ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-7592/11 от 21.06.2011 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«24» июня 2011. Дело № А53-7592/11

Резолютивная часть решения объявлена «21» июня 2011.

Полный текст решения изготовлен «24» июня 2011.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Корецкого О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Федаковой Л.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТагМаш» (ИНН <***>; ОГРН <***>)

к инспекции федеральной налоговой службы по г. Таганрогу Ростовской области

о признании незаконным бездействия ИФНС по г.Таганрогу, обязании выдать надлежащим образом заверенную копию устава ООО «ТагМаш»

при участии:

от заявителя: представитель ФИО1 (доверенность от 20.04.2011)

от заинтересованного лица: представитель ФИО2 (доверенность № 78 от 30.12.2010)

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ТагМаш» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции федеральной налоговой службы по г. Таганрогу Ростовской области, выраженное в непредставлении обществу заверенной копии устава общества с ограниченной ответственностью «ТагМаш» и обязании инспекции федеральной налоговой службы по г. Таганрогу Ростовской области выдать надлежащим образом заверенную копию устава общества с ограниченной ответственностью «ТагМаш», а также взыскать в инспекции федеральной налоговой службы по г. Таганрогу Ростовской области судебные издержки в размере 15 000 руб.

Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, представлен письменный отзыв и документы в обоснование, которые приобщены к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

07.04.2011 единственным участником общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоМаш» принято единоличное решение № 3 о переименовании общества в общество с ограниченной ответственностью «ТагМаш».

07.04.2011 в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу Ростовской области были представлены документы для государственной регистрации юридического лица: заявление по форме Р13001, решение участника общества, устав (новая редакция), документ об уплате госпошлины, и было зарегистрировано налоговым органом за входящим № 940.

08.04.2011 в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу Ростовской области директор общества подал заявление о выдаче заверенных копий учредительных документов общество с ограниченной ответственностью «ТагМаш» в количестве двух экземпляров, с приложение квитанции об оплате госпошлины в размере 400 руб.

Однако, 15.04.2011 инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу Ростовской области были выданы заверенные копии уставов общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоМаш», при этом дата копий уставов общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоМаш» датированы 13.04.2011, а свидетельство о государственной регистрации изменений наименования общества датировано 14.04.2011.

Заявитель считает, что с учетом предоставленного запроса о выдаче заверенной копии устава общества с ограниченной ответственностью «ТагМаш», неисполнение предоставленного запроса является бездействием регистрирующего органа, в связи с чем, обратился в суд с настоящими требованиями.

В представленном отзыве инспекция Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу Ростовской области указывает, что срок на государственную регистрацию изменения наименования ООО «ЭнергоМаш» на ООО «ТагМаш» составляет 5 рабочих дней, то есть с 07.04.2011 по 14.04.2011, а на получение сведений из ЕГРЮЛ (копий уставных документов) 5 календарных дней, то есть с 08.04.2011 по 13.04.2011. Таким образом, инспекция считает, что он правомерно выдал копии устава ООО «ЭнергоМаш», так как на момент обращения общества с заявлением о выдаче копий учредительных документов в ЕГРЮЛ сведения об изменении наименования ООО «ЭнергоМаш» в ООО «ТагМаш» еще внесены не были; в связи с чем, в заявленных требованиях надлежит отказать.

Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования правомерны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, а статьями 5, 6, 9 - определены требования к содержанию Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, порядку предоставления документов для государственной регистрации, а также - сведений и документов из него.

В соответствии с Положением о ФНС России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Согласно п. 28 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц государственный реестр находится в ведении Федеральной налоговой службы, которая в связи с этим разрабатывает методические указания по организации получения сведений для включения в государственный реестр, его формированию, предоставлению из него информации и контролю за соответствующими действиями регистрирующих органов (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.12.2005 № 760).

Порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов о конкретном юридическом лице регламентируется статьей 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 (далее – Правила).

Согласно статье 6 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков.

Согласно пункту 1.1.5 Приложения к Приказу МНС России от 22.07.2004 № САЭ-3-09/436 именно Единые регистрационные центры предоставляют сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ по запросам любого заинтересованного лица на бумажных носителях (в том числе в виде копий учредительных документов) в порядке, установленном пунктом 20 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438.

В соответствии с пунктами 20 и 23 Правил содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения юридическому лицу о конкретном юридическом лице предоставляются за плату по запросу, составленному в произвольной форме.

Сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде:

- выписки из государственного реестра;

- копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле;

- справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Согласно пункту 21 Правил срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса.

В пункте 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен общий пятидневный срок для совершения регистрационных действий, который исчисляется не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни. Срок проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган. При этом в соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации первым днем срока считается следующий день за днем представления документов в регистрирующий орган.

