.Комягиной
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области
к Департаменту Росприроднадзора по Южному Федеральному округу
о признании незаконными действий должностных лиц Росприроднадзора, выразившихся в проведении выездной плановой проверки и составлении акта проверки от 18.03.2010,
о признании недействительными предписания Департамента Росприроднадзора по Южному Федеральному округу от 18.03.2010 за № 06/2010-1; 06/2010-2; 06/2010-3; 06/2010-4; 06/2010-5; 06/2010-6,
при участии:
от заявителя:: ФИО1 доверенность от 09.02.2010, № 4, паспорт,
от Департаменту Росприроднадзора по Южному Федеральному округу: ФИО2, доверенность от 13.04.2010,паспорт, ФИО3, доверенность от 13.04.2010,
установил:
Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту Росприроднадзора по Южному Федеральному округу о признании незаконными действий должностных лиц Росприроднадзора, выразившихся в проведении выездной плановой проверки и составлении акта проверки от 18.03.2010, о признании недействительными предписания Департамента Росприроднадзора по Южному Федеральному округу от 18.03.2010 за № 06/2010-1; 06/2010-2; 06/2010-3; 06/2010-4; 06/2010-5; 06/2010-6.
Заявитель направил в судебное заседание представителя, который поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель лица, чьи акты обжалуются просили суд отказать заявителю в удовлетворении требований по мотивам, изложенным в отзыве.
Судом установлено следующее.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В результате проведенной Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу плановой, выездной проверки надлежащего исполнения Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, переданных для осуществления Российской Федерацией полномочий в области водных отношений, в области охраны объектов животного мира, занесенных в Красную Книгу Российской федерации, а также в области охраны и использования иных объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и водным биологическим ресурсам, органом государственного контроля (надзора) составлен Акт проверки № 06/2010 от 18 марта 2010 года, выданы предписания от 18.03.2010 г за№№ 06/2010-1; 06/2010-2; 06/2010-3; 06/2010-4; 06/2010-5;06/2010-6.
Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области считает действия должностных лиц Росприроднадзора по проведению проверки и составлению акта проверки № 06/2010 от 18 марта 2010 года незаконными, а предписания от 18.03.2010 года за №№ 06/2010-1; 06/2010-2; 06/2010-3; 06/2010-4; 06/2010-5;06/2010-6, выданные на основании акта проверки недействительными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.
Основанием для проведения проверки юридического лица является Приказ и план контрольно - надзорной деятельности, данные документы, как и само проведение проверки должно соответствовать обязательным требованиям, установленным Федеральным законом № 294-ФЗ.
Пунктом 6 Приказа Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 24.02.2010 года №62 «О проведении плановой, выездной проверки Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации» срок проведения плановой проверки установлен без указания даты начала проведения проверки, с указанием лишь возможного периода ее проведения.
Ввиду чего, по мнению заявителя, проведение проверки стало возможным в любой день установленного периода, что является нарушением статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ. Кроме того, в нарушение статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ в ежегодном плане плановых проверок Росприроднадзора по ЮФО не указаны дата, сроки, а также основания проведения проверки.
Кроме того,ссылка проверяющего органа на : «соответствующие федеральные законы, Федеральный закон от 24.04.1995 г. №52 - ФЗ «О животном мире», положение о Департаменте Росприроднадзора по Южному федеральному округу, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.11.2008 года №466» не являются основанием для проведения плановых проверок в силу статьи 9 Федерального закона № 294 -ФЗ.Согласно названной статье основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: 1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; 3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Таким образом, по мнению заявителя, основанием проведения проверки в отношении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области должно являться истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица либо окончания проведения последней плановой проверки.
Должностным лицам Департамента Росприроднадзора по ЮФО, уполномоченным на проведение проверки, в составе запрашиваемых комплектов документов, предоставлена копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 34 №003522397 в котором, указана дата регистрации Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области как 30.01.2009 года, то есть юридическое лицо образовано и осуществляет свою деятельность менее 3 лет.
Согласно Актам проверок Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от 12.10.2007 г. № 3-10/07-ВК и от 21.10.2008 г. №1/2-08-ВЭ трехлетний срок со дня последней плановой проверки соответствующих переданных Российской Федерации полномочий не окончился, проведение плановой проверки до истечения указанного срока, по мнению заявителя, является грубым нарушением Федерального закона № 294 -ФЗ (п.1ч.2ст.20).
Также заявитель установил, что ряд уполномоченных лиц, указанных в пункте 2 Приказа Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 24.02.2010 года №62 «О проведении плановой, выездной проверки Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации» в проведении проверки не участвовали.
Фактически проверка проведена тремя должностными лицами, (ФИО2, ФИО3, ФИО4,) в акте проверки от 18.03.2010 года №06/2010 проставлены все подписи уполномоченных на проведение проверки должностных лиц, вместе с тем, ни ФИО5, ни ФИО6, ни ФИО7, непосредственного участия в проведении выездной плановой проверки, либо иных действиях связанных с мероприятием по контролю (надзору) не принимали.
В итоговом листе акта проверки имеются подписи всех должностных лиц свидетельствующие об участии последних в проведении процедуры проверки.
Данный факт свидетельствует о нарушениях последовательности действий должностных лиц Росприроднадзора установленной Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 № 290 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий" (далее - Административный регламент).
По мнению заявителя, при проведении проверки должностными лицами нарушены пункты 66,68,69 Административного регламента: - поскольку по факту нарушений выявленных в ходе проверки, объяснения уполномоченного представителя проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации затребованы не были; подписание акта проверки руководителем Департамента в месте проведения проверки вызывает сомнения, поскольку акт проверки составлен 18 марта 2010 года в 16 час. 30 мин. (титульный лист), подписан всеми должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, тем же числом и предъявлен для ознакомления Председателю Комитета до 17 час. 30 мин. 18 марта 2010 года.
