ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-7938/08 от 09.09.2008 АС Ростовской области

Арбитражный суд Ростовской области

344002, ул. Станиславского 8а, г. Ростов-на-Дону

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

« 11 » сентября 2008 г. N делаА53-7938/2008-С4-48

резолютивная часть решения объявлена 9 сентября 2008 г.

решение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2008г

Арбитражный суд в составе судьи Комурджиевой И.П.

при ведении протокола судебного заседания судьей Комурджиевой И.П.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению

ООО «Игровой клуб «Миллионъ»

к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу

о признании незаконным и отмене Постановления № 05-08/87 от 13.05.2008 о назначении административного наказания,

об обязании вернуть ошибочно оплаченную сумму административного штрафа в размере 100000 руб.,

при участии:

от заявителя: Налета Н.А., доверенность № 268/08 от 11.06.2008,

от ответчика: Павленко С.Е., доверенность № 05-08/4926 от 12.08.2008,

Сущность спора: в открытом судебном заседании рассматривается заявление ООО «Игровой клуб «Миллионъ» к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу о признании незаконным и отмене Постановления № 05-08/87 от 13.05.2008 о назначении административного наказания, об обязании вернуть ошибочно оплаченную сумму административного штрафа в размере 100000 руб..

Заявитель направил в судебное заседание представителя, который поддержал заявленные требования. Представитель пояснил, что обособленное подразделение общества с ограниченной ответственностью «Игровой клуб «Миллионъ» (расположенное по адресу: г.Ростов, ул.Королева, д.21/32) осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с нормами законодательства «О противодействии легализации (отмыванию доходов), полученных преступным путем», а именно: при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю (в соответствии с законодательством РФ и согласованными Правилами внутреннего контроля общества), ответственные должностные лица общества в обязательном порядке документально фиксируют информацию о лицах, совершающих вышеуказанные операции, и передают информацию контролеру общества, для дальнейшего представления в контролирующий орган;

при идентификации физических лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, ответственные должностные лица общества идентифицируют этих лиц посредством сверки документа удостоверяющего личность (паспортных данных) с «Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности», который хранится в каждом обособленном подразделении общества. При выявлении вышеуказанных лиц, ответственные должностные лица общества документально фиксируют сведения, и передают информацию контролеру общества, для дальнейшего представления в контролирующий орган.

За период операционной деятельности обособленного подразделения общества (зала игровых автоматов, расположенного по адресу: г.Ростов, ул.Королева, д.21/32) - операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, а также лица, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму - не выявлены, и, соответственно, информация о таких организациях и физических лицах документально - не зафиксирована, и не предоставлена в контролирующий орган.

Идентификация физических лиц в обособленных подразделениях общества может осуществляться только на основании документа, удостоверяющего личность (паспорта), данные которого носят характер персональных.

В соответствии с ч.1 ст.З Федерального Закона Российской Федерации №152-ФЗ от «27» июля 2006 года «О персональных данных», под персональными данными понимается - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

В свою очередь, хранение копий документов, удостоверяющих личность (паспортных данных) после проведения идентификации физических лиц - не осуществляется, так как согласно ст. 9 вышеуказанного Федерального Закона РФ, общество с ограниченной ответственностью «Игровой клуб «Миллионъ» не имеет право хранить персональные данные субъектов персональных данных, без согласия последних.

Таким образом, действия общества с ограниченной ответственностью «Игровой клуб «Миллионъ» при осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю, и идентификации организаций и физических лиц - в полной мере соответствует законодательству РФ в области «Противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также защищает права данных лиц в соответствии с п.1 ст.24 Конституции Российской Федерации (сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются) и Федеральным законом Российской Федерации №152-ФЗ от «27» июля 2006 года «О персональных данных». Общество с ограниченной ответственностью "Игровой клуб "Миллионъ" считает, что вынесенное ответчиком Постановление о назначении административного наказания от № 05-08/87 от 13.05.2008г. незаконно и необоснованно, поскольку возлагает на общество административную ответственность в отсутствие состава правонарушения по причине неполного исследования и неправильной оценки обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.

Представитель Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу возражала против удовлетворения требований по мотивам ,изложенным в отзыве, и представленном в судебное заседание нормативно-правовом обосновании порядка идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации.

