ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-6242/20 от 27.05.2020 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«02» июня 2020 года Дело № А53-6242/2020

Резолютивная часть решения объявлена «27» мая 2020 года

Полный текст решения изготовлен «02» июня 2020 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кечеджиян Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новатэк-АЗК» ИНН 8911022317, ОГРН 1068911007252

к министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129

о признании недействительным ненормативного правового акта (предписание от 02.12.2019 № 211/620-ГК/28.РО.7/1-П)

при участии:

от заявителя представитель Плотникова А.В.;

от заинтересованного лица представитель Петрова К.Ю.;

установил: общество с ограниченной ответственностью «Новатэк-АЗК» (далее – заявитель, общество, ООО «Новатэк-АЗК») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее – заинтересованное лицо, Минприроды РО) о признании недействительным ненормативного правового акта (предписание от 02.12.2019 № 211/620-ГК/28.РО.7/1-П).

Представитель заявителя в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в заявлении, и просил суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, представил отзыв на заявление и просил суд отказать в заявленных требованиях по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Судом в порядке определенном статьями 136- 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществлен переход к стадии непосредственного судебного разбирательства.

В судебном заедании, состоявшемся 20.05.2020, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 27.05.2020 до 14 час. 45 мин. Информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах, в том числе об объявленных перерывах, размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.rostov.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание в назначенное время продолжено.

Исследовав представленные доказательства, заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил следующее.

В период с 05.11.2019 по 02.12.2019 на основании приказа от 23.10.2019 № 620-ГК была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Новатэк-АЗК» на предмет соблюдения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды.

На основании проведенной проверки обществу было выдано предписание № 211/620-ГК/28.РО.7/1-П от 02.12.2019 об устранении выявленных нарушений, которым обществу предписано в срок до 01.03.2020:

- устранить нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» путем отнесения образующихся отходов к конкретному классу опасности в установленном порядке, составить паспорта отходов I - V классов опасности.

Общество не согласилось с предписанием министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 02.12.2019 № 211/620-ГК/28.РО.7/1-П и обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства: нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту.

При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.

Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ). Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона №294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

По смыслу статьи 17 Федерального закона №294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с а Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛ) в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛ) осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2014 № 349.

Согласно пункту 5 Методических указаний основной задачей при разработке ПНООЛР является, в том числе, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.

При этом в соответствии с пунктом 21 Методических указаний для всех отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, указанным в пункте 6 Методических указаний, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Одним из приложений к ПНООЛР является письмо о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесением вида отхода к конкретному классу опасности и паспортов отходов I - V классов опасности, образующихся при хозяйственной деятельности.

Процедура паспортизации отходов является первичной при исполнении юридическими лицами обязательств по разработке проектов ПНООЛР, и обязательным условием для утверждения ПНООЛР.

Как следует из материалов дела и установлено судом в ходе проведенной проверки Минприроды РО установлено, что на объекте ООО «Новатэк-АЗК» ГНС 1/61 в п. Орловский не разработаны паспорта на отходы I - V классов опасности, образующиеся при осуществлении деятельности, а именно:

- лампы ртутные, ртутно-кварце вые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 0152 1, класс опасности 1);

- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктам (содержание нефти и нефтепродуктов 15% и более) (код по ФККО 9 19 204 01 60 3 класс опасности 3);

- тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 415 01 52 4, класс опасности 4);

- светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 82 203 02 52 4 класс опасности 4);

- картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные (код по ФККО 4 81 203 02 52 4 класс опасности 4);

- клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 81 204 01 52 4 класс опасности 4);

- обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства (код по ФККО 4 03 101 00 52 4 класс опасности 4);

- спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код по ФККО 4 02 312 01 62 4 класс опасности 4);

- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4 класс опасности 4);

- смет с территории малоопасный (код по ФККО 7 33 390 01 714 класс опасности 4);

- отходы (осадки) из выгребных ям (код по ФККО 7 32 100 01 30 4 класс опасности 4);

- песок загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) (код по ФККО 9 19 201 02 39 4 класс опасности 4);

- отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 4 05 122 02 60 5 класс опасности 5).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (абзац 14 данной статьи).

Правилами проведения паспортизации отходов I - V классов опасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 предусмотрена типовая форма паспорта отходов I - V классов опасности, в которой указывается местонахождение объекта, в ходе деятельности которого образуется отход.

Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Паспорт отходов I - IV классов опасности может быть составлен как на юридическое лицо, так и на обособленное подразделение юридического лица (филиал).

Паспорт отходов I - IV классов опасности, который образуется в результате хозяйственной или иной видов деятельности обособленного подразделения юридического лица (филиала), осуществляемой по его месту нахождения отличному от юридического адреса, составляется на обособленное подразделение юридического лица (филиал). При этом в графе паспорта «местонахождение» указывается адрес обособленного подразделения юридического лица (филиала), т.е. адрес места осуществления хозяйственной и иной видов деятельности, в результате, которой образовались отходы I - V классов опасности, а в графе «почтовый адрес» - указывается юридический адрес.

Таким образом, в паспорте должны быть прописаны адреса, где образуются отходы в графе «местонахождение».

Как следует из материалов дела, при проведении проверки ГНС 1/61 должностному лицу Минприроды РО были представлены паспорта на отходы, утвержденные 05.08.2015, в которых в графе «местонахождение» был указан адрес: 400012, г. Волгоград, ул. Смольная, 30 и утвержденные 22.12.2014, в графе «местонахождение», которых был указан адрес: 344004, г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Краснодарская, 157/1.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что паспорта не относятся к отходам, образовавшимся по адресу: п. Орловский, ул. Комсомольская, 179 б.

При этом, адрес местонахождения ООО «Новатэк-АЗК»: 454048, г. Челябинск, ул. Курчатова, 6. Основной вид деятельности – 47.30 Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах. Деятельность общества осуществляется через сеть автомобильных газозаправочных станций (АГЗС) и газонаполнительных станций (ГНС), расположенных в Челябинской, Волгоградской, Ростовской, Астраханской областях.

Таким образом, ООО «Новатэк-АЗК» нарушены требования статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что общество не указало на обстоятельства, препятствующие исполнению предписания. Административным органом установлен достаточный срок для исполнения требований предписания.

Доказательством отсутствия паспортов на момент проверки является тот факт, что паспорта на отходы, образованные по адресу п. Орловский, ул. Комсомольская, 179 б. были утверждены ООО «Новатэк-АЗК» 28.11.2019 и в этот же день направлены в Департамент Росприроднадзора по ЮФО.

При наличии вопросов об исполнении оспариваемого предписания общество вправе обратиться в административный орган с заявлением о его разъяснении, однако заявитель таким правом не воспользовался.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявителем не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого предписания и не доказано, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив доказательства в совокупности, суд считает, что оспариваемые предписание инспекции соответствуют действующему законодательству и при его вынесении законные права и интересы заявителя нарушены не были, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований общества не имеется.

Доводы ООО «Новатэк-АЗК», изложенные в заявлении, своего подтверждения не нашли.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая, что действия Минприроды по РО по выдаче предписания заявителю соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, кроме того, заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающий факт нарушения действиями Минприроды по РО его прав и интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, суд пришел к выводу о том, что требования ООО «Новатэк-АЗК» удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.В. Бондарчук