АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2016 г.
Полный текст решения изготовлен 07 июня 2016 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Парамоновой А.В. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шитиковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной миграционной службы по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №120453 от 15.03.2016 года,
при участии:
от заявителя: представители ФИО1 дов. от 31.12.2015 г. № 38/172Д, ФИО2 дов. от 16.05.2016 г. № 38/80Д;
от управления: представитель ФИО3 дов. № 77/2015 от 23.09.2015 года;
установил: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный политехнический университет (далее – университет, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной миграционной службы по Ростовской области (далее – Управление, административный орган) №120453 от 15.03.2016 года о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.9 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы заявления, указав, что отсутствует вина университета, кроме того, университет не является субъектом административной правонарушения, университетом были предприняты все зависящие от него меры.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения заявленного требования, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что университетом допущено нарушение миграционного законодательства, в связи с чем оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
.
В судебном заседании 02.06.2016 года, в порядке статьи 163 АПК РФ, был объявлен перерыв до 06.06.2016 года до 15 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание объявлено продолженным 06.06.2016 года в 15 час. 00 мин.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
14.01.2016 года сотрудниками ОИК УФМС России по Ростовской области на основании распоряжения № 7 от 14.01.2016 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении места пребывания иностранных граждан по адресу: Ростовская область, Родионово – Несветайский район, х. Каменный Брод, ул. Ясная Поляна, д. 3 в ходе которой, выявлен гражданин Китая ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который обучается в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова».
В ходе проведенной проверки было установлено, что гражданин Китая ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 28.06.2015 года на миграционном учете не состоит.
14 января 2016 года в отношении ФГБОУ ВПО ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ возбуждено административное расследование.
В ходе проведенного расследование было установлено, что университетом нарушены требования миграционного законодательства РФ, а именно нарушен порядок проживания и передвижения иностранного гражданина.
ФГБОУ ВПО «ЮРГПУ» является принимающей и приглашающей стороной поскольку гражданин Китая ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения прибыл по приглашению и заключенному Договору № 1 П16-08010062.245 от 08 июля 2013 года (сроком до 31 августа 2017 года) об оказании образовательных услуг потребителю между ФГБОУ ВПО «ЮРПУ» (НПИ) и гражданином КНР ФИО4 (потребитель),
Из представленных документов по запросу административного органа, установлено, что подразделение ФГБОУ ВПО «ЮРГПУ» - Институт международного образования осуществляет контроль исполнения требований законодательства Российской Федерации о миграционном учете в части передвижения обучающихся иностранных граждан по территории РФ и за ее пределы в период обучения в ЮРГПУ (НПИ). В период времени с 15.06.2015 года по 28.06.2015 года согласно рабочему учебному плану на втором курсе, на котором обучался ФИО4 проходила экзаменационная сессия. Между тем, с 23.06.2015 года по 27.06.2015 года настоящий иностранный гражданин находился в г. Санкт-Петербурге. По возвращению в г. Ростов-на-Дону на миграционном учете не значился (с 28.06.2015 года). В материалы дела представлена копия заявления ФИО4 от 28.05.2015 года на имя декана ФИОП о досрочной сдаче экзамена по иностранному языку 24.06.2015 года на начало июня, с визой декана ФИОП «не возражаю» от 29.05.2015 года. Какой-либо мотивировки настоящее заявление не содержит. Оригинал на обозрение не предоставлен.
Из объяснения ФИО2, должностного лица, курирующего иностранных студентов, следует, что ФИО4 является студентом ЮРГПУ (НПИ), регулярно посещает занятия, сдает зачеты и экзамены на промежуточных сессиях (копии журнала учета посещаемости, зачетных и экзаменационных ведомостей прилагаются). Дисциплинарных взысканий, а также поощрений за период обучения ФИО4 не имеет. С марта 2015 года по настоящее время ФИО4 за пределы России не выезжал.
Гражданин Китая ранее состоял на миграционном учете по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, х. Каменный Брод, ул. Смирнова, 27, у физического лица ФИО5.
Из пояснений ФИО5 следует, что гражданин Китая ФИО4, посетив г. Санкт-Петербург, проживал в ее доме, по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, х. Каменный Брод, ул. Смирнова, 27, с июля 2015 года. ФИО5 на миграционный учет иностранного гражданина не ставила, так как не знала, что это необходимо.
ПАО «Гостиница «Советская» (AZIMUT Отель Санкт-Петербург) в письме от 10.03.2016 года подтверждает факт пребывания гражданина Китая ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт G61379542 сроком действия с 02.05.2012 по 01.05.2022 гг., в период времени с 23.06.2015 года по 27.06.2015 года в ПАО «Гостиница «Советская» (AZIMUT Отель Санкт-Петербург).