Представитель пояснила, что в ходе проверки 05.05.2008г. установлено, что в обособленном подразделении ООО «Игровой клуб «Миллионъ», осуществляющего деятельность по адресу: г.Ростов н/Д, пр. Королева, 21/32, в котором осуществляется деятельность ООО «Игровой клуб «Миллионъ», не исполняется требование п.1 ст. 7 № 115 - ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» , а именно не проводится идентификация лиц находящихся на обслуживании в организации, что подтверждается объяснениями: менеджера обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Костенко Татьяной Алексеевной, старшего администратора обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Романенко Ольгой Владимировной, оператора обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Дерезой Еленой Петровной, кассира обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Ерохиной Инной Андреевной..

В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ № 115 от 07.08.2001г. операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 27 от 18.01.2003 г., и письмом МРУ Росфинмониторинга по ЦФО № 01-32/5899 дсп от 28.11.2006г., до ООО «Игровой клуб «Миллионъ» доведены коды доступа к «Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности».

Однако, в нарушение п.2 ст. 6 (Закона - ФЗ) и Постановления Правительства РФ № 27 от 18.01.2003 г., в обособленном подразделении ООО «Игровой клуб «Миллионъ» не используется в ходе осуществления деятельности «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности», что подтверждается объяснениями: менеджера обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Костенко Татьяной Алексеевной, старшего администратора обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Романенко Ольгой Владимировной, оператора обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Дерезой Еленой Петровной, кассира обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Ерохиной Инной Андреевной.

Исходя, из вышеизложенного следует, что ООО «Игровой клуб «Миллионъ» не исполняет требования федерального закона № 115-ФЗ от 7.08.01 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части организации внутреннего контроля, что образует событие административного правонарушения.

Учитывая характер совершенного ООО «Игровой клуб «Миллионъ» правонарушения, а также то, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность, административный орган настаивает на законности вынесенного постановления, применения суммы штрафа, в удовлетворении требований просит отказать.

Изучив представленные документы ,выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10, выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.

Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, привлекаемого к ответственности. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем его уведомлении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежит установлению факт явки законного представителя юридического лица, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке и причины неявки участников производства по делу и после этого принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Согласно статье 15.27. Кодекса об административных правонарушениях РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Доходы, полученные преступным путем, законодательство классифицирует как денежные средства или иное имущество, которое получено в результате совершения преступления. Легализация таких доходов означает придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению ими.

В целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, издан Федеральный Закон от 7 августа 2001 г. № 115 - ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

К организациям, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом, ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

- кредитные организации;

- профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- страховые организации и лизинговые компании;

- организации федеральной почтовой связи;

- ломбарды;

- организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

- организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

- организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

- организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.

Статья 6 названного Закона устанавливает перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю.

Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) и установлено, что данный Комитет является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству финансов Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (КФМ России осуществляет свою деятельность согласно Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 2006г №183 н «Об утверждении Положения о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001г №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», зарегистрированного в Минюсте 14 марта 2007г №9109,действовавшего на момент проведения проверки.

Специально для них Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 638, от 30 декабря 2005 г. N 847).

Федеральная служба по финансовому мониторингу составляет и вносит изменения и дополнения в вышеназванный перечень на основании сведений о:

а) вступивших в законную силу решениях судов Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности, а также об отмене (изменении) этих решений;

б) вступивших в законную силу приговорах судов Российской Федерации о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера, а также об отмене (изменении) этих приговоров;

в) принятых Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненными ему прокурорами решениях о приостановлении деятельности организации в связи с их обращениями в суд с заявлением о привлечении этой организации к ответственности за террористическую деятельность, а также об утрате этими решениями силы;

г) вынесенных следователями или прокурорами постановлениях о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, совершивших преступления террористического характера, а также о прекращении этих уголовных дел;

д) составленных международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанных Российской Федерацией перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами, а также об изменениях и дополнениях, внесенных в эти перечни;

е) признаваемых в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации решениях (приговорах) судов и иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность, а также об отмене (изменении) этих решений (приговоров).

Разъяснения самих понятий "доходы, полученные преступным путем" и "легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем" содержатся в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", согласно которой:

- доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

- легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями.

В соответствии с частью 5 статьи распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2006 года N 1014-р "Российская газета" определена в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию единого федерального списка организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими, а ФСБ России совместно с редакцией "Российской газеты" поручено обеспечить решение вопросов, связанных с организацией публикации данного списка.

