АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
23 июля 2010г . Дело № А53-6758/10
Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2010г.
Полный текст решения изготовлен 23 июля 2010г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи И.П.Комурджиевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.И.Губенко
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «РЖД»
к Государственному учреждению - управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области
3-и лица: Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, МРИ ФНС России № 21 по Ростовской области,
о признании недействительным решения Государственного учреждения - управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области о привлечении ОАО «РЖД» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 1 от 15.01.2010,
о признании недействительным решения Государственного учреждения - управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области о привлечении ОАО «РЖД» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 13 от 18.03.2010,
о признании недействительным решения Государственного учреждения - управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области о привлечении ОАО «РЖД» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 2 от 15.01.2010,
о признании недействительным решения Государственного учреждения - управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области о привлечении ОАО «РЖД» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 14 от 18.03.2010,
при участии:
от заявителя Бычкова Н.И. доверенность
от Пенсионного фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области -Кация Ю.М. доверенность,
от ОПФ РФ по РО Шахова доверенность, удостоверение, Швачич Я.Д. доверенность
МРИ ФНС №21 Водопьянова Н.А. ,Громославская С.М. –доверенность
установил:
открытое акционерное общество «РЖД» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области о признании недействительным решения Государственного учреждения - управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области о привлечении ОАО «РЖД» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 1 от 15.01.2010, о признании недействительным решения Государственного учреждения - управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области о привлечении ОАО «РЖД» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 13 от 18.03.2010.
Заявление было принято, делу присвоен номер А53-6758/2010
Открытое акционерное общество «РЖД» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области о признании недействительным решения Государственного учреждения - управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области о привлечении ОАО «РЖД» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 2 от 15.01.2010, о признании недействительным решения Государственного учреждения - управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области о привлечении ОАО «РЖД» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 14 от 18.03.2010.
Заявление было принято,делу присвоен номер А53-А53-6758/10
Суд, изучив материалы дел № А53-6758/2010 и № А53-6759/2010, а также пояснения сторон относительно предмета спора, установил,что в указанных делах участвуют одни и те же лица – открытое акционерное общество «РЖД», Государственное учреждение - управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Каменске Шахтинске Ростовской области, основой заявленных требований являются признание недействительными ненормативных правовых актов, принятых ГУ УПФ РФ в г. Каменске Шахтинске Ростовской области. Следовательно, указанные дела являются однородными.
В связи с данными обстоятельствами суд объединил дела № А53-6758/2010 и № А53-6759/2010 в одно производство и присваивает им номер № А53-6758/2010.
Также судом к участию в процессе были привлечены третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области , МРИ ФНС России № 21 по Ростовской области .
Судебное заседание открыто 12 июля 2010г .
Представитель заявителя настаивал на удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель МРИ ФНС №21 возражал против удовлетворения требований.
В судебном заседании 12 июля 2010г объявлен перерыв на срок до 15 июля 2010г.
По окончании перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель заявителя настаивал на удовлетворении требований.
Представитель МРИ ФНС №21 предоставил суду и участникам спора письменные пояснения.
Суд приобщил с учетом отсутствия возражений лиц, участвующих деле ,пояснения к материалам дела.
Представитель Пенсионного фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области предоставил декларации по страховым взносам по Локомотивному депо станции Лихая Ростовского отделения СПС –Кав.ж.д-филиала ОАО «РЖД» и Лиховской дистанции сигнализации централизации и блокировки Ростовского отделения СП СКЖД –филиала ОАО «РЖД» за 2007г.
Суд приобщил декларации к материалам дела с учетом отсутствия возражений участников процесса.
Заявитель в лице представителя просил суд удовлетворить требования, пояснив, что расчеты пенсионных начислений сделаны без учета возраста работников.
Представитель МРИ ФНС №21 пояснил,что что требовали у заявителя договоры гражданского правового характера, но им пояснили, что договоры были изъяты представителем МВД в процессе проводимой проверки. В связи с чем, года рождения работников не проверялись.
