АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону Дело №А53-7069/2010
24 мая 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2010 г. Полный текст решения изготовлен 24 мая 2010 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
председательствующего: судьи О.П. Захарченко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Вяткиной
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Ростовоблгаз», г.Ростов-на-Дону
к администрации г. Донецка, г. Донецк
о признании права собственности
при участии:
от истца: ФИО1 – представитель (дов. от 18.02.2010 №08.1-01/99)
от ответчика: не явился, надлежаще уведомлен (увед. 65285)
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Ростовоблгаз» обратилось в суд с исковым заявлением кАдминистрации г. Донецка о признании за ним права собственности на надземный и подземный газопровод низкого давления 1Л к домам №35-43 по пер. Гагарина общей протяженностью 147 метров, расположенный в г. Донецке Ростовской области от т.1 – врезка в существующий подземный газопровод низкого давления, расположенная в 42, 50 м. юго-восточнее угла домовладения №43 по пер. Гагарина, до т. 3 – заглушка, расположенная в 1,0 м. северо-западнее угла здания магазина по пер. Гагарина №37 в г. Донецке Ростовской области.
Истец настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме по изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему основаниям. В обоснование иска указывает на то обстоятельство, что в июне 1994 года в г. Донецке Ростовской области было осуществлено строительство подземного и надземного газопровода общей протяженность 147 метров, заказчиками строительства которого являлись физические лица, от имени которых при его приемке в эксплуатацию выступал ФИО2 Построенный за счет средств граждан спорный газопровод был передан истцу по акту приема-передачи безвозмездно, в связи с чем, был принят к бухгалтерскому учету Общества. Такая передача основана на требованиях действовавшего в момент строительства и передачи законодательства, предполагавшего в качестве обязательного условия пуска газа в газопровод его бесспорную и безвозмездную передачу специализированной организации, к числу которых относится истец по настоящему делу. В момент передачи спорного газопровода истцу требования законодательства не предполагали обязательность проведения каких-либо регистрационных действий, связанных с легитимизацией прав истца в отношении такого рода объектов, но для государственной регистрации прав в отношении спорного газопровода на настоящий момент по заявлению истца он не располагает необходимыми для ее проведения документами, что препятствует ее проведению во внесудебном порядке. Основываясь на положениях ст.ст. 12, 218, 213 ГК РФ просит суд признать за ним право собственности на указанный в иске газопровод как объект недвижимого имущества.
Ответчик, надлежаще уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно отзывам не возражает против удовлетворения исковых требований, в реестре муниципального имущества г. Донецка спорное имущество не значится. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела, назначенного на 20.05.2010 на 11 час. 45 мин., в отсутствие его представителя, которое подлежит удовлетворению.
Отсутствие документов о передаче спорного объекта ОАО «Ростовоблгаз» явилось основанием обращения ОАО «Ростовоблгаз» в суд с иском к администрации г. Донецка.
Суд, выслушав представителей истца, ответчика на собеседовании, проведя предварительное судебное заседание и судебное заседание в соответствии со ст.ст. 135-137 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке ст.ст. 1, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 81, 132 АПК РФ, пришел к следующему выводу.
Как видно из материалов дела, в июне 1994 года на основании акта о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 03.06.1994 ФИО2 принят в эксплуатацию газопровод протяженностью 147,4 м.
Актом безвозмездного приема-передачи наружных газопроводов от 28.04.1997 спорный газопровод в соответствии с Постановлением Главы Администрации Ростовской области от 28.02.1997 №140 безвозмездно передан на баланс предприятия «Донецкгоргаз».
Указанные документы подтверждают фактическую передачу газопровода, при этом, его протяженность 147 п.м., указанная в иске, признается судом верной и обоснованной с учетом данных истцом пояснений о специфике технологического процесса подведения газопровода и точек отсчета протяженности, с учетом представленной в материалы дела схемы.
Указанный газопровод, представляющий собой единый объект газоснабжения, принят в эксплуатацию комиссией в составе представителя заказчика (в 1994 году ФИО2), представителя генерального подрядчика ДП «Прометей», представителя эксплуатационной организации, а также представителя органов Госгортехнадзора.
