ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-7113/09 от 30.06.2009 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«06» июля 2009г. Дело № А53-7113/09

Резолютивная часть решения объявлена «30» июня 2009г.

Полный текст решения изготовлен «06» июля 2009г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Острянского А.Д.

при ведении протокола судебного заседания судьей Острянским А.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО «Ростовская региональная компания по реализации газа»

к ответчику ОАО « Донэнерго»

третьи лица: Региональная служба по тарифам Ростовской области

Федеральная служба по тарифам РФ

об изменении договора поставки газа

при участии:

от истца: ФИО1 доверенность № 08-14/074 от 11.01.2009г.

ФИО2 доверенность №08-14/071 от 11.01.09г.

от ответчика: ФИО3, доверенность № 3124 от 30.12.08г.

от третьих лиц: ФИО4 доверенность № 396 от 24.02.09г.

ФИО5 доверенность № 1378 от 14.05.09г.

установил: рассматривается исковое требование ООО «Ростовская региональная компания по реализации газа» к ОАО « Донэнерго» об изменении с 01.01.2009г. пункта 2.1,четвертого абзаца пункта 3.13, пункта 3.23 договора поставки газа от 08.12.2006г. № 43-3-23268/07, заключенного между ОАО «Донэнерго» и ООО «Ростовская региональная компания по реализации газа» при участии третьих лиц: Федеральной службы по тарифам (ФТС России), Региональной службы по тарифам Ростовской области.

Истец уточнил исковые требования в порядке статьи 49 АПК РФ заявлением № 08-13/2522 от 21.05.09 и заявлением № 08-13/3050 от 22.06.2009г. Уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению.

Истец просит с 01.01.2009г. внести изменения в договор поставки газа № 43-3-23268/07 от 08.12.2006г., заключенный между ООО «Ростоврегионгаз» и ОАО «Донэнерго» по пункту 2.1., четвертому абзацу пункта 3.13, пункту 3.23, мотивируя исковые требования вступлением в силу Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденными Приказом ФСТ РФ № 173-э-/5 от 17.09.2008г, пунктами 7,10 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1021 от 29.12.2000г., Приказом ФСТ №395-э/4 от 19.12.2008г, пунктами 5.1., 9.1., 9.7 договора поставки газа № 43-3-23268/07 от 08.12.2006г.

Истец указал, что новой редакцией Методических указаний предусмотрено отнесение всех конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется ПССУ на основании данных о годовом объеме потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям. Учитывая возможные различные распределения объемов потребления газа конечными потребителями по точкам подключения, один конечный потребитель в части различных точек подключения может быть отнесен к различным группам, по которым дифференцируется размер ПССУ.

Также, в соответствии с измененными Методическими указаниями Приказом ФСТ РФ от 19.12.2008г. №395-э/4 был утвержден и введен в действие с 01.01.2009г. дифференцированный по группам потребителей размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО «Ростоврегионгаз» на территории Ростовской области.

Установленный дифференцированный по группам потребителей размер ПССУ является элементом ценообразования и обязателен для применения при расчетах с Покупателями газа.

Кроме того, истец указал, что на основании заявки ответчика на 2009 год с разбивкой объемов газа по точкам подключения ООО «Ростоврегионгаз» направило ОАО «Донэнерго» 05.02.2009г. дополнительное соглашение от 26.01.2009г. к договору на поставку газа № 43-3-23268/07. о внесении изменении в пункт 2.1, в четвертый абзац пункта 3.13 и в пункт 3.23 договора, которое ответчик подписать отказался.

Истец полагает, что в соответствии с п. 9.1. и 9.7. договора поставки газа, в случае принятия Правительством РФ нормативных актов, изменяющих порядок, распределения и реализации газа по регулируемым ценам, порядок ценообразования и изменения объемов стороны должны привести положения договора в соответствие с действующими нормативными актами.

Ответчиком представлен письменный мотивированный отзыв, дополнительные пояснения к отзыву на исковое заявление с приложением документов, обосновывающих его правовую позицию, в котором исковые требования не признаёт и просит в иске отказать.

Ответчик указал, что в соответствии с п. 2.4 договора и письмом ООО «Ростовгерионгаз» №07-16/241 от 23.01.2008г. «О методике защиты объемов газа на 2009г по теплоснабжающим организациям» до 1 апреля 2008г. ОАО «Донэнерго» представило в ООО «Ростоврегионгаз» заявку (по указанным истцом формам (Приложения №1,№2) с указанием общего объема газа, необходимого для заключения договора на 2009 год и ожидаемой цены на газ с учетом повышения (27,7%), соответствующей группе потребителей от 10 до 100 млн. м.3 в год.

