ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-8273/07 от 18.07.2007 АС Ростовской области

г.

Ростов-на-Дону

Дело №

А53-  8273/2007-С4-4

“23”

июля

2007 г.

 Резолютивная часть решения объявлена    18.07.07 г.

Арбитражный суд в составе судьи   Пикиной Л.В..

при ведении протокола судебного заседания судьей   Пикиной Л.В..

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  индивидуального предпринимателя  Ермаковой Е.И.

к   ИФНС  России  по Тарасовскому району  РО

о  признании    незаконным и отмене  постановления  № 32  от   18.06.07  по  делу  об   административном   правонарушении

при участии:

От  заявителя – Ермакова Е.И. паспорт  60 05  565595  ОВД Тарасовского района РО  17.03.06.

От заинтересованного лица –    специалист  Пигунов А.В.  доверенность  №  4  от  17.07.07, специалист Шевченко Е.О.  доверенность  № 3 от 12.01.07.

          установил: рассматривается заявление   индивидуального  предпринимателя  Ермаковой  Е.И.  к  ИФНС  России по Тарасовскому району РО  о    признании    незаконным и отмене  постановления  №  32 от 18.06.07  по  делу  об   административном   правонарушении,  предусмотренном    ст. 14.5  КоАП  РФ  в виде штрафа в размере   3000 рублей.

            Заявитель  считает оспоренное  постановление незаконным ввиду  того,  в  ее действиях   не имеется  вины, чек не выдан  продавцом  Баулиной Н.Ю.  Кроме  того, по  мнению заявителя, административным  органом  были допущены  процессуальные нарушения,  что является  основанием  для  признания  незаконным и  отмены принятого решения о  привлечении к  административной  ответственности.  

       Представитель налогового органа в  судебное  заседание  явился,  представил отзыв по  делу,  в котором требования  отклонил.  В обоснование  доводов  указал,  что  реализация  товаров  осуществляется  от имени предпринимателя, а  следовательно,  он несет  ответственность за неприменение продавцом   ККТ. 

            Изучив и дав оценку имеющимся в деле документам, заслушав доводы сторон, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспоренного постановления  незаконным, исходя из следующего.

31.05.07 ИФНС по Тарасовскому району    была проведена проверка соблюдения требований  законодательства о ККТ,  в ходе которой установлено, что в  салоне сотовой связи «Талисман» индивидуального  предпринимателя  Ермаковой Е.И. по адресу: Ростовская область пос.Тарасовский, ул.Кирова,2 выявлен  факт неприменения ККТ  при реализации карты оплаты  сотовой  связи  «Теле-2»  по цене  105 рублей. Уплачена сумма 105 рублей, продавцом  Баулиной Н.Ю.  чек контрольно-кассовой машины не выдан по причине  ее неприменения.

 Факт  правонарушения  зафиксирован в акте проверки № 092420   от  31.05.07 и  подписан  продавцом  Баулиной  Н.Ю.

15.06.07 г.     в отношении  предпринимателя Ермаковой Е.И.    составлен протокол №  32 об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 14.5 КоАП РФ.

Начальник  ИФНС  России по Тарасовскому району постановлением  №  32  от  18.06.07 г.  привлек  индивидуального предпринимателя Ермакову Е.И.  к   административной  ответственности,  предусмотренной   статьей  14.5  КоАП РФ  в виде  штрафа  3000 рублей.

             Названное постановление  обжаловано в арбитражный суд и является предметом рассмотрения по настоящему делу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

             На основании пункта 3 статьи 2 названного Закона организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов. павильонов, киосков, палаток,  автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Из материалов административного дела следует, что торговая деятельность предпринимателя осуществляется в салоне сотовой  связи «Талисман» индивидуального  предпринимателя  Ермаковой Е.И. по адресу: Ростовская область пос.Тарасовский, ул.Кирова,2.  Налоговым органом  выявлен  факт неприменения ККТ  при реализации карты оплаты  сотовой  связи  «Теле-2»  по цене  105 рублей. Уплачена сумма 105 рублей, продавцом  Баулиной Н.Ю.  чек контрольно-кассовой машины не выдан по причине  ее неприменения.            

            В акте  проверки зафиксировано, что  в пункте оказания  услуг установлена ККТ модели АМС-200Ф заводской номер  29909885, зарегистрированная в ИФНС по Тарасовскому району  № 373.  Из  имеющегося объяснения,  чек не выдан  продавцом  Баулиной Н.Ю., поскольку ею была сброшена неправильно пробитая  сумма, а  новый чек  выдать продавец не успела, поскольку  пришли  проверяющие.

В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ  при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного  статьей 14.5 Кодекса РФ  об  административных  правонарушениях, является факт  продажи товаров, выполнение работ либо оказание услуг  в организациях торговли либо в иных  организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин. 

Указанные деяния посягают на права потребителя, включая право на информацию, на выбор товаров (работ, услуг), а также на установленный порядок осуществления государством  контроля в сфере торговли, оказания услуг, выполнения соответствующих работ.

В целях соблюдения этого порядка организациями и индивидуальными предпринимателями должны исполняться положения Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством РФ на основании п.1 ст.4 данного закона, в частности, закрепленные в Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 г. №  745.

            Пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

              В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

              Пунктом 3 статьи 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения вправе производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланков строгой отчетности.

              На основании статьи 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.

              Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда № 16 от 31.07.03 г. «О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин»  под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать: факт не использования ККМ (в том числе по причине его отсутствия; использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; использование  контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр; использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной  памятью в нефискальном  режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти; использование ККМ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;  пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы,  менее уплаченной покупателем (клиентом).

             Неприменение предпринимателем ККТ является основанием для привлечения его к ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

              Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

             При привлечении лица к административной ответственности за неприменение ККТ подлежит установлению и доказыванию как сам факт совершения правонарушения, так и вина соответствующего лица. Ответственность предпринимателя наступает лишь в случае установления его вины в совершении правонарушения, в том числе если им не обеспечено выполнение правил применения ККТ. Факт неприменения предпринимателем    контрольно-кассовой техники  свидетельствует о необеспечении им исполнения требований Закона N 54-ФЗ,  отсутствии контроля с его  стороны  за соблюдением  требований законодательства.

              Из положений Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» следует, что обязанность по выдаче чека лежит на предприятии - юридическом лице или предпринимателе, осуществляющем предпринимательскую деятельность по продаже товаров. Следовательно, именно юридическое лицо или предприниматель обязаны обеспечить выполнение этого требования, осуществлять контроль за работой продавца, с которым заключено трудовое соглашение, и именно они несут ответственность за неисполнение этой обязанности. Факт неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с покупателем заявитель не оспаривает.

             Таким образом, налоговая инспекция правомерно привлекла предпринимателя  к административной ответственности, установленной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде 3 тыс. рублей штрафа.  Доводы налоговой инспекции основаны на нормах права, подтверждены материалами дела.     

              Учитывая, что согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспоренное решение, а по данному делу налоговая инспекция свои возражения основывала на исследованных доказательствах  состава правонарушения, вмененного заявителю.

В соответствии с ч. 4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не  облагается. 

    Руководствуясь статьей 211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                       Р Е Ш И Л :

                 Заявление  индивидуального предпринимателя  Ермаковой  Е.И.   к  ИФНС  России по Тарасовскому  району  РО о  признании    незаконным  и   отмене   постановления  № 32  от   18.06.07     по  делу  об   административном   правонарушении  -   оставить без удовлетворения.

                 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Ростовской области.

                  Судья                                                                                           Л.В. Пикина