Согласно Договору № 1 П16-08010062.245 от 08 июля 2013 года (сроком до 31 августа 2017 года) об оказании образовательных услуг потребителю, заключенному между ФГБОУ ВПО «ЮРПУ» (НПИ) и гражданином КНР ФИО4 (потребитель), последний обязуется в обязательном порядке посещать все виды учебных занятий, определенных учебным планом, если иное не предусмотрено локальными актами ЮРГТУ (НПИ).
01.03.2016 года в присутствии представителя по доверенности № 38/32 Д от 29.02.2016 г. ФИО2, представителя по доверенности № 38/33 Д от 29.02.2016 г. ФИО6 ФГБОУ ВПО «ЮРПУ» (НПИ) должностным лицом УФМС России по РО в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1. ст. 18.9 КоАП РФ в соответствии с которой: «Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния».
А именно, гражданин Китая ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находясь в Российской Федерации по визе, цель поездки «учеба», по приглашению ФГБОУ ВПО ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова, в период проведения экзаменационной сессии, покинул пределы территории Ростовской области в неустановленное время в июне 2015 года (с 23.06.2015 года по 27.06.2015 года поставлен на миграционный учет ОАО «Гостиница «Советская» по адресу: <...>).
Таким образом, с 28.06.2015 года до 29.01.2016 года гражданин Китая ФИО4 на
миграционном учете на территории РФ, в частности Ростовской области не значился.
15.03.2016 г. Врио начальника отдела УФМС России по РО в отсутствие законного представителя университета, при наличии доказательств его надлежащего извещения, вынес постановление №120453, которым университет привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.9 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова» обратилось в суд с настоящим заявлением, мотивируя его отсутствием в действиях университета состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Однако, общество не лишено права, представлять надлежащие допустимые доказательства в обоснование заявленных требований и возражений.
Часть 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Объективная сторона ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ выражена в нескольких самостоятельных действиях (бездействиях), а именно в нарушении приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства,
1. установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации,
2.установленного порядка оформления документов на право проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
3.установленного порядка оформления документов на право передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
4.установленного порядка оформления документов на право изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
5.установленного порядка оформления документов выезда за ее пределы иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно статье 16 Федерального закона № 114 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию приглашение на въезд в Российскую Федерацию (далее также - приглашение) выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом.
Приглашение содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство приглашаемого лица, государство его проживания, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего его личность, цель поездки, предполагаемый срок пребывания в Российской Федерации, предполагаемые пункты посещения в Российской Федерации, наименование приглашающей организации и ее место нахождения или фамилию, имя приглашающего физического лица и адрес его места жительства, номер и дату принятия решения о выдаче приглашения и срок действия приглашения. Формы бланков указанных приглашений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.
Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.
Приглашающая сторона принимает меры по реализации гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения приглашенного иностранного гражданина в период его пребывания в Российской Федерации.
Порядок представления указанных гарантий устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пп. «а» п. 2 Положения о подтверждении иностранным гражданином или лицом без гражданства наличия средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявлении гарантии предоставления таких средств при обращении за визой либо в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 №241, подтверждением наличия средств для проживания и выезда или гарантией их предоставления является гарантийное письмо приглашающей стороны, оформленное в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3 Порядка представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства в период их пребывания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 №167, гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя следующих обязательств:
- предоставление приглашающей стороной денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также денежных средств, необходимых для выезда из Российской Федерации иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в Российской Федерации;
- обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
- обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи;
- жилищное обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 25 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - 114 ФЗ) также определяет, что приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по ходатайству, в частности, юридических лиц, в уведомительном порядке вставших на учет в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальном органе. За выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Федеральным законом или международным договором Российской Федерации могут устанавливаться особенности въезда в Российскую Федерацию, пребывания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, поступающих (поступивших) на обучение в образовательные организации Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, предусматривающими привлечение соответствующих категорий иностранных граждан или лиц без гражданства для обучения в Российской Федерации (ст. 25.15 114-ФЗ).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 115-ФЗ, приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в образовательной организации выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по ходатайству данной образовательной организации. Приглашение в целях обучения в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции по ходатайству федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами соответственно обороны, либо безопасности, либо внутренних дел, либо таможенного дела, либо предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, если указанные органы имеют в своей структуре профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Ходатайство о выдаче приглашения может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч. 3 ст. 17 настоящего закона, образовательная организация, пригласившая иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях обучения, в частности гарантирует иностранному гражданину возможность получения образования в данной образовательной организации, обеспечивает его своевременную постановку на миграционный учет по месту пребывания, обращение с ходатайством о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на период обучения, а также обеспечивает его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращении обучения, за исключением случаев продолжения обучения иностранным гражданином в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее-109-ФЗ), иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 23 Закона N 109-ФЗ снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае убытия иностранного гражданина из места пребывания.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - это жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 109-ФЗ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Учет иностранного гражданина по месту пребывания - это фиксация в установленном порядке, уполномоченными в силу указанного Законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания (пункт 6 части 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ).
Из части 2 названной статьи следует, что снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.