Судом установлено, что ООО «Игровой клуб «Миллионъ» зарегистрировано 30.05.2003г. ИМНС России по г. Подольску Московской области, за № 1035007216881.  С 20.12.2004г. ООО «Игровой клуб «Миллионъ» зарегистрировало в ИФНС России по Ворошиловскому р-ну г. Ростову н/Д обособленное подразделение (КПП 616132001), (в

соответствии с Приказом о создании обособленного подразделения б/н от 20.12.2004г), осуществляющего деятельность по адресу: г.Ростов н/Д, пр. Королева, 21/32.

С «11» апреля 2008 года по «13» мая 2008 года в помещении обособленного подразделения общества с ограниченной ответственностью "Игровой клуб "Миллионъ" (зале игровых автоматов, расположенном по адресу: г.Ростов-на-Дону, пр.Королева,21/32) ведущим специалистом-экспертом отдела надзорной деятельности Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу Павленко С.Е. была произведена проверка на предмет соблюдения обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии с Федеральным Законом РФ от 07.08.2001г. №115-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами в сфере законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В результате проверки контролирующим лицом был составлен протокол об административном правонарушении от 05.05.2008г.. Уведомление о дате и времени составления протокола по делу об административном правонарушении 05.05.2008г было направлено в адрес юридического лица в г.Москву ,1-й Кожевнеческий пер,8.Телеграмма вручена уполномоченному на получение телеграмм Анцифировой 29 .04.2008г. Протокол по делу об административном правонарушении составлен в присутствии представителя общества по доверенности №207/08 от 29.04.2008г на участие в деле об административном правонарушении ,с правом подписи протокола по делу об административном правонарушении Злобина В.Л..

«13» мая 2008г., Заместителем МРУ Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу Меньшениным А.Е., рассмотрены материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "Игровой клуб "Миллионъ" и составлено Постановление от «13» мая 2008г. № 05-08/87 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей. Юридическое лицо извещено о дате и времени вынесения постановления путем направления телеграммы, врученной 08.05.2008г. уполномоченной на получение телеграмм Галкиной. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в присутствии представителя общества по доверенности №220/08 от 12.05.2008г на участие в деле об административном правонарушении №05-08/87 от 05.05.2008г Злобина В.Л.

Судом установлено, что административным органом процессуальных нарушений при рассмотрении дела допущено не было.

.

В ходе проверки ООО «Игровой клуб «Миллионъ» на основании Приказа руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО Фетисова М.Г. №67Н от 16.04.2008г., сотрудниками МРУ Росфинмониторинга по ЮФО были установлены факты нарушения законодательства «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» .

Фактически за проверяемый период организация осуществляла деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.

Таким образом, согласно ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в редакции Федеральных законов от 25.07.2002 г. № 112-ФЗ и от 30.10.2002 г. № 131-ФЗ, №88-ФЗ от 28.07.2004г., ООО «Игровой клуб «Миллионъ» является субъектом, подпадающим под действие данного закона, как «организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме» и имеющие лицензию на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и установить следующие сведения (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 147-ФЗ): - в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В нарушение приведенных нормативных положений, в ходе проверки 05.05.2008г. установлено, что в обособленном подразделении ООО «Игровой клуб «Миллионъ», осуществляющего деятельность по адресу: г.Ростов н/Д, пр. Королева, 21/32, в котором осуществляется деятельность ООО «Игровой клуб «Миллионъ», не исполняется требование п.1 ст. 7 (Закона-ФЗ), а именно не проводится идентификация лиц находящихся на обслуживании в организации, что подтверждается объяснениями: менеджера обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Костенко Татьяной Алексеевной, старшего администратора обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Романенко Ольгой Владимировной, оператора обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Дерезой Еленой Петровной, кассира обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Ерохиной Инной Андреевной..

В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ № 115 от 07.08.2001г. операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 27 от 18.01.2003 г., и письмом МРУ Росфинмониторинга по ЦФО № 01-32/5899 дсп от 28.11.2006г., до ООО «Игровой клуб «Миллионъ» доведены коды доступа к «Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности».

Однако в нарушение п.2 ст. 6 (Закона - ФЗ) и Постановления Правительства РФ № 27 от 18.01.2003 г., в обособленном подразделении ООО «Игровой клуб «Миллионъ» не используется в ходе осуществления деятельности «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности», что подтверждается объяснениями: менеджера обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Костенко Татьяной Алексеевной, старшего администратора обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Романенко Ольгой Владимировной, оператора обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Дерезой Еленой Петровной, кассира обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Ерохиной Инной Андреевной.