Как видно из материалов дела, заявление об изменении наименования общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоМаш» в общество с ограниченной ответственностью «ТагМаш» было подано в регистрирующий орган 07.04.2011. Следовательно, последний день срока для осуществления регистрационных действий - 14.04.2011. Свидетельство о государственной регистрации о переименовании общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоМаш» в общество с ограниченной ответственностью «ТагМаш» датировано 14.04.2011 (л.д. 12), то есть в установленные законодательством сроки.

Заявление о предоставлении заверенных копий устава общества с ограниченной ответственностью «ТагМаш» было подано 08.04.2011. Следовательно, последний день срока для предоставления сведений содержащиеся в ЕГРЮЛ (копии устава) - 15.04.2011. Между тем, регистрирующий орган представил заверенные копии уставов не общества с ограниченной ответственностью «ТагМаш», как указано заявителем в заявлении от 08.04.2011, а общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоМаш».

Регистрирующий орган, в обоснование своей позиции, ссылается на то, что пункт 3 статьи 6 Закона № 129-ФЗ устанавливает срок выдачи сведений из ЕГРЮЛ пять календарных дней.

Однако, суд находит данный довод ошибочным и основанном на неправильном толковании (понимании) норм действующего законодательства, поскольку в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 «О едином государственном реестре юридических лиц» (пункт 21) предусмотрено, что любое лицо вправе получить сведения из реестра в течение 5 рабочих дней.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что требование заявителя о предоставлении сведений содержащиеся в ЕГРЮЛ, а именно заверенных надлежащим образом копий устава общества с измененным наименованием, является правомерным.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

При таких обстоятельствах суд, учитывая положения части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу незаконном действии (бездействии) налогового органа, выразившееся в непредставлении запрашиваемых документах, как не соответствующие действующему законодательству и нарушающие права заявителя в сфере экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, признав оспариваемый акт недействительным или решение незаконным полностью или в части, одновременно указывает на такой способ защиты, как обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, суд также считает необходимым удовлетворить требование заявителя о возложении на налоговый орган обязанности по предоставлению заверенных копий устава общества с ограниченной ответственностью «ТагМаш» согласно поданному заявлению от 08.04.2011.

Заявителем также заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» истец вправе обратиться в арбитражный суд в рамках того же дела с соответствующим заявлением о взыскании понесенных расходов в случае, если вопрос об их возмещении не рассматривался судом.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 454-О указано, что правило части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предоставляющее арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, призвано создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, взыскание расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах процессуальным законодательством отнесено к компетенции арбитражного суда и направлено на пресечение злоупотребления правом и недопущение взыскания несоразмерных нарушенному праву сумм.

Согласно пункту 3 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.

В пункте 20 информационного письма от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что разумность пределов судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией.

Судом установлено, что обществу по данному делу оказаны юридические услуги на основании договора № 56-ЮР оказания юридических услуг от 20.04.2011. Размер вознаграждения и порядок его выплаты предусмотрен пунктом 4 и 5 договора. Оплата оказанных в соответствии с указанным договором услуг подтверждена представленными в материалы дела квитанцией к приходному кассовому ордеру № 23 от 20.04.2011 (л.д. 20).

Суд, исследовав фактические обстоятельства по делу, связанные с оказанием обществу юридических услуг представителем заявителя, пришел к выводу о том, что размер фактически понесенных обществом судебных расходов соответствует сложившейся в Ростовской области стоимости юридических услуг.

В соответствии с выпиской из протокола № 1 заседания Совета Адвокатской палаты Ростовской области от 17.01.2011 участие представителя в арбитражных судах составляет от 25 000 руб., составления исковых заявлений от 2 000 руб.

Принимая во внимание ставки оплаты юридической помощи, рекомендуемые Адвокатской палатой Ростовской области в протоколе Заседания Совета Адвокатской палаты Ростовской области, незначительную сложность спора, тот факт, что юрисконсульт Некоммерческого партнерства «Твое дело» ФИО1 присутствовал в двух судебных заседаниях, им подготовлено заявление, суд считает, что денежная сумма в размере 15 000 руб., фактически уплаченная заявителем на оплату юридических услуг, является разумной и обоснованной, в связи с чем, суд удовлетворяет требования заявителя о взыскании судебных расходов.

Пунктом 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 № 139 «О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» и от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации»» установлено, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины возлагаются на заинтересованное лицо с учетом оплаченной заявителем при подаче настоящего заявления госпошлины в сумме 2 000 руб., что подтверждено чеком-ордером от 21.04.2011.

На основании изложенного, арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу Ростовской области, выраженное в непредставлении обществу заверенной копии устава общества с ограниченной ответственностью «ТагМаш» и обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу выдать надлежащим образом заверенную копию устава общества с ограниченной ответственностью «ТагМаш» согласно заявлению от 08.04.2011.

Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «ТагМаш» 15 000 руб. расходов по оплате услуг представителя, 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины, а всего 17 000 руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, через суд, вынесший решение, и при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья О.А. Корецкий