ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-7390/18 от 15.05.2018 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«22» мая 2018 года Дело № А53-7390/18

Резолютивная часть решения объявлена «15» мая 2018 года

Полный текст решения изготовлен «22» мая 2018 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Смольковой А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону ИНН 6152000398 ОГРН 1026103305304

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ИНН 6164229538 ОГРН 1046164044156

о признании незаконным уведомления,

при участии:

от заявителя: представитель Саркисова С.Л. по доверенности от 14.11.2017

от заинтересованного лица: представитель Соловьева Н.Ю. по доверенности от 24.11.2017;

установил:

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о:

- признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 15.02.2018 №61-0-1-236/3403/2017-10166 в отношении подпорной стены с кадастровым номером 61:44:0030402:2204, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Вересаева, 107

-обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области снять с государственного кадастрового учета подпорную стену с кадастровым номером 61:44:0030402:2204, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Вересаева, 107.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, ходатайствовал о приобщении к материалам дела пояснений. Суд протокольным определением приобщил пояснения к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил свою позицию, возражал против требований заявителя, ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Суд протокольным определением приобщил документы к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Как видно из представленных в материалы дела документов, внастоящее время в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о постановке на государственный кадастровый учет иного сооружения (подпорной стены) с кадастровым номером 61:44:0030402:2204, расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Вересаева, 107, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 27.02.2018 № 61/001/001/2018-50313.

09.11.2017 Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением от 09.11.2017 № 61-0-1-236/3403/2017-10166 о снятии с государственного кадастрового учета иного сооружения (подпорной стены) с кадастровым номером 61:44:0030402:2204, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Вересаева, 107.

В качестве документов-оснований были представлены: решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2017 по делу А53-19256/2016, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда инстанции от 24.04.2017 по делу А53-19256/2016.

Уведомлением от 15.11.2017 государственный регистратор сообщил заявителю о приостановлении государственной регистрации, в связи с необходимостью представления акта обследования, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в установленном законном порядке.

Осуществление действий по государственному кадастровому учету было приостановлено до 14.02.2018.

13.12.2017 Департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону было подано заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 15.11.2017.

Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления от 29.12.2017 № 196 заявление Департамента об обжаловании решения отклонено.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области отказало Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону в снятии с государственногокадастрового учета спорного объекта.

Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 15.02.2018 № 61-0-1-236/3403/2017-10166 мотивировано тем, что заявителем не были представлены правоустанавливающие документы на спорный объект, акт обследования, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в установленном законном порядке.

Полагая, что Управление незаконно отказало в осуществлении государственного кадастрового учета, Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел, что требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений части 4 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценивая действия Управления по отказу на предмет соответствия закона, суд исходит из следующих обстоятельств.

В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) -документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

- иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 7 ч. 2. ст. 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Согласно ст. 23 Закона о регистрации акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.

Акт обследования подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой акт. Акт обследования, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой акт кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.

Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии со ст. 29 Закона о регистрации, государственным регистратором была проведена правовая экспертиза представленных для государственной регистрации документов, по итогам которой было установлено следующее.

С заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилась Мозговая О.В., представляющая интересы ДИЗО г. Ростова-на-Дону по доверенности.

При этом, заявителем не были представлены документы, подтверждающие право собственности на спорный объект недвижимости.

Акт обследования спорного объекта недвижимости заявителем представлен не был.

Таким образом, вместе с заявлением Департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону о снятии объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 61:44:0030402:2204 с государственного кадастрового учета не были представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета.

15.11.2017 государственный кадастровый учет был приостановлена, с целью устранения причин, препятствующих государственному кадастровому учету на основании ст. 26 Закона о регистрации. О причинах, препятствующих проведению государственного кадастрового учета, заявителю было сообщено уведомлением о приостановлении от 15.11.2017 №61-0-1-236/3403/2017-10166 с указанием оснований приостановления государственного кадастрового учета и документов, необходимых для его проведения, а именно акта обследования спорного объекта недвижимости.

В силу ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В связи с тем, что заявителем не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, 15.02.2018 государственным регистратором было вынесено решение об отказе в государственном кадастровом учете № 61-0-1-236/3403/2017-10166.

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в своем заявлении указал, что, исходя из мотивировочной части постановления Арбитражного суда апелляционной инстанции от 24.04.2017 по делу № 15АП-3841/2017 следует, что подпорная стена с кадастровым номером 61:44:0030402:2204 не является объектом капитального строительства, следовательно, представление в данном случае акта обследования, в силу положений Закона о регистрации не требуется.