На основании заявки ответчика, в период действия новых Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденных Приказом ФСТ РФ № 173-э-/5 от 17.09.2008г (п.12), сторонами было подписано дополнительное соглашение №1/09 от 20.11.2008г. к договору поставки газа о его продлении на 2009 год с указанием общего договорного объема поставки газа на 2009г, исходя из которого ответчик относится к третьей группе потребителей.

Ответчик пояснил, что на основании заключенного между сторонами договора поставки газа с учетом дополнительного соглашения от 20.11.2008г., Региональной службой по тарифам РО для ОАО «Донэнерго» (Батайского района тепловых сетей филиала «Тепловые сети») был утвержден тариф на тепловую энергию на 2009г. с отнесением затрат по газопотреблению, исходя из годового договорного объема потребления газа с учетом повышения платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) в 2009г. для третьей группы потребителей (76,43 руб. /1000м3).

Также ответчик указал, что истцу было известно об изменившемся подходе к отнесению конечных потребителей к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги в июле 2008г (письмо ФСТ РФ №09-373 от 23.07.2008г.), однако никаких мер для внесения изменений в договор до начала периода поставки истцом не предпринималось. Кроме того, в январе 2009г. расчеты за снабженческо-сбытовые услуги были произведены сторонами исходя из отнесения ОАО «Донэнерго» (Батайского района тепловых сетей) к третьей группе потребителей. В настоящее время ОАО «Донэнерго» производит оплату ООО «Ростоврегионгаз» за снабженческо-сбытовые услуги также по 3-ей группе потребителей (76,43 руб./1000м3).

Ответчик считает, что изменённый в Методике подход в отнесении потребителей к группам, исходя из отдельных точек подключения, на него не распространяется, поскольку котельные ОАО «Донэнерго» (Батайского района тепловых сетей) эксплуатируются с 2005года и с момента вступления в силу новых методических указаний присоединения вновь построенных (реконструируемых) объектов к газораспределительным и газотранспортным сетям не производилось. Свою позицию по данному вопросу ответчик мотивирует п.2 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83, в соответствии с которым «точка подключения» – место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям электро-, тепло-, газа-, водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, ответчик полагает, что Методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденными Приказом ФСТ РФ № 173-э-/5 от 17.09.2008г не являются нормативно-правовым актом, имеют специальную область применения: определяют принципы регулирования и расчета размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа конечным потребителям, а также особенности ее применения и не могут порождать юридических прав и обязанностей для ответчика. А приказ ФСТ РФ №395-э/4 от 19.12.2008г не содержит изменений к подходу при отнесении конечных потребителей к группам, а только утверждает размер платы за снабженческо-сбытовые услуги на 2009г.

Действующим законодательством, Постановлениями Правительства РФ в спорный период не изменялся порядок распределения и реализации газа по регулируемым ценам, порядок ценообразования и изменения объемов поставки газа.

Ответчик пояснил, что предложенная истцом редакция изменений п.2.1, абз.4 п. 3.13 и п.3.23, содержит противоречивую информацию, не связанную со вступлением в силу новых методических указаний и правовых оснований для внесения изменений в договор не имеется.

Третье лицо - ФСТ России, в соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 332, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, в представленном отзыве от 02.06.2009 г. № СН-3656/13поясняет порядок государственного регулирования размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, указывает, что регулирование договорных правоотношений к компетенции службы не относится и считает возможным рассмотрение дела в отсутствие полномочного представителя ФСТ России.

Третье лицо – Региональная служба по тарифам Ростовской области, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 г. № 12, - орган исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, осуществляющий государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением, в представленном отзыве от 02.06.2009 г. № 1607 поясняет на основе каких документов установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую ответчиком потребителям г. Батайска. Представители третьего лица в судебном заседании высказали возражения против доводов истца, считают исковые требования необоснованными.

Суд, рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения представителей, установил следующее.

Сторонами заключен договор поставки газа № 43-3-23268/07от 08.12.2006г. На 2009 год до начала поставки газа сторонами согласован объем поставки в общем по предприятию в размере 24 737,800 тыс. м3 путем заключения дополнительного соглашения № 1/09 от 20 ноября 2008 года.