Заявитель в лице представителя также заявил о процедурных нарушениях в действиях ОПФ РФ по РО, МРИ ФНС № 21 при проведении проверок в отношении заявителя, поддержал требования, изложенные в заявлении и возражении на письменные заявления.
Представитель МРИ ФНС №21 считает,что процедура проведения проверок не нарушена, просит отказать в удовлетворении требований.
Представитель ОПФ РФ по РО также полагает, что процедура проведения проверок не нарушена. Действия представителей Пенсионного фонда основывались на данных, которые предоставлены представителями МРИ ФНС № 21, при этом эти данные дополнительно не проверяются, просит отказать заявителю в удовлетворении требований.
В судебном заседании объявлен перерыв по делу до 19.07.2010 до 13 час. 45 мин. Стороны извещены о перерыве в судебном заседании, необходимости явиться в суд по окончании перерыва.
Судебное заседание продолжено по окончании перерыва 19.07.2010.
Представитель ОАО «РЖД» поддержал требования, изложенные в заявлении.
Представитель Пенсионного фонда Государственного учреждения - управления
Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Каменске Шахтинске Ростовской
области просил суд отказать в удовлетворении заявленных
требований, дал пояснения относительно уведомлений ОАО «РЖД» : о вынесении решения №2 и №1 от 15.01.2010г заявитель был извещен надлежащим образом, о вынесении решений №13 и №14 от 18.03.2010 общество не извещалось.
Представитель МРИ ФНС № 21 просил суд отказать заявителю в удовлетворении требований.
Суд, изучив представленные документы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, установил следующее.
В соответствии с ст. 6 Федерального закона от 5 декабря 2001 года № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации (в ред., действовавшей в период проверки налоговым органом).
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 5 декабря 2001 года № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации страхователями по обязательному пенсионному страхованию страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением данных платежей в бюджет ПФР.
В соответствии с п.1 ст. 25 Федерального закона № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» контроль за правильностью исчисления и за уплатой "страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, в свою очередь налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности, (в ред., действовавшей в период проверки налоговым органом).
Частью 2 ст. 27 ФЗ №167 предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий. Законодателем установлено, что за указанное нарушение на страхователя накладывается взыскание в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов, (в ред., действовавшей в период проверки налоговым органом).
С1 января 2005 года функции контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования осуществляют налоговые органы, в их компетенцию не входит привлечение страхователей к ответственности и наложение штрафов, предусмотренных указанной выше статьей.
В соответствии с Порядком взаимодействия Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы налоговые органы передают в территориальные органы Пенсионного фонда РФ материалы по результатам проверок в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в срок не позднее 10 календарных дней со дня вручения указанных материалов проверки плательщику. Поэтому предъявление требования на уплату штрафа за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда РФ на основании поступающих из налоговых органов сведений о сумме штрафа, определенной налоговым органом исходя из доначисленных страховых взносов (Далее - Распоряжение от 28 декабря 2006г. № 282р/231@).
Положения Закона об ответственности за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов разъяснены в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 августа 2004 г. N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
В соответствии со пп. 1 п. 2 ст. 22 Федерального закона № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, а именно: Лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
организации;
индивидуальные предприниматели; физические лица;
применяются следующие тарифы страховых взносов:
1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
Для лиц 1966 года рождения и старше финансирование страховой части трудовой пенсии составляет 14%.
При обнаружении одного (или нескольких) видов нарушений страхователем законодательства об обязательном пенсионном страховании территориальным органом Пенсионного фонда РФ составляется акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о выявленных нарушениях. Основаниями для составления акта могут служить документы и сведения, которые были представлены в орган Пенсионного фонда самими страхователями, а также документы, сведения и информация, поступившая от налогового органа либо иных контролирующих органов.
Акт может быть направлен по почте заказной корреспонденцией, и в этом случае он считается полученным страхователем на шестой рабочий день с момента отправления.
Присутствие страхователя при рассмотрении акта предполагается, однако неявка страхователя или его представителя не является причиной, по которой рассмотрение акта должно быть отложено.
По результатам рассмотрения акта руководитель (заместитель руководителя) органа Пенсионного фонда РФ выносит решение о привлечении страхователя к ответственности либо об отказе в привлечении страхователя к ответственности.
