ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-5996/09 от 17.04.2009 АС Ростовской области

Арбитражный суд Ростовской области

344002, ул. Станиславского 8а, г. Ростов-на-Дону

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А53-5996/09

« 20» апреля 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2009 г.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Казаченко Г.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Слабуновой А.И.

рассматривая в судебном заседании дело по заявлению Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области

к закрытому акционерному обществу «Стройконструкция»

о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ

при участии в заседании представителей:

от заявителя - представитель по доверенности № 3401 от 26.12.2008 г. Ковалева Н.Б.

от лица, привлекаемого к административной ответственности – представитель Жукова Е.Г. по доверенности от 18.06.2008г.

установил: Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области ( далее административный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества «Стройконструкция» ( далее общество) к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Представитель заявителя требования поддержала, просила удовлетворить, полагает факт правонарушения и вину общества доказанными материалами дела, процессуальных нарушений при проведении проверки не имеется , в связи с чем просила назначить наказание, предусмотренное санкцией ч. 6 ст. 19.5. КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей, поскольку ранее дважды суд приостанавливал деятельность , и более строгая мера не послужила основанием для устранения нарушений. Также пояснила, что в настоящее время деятельность общества приостановлена до 28 мая 2009 года , в связи с чем повторное приостановление деятельности во время действующего приостановления не допустимо.

Представитель общества в судебном заседании заявленные требования признала, пояснив в судебном заседании, что разрешение на строительство находится в стадии оформления, проводится экспертиза. Представитель общества просила суд применить административное наказание в виде приостановления деятельности в связи с тяжелым материальным положением общества, поскольку за ранее выполненные работы заказчик не рассчитался с обществом и долг составляет 20 млн. рублей.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Работником Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области 22.01.2009 г. проведена проверка соблюдения требований законодательства при строительстве 10-этажного жилого дома, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Мира, 99, осуществляемого застройщиком - ЗАО «Стройконструкция».

В результате проверки были выявлены нарушения нормативных актов в области строительства, а именно, на момент проверки отсутствовали и не были представлены следующие документы, предусмотренные ст. ст. 48, 49, 51, 53 Градостроительного кодекса РФ, СНиП 12-01-2004 и СНиП 3.03.01-87: разрешение на строительство, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, проектная документация, исполнительная документация, документы на земельный участок, проект производства работ, в том числе для работы в зимнее время, не выполнено инструментальное обследование фундаментной плиты, лицензированной организацией, с представлением в Батайский территориальный отдел Региональной службы ГСН РО отчета и заключения о ее техническом состоянии и соответствии требованиями проекта и технических регламентов, а также возможности дальнейшего применения.

По данному факту ЗАО «Стройконструкция» административным органом выдано Предписание №2/1 от 22.01.2009 об устранении нарушений в срок до 22.02.2009.

При проведении 17.03.2009 работниками Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области проверки соблюдения выполнения требований Предписания №2/1 от 22.01.2009 об устранении нарушений при осуществлении строительства многоэтажного жилого дома по адресу: г.Азов, ул. Мира, 99 установлено, что указанное предписание ЗАО Стройконструкция» не выполнено. О невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении выявленных нарушений, главным специалистом Батайского территориального отдела Региональной службы ГСН РО составлен Акт проверки №3 от 17.03.2009.

По факту неисполнения предписания в установленный срок главным специалистом Батайского территориального отдела Региональной службой Госстройнадзора по РО 17.03.2009 составлен протокол об административном правонарушении №93019 предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении ООО «Стройконструкция».

В соответствии с ч.2, 3 ст.23.1 КоАП РФ протокол и материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области по подведомственности.

В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол. Положения данной статьи предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. В протоколе об административном правонарушении указывается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. При составлении протокола указанным лицам разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении № 93019 от 17.03.2009 составлен в отсутствии представителя общества. Однако в материалы дела заявитель представил Уведомление, извещающее ЗАО «Стройконструкция» о необходимости явки в РС ГСН РО для составления протокола об административном правонарушении. Указанное уведомление было направлено по почте, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д.20). Таким образом, общество извещено надлежащим образом о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.

В связи с изложенным, процессуальных нарушений при составлении протокола по делу об административном правонарушении со стороны административного органа судом не установлено.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ ввиду следующего.

Согласно части 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в жилищной сфере, а также в области строительства, предпринимательской деятельности, охраны прав собственности, окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.

