Арбитражный суд Ростовской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону Дело № А53-8730/2009
«28» мая 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 26.05.2009 г.
Полный текст решения изготовлен 28 мая 2009г.
Судья Арбитражного суда Ростовской области С.В.Гришко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н.Шариповой
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению: Общества с ограниченной ответственностью « Поиск»
К Региональной службе по тарифам Ростовской области
О признании незаконным и отмене Постановления № 19 от 10.04.2009г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.6 КоАП РФ.
О признании незаконным и отмене Постановления № 20 от 10.04.2009г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.6 КоАП РФ
В заседании приняли участие:
От заявителя: ФИО1 доверенность № 2 от 11.01.2009г.
От административного органа: ФИО2 доверенность № 50 от 15.01.2009г.
Сущность спора: В открытом судебном заседании рассматривается заявление Общества с ограниченной ответственностью « Поиск» к Региональной службе по тарифам Ростовской области, о признании незаконным и отмене Постановления № 20 от 10.04.2009г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.6 КоАП РФ.
Представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, указал на то, что проверка была проведена без уведомления юридического лица о проведении проверки, в связи с чем проверка была проведена в отсутствие должностного лица юридического лица, чем и вызвана невозможность дачи объяснений в протоколах об административных правонарушениях
Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее РСТ) просил в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на то, что Постановление вынесено законно и обоснованно при соблюдении требований законодательства.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд установил следующее:
На основании Распоряжения руководителя РСТ от 17.03.2009 №35 должностными лицами РСТ была проведена плановая проверка ООО «Поиск». Предметом проверки являлся контроль за применением ООО «Поиск» регулируемых РСТ предельных торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, и предельной надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
В ходе проверки было установлено, что ООО «Поиск» в проверяемом периоде при формировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, на продукты детского питания были допущены нарушения постановлений РСТ от 30.10.2006 №11/1 «Об утверждении предельных торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг» и от 27.12.2007 №15/2 «Об установлении предельной торговой надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)».
В нарушение постановления РСТ от 30.10.2006 №11/1 на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29.03.2007 №376-р, ООО «Поиск» применялись розничные надбавки до 45% вместо 23%, на лекарственные средства стоимостью до 300руб., и розничные надбавки до 20% вместо 15% на лекарственные средства стоимостью свыше 300руб. Например, «Компливит-Актив», табл.№30, серии 200508, производитель «Уфа-Вита», полученный по накладной от 16.02.2009 №14363 от ООО «Ника-Фармапевтика» по цене 83,34руб., реализовывался по розничной цене 120,84руб. вместо 102,51руб., с торговой надбавкой 45% вместо 23%. «Элевит Пронаталь», табл.№100, серии 3822710, производитель Германия, полученный от ООО «Ника-Фармацевтика» по товарной накладной от 05.03.2009 №22401 по цене 616,92руб., реализовывался по розничной цене 740,30руб. вместо 709,45руб. с торговой надбавкой 20% вместо 15%.
На лекарственные средства, не включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, стоимостью до 300руб. в 2008 году применялись торговые надбавки до 46,5%, вместо 45%, в 2009 году - до 45% вместо 35%. Например, «Линекс капс.Х16», производство Словения, серии АА9039, полученный по накладной от 12.12.2008 №Р-1021815 от ЗАО «СИ А Интернейшнл» по цене завода-изготовителя 132,57руб., реализован по цене 213,36руб. вместо 211,45руб. с торговой надбавкой 46,5% вместо 45%. Облепиховое масло 50мл, серии 020308, производитель Катум-Олеум, Россия, получено по накладной от 16.02.2009 №14363 от ООО «Ника-Фармацевтика» по цене 143,01руб., реализовано по цене 207,36руб. вместо 193,06руб. с торговой надбавкой 45% вместо 35%. На лекарственные средства стоимостью свыше 300руб. применялись торговые надбавки до 46,3% вместо 30%. Например, «Колдрекс Хотрем» пор. с лимоном №50, серии 7172, полученный от ЗАО «СИА Интернешнл» по накладной от 22.07.2008 №Р-915208 по цене завода-изготовителя 508,37руб. (без НДС), реализован по цене 818,22руб. вместо 726,97руб., цена завышена на 91,25руб.
В нарушение постановления РСТ от 27.12.2007 №15/2 продукты детского питания в проверяемом периоде реализовывались ООО «Поиск» с надбавкой 30%, вместо 25%. Например, продукты детского питания, полученные по накладной от 18.11.2008 №46396 от ООО «Буренка», всего 47 наименований, реализовывались с торговой надбавкой 30% вместо 25%.
Излишне полученная выручка от реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также продуктов детского питания вследствие неправомерного завышения предельных торговых надбавок за период с июля 2008 года по март 2009 года составила 1 161руб.
По результатам проверки составлен акт № 35 от 27.03.2009г и протокол об административном правонарушении № 19 от 27.03.2009г.