В связи с чем заявителю не ясно, каким образом, указанное выше должностное лицо проставило свою подпись в период с 16.30 до 17.30 часов 18 марта 2010 года в Акте проверки, если факт присутствия данного должностного лица в указанный период времени в Комитете зафиксирован не был.
Кроме этого заявителю непонятно, каким образом, лица, привлеченные к проведению проверки в качестве экспертов ФИО8 и ФИО9 в тот же период отказались от подписи в Акте проверки, если присутствие данных лиц в Комитете 18 марта 2010 года, также зафиксировано не было.
По мнению заявителя, указанные нарушения, также являются нарушениями требований статьи 3, части 2 статьи 12 и статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ, что влечет признание результатов проведенной проверки незаконными.
Также заявителю при проведении проверки, в составе привлеченных экспертов Нижнее - Волжского бассейнового водного управления ФИО9 и ФИО8 не предоставлялись какие -либо документы, свидетельствующие об аккредитации указанных лиц, в соответствии с требованиям установленными статьей 2 Федерального закона от 20.08.2009 № 294-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю", также не содержатся записи об аккредитации указанных лиц, в реестре аккредитованных лиц, размещенном на официальном сайте Росприроднадзора.
На основании акта проверки должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу О.Н. Заболотной руководителю Комитета выданы предписания от 18.03.2010 года за №№ 06/2010-1; 06/2010-2; 06/2010-3; 06/2010-4; 06/2010-5;06/2010-6.
По мнению заявителя, предписания вынесены с превышением полномочий органа государственного контроля (надзора), основаны на необязательных требованиях действующего законодательства, и противоречат акту проверки.
Предписание №06/2010-1 вынесено с превышением полномочий органа государственного контроля (надзора) поскольку обязывает неукоснительно соблюдать требования законодательства Российской Федерации и Волгоградской области к комплектам документов, предоставляемым для заключения договоров водопользования и решений о предоставлении водного объекта в пользование. В ходе проверки не выявлены случаи отсутствия документов предоставляемых в обязательном комплекте для принятия такого решения или заключения договора водопользования.
Обязанность каждого соблюдать закон закреплена в Конституции Российской Федерации, общие указания о необходимости соблюдения закона, данные Департаментом в спорном предписании, не могут расцениваться как индивидуальные требования к нарушителю.
По мнению заявителя, предписание № 06/2010-2 выдано в отсутствие нарушений со стороны Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, поскольку в самом Акте проверки от 18.03.2010 года №06/2010 сделан вывод: «В связи с отсутствием средств федерального бюджета ». Кроме того, ежегодно уполномоченным органом исполнительной власти РФ утверждаются целевые прогнозные показатели.
Федеральным агентством водных ресурсов согласовано значение целевого прогнозного показателя на 2009 год по разделу осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта РФ как 0%, который утвержден приказом Минприроды РФ от 17.09.2009 №296 «Об утверждении целевых прогнозных показателей по осуществлению отдельных полномочий РФ » Субвенции из федерального бюджета на осуществление данного
полномочия не планировались и не выделялись.
По мнению заявителя, предписание № 06/2010 - 3 выдано в отсутствие нарушений со стороны Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, поскольку согласно статье 23 Водного Кодекса Российской Федерации обязанность по обращению в уполномоченный орган за выдачей решения лежит на заинтересованных юридических и физических лицах, к которым Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области в случае указанном акте проверки, не относится.
Кроме того, в соответствии с пунктом 13 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, если водный объект используется для охраны окружающей среды, к которому относится расчистка русла реки Бузулук, заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется.
Заявитель полагает,что предписание №06/2010 - 4 выдано в отсутствие нарушений со стороны Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, поскольку ни одного случая бездействия в указанной сфере должностными лицами Росприроднадзора не установлены и не доказаны.
Данное предписание выдано Комитету без учета его полномочий и полномочия органа исполнительной власти Волгоградской области, указанного в пункте 2.25 Положения об Управлении охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.07.2006 № 811, и осуществляющего государственное управление в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также охраны и воспроизводства среды их обитания (копия постановления прилагается). Таким образом, оспариваемое предписание не может быть выполнено Комитетом.
По мнению заявителя, предписание №06/2010 - 5 выдано Комитету без учета его полномочий и полномочия органа исполнительной власти Волгоградской области, указанного в пункте 2.29 Положения об Управлении охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы администрации Волгоградской области от 05.07.2006 № 811, и осуществляющего государственное управление в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также охраны и воспроизводства среды их обитания.
Помимо указанных фактов, в предписаниях от 18.03.2010 года за №№ 06/2010-1; 06/2010-2; 06/2010-3; 06/2010-4; 06/2010-6 указан неконкретный срок, что позволяет органу государственного контроля (надзора) по своему усмотрению в любое время провести внеплановые проверки исполнения предписаний.
Наличие неконкретного срока исполнения может служить основанием для совершения злоупотреблений со стороны должностного лица Росприроднадзора, которые могут выразится, в организации неограниченного количества внеплановых проверок в отношении хозяйствующего субъекта, что в свою очередь влечет нарушение принципов защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля надзора закрепленных статьей 3 Федерального закона № 294-ФЗ.
В связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд, изучив представленные документы и выслушав мнение лиц, участвующих в деле, пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5.1.10 и 5.1.13 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400, на Росприроднадзора возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора:
- за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
- за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.