Согласно пункту 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила) при изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 - 9 и 12 части 1 статьи 9 Закона N 109-ФЗ, принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 22 Закона N 109-ФЗ, обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии возвращается принимающей стороне либо иностранному гражданину с отметкой о приеме уведомления о прибытии. Территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления, фиксирует изменение сведений об иностранном гражданине в своих учетных документах и вносит необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Из приведенных норм права следует, что обязанность по постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания возложена на принимающую сторону либо на самого иностранного гражданина.
Гражданин Китая ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 11.03.2015 года прибыл на территорию РФ по визе 12 0127834 «многократная» сроком с 28.08.2014 года по 31.05.2015 года, цель «учеба», принимающая (приглашающая) организация ГОУ ВПО ЮРГПУ НПИ имени М.И. Платова, г. Новочеркасск. Вместе с тем, на миграционный учет поставлен по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, х. Каменный Брод, ул. Смирнова, 27 физическим лицом ФИО5 18.03.2015 года сроком по 02.06.2015 год. В связи с продлением визы миграционный учет 02.06.2015 года продлен физическим лицом ФИО5 Однако какого-либо договора аренды/найма указанного помещения с целью размещения гражданина Китая ФИО4 между ФГБОУ ВПО ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова и физическим лицом ФИО5 в материалы дела не представлено. Согласно п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации № 9 от 15.01.2007 года «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации.
Таким образом, судом установлено, что заявитель, являясь принимающей стороной иностранного гражданина и располагая сведениями об его убытии из места пребывания, о чем установлено в судебном заседании, поскольку представители сторон подтвердили, что они знали о том, что иностранный гражданин уезжал с места постоянного пребывания, не предприняты меры по обеспечению иностранного гражданина постановкой на миграционный учет по месту пребывания.
Доводы заявителя о том, что им был представлен отрывной талон от 02.06.2015 года по постановке на учет по адресу: Ростовская область, Родионово-Несветайский район, х. Каменный Брод, ул. Смирнова, 27 физическим лицом ФИО5 суд считает подлежащим отклонению, поскольку фактически университет располагая данными что в период с 23.06.2015 года иностранный гражданин покидал место пребывания, тем не менее не проверил в связи с чем ему предъявлен отрывной талон о месте регистрации ранее даты выбытия. Кроме того, подлинный талон о котором заявляет университет ни административному органу ни суду не предъявлен.
Университет, являясь принимающей стороной обязан был обеспечить своевременную постановку на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина – студента и проверить сведения, представленные ему иностранным лицом. Следует также отметить что никаких объяснений и письменных пояснений от данного лица университет не получал и не фиксировал.
Доказательств, что университет обращался в уполномоченный орган за получением информации суду не представлено. В результате несовершения вышеназванных действий университетом гражданин Китая – являющийся студентом университета не находился на учете по месту пребывания в течение длительного времени с 28.06.2015 года по 27.01.2016 года.
Ввиду вышеизложенного судом расценивается критически ссылка университета на то, что административным органом неправильно определен субъект административного правонарушения, а также отсутствует вина заявителя в совершении указанного правонарушения, поскольку материалами административного дела установлено иное.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательства того, что университет не имел возможности избежать совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последним в материалы дела не представлены.
Поскольку в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, то при вступлении в гражданские правоотношения субъекты должны проявлять разумную осмотрительность.
Таким образом, университет не принял все зависящие от него меры по соблюдению миграционного законодательства, несмотря на установленные федеральными законами запреты.
При таких обстоятельствах, наличие в деяниях университета состава административного правонарушения по части 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и факт неисполнения им требований миграционного законодательства полностью подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушен, поскольку обжалуемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено и заявитель на них не ссылается.
Совершенное университетом правонарушение в данном случае нельзя отнести к категории малозначительного по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Одновременно с этим в частях 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении университета к формальным требованиям публичного права.
Противоправное поведение университета препятствует осуществлению государственного контроля в сфере миграции.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере миграционного законодательства. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения. Состав административного правонарушения, за которое общество привлечено к административной ответственности, является формальным. При оценке формальных составов последствия деяния не имеют квалифицирующего значения.
Доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в материалах дела отсутствуют. При этом, университет вину в совершении правонарушения не признал.
Размер санкции за правонарушение, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен законодателем. Арбитражный суд, как орган правоприменительный не наделен правом на изменение этой санкции ниже низшего предела, либо по освобождению от ее применения только лишь на том основании, что размер санкции достаточно велик.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что совершенное обществом правонарушение по части 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть квалифицировано как малозначительное. Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
На основании части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
При принятии решения о привлечении университета к административной ответственности административным органом применен минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 400 000 рублей.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова» при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, состав административного правонарушения по части 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтвержден материалами дела, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы России по Ростовской области №120453 от 15.03.2016 года о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через суд, вынесший решение.
Судья А.В. Парамонова