ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-6885/15 от 13.05.2015 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

          Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Чернышевой И.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Глубочанского сельского поселения (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Региональной службе по тарифам Ростовской области

об оспаривании постановления от 04.03.2015 № 92 о привлечении к административной ответственности,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Глубочанского сельского поселения (далее – МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения», заявитель) обратилось в суд с заявлением к Региональной службе по тарифам Ростовской области (далее – РСТ по РО) о  признании незаконным и отмене постановления № 92 от 04.03.2015 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением  административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Определением от 25.03.2015 суд принял заявление к производству в порядке упрощенного производства. Определение сторонами получено.

 13.04.2015 от МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» поступило дополнение к заявлению в котором заявитель просит применить положение ст.2.9 КоАП РФ, а так же приложены ходатайства Администрации Зимовниковского района РО и Администрация Глубочанского сельского поселения Зимовниковского района РО ходатайствуют о применении к МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» положения ст. 2.9 КоАП РФ.

          Изучив  материалы дела, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что при осуществлении РСТ государственного контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере водоснабжения, Стандартов посредством систематического наблюдения и анализа информации установлено, что МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» является юридическим лицом, осуществляющим холодное водоснабжение на территории Зимовниковского района Ростовской области.

Постановлением РСТ от 27.11.2014 № 72/48 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения», Зимовниковский  район,   на  2015   год»  установлены  тарифы  на  услуги  холодного водоснабжения (техническая вода) для МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» на 2015 год.

МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» в РСТ 28.04.2014 подано заявление об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения на 2015 год (вх. РСТ от 28.04.2014 №40/1850).

МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» обязано раскрывать информацию, предусмотренную Стандартами, в установленные для раскрытия информации сроки.

МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» применяет упрощенную систему налогообложения и не осуществляет сдачу годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.

В нарушение пункта 33 Стандартов МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» не раскрыта информация, предусмотренная пунктами 25 и 26 Стандартов, подлежащая раскрытию в течение 10 календарных дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на 2015 год), то есть до 08.05.2014.

19.02.2015 уполномоченным должностным лицом в отношении МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» был составлен протокол № 92 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.

Определением РСТ от 19.02.2015 № 92 рассмотрение дела об административном правонарушении от 19.02.2015 № 92 в отношении МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» было назначено на 04.03.2015.

04.03.2015  РСТ по РО  вынесено постановление № 92, в присутствии представителя МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения», которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

           Не согласившись с принятым  постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.

   При  принятии  решения  суд руководствовался  следующим.

   В соответствии с частью 6 статьи  210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

  Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с положениями п. 9 ч. 1 ст. 4 и ст. 34 Федерального закона от 07.12.2012 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 утверждены Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Стандарты).

Стандартами установлен состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (далее - регулируемые организации).

В соответствии с пунктом 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и (или) на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае их наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов), и (или) на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации;

б) опубликования на официальном сайте в сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления (далее - печатные издания), - в случае и объемах, которые предусмотрены пунктом 9 Стандартов;

в) опубликования по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети «Интернет»;

г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители) в порядке, установленном Стандартами.

В соответствии с пунктом 15 Стандартов в сфере теплоснабжения раскрытию подлежит информация:

а) о регулируемой организации (общая информация);

б) о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги);

в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности);

г) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации;

д) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации;

е) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;

ж) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;

з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения;

и) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией;

            к) о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения (пункт 26 Стандартов).

В соответствии с пунктом 27 Стандартов информация, указанная в пунктах 15, 23 и 24 Стандартов, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.

В соответствии с пунктом 28 Стандартов информация, указанная в пунктах 18-20 Стандартов, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, за исключением информации, указанной в подпункте «з» пункта 20 Стандартов.

В соответствии с пунктом 30 Стандартов регулируемая организация, не осуществляющая сдачу годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, информацию, указанную в пунктах 18-20 Стандартов, за исключением информации, указанной в подпункте «з» пункта 20 Стандартов, раскрывает не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.

В соответствии с пунктом 33 Стандартов информация, указанная в пунктах 25 и 26 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией в течение 10 календарных дней со дня подачи ею заявления об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления).