Приказом Росприроднадзора от 25.11.2008 г. № 466 утверждено «Положение о Департаменте Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу» (далее - Положение).
Данное Положение разработано в соответствии с «Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по федеральному округу», утвержденному Приказом Минприроды от 01.10.2008 г. № 243 и зарегистрированному в Минюсте РФ 20.10.2008 г.№ 12495.
В соответствии с п. 1 Положения Департамент Росприроднадзора по ЮФО является территориальным органом Росприроднадзора межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Южного федерального округа.
В соответствии с «Перечнем федеральных округов», утвержденным Указом Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849, в состав Южного федерального округа входит, в том числе, и Волгоградская область.
Департаменту Росприроднадзора по ЮФО дано право осуществлять отдельные функции Росприроднадзора, в том числе, и на территории Волгоградской области, как субъекта РФ, входящего в состав ЮФО.
Главой II Положения Департаменту Росприроднадзора установлены осуществляемые полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
— п. 4.1.10. Положения — осуществление контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий (далее -переданные полномочия РФ в сфере водных отношений);
- п. 4.1.11. Положения - осуществление контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области охраны объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также в области охраны и использования иных объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и водным биологическим ресурсам, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий (далее - переданные полномочия РФ в области охраны объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и ВБР);
Таким образом, на основании Положения, Департамент Росприроднадзора по ЮФО имеет право осуществлять контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов РФ отдельных переданных полномочий РФ на территории Южного федерального округа и в том числе, на территории Волгоградской области, входящей в состав ЮФО, в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849.
Положением за Департаментом Росприроднадзора по ЮФО закреплено право выдавать соответствующие предписания по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий за исполнением органам государственной власти РФ отдельных переданных полномочий РФ.
Отдел по координации и контролю деятельности Управлений Росприроднадзора по субъектам РФ, ООПТ и разрешительной деятельности (далее — отдел) осуществляет свою деятельность на основании «Положения об отделе по координации и контролю деятельности Управлений Росприроднадзора по субъектам РФ, ООПТ и разрешительной деятельности» (далее — Положение об отделе), утвержденному Приказом Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 29.12.2008 г. №91/к.
В соответствии с п. 2.5.6 и 2.5.7 Положения об отделе, за отделом закреплены функции по осуществлению контроля и надзора:
— за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
— за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.
Таким образом, на основании Положения об отделе должностным лицам отдела, замещающим государственные должности государственной гражданской службы, приданы полномочия на осуществление контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов РФ в ЮФО отдельных переданных полномочий РФ, в рамках компетенции Росприроднадзора.
ФИО2, в соответствии с «Должностным регламентом государственного гражданского служащего Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу», утвержденным Приказом Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 29.12.2008 г. № 91/к, является начальником отдела.
В соответствии с п. 3.5.4 вышеуказанного должностного регламента на ФИО2 возложены полномочия по проведению мероприятий по контролю и надзору, в рамках компетенции отдела, в том числе:
-за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
— за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.
ФИО3, в соответствии с «Должностным регламентом государственного гражданского служащего Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу», утвержденным Приказом Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 29.12.2008 г. № 91/к, является ведущим специалистом — экспертом отдела.
В соответствии с п. 3.5.2 вышеуказанного должностного регламента на ФИО3 возложены полномочия по проведению мероприятий по контролю и надзору, в рамках компетенции отдела, в том числе:
— за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.
В ходе осуществления проверки исполнения Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (далее -Комитет) отдельных переданных полномочий (в рамках компетенции Росприроднадзора) Департамент Росприроднадзора по ЮФО руководствуется «Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписания об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий», утвержденным Приказом Минприроды от 31.10.2008 г. №290.
В соответствии с требованиями п. 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294 - ФЗ ссылка на использование данного «Административного регламента...» была дана в приказе Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 24.02.2010 г. № 62 и руководитель Комитета, как уполномоченное должностное лицо, с ним ознакомлен.
В соответствии с п. 52 «Административного регламента...», утвержденного Приказом Минприроды от 31.10.2008 г. № 290 в ходе мероприятия по контролю изучению подлежит, в том числе, вопрос достоверности представляемой отчетности об осуществлении переданных полномочий.
В соответствии с п. 12 Административного регламента Минприроды России, утвержденного приказом Минприроды России от 30 12.2008 г. № 273, руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ обеспечивает представление в Минприроды России отчетов об актах субъекта Российской Федерации, издаваемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных им полномочий, с приложением копий официальных текстов соответствующих актов субъекта Российской Федерации, заверенных в установленном порядке, а также их электронных версий Отчеты направляются ежеквартально уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Департаментом Росприроднадзора по ЮФО для рассмотрения вопроса достоверности представляемой отчетности был запрошен ежеквартальный отчет Комитета в Минприроды России за 4 квартала 2009 года.
Данная отчетность в Минприроды России Комитетом в течение 2009 года, в установленные для представления сроки, не направлялась.
В связи с этим, для устранения факта непредставления отчетности, установленной для Комитета, как уполномоченного органа исполнительной власти Волгоградской области, в соответствии с Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1693, было выдано предписание № 06/2010 - 6 от 18.03.2010 г. о направлении информации в адрес Минприроды России.
В соответствии с приказом Департамента о проведении плановой выездной проверки Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 24.02.2010 г. №62, в состав лиц, уполномоченных на проведение проверки, был назначен, в том числе, начальник Департамента Росприроднадзора по ЮФО ФИО5
В соответствии с положениями Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписания об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий», утвержденного Приказом Минприроды от 31.10.2008 г. № 290, основные мероприятия по контролю осуществляются должностными лицами, проводившими мероприятия по контролю или руководившими его проведением.