В случае принятия решения о привлечении страхователя к ответственности, ему предъявляется и вручается (направляется заказным письмом) требование об уплате установленного законом штрафа.
В УПФР в г. Каменск-Шахтинский 11.11.2009г. поступил Раздел Акта выездной налоговой проверки №13-11/564401 от 10.09.2009г., проведенной Межрайонной ИФНС России № 21 по Ростовской области по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ОАО «Российские железные дороги» за периоды: 2006-2007 гг., в котором отражены факты занижения налоговой базы страхователями: ОАО «РЖД», а именно: (Эксплуатационное локомотивное депо Лихая Ростовского отделения структурного подразделения СКжд-филиала ОАО «РЖД» и Лиховская дистанция сигнализации, централизации и блокировки Ростовского отделения структурного подразделения СКжд-филиала ОАО «РЖД»).
На основании представленной ОАО «Российские железные дороги» номенклатуры наименований и кодов выплат и удержаний из них работников ОАО «РЖД» от 30..11.2006 г налоговой инспекцией было установлено, что по коду выплат 049 «Оплата по тарифу времени технической учебы, проводимой во внеурочное время» налоговая база по сводной ведомости за период 2006г-2007г не была включена в базу для взносов на обязательное пенсионное страхование
Структурное подразделение - «Локомотивное депо Лихая».
Выплаты за время прохождения технической учебы в 2006 году составили 288169 руб., в 2007 году - 496111 руб. в том числе:
в рублях
Период
2006 год
2007 год
январь
23236
20811
февраль
24485
27179
март
27138
28428
апрель
25043
45935
май
26322
июнь
33383
42000
июль
27752
103566
август
49351
сентябрь
47405
октябрь
46497
49277
ноябрь
29511
42702
декабрь
24802
39457
Итого
288169
496111
Занижение налоговой базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за проверяемый период по мнению налоговой инспекции составило 784280 руб. в том числе: в 2006 году -288169 руб., в 2007году - 496111 руб.
Суммы выплат за время прохождения учебы в 2006 году
в рублях
Месяц
Налогооблагае-мая база
Страховая часть
Накопитель-ная
часть
опс
Янв
23236
2324
929
3253
Февр
24485
2449
979
3428
Март
27138
2714
1086
3799
Апр
25043
2504
1002
3506
Май
26322
2632
1053
3685
Июнь
33383
3338
1335
4674
Июль
27752
2775
1110
3885
Авг
—
Сент
—
Окт
46497
4649
1860
6509
Нояб
29511
2951
1180
4131
Дек
24802
2480
992
3472
Итого
288169
28816
11526
40342
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, по мнению налоговой инспекции, занижены на 40342 руб. в том числе: страховая часть - 28816 руб.
накопительная часть - 11526 руб.
2007 год
в рублях
Месяц
Налогообла -гаемая база
Страхова я часть
Накопите-
льная
часть
опс
Янв
20811
2081
832
2913
Февр
27179
2718
1087
3805
Март
28428
2843
1137
3980
Апр
45935
4594
1837
6431
Май
-
Июнь
42000
4200
1680
5880
Июль
103566
10356
4143
14499
Авг
49351
4935
1974
6909
Сент
47405
4741
1896
6637
Окт
49277
4928
1971
6899
Нояб
42702
4270
1708
5978
Дек
39457
3946
1578
5524
Итого
496111
49612
19843
69455
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование занижены, по мнению налоговой инспекции на 69455 руб. в том числе: страховая часть - 49612 руб.,накопительная часть - 19843 руб.
д) Структурное подразделение - «Лиховская дистанция сигнализации, централизации и блокировки»
Выплаты за время прохождения технической учебы составили 60959 руб. В том числе: 2007 году - 60959 руб.
ноябрь
11254
декабрь
1110540
Итого
660959
Занижение налоговой базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за проверяемый период составило 60959 руб. в том числе: в 2007году - 60959 руб.