С момента ввода указанного газопровода в эксплуатацию и до настоящего времени указанный газопровод находится во владении ОАО «Ростовоблгаз», как специализированной организации в чьи правомочия входит поставка, транспортировка и реализация газа непосредственного его потребителям, в связи с чем, последний осуществляет эксплуатацию объектов повышенной опасности - газопроводов, в том числе, высокого давления, что подтверждено общим содержанием раздела 2 Устава ОАО «Ростовоблгаз» от 04.07.2008 года.
Ответчиком представлены сведения об отсутствии в реестре муниципального имущества спорного газопровода (письмо Комитета по управлению имуществом Администрации г. Донецка от 20.05.2009 №1160, в вышеназванных отзывах).
Истцом указано, что с момента передачи спорный газопровод находится на его балансе, который осуществляет необходимые мероприятия по его техническому обслуживанию, а также использует его для транспортировки газа непосредственно его потребителям.
Согласно требованиям ст.ст. 6, 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ от 31.03.1999 газоснабжение в России – это единая система газоснабжения, представляющая собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Организация-собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Согласно ст. 14 указанного Федерального закона для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
Таким образом, законодатель установил, что собственником имущества, относящегося к системе газоснабжения, может являться исключительно специализированная (правосубъектная) организация, осуществляющая эксплуатацию и развитие сетей газоснабжения.
Открытое акционерное общество «Ростовоблгаз» создано в процессе приватизации Производственного объединения по газификации, газоснабжению и эксплуатации газового хозяйства «Ростовоблгаз» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1559 от 08.12.1992 г. и Указа Президента Российской Федерации № 721 от 01.07.1992 г. и зарегистрировано в установленном законом порядке 02.03.1994 г. № 445-РП. Организационно правовая форма предприятия приведена в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и зарегистрировано 10.06.1997 г.
В соответствии с п. 2.1 Устава предприятия, являющегося правопреемником всех прав и обязанностей Производственного объединения «Ростовоблгаз» (п.1.6 Устава), основной целью общества является надежное и безаварийное газоснабжение потребителей, в связи с чем основным видом деятельности предприятия является поставка транспортировка и реализация газа непосредственно его потребителям на территории Ростовской области. Предприятие входит в Единую систему газоснабжения Российской Федерации, является газораспределительной организацией, осуществляет свою деятельность в региональной системе газоснабжения – Ростовской области. «Донецкгоргаз» в соответствии с п. 4.6 Устава является филиалом предприятия и осуществляет его функции на территории г. Донецка Ростовской области.
Следовательно, истец относится к числу лиц, обладающих необходимым объемом правомочий для осуществления правомочий собственника в отношении спорного газопровода.
Как предусмотрено ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущества, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам и юридическим лицам.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, т.е. право собственности на созданную с соблюдением закона и иных правовых актов вещь презюмируется в силу закона. При этом собственник вправе распоряжаться такой вещью по своему усмотрению (ст. 209 ГК РФ).
В подтверждение факта создания спорного объекта с соблюдение действовавших в момент его создания строительных норм и правил истцом в материалы дела представлен акт о приемке законченного строительством объекта от 03.06.1994 г., подписанный комиссионно, в том числе и представителем истца.
Оценивая указанный акт на предмет его соответствия требованиям действовавшего законодательства, суд исходит из следующего.
В соответствии с Письмом Госстроя России от 05.11.2001 г. № ЛБ-6062/9, железные дороги, автомобильные дороги федерального значения, мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и объекты сельскохозяйственного водоснабжения и другие объекты со специфическими условиями функционирования, производства продукции и оказания услуг, принимаются в эксплуатацию в соответствии с ведомственными (отраслевыми) документами, согласованными с Госстроем СССР и России. В приемке таких объектов по своей инициативе могут принимать участие представители органов самоуправления.
Объекты систем газоснабжения, правила проектирования которых регламентированы СНиП 2.04.08-87* "Газоснабжение" (кроме газонаполнительных станций (ГНС), газонаполнительных пунктов (ГНП) и автогазозаправочных станций (АГЗС), принимаются в эксплуатацию по правилам СНиП 3.05.02-88* "Газоснабжение". При этом акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, составленный в соответствии с Приложением 8* СНиП 3.05.02-88* для отдельно возводимых объектов газоснабжения, является окончательным, а для систем газоснабжения, входящих в состав здания или сооружения, включается в состав приемо - сдаточной документации по этому зданию или сооружению.