В соответствии п. 61 Административного регламента, по результатам мероприятий по контролю, должностными лицами Росприроднадзора или его территориальных» органов, проводившими мероприятие по контролю или руководившими его проведением, составляются акты проверки в двух экземплярах.
В соответствии п. 68 Административного регламента, Акт проверки после его составления подписывается должностным лицом (лицами) Росприроднадзора или его территориального органа, проводившим мероприятие по контролю или руководившим ее проведением.
Проект Акта проверки был направлен в Департамент должностными лицами, проводившими мероприятие по контролю по электронной почте 17.03.2010 г. (что подтверждается распечатанной выпиской входящих электронных документов) для согласования ФИО5
В связи с этим, ФИО5, как должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки и руководившим ее проведением, был согласован соответствующий акт проверки, подписан и передан в г.Волгоград, путем направления Акта легковым автомобилем Департамента, для дальнейшего осуществления предусмотренных процедур мероприятия по контролю. Факт направления Акта легковым автомобилем, подтверждается наличием путевого 4 листа легкового автомобиля от 17.03.2010 г. №257.
Таким образом, в период с 10 по 18 марта 2010 года Департаментом на основании приказа начальника Департамента от 24.02.2010 года № 62 была проведена плановая, выездная проверка исполнения Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (далее - Комитет) переданных полномочий Российской Федерации, в рамках компетенции Росприроднадзора.
Доводы заявителя о несоблюдении Департаментом Росприроднадзора по ЮФО норм Федерального закона М294-ФЗ при оформлении Плана контрольно-надзорной деятельности Департамента Росприроднадзора по ЮФО на 2010 г. и приказа (распоряжения) на проведение контрольно-надзорного мероприятия.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона №294-ФЗ, в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения.
В соответствии с ч II ст. 14 Федерального закона №294-ФЗ типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В целях реализации вышеуказанной нормы Приказом Минэкономразвития РФ, от 30.04.2009 г. №141 была утверждена типовая форма распоряжения или приказа на проведение контрольно-надзорного мероприятия.
Руководствуясь вышеуказанными нормами Федерального закона №294-ФЗ, а также соответствующей типовой формой приказа (распоряжения), в приказе Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 24.02.2010 г. №62 на проведение плановой выездной проверки было указано: «п.6 Проверку провести в период с 09 марта 2010 г. по 27 марта 2010 г.».
Департаментом Росприроднадзора по ЮФО были соблюдены все необходимые нормы, при оформлении приказа на проведение проверки Комитета.
План контрольно - надзорной деятельности Департамента Росприроднадзора по ЮФО на 2010 г. (далее — План) оформлялся в соответствии с положениями Федерального закона №294-ФЗ, а также в соответствии с Временным регламентом организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 02.10, 2009 г. № 292, где содержится типовая форма Плана контрольно-надзорной деятельности.
В связи с этим, в п. 216 Плана указано, что основанием проведения проверки являются переданные полномочия РФ в соответствии с п.п. 4.1.10, 4.1.11 Положения о Департаменте Росприроднадзора по ЮФО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 25.11.2008 №466, и федеральными законами от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (ст. 6), от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс» (ст. 26) со сроком проведения в марте.
На момент внесения Комитета в План действовала редакция Федерального закона №294, которая не распространялась на органы государственной власти, осуществляющие полномочия, переданные от федеральных органов к органам субъекта РФ и в соответствии с которой, вышеуказанный закон регулировал отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности, а Комитет не является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В связи с этим, основания проведения плановой проверки вносились в План на основании действующего Административного регламента, в соответствии с которым, ими являлись соответствующие федеральные законы и переданные полномочия.
Соответственно, План был оформлен и утвержден с соблюдением Федерального закона №294-ФЗ и соответствующими действующими регламентами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и с указанием в нем всех соответствующих требований и реквизитов, в том числе, таких как цели, основания, сроки и т.д.
В соответствии с п. 28, п. 32, п. 34 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписания об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, утвержденным приказом Минприроды РФ от 31Л0.2008 года № 290, контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий
Российской Федерации в области водных отношений осуществляются в форме плановых мероприятий по контролю, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Росприроднадзором.
Плановые мероприятия по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений осуществляются Росприроднадзором и его территориальными органами. Основанием для проведения планового мероприятия по контролю является план проведения мероприятий по контролю Росприроднадзора и/или его территориального органа.
План контрольно-надзорной деятельности Департамента Росприроднадзора по ЮФО в 2010 г.был утвержден приказом Росприроднадзора от 23.12.2009 г. №380.
На момент внесения информации по проведению мероприятий по проверке Комитета и утверждения соответствующего Плана, действовала редакция Федерального закона №294, в соответствии с которой, вышеуказанный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Соответственно, требования к проведению проверки в срок, не превышающий три года с момента последней проверки, не распространялись на органы государственной власти, осуществляющие полномочия, переданные от федеральных органов к органам субъекта РФ, так как Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области не является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и, соответственно, не учитывались при внесении Комитета в План.
План контрольно-надзорной деятельности Департамента на 2010 г. был направлен в Главное управление Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО для соответствующего согласования.
Кроме этого, в связи со сложившееся ситуацией, Департаментом Росприроднадзора по ЮФО был сделан соответствующий запрос в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (письмо исх. №01-07/415 от 26.02.2010) о внесении изменений в План контрольно-надзорных мероприятий на 2010 г. Однако, из полученного, в связи с этим, ответа ( вх.№АА-06-04-31/1327 от 18.03.2010 г.) следовало, что «Статья 9 Федерального закона № 294-ФЗ от 28.12.2008 не предусматривает внесения в план контрольно-надзорной деятельности утвержденный руководителем органа государственного контроля, изменений и в этой связи, при осуществлении контрольно-надзорных функций, в настоящее время необходимо применять утвержденный приказом Росприроднадзора от 23.12.2009 № 380 план контрольно-надзорной деятельности Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу».