Суммы выплат за время прохождения учебы, полученные работниками за . 2007 год
в рублях
Месяц
Налогообла гаемая база
Страхова я часть
Накопите
льная
часть
ОПС
Янв
—
Февр
—
Март
Апр
—
Май
Июнь
__
Июль
9934
993
397
1390
Авг
8059
806
322
1128
Сент
11821
1182
473
1655
Окт
9351
935
374
1309
Нояб
11254
1125
450
1575
Дек
10540
1054
422
1476
Итого
60959
6095
2438
8533
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование занижены по мнению налоговой инспекции на 8533 руб. в том числе: страховая часть - 6095 руб., накопительная часть - 2438 руб.
Согласно статьи 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» на финансирование страховой части трудовой пенсии налоговой инспекцией применялось 10%, на финансирование накопительной части трудовой пенсии 4%.
При этом данные о прохождении техосмотра ,согласно пояснений ,представленных в ходе судебного заседания налоговой службой, внесены в акт ошибочно.
На основании вышеуказанного акта выездной налоговой проверки УПФР в г. Каменск-Шахтинский составлен акт № 9 от 16.11.2009г. об обнаружении фактов нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании за 2006-2007г. в отношении Эксплуатационного локомотивного депо Лихая Ростовского отделения структурного подразделения СКжд-филиала ОАО «РЖД» и направлен в указанное подразделение (заказным письмом с уведомлением 16.11.2009г. и получено 19.11.2009г.), а также в адрес Управления СКжд (344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Театральная, 4) - (отправлено заказным с уведомлением 23.11.2009г. и получено 30.11.2009г.) и в адрес ОАО «РЖД» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) - (отправлено заказным с уведомлением 23.11.2009г. и получено 30.11.2009г.).
В акте налоговым органом обнаружен факт занижения налоговой базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год 288169 руб., за 2007 год в сумме 496111 руб. В связи с данным нарушением доначислены страховые взносы в размере 14%, что составило 109799,20 руб. и штраф 20% от суммы 109799,20 руб., что составило 21959,84 руб.
В связи с представлением письма ОАО «РЖД» Филиала Центра Корпоративного учета и отчетности «Желдоручет», Структурного подразделения Северо - Кавказского регионального общего центра обслуживания, Структурного подразделения Ростовского Территориального Общего Центра Обслуживания № 1058 от 03.12.2009г. о направлении разногласий по факту неполной уплаты взносов в МИФНС № 6 по крупнейшим налогоплательщикам, в связи, с чем УПФР в г. Каменск-Шахтинский принимает решение № 6 от 15.12.2009г. о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки на один месяц, и в решении указывается срок рассмотрения акта: до 15.01.2010г. 11 часов. Данное решение направляется по тем же адресам, что и акт камеральной проверки в указанные выше адреса ОАО «РЖД» заказным письмом с уведомлением 24.12.2009г..
17 декабря 2009г. в УПФР в г. Каменск-Шахтинский поступило письмо Ростовского территориального общего центра обслуживания от 14.12.2009г. № 1101 о том, что решением МИФНС № 6 от 20.11.2009г. №13-11/614343 отказано в разногласиях и ОАО «РЖД» подало апелляционную жалобу в Арбитражный суд г. Москвы.
15 января 2010г. Ростовским территориальным общим центром обслуживания направлено в УПФР в г. Каменск-Шахтинский письмо № 28 о том, что сроки рассмотрения апелляционной жалобы Арбитражным судом г. Москвы неизвестны.
В связи с тем, что рассмотрение акта проверки не может быть продлено больше чем на один месяц, а решение Арбитражного суда г. Москвы ещё не вынесено, 15. 01.2010г. УПФР в г. Каменск-Шахтинский принимает решение № 1 о привлечении плательщика страховых взносов (а именно: Эксплуатационное локомотивное депо Лихая Ростовского отделения структурного подразделения СКжд-филиала ОАО «РЖД») к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Соответственно, данное решение направлено в указанное подразделение (заказным письмом 29.01.2010г.), а также в адрес Управления СКжД (344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Театральная, 4) - (заказным с уведомлением 29.01.2010г. и получено 01.02.2010г.) и в адрес ОАО «РЖД» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) - (заказным с уведомлением 29.01.2010г. и получено 03.02.2010г.).