Как видно из материалов дела, в Предписании №2/1 от 22.01.2009г. обществу предписано выполнить следующие требования РС Госстройнадзора по РО в срок до 22.02.2009 :

1. Представить в Батайский территориальный отдел Региональной службы ГСН РО следующую документацию, предусмотренную ст. ст. 48, 49, 51, 53 Градостроительного кодекса РФ, СНиП 12-01-2004 и СНиП 3.03.01-87: разрешение на строительство, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, проектная документация, исполнительная документация, документы на земельный участок, проект производства работ, в том числе для работы в зимнее время; выполнить инструментальное обследование фундаментной плиты, лицензированной организацией, с предоставлением в Батайский территориальный отдел Региональной службы ГСН РО отчета и заключения о ее техническом состоянии и соответствии с требованиями проекта и технических регламентов, а также возможности дальнейшего применения.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

В соответствии с частью 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Согласно требованиям статья 49 Градостроительного кодекса, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с названным Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

1) копия разрешения на строительство;

2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;

5) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 названного Кодекса.

В силу пункта 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» также предусмотрено строительство объекта при наличии разрешения на строительство в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде.

Из материалов дела и объяснений представителя общества, данных в судебном заседании, следует, что факт отсутствия соответствующего разрешения на строительство объекта по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Мира, 99, у ЗАО «Стройконструкция» на момент проведения проверки не оспаривается. На момент рассмотрения спора установлено, что проект объекта находится на экспертизе с 29.12.2008 года, но ввиду отсутствия денежным средств у общества, оплата за производство экспертизы не проведена.

Строительство производилось без проекта организации строительства в нарушении требований СНиП 12-01-2004"Организация строительства". Так же, отсутствие необходимой документации при строительстве жилого дома нарушает и требования СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции".

Согласно пункту 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ (далее - работы) требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Пунктом 9 названного Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Согласно пункту 10 этого же Положения при строительстве проверке подлежит соблюдение требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

Как следует из предписания №2/1 от 22.01.2009, обществу было предложено представить в управление необходимые для строительства жилого дома документы.

Однако, общество в установленный срок не исполнило требования предписания №2/1 и не представило указанные документы в управление. Имеются только лишь документы на земельный участок. Данный факт представителями сторон не оспаривается. Не оспаривается представителем общества и тот факт, что в Региональную службу ГСН по РО общество с ходатайством о продлении срока исполнения требований предписания не обращалось.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии вины общества в неисполнении предписания органа строительного надзора.

Невыполнение в установленный срок предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ влечет применение административного наказания.

Суд считает, что собранными в ходе административного производства доказательствами доказан факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, а именно: актом проверки от 22.01.2009, протоколом об административном правонарушении № 93001 от 17.03.2009, пояснениями представителя общества, данными в судебном заседании.

С учетом изложенных выше обстоятельств, суд считает, что имеются все необходимые основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5. КоАП РФ.

Доказанность самого факта правонарушения свидетельствует о наличии вины правонарушителя.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено наложение на юридических лиц административного штрафа от 50000 до 100000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В судебном заседании представитель общества просил суд применить административное наказание в виде административного приостановления деятельности на 60 суток ввиду тяжелого материального положения.

Учитывая, ходатайство лица, привлекаемого к административной ответственности, а также, принимая во внимание нахождение документов, необходимых для осуществления строительства на оформлении в государственных органах, а так же то , что решениями по делам № А53-26507/08 , А 53-1871/09 Арбитражного суда Ростовской области деятельность общества ранее приостанавливалась , и в настоящее время деятельность общества по строительству указанного выше объекта приостановлена по решению суда за аналогичное правонарушение до 28.05.2009 года , а также то, что обществом не представлено доказательств о тяжелом материальном положении, суд считает необходимым назначить обществу наказание в виде штрафа в размере 60 000 рублей. Указанная мера ответственности в отношении общества принята судом с учетом того, что более строгое наказание, дважды примененное судом , не привело к выполнению требований государственного органа . Кроме того, судом при приятии решения учтено и то обстоятельство , что проектная документация по объекту строительства находится на государственной экспертизе с декабря 2008 года и препятствием к получению заключения является лишь частичное отсутствие оплаты за ее производство. Вместе с тем, оплатив и получив положительное заключение эксперта общество в течение 10 дней может получить разрешение на строительство , в связи с чем применение меры ответственности в виде приостановления деятельности на 60 суток суд считает не целесообразным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170 АПК РФ , 205, 206, АПК РФ,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь закрытое акционерное общество «Стройконструкция», расположенное по адресу: 344069 г. Ростов-на-Дону, ул. Оганова, 37, ИНН 6164072630, к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 60 000 рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель - Управление федерального казначейства по Ростовской области (Региональная служба ГСН РО), сч. № 40101810400000010002 в

ГРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области,

ИНН 6163076085, КПП 616301001,

ОКАТО 60401000000, БИК 046015001,

КБК 13311690040040000140.

Наименование организации ________________________________________________________

Административный штраф по ч. 6 ст. 19.5 . КоАП РФ

По решению арбитражного суда Ростовской области (номер дела и дата решения) ________

Настоящее решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Ростовской области в течение 10 дней с момента принятия решения в порядке главы 34 АПК РФ и в кассационную инстанцию в порядке главы 35 АПК РФ.

Судья

Г.Б.Казаченко