Также, в связи с тем, что на момент проведения плановой выездной проверки заявителя вступили в силу изменения в Федеральный закон №294-ФЗ, в соответствии с которыми под действие положений указанного федерального закона, регламентирующих порядок проведения плановой выездной проверки, стал подпадать Комитет, должностные лица Департамент Росприроднадзора по ЮФО Российской Федерации в области водных отношений осуществляются в форме плановых мероприятий по контролю, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Росприроднадзором.
Плановые мероприятия по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений осуществляются Росприроднадзором и его территориальными органами. Основанием для проведения планового мероприятия по контролю является план проведения мероприятий по контролю Росприроднадзора и/или его территориального органа.
План контрольно-надзорной деятельности Департамента Росприроднадзора по ЮФО в 2010 г.был утвержден приказом Росприроднадзора от 23.12.2009 г. №380.
На момент внесения информации по проведению мероприятий по проверке Комитета и утверждения соответствующего Плана, действовала редакция Федерального закона №294, в соответствии с которой, вышеуказанный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности.
Соответственно, требования к проведению проверки в срок, не превышающий три года с момента последней проверки, не распространялись на органы государственной власти, осуществляющие полномочия, переданные от федеральных органов к органам субъекта РФ, так как Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области не является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и, соответственно, не учитывались при внесении Комитета в План.
Доводы заявителя, о том, что не все должностные лица, уполномоченные на проведение проверки и подписавшие Акт проверки, являются необоснованными и документально неподтвержденными.
Это подтверждается фактом наличия у должностных лиц Департамента Росприроднадзора по ЮФО командировочных удостоверений, с соответствующими отметками Комитета о прибытии и убытии, и оформленными надлежащим образом.
Что касается остальных должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки и территориально находящихся в пределах г.Волгограда, то необходимости в оформлении им командировочных удостоверений у проверяющих органов не было . Однако, факт присутствия их на проверке подтверждают подписи этих должностных лиц в Акте проверки, а также отсутствие каких либо возражений со стороны Комитета по данному факту.
Также, в соответствии с ч.З ст. 15 Федерального закона №294-ФЗ заверенные копии распоряжения (приказа) руководителя на проведение проверки вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю или иному должностному лицу, уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Прибывшими в место проведения проверки должностными лицами, уполномоченными на ее проведение, были соблюдены вышеуказанные нормы федерального закона. Это подтверждается отметкой в приказе от 24.02.2010 г. №62, в соответствии с которой копия приказа была вручена уполномоченному лицу Комитета ФИО10, соответственно, с одновременным предоставлением служебных удостоверений всех должностных лиц проводивших проверку. Однако,каких либо возражений или замечаний по поводу неполного состава проводивших проверку должностных лиц от Комитета, также, не поступало. Документального подтверждения отсутствия членов Комиссии при проверке Комитетом предоставлено быть не может .
Заявителем указано, что должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, были нарушены пункты 66, 68, 69 административного регламента, в частности, не были затребованы объяснения уполномоченного представителя проверяемого органа государственной власти субъекта РФ.
Однако, в результате выявления нарушений в ходе проведения мероприятия по контролю, объяснения должностными лицами были запрошены, но получены были уже после подписания Акта проверки, что подтверждается возражениями от 18.03.2010 г. на Акт проверки от 18.03.2010 №06/2010, подписанными Председателем Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области ФИО10. Вышеуказанные Возражения были приобщены к материалам дела.
Привлеченные к проведению проверки в качестве экспертов лица ФИО9 и ФИО8 - являются специалистами, представителями Нижне- Волжского бассейнового водного управления, которое в свою очередь является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, согласно Положению о Нижне-Волжском бассейновом водном управлении Росводресурсов, утвержденному Приказом Росводресурсов от 02.09.2004 г. № 8.
Соответственно представители НБВУ являются государственными гражданскими служащими РФ и представителями федерального органа исполнительной власти, и по смыслу Постановления Правительства от 20.08.2009 г. № 689 «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю» не подпадают под понимание экспертов и экспертных организаций, требующих осуществления(е) аккредитации и получения свидетельств.
Судом установлено, что в предписании от 18.03. 2010 № 06/2010-1 содержатся требования об обеспечении соблюдения законодательств РФ и Волгоградской области к комплектам документов, представляемым для заключения договоров водопользования и решений о предоставлении водного объекта в пользование.
Исполнение переданного полномочия по представлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Волгоградской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением водных объектов, находящихся в федеральной собственности, предоставляемых в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством РФ, о также Волгоградского и Цимлянского водохранилищ, возложено на Комитет п. 2.2 «Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1693.
В соответствии с п. 1.2 «Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1693. Комитет в своей деятельности руководствуется федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
Для реализации данного переданного полномочия РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 г. № 165 утверждены «Правила подготовки и заключения договора водопользования».
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.04.2008 г. № 102 утверждена форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование, обязательная для заполнения по всем графам.
Исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном соответствующим административным регламентом, что установлено п. 11 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 г. № 679.
На основании Постановления Правительства РФ от 11.11.2005 г. № 679 и «Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1693, Комитетом разработан и утвержден приказом от 08.10.2009 г. № 539/01 «Административный регламент Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области по исполнению государственных функций по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование», Приложением 2 к административному регламенту идет форма заявления о предоставлении водного объекта или его части в пользование на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование, обязательная для заполнения по всем графам.