В соответствии с решением УПФР в г.Каменск-Шахтинский выставило Требование № 1 от 24.02.2010г. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и о том, что за названными выше плательщиками страховых взносов числится задолженность, которую они обязаны уплатить в срок до 14.03.2010г. Данное требование направлено в указанное подразделение (заказным письмом 01.03.2010г.), а также в адрес Управления СКжд (344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Театральная, 4) (заказным с уведомлением 01.03.2010г. и получено 04.03.2010г.) и в адрес ОАО «РЖД» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) (заказным с уведомлением 01.03.2010г. и получено 10.03.2010г.).
Не согласившись с вынесенным решение ОАО «РДЖ» в лице Ростовского отделения СКжд - филиала ОАО «РЖД» обжаловано его в вышестоящий орган по контролю за уплатой страховых взносов - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ростовской области, которое в свою очередь приняло следующее решение: вынести новое решение в отношении ОАО «РЖД» в части взыскания недоимки по страховым взносам и штрафа за 2007 год.
В связи с чем ,начальником УПФР в г. Каменск-Шахтинский было вынесено решение № 13 от 18.03.2010г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 год, в сумме 69455,54 руб и штраф 20% от суммы 69455,54 руб., что составило 13891,11 руб. Данное решение направляется по тем же адресам, что и требование № 1 в указанные выше адреса ОАО «РЖД» заказным письмом с уведомлением 25.03.2009г.
На основании Раздела Акта выездной налоговой проверки №13-11/564401 от 10.09.2009г., проведенной Межрайонной ИФНС России № 21 по Ростовской области, УПФР в г. Каменск-Шахтинский также был составлен акт № 11 от 16.11.2009г. об обнаружении фактов нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании в отношении другого структурного подразделения, а именно: Лиховской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Ростовского отделения структурного подразделения СКжд филиала ОАО «РЖД» и направлен в подразделение (заказным письмом с уведомлением 16.11.2009г. и получено 19.11.2009г.), а также в адрес Управления СКжд (344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Театральная, 4) (заказным с уведомлением 23.11.2009г. и получено 30.11.2009г.) и в адрес ОАО «РЖД» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) (заказным с уведомлением 30.11.2009г. и получено 30.11.2009г.).
В акте № 11 налоговым органом обнаружен факт занижения налоговой базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год в сумме 60959 руб. В связи с данным нарушением доначислены страховые взносы в размере 14%, что составило 8534.26 руб. и штраф 20% от суммы 8534.26 руб., что составило 1706,85 руб.
В связи с представлением письма ОАО «РЖД» Филиала Центра Корпоративного учета и отчетности «Желдоручет», Структурного подразделения Северо - Кавказского регионального общего центра обслуживания, Структурного подразделения Ростовского Территориального Общего Центра Обслуживания № 1058 от 03.12.2009г. о направлении разногласий по факту неполной уплаты взносов в МИФНС № 6 по крупнейшим налогоплательщикам, в связи, с чем УПФР в г. Каменск-Шахтинский принимает решение № 6 от 15.12.2009г. о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки на один месяц, и в решении указывается срок рассмотрения акта: до 15.01.2010г. 11 часов. Данное решение направляется по тем же адресам, что и акт камеральной проверки, (заказным с уведомлением 24.12.2009г.).
17 декабря 2009г. в УПФР в г. Каменск-Шахтинский поступило письмо Ростовского территориального общего центра обслуживания от 14.12.2009г. № 1101 о том, что решением МИФНС № 6 от 20.11.2009г. №13-11/614343 отказано в разногласиях и ОАО «РЖД» подало апелляционную жалобу в Арбитражный суд г. Москвы.
15 января 2010г. Ростовским территориальным общим центром обслуживания направлено в УПФР в г. Каменск-Шахтинский письмо № 28 о том, что сроки рассмотрения апелляционной жалобы Арбитражным судом г. Москвы неизвестны.