Согласно части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифы на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333) размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ) на территории Российской Федерации подлежат государственному регулированию и осуществляет его федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (пункты 4, 7). Пункт 10 определяет, что регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. №332, Методическими указаниями по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденными приказом ФСТ России от 17.09.2008 г. №173-э/5, для ООО «Ростоврегионгаз» на территории Ростовской области приказом ФСТ России от 19.12.2008 г. № 395-э/4 (приложение №1) утверждены вводимые в действие с 1 января 2009 года дифференцированные по группам (восемь, включая население) потребителей размеры платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО «Ростоврегионгаз» на территории Ростовской области, исходя из объемов его потребления.

В соответствии с пунктом 5.1 спорного договора исполнение договора оплачивается покупателем поставщику по цене, складывающейся из регулируемой оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги, которые определяются и применяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Истец пояснил, что в 2008 году ответчик был отнесен ко второй группе потребителей и применялся размер платы за снабженческо-сбытовые услуги – 64,80 руб./ 1000 м3 (без НДС), определенный из установленных четырех групп потребителей, исходя из объема потребления газа от 10 до 100 млн. м3 в год включительно. При этом применялись Методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденные Приказом ФСТ России от 15.06.2007г № 128-э/1, пункт 11 которых определял отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется плата за снабженческо-сбытовые услуги, осуществляется без учета объемов газа, реализуемого по нерегулируемым ценам, исходя из годового договорного объема поставки газа данному конечному потребителю по всем договорам поставки с учетом заключенных до начала периода поставки газа дополнительных соглашений либо исходя из фактического объема поставки газа в предыдущем году (в случае, если договор поставки заключен не на полный год) либо в пересчете на год, в случае отсутствия данных по потреблению за полный год.

На 2009 год размеры платы за снабженческо-сбытовые услуги установлены приказом ФСТ России от 19.12.2008 г. № 395-э/4, а регулирование платы за снабженческо-сбытовые услуги осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом ФСТ России от 17.09.2008 г. № 173-э/5. Истец полагает, что в соответствии с пунктом 12 данных указаний «отнесение всех конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, производится на основании данных о годовом объеме потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям». По мнению истца, объекты ответчика должны быть отнесены не к третьей ценовой группе (от10 до 100 млн. м3 в год включительно), для которой на 2009 год установлен размер платы за снабженческо-сбытовые услуги – 76,43 рубля за 1000 м3 (без НДС), а к 4 (от 1 до 10 млн. м3 в год, включительно) и к 5 (от 0,1 до 1 млн. м3 в год включительно) группам потребителей, для которых установлен размер платы за снабженческо-сбытовые услуги – 84,92 рубля за 1000 м3 (без НДС). При этом, в январе 2009г. расчеты за снабженческо-сбытовые услуги были произведены сторонами исходя из отнесения ответчика к третьей группе потребителей, что подтверждается подписанным сторонами актом сдачи-приемки снабженческо-сбытовых услуг № 971 от 31.01.2009г. с указанием размера ПССУ – 76,43 руб./1000м3 (3-я группа потребителей по Приложению №1 к Приказу ФСТ РФ 395-э/4 от 19.12.2008г.) и счетом -фактурой № 971 от 31.01.2009г.

Следовательно, суд приходит к выводу, что при исполнении спорного договора с 1 января 2009 года применяется действующий размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленный приказом ФСТ России от 19 декабря 2008 года № 395-э/4, и суду надлежит дать оценку правильности отнесения ответчика к ценовой группе, по которой дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги.

Отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, осуществляется в соответствии с пунктом 12 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 17.09.2008 г. № 173-э/5, «исходя из:

- годового договорного объема поставки газа данному конечному потребителю по всем договорам поставки с учетом заключенных до начала периода поставки газа дополнительных соглашений либо в пересчете на  год, в случае если договор заключается с новым потребителем на неполный год;

- фактического объема поставки газа в предыдущем году (в случае, если договор поставки заключен не на полный год) либо в пересчете на год в случае отсутствия данных по потреблению за полный год.

Отнесение всех конечных потребителей (кроме населения, а также в части использования газа газораспределительными организациями на собственные технологические нужды и потери в газораспределительных сетях) к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, производится на основании данных о годовом объеме потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и транспортным сетям.

При установлении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги для конечных потребителей газа, которые после изменения принципов отнесения к группам переходят в группу с более высоким коэффициентом сложности оказания снабженческо-сбытовых услуг, допускается поэтапное доведение размера платы до уровня, установленного для указанной группы потребителей газа в приложении 1 при условии сохранения заданного размера выручки по регулируемому виду деятельности.