В соответствии с п. 2.2.1 Административного регламента прием заявлений о предоставлении права пользования водным объектом или его частью на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование и прилагаемых к нему документов осуществляется в часы приема заявлений в Комитете по адресу 400078, <...>, каб. 225. В данном кабинете располагается непосредственно отдел водного хозяйства и недропользования Комитета и исполнитель, ответственный за прием заявлений. На основании п. 2.1.4 Административного регламента, могут предоставляться консультации по процедуре предоставления права пользования водным объектом или его часть.
В ходе проверки Комитета были выявлены заявления о предоставлении водных объектов в пользования, не заполненные в соответствии с требованиями вышеперечисленных нормативных документов. Так как заявления принимаются лично исполнителем, ответственным за прием заявлений, проверяющий орган пришел к выводу,что Комитетом не осуществляется контроль за надлежащим оформлением комплекта предоставляемых документов, в части необходимой полноты заполнения формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование.
Для устранения данного нарушения Комитету было выдано соответствующее предписание от 18.03.2010 г. № 06/2010 - 1 .
По предписанию от 18.03. 2010 № 06/2010-2 содержащим в себе требование по исполнению Комитетом переданного полномочия РФ по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в Федеральной собственности и расположенных на территории Волгоградской области.
П. 2.2 «Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1693 определено, что к функциям Комитета отнесено исполнение переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Волгоградской области.
В соответствии с п. 3 «Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г. № 17, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, осуществляется установление границ водоохранных зон (далее - ВОЗ) и границ прибрежно-защитных полос (далее - ПЗП).
В соответствии с п. 4 вышеуказанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 г. № 17, уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ при реализации переданных полномочий РФ по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ обеспечивают:
— определение ширины водоохраной зоны и границ прибрежных защитных полос водного объекта для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ;
— описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
— отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта на картографических материалах;
— установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Таким образом, Правилами Комитету был определен четкий план действий по исполнению данного переданного полномочия РФ, первым шагом которого должно быть определение перечня имеющихся на территории Волгоградской области водных объектов с указанием их протяженности, на основании которой определяется ширина ВОЗ и ПЗП водных объектов (п. 4 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ). По сложившейся практике данный шаг оформляется постановлением (распоряжением) высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Об этом свидетельствует утратившее силу на сегодняшний день Постановление Главы администрации Волгоградской области от 13.10.2006 г. № 1265 «Об установлении минимальных размеров водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов Волгоградской области и режимов их использования», которым были определены ширина ВОЗ и ПЗП.
Данная работа не требует запроса субвенций из федерального бюджета и должна осуществляться Комитетом на основании п. 2.1.10 «Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1693, которым определено, что Комитетом осуществляется разработка проектов законов Волгоградской области, постановлений и распоряжений Главы Администрации Волгоградской области, иных нормативных правовых актов по вопросам своей компетенции.
Как установлено проверяющим органом, на момент проверки работа Комитетом по исполнению данного полномочия не начата, ширина ВОЗ и ПЗП водных объектов Волгоградской области, в соответствии с требованиями ст. ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ, не определена.
Отсутствие средств федерального бюджета в виде субвенций на Ф осуществление данного переданного полномочия РФ и установленные Волгоградской области приказом Минприроды России от 17.09.2009 г. № 296 целевые прогнозные показатели в 0 % свидетельствуют об отсутствии работы Комитета по исполнению данного переданного полномочия РФ, так как определение размера выделяемых субвенций на исполнение переданных полномочий РФ в сфере водных отношений включает в себя расходы на обеспечение охраны водных объектов и рассчитывается на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия (Постановление Правительства РФ от 30 октября 2006 г. № 636 «Об утверждении Методики определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Для устранения выявленного нарушения, выразившегося в неисполнении Комитетом возложенных функций по исполнения переданного полномочия РФ было выдано Предписание от 18.03.2010 г. № 06/2010 – 2 .
По предписанию от 18.03. 2010 № 06/2010-3 содержатся требования об обеспечении реализации рабочих проектов на расчистку водных объектов, предусматривающих в проектных решениях проведение дноуглубительных работ, только при наличии у подрядных организаций соответствующих решений о предоставление водного объекта в пользование.
Исполнение переданного полномочия РФ по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Волгоградской области п. 2.2 «Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1693, возложено на Комитет.
Согласно «Примерному перечню мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации», утвержденного приказом МПР России от 18.03.2008 № 61, исполнение указанного полномочия включает в себя, в том числе и работы по увеличению пропускной способности русел рек, их расчистке, дноуглублению и работы по спрямлению русел рек, включая проектные работы.
В целях исполнения данного полномочия в части проведения работ по расчистке Комитетом в 2009 году за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Волгоградской области по исполнение отдельных переданных полномочий РФ в виде субвенций, проводились водохозяйственные мероприятия по расчистке русла р. Бузулук в Алексеевском районе Волгоградской области.
Для реализации данного переданного полномочия Распоряжением Главы Администрации Волгоградской области от 30.07.2007 г. № 255-р утвержден рабочий проект по объекту «Расчистка р. Бузулук в Алексеевском районе Волгоградской области».
С целью реализации проекта «Расчистка р. Бузулук в Алексеевском районе Волгоградской области» Комитет охраны природы Волгоградской области (Государственный заказчик), ГУЛ ВО «Облкоммунстрой» (далее - Инженерная организация) и ООО НПО «Брекватер» (далее - Подрядчик) заключили государственный контракт от 02.09.2008 г. № 1245/08.