10 апреля 2009г. в отношении директора Общества ФИО3 и в отношении Общества вынесены Постановления № 19 от 10.04.2009г. и № 20 от 10.04.2009г. по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ
Используя право на обжалование, предусмотренное ст. 208 АПК РФ, ООО «Поиск» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене указанных Постановлений.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования в части признания незаконным и отмене Постановления № 19 от 10.04.2009г., вынесенное в отношении ООО «Поиск» подлежит отклонению. В части признания незаконным и отмене Постановления № 20 от 10.04.2009г., вынесенное в отношении директора ООО «Поиск» ФИО3 подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При анализе наличия в деянии Общества состава административного правонарушения, суд установил следующее.
Согласно ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен ( тарифов)» Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации , и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлениями Региональной службы по тарифам Ростовской области № 11/1 от 30.10.2006г.№ Об утверждении предельных торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг» , № 13/1 от 17 декабря 2008г. «О внесении изменений в некоторые Постановления региональной службы по тарифам Ростовской области по вопросам государственного регулирования предельных торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения»; № 15/2 от27 декабря 2007г. « Об установлении предельной торговой надбавки к ценам на продукты детского питания ( включая пищевые концентраты), введены предельные размеры торговых надбавок к ценам на реализуемую продукцию ( лекарственные средства, изделия медицинского назначения, продукты детского питания).
В соответствии с ч.1 ст.14.6 Кодекса завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного ценообразования влечет применение административной ответственности. расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Обществом в проверяемом периоде при формировании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, на продукты детского питания были допущены нарушения выразившиеся в реализации продукции с торговыми надбавками выше предельно установленного размера. Доказательства указанного нарушения зафиксированы в акте проверки от 27.03.2009г. № 35, протоколе об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При исследовании соблюдения порядка привлечения ООО «Поиск» к административной ответственности, судом установлено следующее.
Согласно Положению о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденному Постановлением Администрации Ростовской области от 21.01.2005 №12 (далее - Положение), РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области, и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ростовской области.
Согласно п.7.16 Положения РСТ имеет право рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях и привлекать к ответственности юридические и физические лица за нарушение законодательства о ценообразовании и государственном регулировании цен.
В соответствии со ст.23.51. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.6, частью 5 статьи 19.5 и статьей 19.7.1 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе руководители органов, уполномоченных осуществлять государственное регулирование тарифов в субъектах Российской Федерации, их заместители.
Таким образом, РСТ обладает надлежащими полномочиями для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.6 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что протокол об административном правонарушении № 19 от 27. 03.09 г. составлен в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ должностным лицом Региональной службы по тарифам Ростовской области в присутствии законного представителя Общества – директора ФИО3, права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 25.1, 30.1-30.3 КоАП РФ, ему разъяснены, о чем свидетельствует его подпись в протоколе об административном правонарушении. Копия протокола об административных правонарушениях вручена законному представителю под роспись в тот же день.
Оспариваемое Постановление об административном правонарушении вынесено уполномоченным лицом – руководителем Региональной службы по тарифам Ростовской области в соответствии со ст. 23.67 КоАП РФ в отсутствии законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о дне, времени и месте рассмотрения дела ( определение от 07.04.2009г. № 833).
Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ст.29.6 КоАП РФ не нарушен, поскольку Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5. КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентированный ст.29.7, 29.11 КоАП РФ административным органом соблюден. Обжалуемое Постановление вынесено с соблюдением требований ст.29.10 КоАП РФ.
Наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 14.6. КоАП РФ.
Таким образом, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа судом не установлено.
ООО «Поиск» просит суд признать незаконным Постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области № 20 от 10.04.2009г., принятое в отношении директора ООО «Поиск» ФИО3.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Как следует из совокупности приведенных норм, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые приняты в отношении организаций и предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. Рассмотрение жалоб на постановления, в соответствии с которыми к административной ответственности привлечены руководители юридических лиц, не отнесено к подведомственности арбитражных судов.
Из материалов дела следует, что постановление региональной службы по тарифам № 20 от 10.04.2006г. принято в отношении руководителя ООО «Поиск» ФИО3 Ответственность применена к ФИО3 в связи с осуществлением им должностных полномочий руководителя юридического лица.
При таких обстоятельствах, рассмотрение заявления не относится к компетенции арбитражного суда, что является основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст. ст. п.1 подп.1 ст.150, 167-170; 211, ч. 2 ст. 208 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования о признании Постановления Региональной службы по тарифам Администрации Ростовской области № 19 от 10.04.2009г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Поиск» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ, , отказать.
В части требования о признании Постановления Региональной службы по тарифам Администрации Ростовской области № 20 от 10.04.2009г. о привлечении директора ООО «Поиск» ФИО3 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.6 КоАП РФ, производство по делу прекратить.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья С.В.Гришко