Согласно судебным актам по делу № А53-19256/2016, представленным заявителем в Управление, предметом спора являлось признание права муниципальной собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 61:44:0030402:2205, а не снятие данного объекта с государственного кадастрового учета.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2017 по делу №А53-19256/16 Департаменту было отказано в удовлетворении искового заявления о признании права муниципальной собственности за муниципальным образованием «Город Ростов-на-Дону» на сооружение - подпорная стена из бетонных плит, а также объект незавершенного строительства - свайное поле литер А, площадью 757,1 кв.м., расположенные по адресу: г. Ростове-на-Дону, ул. Вересаева, 107.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 решение суда от 07.02.2017 оставлено без изменения.

Суд согласен с доводом заинтересованного лица, что судебные акты об отказе в удовлетворении требований о признании права муниципальной собственности на спорный объект, не являются основанием для снятия объекта с кадастрового учета

Установив, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области соответствуют закону, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований в части признания уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 12.02.2018 № 61-0-1-236/3403/2017-10166 в отношении подпорной стены с кадастровым номером 61:44:0030402:2204, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Вересаева, 107, незаконным, отказать.

Вместе с тем, требования по настоящему делу заявлены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу чего, суд, установив, что права заявителя нарушены, обязан принять меры к устранению нарушения путем применения соответствующих правовых норм.

При проверке доводов заявления установлено, что в мотивировочной части постановления по делу №А53-19256/16 от 24.04.2017 суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что поскольку понятие объекта недвижимости является правовой категорией, именно суд, исходя из имеющихся в деле доказательств, оценив их в совокупности, может дать оценку отвечает ли объект признаками объекта недвижимости или нет.

Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что спорный объект не является объектом капитального строительства, по следующим обстоятельствам.

В силу пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ.

В рамках рассмотрения дела была проведена судебная экспертиза, в экспертном заключении эксперт указал, что свайное поле и подпорная стенка являются объектом недвижимого имущества, не нарушают права третьих лиц, не нарушают строительные нормы и правила.

Согласно пункту 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016) объект незавершенного строительства может быть поставлен на кадастровый учет, когда степень выполненных работ по созданию этого объекта позволяет его идентифицировать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества (недвижимой вещи).

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (п, 1 ст. 130 ГК РФ).

Объектом незавершенного строительства может быть признан только тот объект, который имеет хотя бы готовый фундамент, поскольку характеристики фундамента во многом определяют индивидуальные характеристики объекта, в который будет достраиваться объект незавершенного строительства.

Подпорная стена предназначена для удержания от обрушения и сползания находящегося за ней массива грунта на уклонах местности, однако, она не обладает самостоятельными (полезными) свойствами, а лишь обеспечивает устойчивость будущего здания в целом, а также его отдельных элементов.

Кроме того, заявитель обращает внимание суда на то, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:0030402:11, на котором расположен указанный объект, является участком, право собственности, на который не разграничено.

Критерии разграничения права собственности на земельные участки по уровням собственности (федеральная собственность, собственность субъекта, муниципальная собственность) установлены ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

В соответствии с Положением о Департамент, утвержденным Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138 (ред. от 27.06.2017) (далее - Положение), Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий по проведению единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью, земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Город Ростов-на-Дону», как в пределах, так и за пределами его границ.

В силу ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного

Согласно гл.2 п.2.3.3 Положения основными задачами Департамента является владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в том числе формирование и ведение реестра объектов муниципальной собственности города Ростова-на-Дону в порядке, установленном городской Думой, организация государственной регистрации права муниципальной собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, а также кадастрового учета, снятия с кадастрового учета, внесения изменений в сведения кадастрового учета в отношении муниципального недвижимого имущества города Ростова-на-Дону (за исключением вновь построенных и (или) бесхозяйных объектов) и муниципальной собственности на земельные участки, а также закрепление права оперативного управления, хозяйственного ведения муниципальным движимым и недвижимым имуществом.

Однако, наличие в ЕГРН сведений о постановке на государственный кадастровый учет подпорной стены с кадастровым номером 61:44:00304402:2204, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Вересаева, 107, фактически лишает Департамент возможности распоряжаться земельным участком.

Судом установлено, что сведения в ЕГРН внесены на основании технического плана сооружения, акта обследования земельного участка от 17.05.2016 № 1120, декларации об объекте недвижимости от 15.06.2016, справки МУПТИОН № 1167717 от 14.06.2016 и воспроизводят их содержание. Указанные документы составлены без учета приведенных выше положений законодательства.

В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

С учетом изложенного, принимая во внимание изложенные в тексте решения обстоятельства, суд полагает возможным обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области снять с государственного кадастрового учета подпорную стену с кадастровым номером 61:44:0030402:2204, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Вересаева, 107, со ссылкой на статью 61 Закона о регистрации.

Руководствуясь статьями 110, 196-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области снять с государственного кадастрового учета подпорную стену с кадастровым номером 61:44:0030402:2204, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Вересаева, 107.

В остальной части требований отказать.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Смолькова А. В.