В связи с тем, что рассмотрение акта проверки не может быть продлено больше чем на один месяц, а решение Арбитражного суда г. Москвы ещё не вынесено, 15. 01.2010г. УПФР в г. Каменск-Шахтинский принимает решение № 2 о привлечении плательщика страховых взносов (а именно: Эксплуатационное локомотивное депо Лихая Ростовского отделения структурного подразделения СКжд-филиала ОАО «РЖД») к ответственности за совершение нарушения законодательству Российской Федерации о страховых взносах. Данное решение направлено в указанное подразделение (заказным письмом 29.01.2010г.), а также в адрес Управления СКжд (344019, г. Ростов-на-Дону, пл. Театральная, 4) (заказным с уведомлением 29.01.2010г. и получено 31.01.2010г.) и в адрес ОАО «РЖД» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) (заказным с уведомлением 29.01.2010г. и получено 03.02.2010г.).
В соответствии с выше указанным решением УПФР в г.Каменск-Шахтинский выставило Требование № 2 от 24.02.2010г. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и о том, что за названными выше плательщиками страховых взносов числится задолженность, которую они обязаны уплатить в срок до 14.03.2010г. Данное требование направлено в указанные выше адреса заказным письмом с уведомлением 01.03.2010г.
Не согласившись с вынесенным решение ОАО «РДЖ» в лице Ростовского отделения СКжд - филиала ОАО «РЖД» обжаловано его в вышестоящий орган по контролю за уплатой страховых взносов - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по остовской области, которое в свою очередь приняло следующее решение: вынести новое решение в отношении ОАО «РЖД» в части взыскания недоимки по страховым взносам и штрафа за 2007 год.
В соответствии с вышеизложенным начальником УПФР в г. Каменск-Шахтинский было вынесено решение № 14 от 18.03.2010г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 год, в сумме 8534.26 руб и штраф 20% от суммы 8534.26 руб., что составило 1706,85 руб. Данное решение было направлено по тем же адресам, что и указанные выше документы заказным письмом с уведомлением 25.03.2010г.
Заявитель обратился в арбитражный суд ,поскольку полагает, что отсутствовали надлежащие уведомления как о составлении актов проверки, так и вынесении обжалуемых решений, кроме того, выплаты, производимые работодателем на обучение работникам , не подлежат обложению единым социальным налогом (страховыми взносами) в случае ,если обучение осуществляется по инициативе работодателя в целях более эффективного выполнения работником трудовой функции. Направление работников на техническую учебу осуществлялось на основании распоряжения начальника службы автоматики и телемеханики СКжд 20.07.2007 № 44/Ш, приказа руководителя Лиховской дистанции сигнализации централизации и блокировки Ростовского отделения - структурного подразделения Ростовского отделения структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 27.07.2007 № 220, Положения «О порядке оплаты часов технической учебы», которые издавались на основании Стандарта предприятия СТП 51.Н.010-01 «Техническая учеба работников предприятий Северо-Кавказской железной дороги, связанных с движением поездов и безопасностью движения» , введенного в действие указанием начальника дороги от 29 марта 2001 г. № 26/Н-у.
Техническая учеба проводилась в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работодателя, работодатель сам определял необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для нужд организации, а также, с учетом мнения представительного органа работников, формы подготовки и переподготовки, перечень необходимых профессий и специальностей.
Изучив представленные документы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в виду следующего.
Судом установлено, что пенсионным фондом оспариваемые решения были вынесены в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ организации являются плательщиками страховых взносов.
Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы являются органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в государственные внебюджетные фонды (ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.
Если после рассмотрения представленных пояснений либо при их отсутствии орган контроля установит факт совершения правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ, или иного нарушения законодательства РФ о страховых взносах, должностные лица органа контроля обязаны составить акт проверки в порядке, установленном ст. 38 Закона N 212-ФЗ.
Акт камеральной проверки должен быть подписан должностным лицом органа контроля, проводившим проверку, и лицом, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченным представителем) (в случае, если камеральная проверка проводится в присутствии плательщика страховых взносов), составляется в двух экземплярах, один из которых остается в органе контроля, а другой вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю).