П. 2 Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1693 определено, что Комитет является правопреемником Комитета охраны природы Администрации Волгоградской области.
Расчистка р. Бузулук включает в себя удаление многолетнего слоя илистых отложений и дноуглубление существующего русла, в результате чего вскрываются родники, питающие реку и увеличивается ее водность и пропускная способность, что отмечено в проектных решениях рабочего проекта «Расчистка р. Бузулук в Алексеевском районе Волгоградской области», утвержденного Распоряжением Главы Администрации Волгоградской области от 30.07.2007 г. № 255-р, и подтверждается п. III. 1 положительного заключения ГУ «Управление государственной экспертизы проектов Волгоградской области» от 27.02.2007 г. № 32-07У/08-01.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ дноуглубительные работы проводятся на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
По информации отдела водных ресурсов по Волгоградской области Нижне-Волжского БВУ (от 16.03.2010 г. № НС-8-210/8-12) в Государственном водном реестре регистрации решений на проведение дноуглубительных работ на р. Бузулук не осуществлялась.
В соответствии с пунктами государственного контракта от 02.09.2008 г. № 1245/08 Комитет как государственный заказчик имеет право, в том числе:
- п. 3.2.1: во всякое время проверять ход работ, выполняемых Подрядчиком;
- п. 3.2.8: запрашивать у Подрядчика информацию о ходе выполнения работ.
Для контроля за проведением работ по рабочему проекту «Расчистка р. Бузулук в Алексеевском районе Волгоградской области» приказом Комитета от 22.06.2009 г. № 312/02 назначен ответственный специалист Комитета, а также определен график выезда на место проведения работ с составлением актов, утвержденный вышеуказанным приказом Комитета.
В соответствии с п. 2.2 «Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1693, на Комитет возложены полномочия по представлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Волгоградской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением водных объектов, находящихся в федеральной собственности, предоставляемых в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством РФ, а также Волгоградского и Цимлянского водохранилищ.
На основании «Административного регламента Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области по исполнению государственных функций по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование», утвержденного приказом Комитет от 08.10.2009 г. № 539/01, Комитет имеет право оказывать консультации.
Административный орган пришел к выводу, что Комитетом не осуществлен контроль за реализацией подрядной организаций рабочего проекта, предусматривающего проведение дноуглубительных работ и, соответственно, получения решения о предоставлении водного объекта в пользование. В связи с чем , Комитету было выдано предписание от 18.03.2010 г. № 06/2010 — 3, необходимое к исполнению.
По предписанию от 18.03. 2010 № 06/2010-4 содержащим в себе требования об обеспечении в полном объеме организации и проведения мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, на территории Волгоградской области.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «О животном мире» от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ, а также с п. 2.2 «Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1693 к функциям Комитета отнесено осуществление переданных полномочий РФ в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе:
- организует и осуществляет охрану и воспроизводство объектов животного мира, занесенных в красную книгу РФ, за исключением объектов животного мира, находящихся на ООПТ федерального значения, а также охрану среды обитания указанных объектов животного мира;
- осуществляет мероприятия по воспроизводству объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и восстановлению среды их обитания нарушенной в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на ООПТ федерального значения.
В соответствии со ст 6.1. Федерального закона «О животном мире» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относятся, в том числе принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением. На основании указанной нормы федерального закона, основами организации осуществления Комитетом возложенных функций по исполнению переданных полномочий РФ в области охраны и использования объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ являются, в том числе:
- Закон Волгоградской области «О возмещении (компенсации) вреда, окружающей среде на территории Волгоградской области» от 14.05.2003 г. № 820-ОД;
- Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 13.10.2004 V. № 981 «О Красной книге Волгоградской области» ,
- Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 13.03.2007 г. № 326 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием, уничтожением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Волгоградской области».
На основании информации, предоставленной Комитетом, на территории природных парков Волгоградской области с апреля по август 2009 года (пожароопасный период) зарегистрировано 67 возгораний. Общая площадь, пройденная огнем, составила 1139 га.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Волгоградской области» от 02.10.2003 г. № 755 утвержден состав Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Волгоградской области. В состав вышеуказанной комиссии включен специалист Комитета.
В рамках проводимой проверки Департаментом Росприроднадзора по ЮФО был направлен запрос (исх. № 01-06/559 от 12.03.2010 г.) в адрес ЮРЦ МЧС по ЮФО. На основании данного запроса получена информация (исх. № 2-2/1543 17.03.2010 г.) о произошедших пожарах на территории Волгоградской области в 2009 году, в соответствии с которой было выявлено, что крупные ландшафтные пожары произошли, в том числе на территориях ООПТ Волгоградской области, в местах обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ.
Так, в соответствии с Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 01.08.2008 г. № 1010 на территории Старополтавского района, как места высокой концентрации дрофы (вида, занесенного в Красную книгу РФ), создан государственный зоологический заказник регионального значения «Дрофиный». По информации ГУ МЧС России по Волгоградской области на территории Старополтавского района 25.06.2009 г. произошел крупный ландшафтный пожар (с введением режима ЧС).
Однако, информации о принятых Комитетом мерах по выявлению фактов наличия причиненного ущерба, нанесенного уничтожением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ, а также о мерах по восстановлению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (расчету ущерба, нанесенного уничтожением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), нарушенной в результате пожаров на территории Волгоградской области в 2009 году, Комиссии представлено не было.
В связи с чем , доводы заявителя о невозможности выполнения обжалуемого предписания, а также отсутствия со стороны Комитета нарушений, не нашли своего подтверждения.