Исходя, из вышеизложенного следует, что ООО «Игровой клуб «Миллионъ» не исполняет требования федерального закона № 115-ФЗ от 7.08.01 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части организации внутреннего контроля, что образует событие административного правонарушения.

Учитывая характер совершенного ООО «Игровой клуб «Миллионъ» , правонарушения, а также то, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, допущенное нарушение не может быть признано малозначительным. В связи с тем, что Федеральный Закон № 115-ФЗ от 07.08.01г. (ст.1 Закона) направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства, предусмотренные статьей 15.27 КоАП РФ правонарушения посягают на установленный порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Названный объект посягательства является одним из наиболее значимых.

Данное обстоятельство послужило поводом для привлечения к административной ответственности ООО «Игровой клуб «Миллионъ» в виде штрафа 100 000 рублей .

Заявитель в пояснениях утверждает, что при идентификации физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, ответственные должностные лица общества идентифицируют этих лиц посредством сверки паспортных данных с «Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности», который храниться в каждом обособленном подразделении.

Однако данный довод не соответствует действительности. В ходе проверки установлено, что в обособленном подразделении ООО «Игровой клуб «Миллионъ» не используется в ходе осуществления деятельности вышеуказанный Перечень вообще.

Кроме того, заявитель в пояснении к заявлению об оспаривании утверждает, что хранение копий документов, удостоверяющих личность после проведения идентификации физических лиц не осуществляется согласно ст.9 №152-ФЗ от 27.07.2006г., т.к. не имеет право хранить персональные данные.

В Федеральном Законе № 115-ФЗ от 07,08.01г. не идет речь о хранении копий документов. Проверка обособленного подразделения говорит об обратном, что идентификация лиц, находящихся на обслуживании в обособленном подразделении по адресу: г.Ростов н/Д, пр.Королева, 21/32, ООО «Игровой клуб «Миллионъ», отсутствует, что также подтверждается объяснениями: менеджера обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Костенко Татьяной Алексеевной, старшего администратора обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Романенко Ольгой Владимировной, оператора обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Дерезой Еленой Петровной, кассира обособленного подразделения ООО «Игровой клуб «Миллионъ» Ерохиной Инной Андреевной.

Таким образом, факт наличия события административного правонарушения доказан -все признаки отсутствия организации внутреннего контроля в обособленном подразделении установлены, тем самым, ООО «Игровой клуб «Миллионъ» правомерно привлечена к административной ответственности.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Суд считает, что доказательствами, представленным в материалы дела факт правонарушения проверяющим органом доказан.

В то же время, согласно статье 15.27. Кодекса об административных правонарушениях РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ).Административный орган не смог пояснить в связи с чем к обществу применена санкция в размере 100 000 рублей.

Общество платежным поручением №3899 от 21 мая 2008г оплатило административный штраф по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем , и финансировании терроризма в сумме 100 000 рублей.

В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должно содержаться указание на меру ответственности, если она изменена судом (пункт 3 части 4 статьи 211 АПК РФ).

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств. Постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

Приведенное официальное толкование закона означает допустимость изменения меры административной ответственности арбитражным судом (при рассмотрении дел по правилам параграфа 2 главы 25 АПК РФ) в силу определенных фактических обстоятельств, существовавших при совершении правонарушения и привлечении к административной ответственности, подлежащих оценке в силу положений статей 4.1, 4.2 КоАП РФ, но не принятых во внимание административным органом при принятии оспариваемого решения.

Суд полагает, что поскольку заявителем впервые совершено административное правонарушение, сумма штрафа оплачена ,возможно изменить постановление административного органа в части назначения штрафа, снизив сумму штрафа до установленного законом размера в 50 000 рублей.

Заявитель при подаче заявления оплатил государственную пошлину за требование о возврате излишне уплаченной суммы штрафа, в сумме 3 500 рублей платежным поручением от 27.06.2008г.С учетом удовлетворения требований в части , сумма государственной пошлины в сумме 1 750 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 169,170, 210,211 АПК РФ,суд

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить Постановление № 05-08/87 от 13.05.2008 о назначении административного наказания ООО «Игровой клуб «Миллионъ», вынесенное Межрегиональным Управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу в части наложения 50 000 рублей штрафа.

Обязать Межрегиональное Управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу возвратить ООО «Игровой клуб «Миллионъ» 50 000 рублей излишне уплаченной суммы штрафа, 1 750 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в установленный законом срок в вышестоящую инстанцию.

Судья И.П.Комурджиева