Акт камеральной проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его уполномоченному представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о его получении указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась камеральная проверка, или его уполномоченный представитель уклоняются от получения акта, этот факт отражается в акте камеральной проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации, обособленного подразделения или по месту жительства индивидуального предпринимателя, физического лица. В случае направления акта камеральной проверки по почте заказным письмом датой вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Частью 1 ст. 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства РФ о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда РФ, проводившего проверку.
При этом в силу ч. 3 ст. 39 Закона N 212-ФЗ организация вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов выездной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Пунктом 12 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ также установлено, что плательщики страховых взносов имеют право на участие в процессе рассмотрения материалов проверки.
В соответствии с ч. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда РФ:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства РФ о страховых взносах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ.
Частью 8 ст. 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Таким образом, Законом N 212-ФЗ установлено, что решение о привлечении организации к ответственности за совершение правонарушения может выноситься руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда РФ, который, согласно ч. 6 ст. 39 Закона N 212-ФЗ, непосредственно участвовал в ходе рассмотрения материалов проверки. Акт проверки, возражения на него и другие материалы проверки (перед вынесением решения) также должны рассматриваться непосредственно руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда РФ (ч. 1 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
В связи с этим, если руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда РФ непосредственно не участвовал в рассмотрении материалов проверки, то подписанное им решение о привлечении организации к ответственности за совершение правонарушения может быть расценено как принятое неправомерно.
Законом N 212-ФЗ не предусмотрена возможность рассмотрения материалов проверки и вынесения по ним соответствующего решения иными лицами, кроме как руководителем территориального органа ПФР или его заместителем.
Судом установлено, что оспариваемые решения вынесены начальником Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в г.Каменск-Шахтинске Ростовской области Ливинской Т.А.
Акт №9 Об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 16.11.2009 вынесен специалистом –экспертом отдела персонифицированного учета УПФР в г.Каменск-Шахтинске Ростовской области Кононенко О.Г.
Как полагает пенсионный фонд, присутствие страхователя при рассмотрении акта предполагается, однако неявка страхователя или его представителя не является причиной, по которой рассмотрение акта должно быть отложено.
Однако сведения о месте и времени составления акта проверки №9 от 16.11.2009 ОАО «РЖД» пенсионный фонд не предоставил.
Таким образом, составление акта проверки №9 от 16.11.2009г осуществлено пенсионным фондом в отсутствие заявителя и без его надлежащего извещения.
Также отсутствуют извещения ОАО «РЖД» о датах и времени вынесения решений №13 от 18 марта 2010г и №14 от 18 марта 2010г.
Кроме того, решения №1 и №2 от 15.01.2010г вынесены в отношении структурных подразделений ОАО «РЖД» .
Суд отмечает,что выявленные судом нарушения при вынесении оспариваемых решений являются таковыми не только в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ, но и Федеральным законом №167 Федеральный закон от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 101 Налогового кодекса РФ .
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В пункте 1 статьи 101 Кодекса предусмотрено, что акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (пункт 2 статьи 101 Кодекса).
В силу пункта 14 статьи 101 Кодекса нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что неисполнение ответчиком требований законодательства и лишение заявителя прав на предоставление возражений и объяснений является существенным нарушением порядка вынесения решений о привлечении к ответственности.
При подаче заявления в суд заявитель оплатил 8 000 рублей государственной пошлины платежными поручениями №559 от 08.04.2010,№398 от 08.04.2010г
Руководствуясь статьями 169,170,198,200,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
признать недействительным решение Государственного учреждения - управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области о привлечении ОАО «РЖД» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 1 от 15.01.2010,
признать недействительным решение Государственного учреждения - управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области о привлечении ОАО «РЖД» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 13 от 18.03.2010,
признать недействительным решение Государственного учреждения - управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области о привлечении ОАО «РЖД» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 2 от 15.01.2010,
признать недействительным решение Государственного учреждения - управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области о привлечении ОАО «РЖД» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 14 от 18.03.2010,
Взыскать с Государственного учреждения - управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г Каменске Шахтинске Ростовской области в пользу ОАО «РЖД» 8 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья И.П.Комурджиева