Таким образом, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов градостроительной деятельности, имеющих специфические условия функционирования, производства продукции и оказания услуг, не относящихся к объектам производственного и жилищно-гражданского назначения, осуществлялся на основании ведомственных (отраслевых) документов, согласованных Госстроем СССР и России.
Перечень нормативных документов в строительстве, действовавших на территории Российской Федерации до их отмены или уточнения, утвержден Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.06.1992 г. № 135. В качестве обязательных к применению в Главе 1 указанного Перечня поименованы утвержденные Госстроем СССР СНиП 2.04.08-87 «Газоснабжение» и СНиП 3.05.02-88 «Газоснабжение», регулирующие порядок проектирования, строительства и приемки в эксплуатацию объектов газоснабжения, как в качестве самостоятельных объектов, так и в составе других объектов жилищно-гражданского и производственного назначения.
Согласно указанным ведомственным (отраслевым) документам, приемка законченного строительством отдельно стоящего объекта газоснабжения осуществляется приемочной комиссией, в состав которой включаются представители заказчика (председатель комиссии), генерального подрядчика и эксплуатационной организации (предприятия газового хозяйства или газовой службы предприятия), а также представители органов Госгортехнадзора Российской Федерации в отношении подконтрольных им объектов. Приемка законченного строительством объекта системы газоснабжения оформляется актом по форме обязательного приложения 8. При этом, согласно п. 5 Письма Госстроя России от 05.11.2001 г. № ЛБ-6062/9 составленный в соответствии с Приложением 8 СНиП 3.05.02-88 для отдельно возводимых объектов газоснабжения акт приемки законченного строительством объекта газоснабжения является окончательным, а для систем газоснабжения, входящих в состав здания, включается в состав приемо-сдаточной документации по этому зданию или сооружению.
Представленный акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 03.06.1994 г. отвечает установленным указанным выше нормативным правовым актам в области строительства газопроводов, в связи с чем оценивается судом в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего соответствие спорного объекта установленным для его приемки и дальнейшей эксплуатации правилам.
Ввиду того, что осуществление эксплуатации, а также содержания и развития объекта газоснабжения не может в силу требований закона осуществляться физическими лицами, они были не только вправе, но обязаны передать его специализированной организации, что отвечает положениям ст. 218 ГК РФ.
Такой порядок осуществления владения и пользования, а также применительно к функциям подключения новых абонентов, распоряжения спорным объектом газоснабжения был предусмотрен положениями действовавшего в момент окончания строительства законодательства, в том числе и Решением Ростовского областного Совета народных депутатов от 18.10.1982 г. № 669, предписавшим в утвержденном им уставе кооператива по строительству газопроводов на обязательность бесспорной и безвозмездной передачи построенных уличных газопроводов в течение месяца со дня окончания строительства (применительно к предмету спора – сентябрь 1994 г.), но не позднее чем за 10 дней до пуска газа в газопровод, а также предусмотрен на настоящий момент, в том числе и положениями Постановления Главы Администрации Ростовской области от 28.02.1997 г. № 62, рекомендовавшим Обществу, как газоснабжающей организации, принять безвозмездно построенные за счет средств населения газопроводы.
Лица, осуществившие строительство спорного газопровода, определенно выразили свою волю на его передачу Обществу, подписав акт о его передаче от 28.04.1994 года. Другим субъектом права собственности в отношении газопроводов, может являться в соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» само муниципальное образование, в реестре муниципальной собственности которого спорный газопровод не числится.
Таким образом, общество приобрело спорный газопровод в результате его передачи от лица, осуществившего его строительство с соблюдением требований закона и иных нормативных актов. Отсутствие договора о передаче спорного объекта от лица, осуществившего его строительство к Обществу, в данном случае не является основанием для признания не возникшим у последнего права собственности на такой объект, поскольку, во-первых, лица, осуществившие его строительство, не обладают правомочиями специализированной организации в отношении объектов газоснабжения, что подтверждено наличием их волеизъявления, сформированного в установленном порядке, а во-вторых, отсутствуют правопритязания со стороны иных лиц в отношении указанного газопровода, не только имеющих намерение, но и обладающих надлежащей правосубъектностью в отношении подобных объектов.