По предписанию от 18.03. 2010 № 06/2010-5 содержащим в себе требования об обеспечении исполнения переданного полномочия РФ по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением среды их обитания на территории Волгоградской области, определив перечень подконтрольных объектов хозяйственной и иной деятельности подлежащих госконтролю, подготовив предложения для включения вышеуказанных объектов в план контрольно-надзорных мероприятий на 2011 г.
П. 2.2 «Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1693 определено, что к функциям Комитета отнесено исполнение переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, среды их обитания на территории Волгоградской области» за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на ООПТ федерального значения.
В соответствии с пп. е) п. 3 «Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 г. № 53 (далее — Правила), государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира является составной частью государственного экологического контроля.
В соответствии с п. 10 Правил государственный экологический контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утвержденными уполномоченными органами субъектов РФ, а также в форме внеплановых проверок, с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
При этом п. 2.1.1 «Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1693, Комитет осуществляет следующие полномочия:
— осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории волгоградской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности подлежащих федеральному экологическому контролю;
— ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду в пределах своей компетенции.
В соответствии с ст. 11 «Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 г. № 679, п. 16 Положения, для организации проведения государственного экологического контроля Приказом Комитета от 01.09.2009 г. № 464/02 утвержден «Административный регламент по исполнению Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации среды их обитания на территории Волгоградской области, определив перечень Подконтрольных объектов хозяйственной и иной деятельности подлежащих госконтролю, подготовив предложения для включения вышеуказанных объектов в план контрольно-надзорных мероприятий на 2011 г.
П. 2.2 «Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1693 определено, что к функциям Комитета отнесено исполнение переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, среды их обитания на территории Волгоградской области» за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на ООПТ федерального значения.
В соответствии с пл. е) п. 3 «Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 г. № 53 (далее — Правила), государственный контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира является составной частью государственного экологического контроля.
В соответствии с п. 10 Правил государственный экологический контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утвержденными уполномоченными органами субъектов РФ, а также в форме внеплановых проверок, с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
При этом п. 2.1.1 «Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1693, Комитет осуществляет следующие полномочия:
— осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории волгоградской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности подлежащих федеральному экологическому контролю;
— ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду в пределах своей компетенции.
В соответствии с ст. 11 «Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 г. № 679, п. 16 Положения, для организации проведения государственного экологического контроля Приказом Комитета от 01.09.2009 г. № 464/02 утвержден «Административный регламент по исполнению Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области государственной функции по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды ( Государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному контролю».
В данном Административном регламенте гл. 3 также определено, что административная процедура по осуществлению государственного экологического контроля проводится в форме плановых и внеплановых проверок.
В ходе проверки было установлено, что Комитетом в 2009 году:
- перечень объектов хозяйственной и иной деятельности, независимо от формы собственности, подлежащих государственному контролю области охраны и использования объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, среды их обитания на территории Волгоградской области, в рамках имеющихся полномочий, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.04.1995 г. №52-ФЗ «О животном мире», п. 6 Правил не сформирован;
- в план контрольно-надзорных мероприятий на 2009 год Комитета объекты хозяйственной и иной деятельности, независимо от формы собственности, подлежащие государственному контролю области охраны и использования объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, среды их обитания на территории Волгоградской области, в рамках имеющихся полномочий, (в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г, № 134-ФЗ на период январь - май 2009 г. и Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ с мая 2009 г.) не включались,
- проверок в данной сфере деятельности, как плановых, так и внеплановых, не проводилось.
При этом письмом Росприроднадзора от 15.09.2009 г. № ВС-10-30-/6361, копия которого направлена в Комитет Главой Администрации Волгоградской области (вх. Комитета от 02.10.2009 г. № 10/180), было рекомендовано проводить ежегодную инвентаризацию, ведение и регулярное обновление базы данных подконтрольных объектов в области охраны и использования объектов животного мира, в рамках имеющихся полномочий, а также утверждать план контрольных проверок в указанной сфере деятельности.
Ссылка на «Положение об Управлении охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области», утвержденное постановление Главы Администрации Волгоградской области от 05.07.2006 г. № 811, в данном контексте не корректна, так как к функциям Управления охотничьего и рыбного хозяйства Администрации Волгоградской области полномочия по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, среды их обитания на территории Волгоградской области, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на ООПТ федерального значения не отнесены.
Таким образом, данное предписание от 18.03.2010 г. № 06/2010 — 5 было выдано на основании П. 2.2 «Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области», утвержденного Постановлением Главы - Администрации Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1693 и подлежит исполнению Комитетом.
В каждом предписании, выданном от 18.03.2010 г. №№ 06/2010-1, 06/2010-2, 06/2010-3, 06/2010-4, 06/2010-5, 06/2010-6 указан конкретный срок (дата) исполнения предписания, с указанием на то, что данные требования необходимо исполнять постоянно в соответствии с законодательством РФ и не допускать их нарушение впредь.
В связи с тем, что установленные сроки выполнения обжалуемых предписаний не противоречат нормам законодательства РФ, доводы заявителя по данному вопросу безосновательны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу требований пункта 5 статьи 200 и пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент Росприроднадзора по Южному Федеральному округу обязан доказать законность совершенных действий , принятых предписаний.
Суд пришел к выводу,что Департамент Росприроднадзора по Южному Федеральному округу доказал законность совершенных им действий выразившихся в проведении выездной плановой проверки и составлении акта проверки от 18.03.2010, вынесении предписаний от 18.03.2010 за № 06/2010-1; 06/2010-2; 06/2010-3; 06/2010-4; 06/2010-5; 06/2010-6.
Оснований для удовлетворения требований заявителя у суда нет.
Руководствуясь статьями 169,170,198,200,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья И.П.Комурджиева