Возможность отнесения конечных потребителей к группам, по которым продифференцированы размеры платы за снабженческо-сбытовые услуги, исходя как из годового объема потребления газа отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным или газотранспортным сетям, так и из годового договорного объема поставки газа данному конечному потребителю по всем договорам поставки подтверждается и п.26 Методических указаний.

Утвержденный порядок предусматривает при определении группы, по которой дифференцируются размеры платы за снабженческо-сбытовые услуги, использование данных по годовому договорному объему поставки газа данному конечному потребителю по всем договорам поставки газа с учетом заключенных до начала периода поставки газа дополнительных соглашений.

Суд считает, что данные о годовом объеме потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям первично должны найти отражение в договоре поставки газа. Таким образом, изменения нормативной базы не содержат императивных требований, согласно которым необходимо внести изменения в п. 2.1 договора.

В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда в случаях, предусмотренных кодексом, другими законами или договором. Данных обстоятельств суд не усматривает.

Ответчик ссылается на то, что в период действия новых Методических указаний дополнительным соглашением № 1/09 от 20 ноября 2008 г. к договору поставки газа 08.12.2006г. № 43-3-23268/07поставщиком был согласован объем поставки газа на 2009 год в размере 24 737,800 тыс. м3 (от 10 до 100 млн. м3/год), в целом по предприятию. Стороны оформили акт к договору поставки газа в целом по предприятию № 971 от 31.01.2009г. с указанием размера ПССУ – 76,43 руб./1000м3 (3-я группа потребителей по Приложению №1 к Приказу ФСТ РФ 395-э/4 от 19.12.2008г.).

Расчеты производятся в соответствии с тарифами, утвержденными приказом ФСТ России от 19 декабря 2008 года № 395-э/4, то есть в соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998г. № 162 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2005г. №738), предусматривающими, что цена на газ указывается в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (пункт 29).

Кроме того, в дополнительных пояснениях к отзыву ответчик указывает на необоснованность исковых требований с разбивкой общего объема поставки «по объектам»,   что не предусмотрено действующим законодательством и методическими указаниями № 173-э/5 от 17.09.2008г., в которых используется понятие «точка подключения».

В информационном письме № НБ-7906/9 от 30.12.2008г. Федеральная служба по тарифам сообщает, что при определении понятия "точка подключения сетей конечного потребителя газа к газораспределительной сети или к магистральному газопроводу" необходимо руководствоваться положениями Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила подключения), и Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа).

В соответствии с п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капительного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г №83 «точка подключения» - это место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капительного строительства к системам электро-, тепло-, газа-, водоснабжения и водоотведения.

Методические указания не содержат определения понятия «точка подключения», а также не предусматривают отнесения потребителей к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, отдельно по объектам

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что понятие «объект» и понятие «точка подключения» не являются тождественными для целей применения Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ РФ № 173-э/5 от 17.09.2008г. и не могут вольно трактоваться истцом.

В отзыве от 02.06.2009 г. № 1607 Региональная служба по тарифам Ростовской области сообщает, что «в материалах, предоставленных ООО «Ростовская региональная компания по реализации газа» в РТС для согласования расходов на 2009 год, планируемых к включению в расчет тарифа ООО «Ростовская региональная компания по реализации газа», отсутствовали материалы, подтверждающие изменения в определении объемов поставки газа, связанные с отнесением потребителей к группам, с учетом точек подключения.

Предложение о внесении изменений в договор от 08.12.2006г. № 43-3-23268/07были направлены ответчику письмом от 03.02.2009 г. № 04-5/510 (вх. № 393 от 09.02.2009г).

Вместе с тем, информация о планируемых изменениях в подходе к отнесению потребителей к той или иной ценовой группе содержалась в письме ФСТ России от 23.07.2008 г. № 09-373. Письмом ФСТ России от 28.08.2008 г. № 09-471 запрашивалось представление для расчета платы за снабженческо-сбытовые услуги согласованных данных об объемах поставки газа по газораспределительным сетям Ростовской области отдельно по точкам подключения.

В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о предоставлении истцом в ФСТ России согласованных с ответчиком данных об объемах поставки газа по точкам подключения.