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Стандартов регулируемые организации в течение 10 дней со дня размещения информации на своем сайте в сети «Интернет» сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о раскрытии соответствующей информации с указанием адреса страницы сайта в сети «Интернет», на которой размещена эта информация.

Регулируемые организации в течение 10 дней со дня опубликования информации в официальных печатных изданиях в случае, предусмотренном пунктом 9 Стандартов, сообщают в орган регулирования субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о раскрытии соответствующей информации с указанием наименования, номера и даты официального печатного издания, в котором опубликована эта информация.

Согласно Положению о РСТ, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 № 20, РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области, и уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - Положение).

МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» указывает на то, что РСТ был пропущен двухмесячный срок для привлечения к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

В соответствии с пунктом 33 Стандартов информация, указанная в пунктах 25 и 26 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией в течение 10 календарных дней со дня подачи ею заявления об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Следовательно, МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» информация, предусмотренная пунктами 25 и 26 Стандартов, подлежащая раскрытию в течение 10 календарных дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на 2015 год), должна была быть раскрыта до 08.05.2014.

Согласно ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, днем совершения МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, является 12.05.2014 (с учетом выходных и праздничных дней).

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ истекает 12.05.2015.

Таким образом, постановление РСТ от 04.03.2015 № 92 по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения обществом административного правонарушения - удостоверяется отсутствием в РСТ информации, подтверждающей раскрытие МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» соответствующей информации, предусмотренной Стандартами в установленный срок.

Указанные действия МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» являются административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, заключающимся в непредоставлении сведений или предоставлении заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликовании или опубликовании заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно в нарушении установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ.

  При таких обстоятельствах суда делает вывод о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса.

Вместе  с тем, изучив материалы дела, суд  пришел к выводу о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Кроме того, в соответствии с абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Судом первой инстанции установлено, что МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» в соответствии с Уставом создано в целях удовлетворения общественных потребностей, в том числе контроля и содержания системы водопользования и водоотведения, наиболее полного и качественного удовлетворения запросов населения и других потребностей в водоснабжении.

Согласно, ходатайства Администрации Зимовниковского района РО № 845 от 08.04.2015 МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» является единственной водоснабжающей организацией на территории Глубочанского сельского поселения и является социально значимым предприятием и в случае взыскания штрафа в размере 100 000 рублей с муниципального унитарного предприятия ЖКХ «Глубочанского сельского поселения повлечет существенное ограничение прав коммунального предприятия и приведет к наступлению для него необратимых негативных имущественных последствий, обусловленных созданием реальной угрозы для дальнейшего нормального ведения хозяйственной деятельности.

Указанные обстоятельства послужили  основанием  для подачи  ходатайства Администрацией Зимовниковского района РО и Администрацией Глубочанского сельского поселения Зимовниковского района РО о применении к МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» положений статьи 2.9 КоАП РФ.

При этом, судом  принимается  во внимание,  что информация предусмотренная Стандартами, указанная в пунктах 25 и 26 была раскрыта 25.02.2015 и 03.03.2015, до вынесения постановления № 92 от 04.03.2015.

Наложение штрафа в размере 100 000 рублей усугубит финансовое положение организации и может повлечь за собой неблагоприятные последствия вплоть до признания общества банкротом.

В рассматриваемом случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.

Таким образом, суд учитывая отсутствие негативных последствий, делает вывод о том, что совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, и в этой связи, суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции Российской Федерации, правомерно счел возможным освободить общество от административной ответственности, применив положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом учитывается, что выявленные нарушения не носят систематического характера, реального нарушения права заинтересованных лиц (потребителей) на доступ к соответствующей информации, в ходе проверки не было выявлено. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2014 15АП-9653/2014, по делу № А53-6036/2014.

С учетом малозначительности совершенного правонарушения постановление № 92 от 04.03.2015 о привлечении МУП ЖКХ «Глубочанского сельского поселения» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            Признать незаконным и отменить постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области № 92 от 04.03.2015 о привлечении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Глубочанского сельского поселения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд,  принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Судья                                                                                                        Чернышева И. В.