Заявленный истцом субъектный состав спора, связанный с предъявлением иска к специализированному органу местного самоуправления, осуществляющему владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности обусловлен, с одной стороны с невозможностью на настоящий момент достоверно установить лиц, непосредственно осуществлявших такое строительство, а с другой стороны наличием их прямого волеизъявления, связанного с отказом от права на спорный газопровод (ст. 235 ГК РФ), в связи с чем управление таким имуществом осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится спорный объект (ст. 225 ГК РФ). При таких обстоятельствах, суд признает орган местного самоуправления надлежащим ответчиком по заявленному требованию.
В порядке реализации предусмотренной положениями ст. 210 ГК РФ обязанности по несению бремени содержания имущества, истец несет расходы, связанные с содержанием спорного объекта, учитывает их на своем балансе, производит оплату налога на имущество.
Технические характеристики спорного объекта приведены в техническом паспорте и кадастровом паспорте, составленных по состоянию на 24.03.2009 и 26.06.2009 соответственно. В соответствии с данными кадастрового паспорта, указанный объект представляет собой надземный и подземный газопровод низкого давления Литера 1Л к домам №35-43 по пер. Гагарина общей протяженностью 147 метров, расположенный в г. Донецке Ростовской области от т. 1- врезка в существующий подземный газопровод низкого давления, расположенная в 42, 50 м. юго-восточнее угла домовладения № 43 по пер. Гагарина, до т. 3 – заглушка, расположенная в 1, 0 м. северо-западнее угла здания магазина по пер. Гагарина № 37 в г. Донецке Ростовской области.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Государственная регистрация представляет собой действие, завершающее юридический состав, определяющий возникновение и переход вещных прав на недвижимые вещи.
При этом отсутствие сведений о признании (регистрации) соответствующих прав в отношении спорного газопровода за лицами, непосредственно осуществившими его строительство и передавшими его истцу по настоящему делу, рассматривается судом в качестве обстоятельства, не препятствующего для признания права собственности непосредственно за истцом.
Институт государственной регистрации права, введенный ст. 131 ГК РФ подлежал реализации в порядке ст. 8 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и предусматривал сохранение прежнего порядка осуществления регистрации прав на недвижимое имущество до введения в действие соответствующего закона о такой регистрации. До введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 регистрация объектов капитального строительства и прав на них осуществлялась в порядке Инструкции «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», утвержденной Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 21.02.1968 № 83. Положения Инструкции № 83 не предусматривали обязательность правовой регистрации в отношении объектов, не относящихся к объектам производственного и (или) жилищного назначения, в связи с чем отсутствие сведений о правовой регистрации в отношении спорного газопровода обусловлено положениями действовавшего в момент его создания законодательства.
Основанием для государственной регистрации прав, согласно требованиям ст. 17, 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является документ (совокупность документов) бесспорно свидетельствующих о принадлежности определенного объекта недвижимости определенному в них лицу. Отсутствие у Общества документа, подтверждающего наличие соглашения о передаче спорного объекта, препятствует в данном случае государственной регистрации, но не исключает возможности признания такого права посредством судебного решения. При этом признание соответствующего права на такой объект в судебном порядке предшествует факту государственной регистрации прав на него, а соответствующее решение является основанием для государственной регистрации права.
Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
В связи с тем, что по существу между сторонами отсутствует спор в отношении объекта, являющегося предметом иска и обращение ОАО «Ростовоблгаз» в арбитражный суд с настоящим иском не связано с наличием противоправных действий (бездействия) со стороны ответчика, у суда отсутствуют основания для отнесения на последнего расходов по уплате госпошлины по иску.
Руководствуясь статьями 210, 121 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 102, 110, 158, 159, 167-170, 176, 64, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство ответчика о рассмотрении дела в отсутствие его представителя – удовлетворить.
Признать за Открытым акционерным обществом «Ростовоблгаз» право собственности на надземный и подземный газопровод низкого давления Литера 1Л к домам №35-43 по пер. Гагарина общей протяженностью 147 метров, расположенный в г. Донецке Ростовской области от т. 1- врезка в существующий подземный газопровод низкого давления, расположенная в 42, 50 м. юго-восточнее угла домовладения № 43 по пер. Гагарина, до т. 3 – заглушка, расположенная в 1, 0 м. северо-западнее угла здания магазина по пер. Гагарина № 37 в г. Донецке Ростовской области.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца в даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев в даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья О.П. Захарченко