Указанные данные не были согласованы с ответчиком ни на подготовительном этапе до утверждения новых Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (утверждены Приказом ФСТ России от 17.09.2008г. № 173-э/5, зарегистрированы в Минюсте 10.10.2008г. № 12449), ни после начала действия указанного документа при согласовании условий спорного договора на 2009 год (дополнительное соглашение № 1/09 от 20.11.2008 к договору 08.12.2006г. № 43-3-23268/07).

В исковом заявлении истец относит ответчика к 4-й и 5-й группам потребителей в соответствии с новыми правилами классификации, при этом согласования данных об объемах поставки отдельно по точкам подключения, как это предусмотрено письмом ФСТ России от 28.08.2008 г. № 09-471,произведено не было. Однако истец признает, что «изменение порядка ценообразования увязано с конкретными характеристиками объектов ответчика», в связи с чем, было направлено в его адрес письмо от 03.02.2009 г. № 04-5/510 (вх. № 393 от 09.02.2009г) с дополнительным соглашением от 26.01.2009г. к договору от 08.12.2006г. № 43-3-23268/07. Письмом от 26.02.2009 г. № 146ответчик отказался от подписания указанного дополнительного соглашения, поскольку, в отношении ОАО «Донэнерго» применяется государственное регулирование и тариф на тепловую энергию на 2009 год был установлен в декабре 2008 года без учета размера платы за снабженческо-сбытовые услуги по точкам подключения.

Региональная служба по тарифам Ростовской области подтверждает, что в соответствии с заключением по делу об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО «Донэнерго» потребителям г. Батайска, выполненному сотрудниками РСТ, в тарифе на тепловую энергию, установленном постановлением РСТ от 26.12.2008 г. № 14/11, учтен в качестве составляющего размер платы за снабженческо-сбытовые услуги – 76,43 руб./тыс. м3. Цены на 2009 год рассчитаны в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации, основными параметрами прогноза социально-экономического развития на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов, подготовленный Минэкономразвития РФ и информационным письмом ФСТ России от 22.05.2008 г. № НБ-2716/12. Региональная служба по тарифам Ростовской области считает, что изменение условий спорного договора в соответствии с заявленными требованиями повлечет за собой необходимость привлечения заемных средств для покрытия незапланированных расходов на топливо и, как следствие, приведет к отрицательным результатам финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Донэнерго» за период регулирования и может привести к превышению предельных уровней тарифов на тепловую энергию, устанавливаемых ФСТ России и предельных максимальных индексов изменения уровня платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемых РСТ, в последующем периоде регулирования.

Согласно части 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для изменения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа). Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Статья 451 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы

соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Пункт 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит:

«Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях».

Суд приходит к выводу, что вышеперечисленные условия отсутствуют.

В соответствии с пунктом 19 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 17.09.2008 г. № 173-э/5, тарифы утверждаются не менее чем на год. С момента регистрации Методических указаний в Минюсте 10.10.2008г. (№ 12450), то есть до начала периода поставки газа в 2009 году стороны знали, что изменение обстоятельств произошло. При этом применение нового утвержденного размера платы за снабженческо-сбытовые услуги не требует внесения изменений в условия договора, а учет объема поставки газа по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям касается порядка и условий поставки газа и предполагает изменение договора до начала периода поставки газа. Поскольку согласно пункту 12 Правил поставки газа, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 05.02.1998 г. № 162 поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа, истец должен был предложить соответствующие согласования ответчику. Поскольку указанные согласования своевременно произведены не были, риск изменения обстоятельств несет истец. При решении вопроса учета незапланированного убытка истец должен руководствоваться пунктом 9 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 17.09.2008 г. № 173-э/5.

Кроме того, изменения истца п.2.1. также касаются срока предоставления заявки на поставку газа на следующий год, который согласован сторонами в п. 2.4. договора.

При отсутствии оснований для внесения изменений в пункт 2.1 договора 08.12.2006г. № 43-3-23268/07, нет оснований для их внесения в четвертый абзац пункта 3.13 и пункт 3.23 договора.

Абз. 4 п. 3.13. действующего договора, предусматривающий порядок учета газа, соответствует п. 2.3. Правил учета газа (утв. Минтопэнерго от 14.10.1996 № 1198), и оснований для его изменения в предложенной истцом редакции не имеется.

Редакция пункта п.3.23. как действующая, так и предлагаемая истцом устанавливает порядок и сроки оформления актов приема-передачи, и оснований для внесения изменений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 166; 167-171 АПК РФ, ст.ст. 10, 309,310, 421, 424; 426; 450-453 ГК РФ

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья А.Д.Острянский