ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-8823/09 от 28.07.2009 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«06» августа 2009г. Дело № А53-8823/09

Резолютивная часть решения объявлена «28» июля 2009г.

Полный текст решения изготовлен «06» августа 2009г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи С.В.Гришко

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н.Шариповой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению : Индивидуального предпринимателя ФИО1

к Таганрогской таможне

3-е лицо: ИФНС РФ по г.Таганрогу Ростовской области

О признании недействительными Требований Таганрогской таможни об уплате таможенных платежей № № 57, 58,59 60,61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70 от 30 марта 2009г.

при участии:

от заявителя: Предприниматель ФИО1

от Таганрогской таможни: ФИО2 доверенность № 05-28/00376 от 14.01.2009г., ФИО3 доверенность от 11.06.2009г. № 05-28/10136.

от ИФНС по г.Таганрогу: Представителя не направил.

установил:  В открытом судебном заседании рассматривается заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 к Таганрогской таможне, 3-и лица: ИФНС РФ по г.Таганрогу Ростовской области, о признании недействительными Требований Таганрогской таможни об уплате таможенных платежей № № 57, 58,59 60,61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70 от 30 марта 2009г.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 требования поддержал в полном объеме ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, считает, что требования выставленные Таганрогской таможней с учетом информации представленной ИФНС РФ по г.Таганрогу являются необоснованными и незаконными. В настоящее время в налоговый орган были поданы достоверные сведения о доходах за 2007г. и оплачены все налоги, подлежащие оплате с доходов ИП ФИО1 Отсутствие к таможенного органа доказательств ввоза ИП ФИО1 товара на территории Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что товар не находился под таможенным контролем, следовательно не может являться предметом последующего таможенного контроля. Кроме того, у таможенного органа отсутствуют доказательства о введении товара в хозяйственный оборот.

Таганрогская таможня требования заявителя отклонила, указав на то, что на основании ст.376 ТК РФ и решения начальника Таганрогской таможни от 10.03.2009г. проведена специальная таможенная ревизия ИП ФИО1 по вопросам проверки факта выпуска товаров и соблюдения требований таможенного законодательства Российской Федерации при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров « часы, значки, медали, подарочные наборы» за период с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. В ходе проверки было установлено, что ИП ФИО1 в период с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. осуществил 15 поездок в Южную Корею, целью которых являлись приобретение и доставка на территорию Российской Федерации товаров; перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации осуществлялось в сопровождаемом багаже; из информации о назначении товаров, их характера и количества, а также из пояснений ИП ФИО1, согласно которым он получал 10% прибыли при доставке товаров на территорию Российской Федерации, следует, что товары были ввезены в коммерческих целях; в отношении ввезенных товаров не были уплачены таможенные платежи, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации, в связи с чем, товары не могут рассматриваться как выпущенные в свободное обращение. То есть, товары ввезены на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением требований и условий, установленных ТК России, без таможенного оформления и уплаты таможенных платежей. Сумма неуплаченных таможенных платежей и пеней составила 2075269,62 рублей, в том числе: сумма ввозной таможенной пошлины – 822394,58 рублей; сумма налога на добавленную стоимость – 888186,12 рублей; пени ( по состоянию на 27.03.2009г.) – 364688,92 рублей.

Представитель ИФНС РФ по г.Таганрогу в судебное заседание не явился, в отзыве по делу указал, что действительно, ФИО1 представил первоначальную декларацию по НДФЛ за 2007г., в которой указал расходы, связанные со сделкой с фирмой «Донг А» г.Сеул ( Южная Корея). Однако в 2009г. согласно ст.81 НК РФ ФИО1 представил уточненную декларацию по НДФЛ за 2007г. , в которой исключил данные расходы по сделке с фирмой «Донг А». Требования п.4 ст.81 НК РФ ФИО1 исполнил, т.е. до подачи уточненной декларации уплатил сумму налога и причитающуюся пени. Поэтому не был привлечен к налоговой ответственности.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

27 марта 2009г. Таганрогской таможней был составлен Акт специальной таможенной ревизии №10319000/270309/А0021/00. В выводах по акту таможенный орган указал, что ИП ФИО1 в период времени с 01.01.2007г. по 31.12.2007г. осуществил 15 поездок в Южную Корею, целью которых явились приобретение и доставка на территорию РФ товаров - «часы, значки, медали, подарочные наборы». Перемещение товаров через таможенную границу РФ осуществлялось в сопровождаемом багаже. Товары были ввезены в коммерческих целях, так как ИП ФИО1 получал 10 % прибыли при доставке товаров на территорию РФ. Товары на территорию РФ ввезены без таможенного оформления и уплаты таможенных платежей. Сумма неуплаченных ИП ФИО1 таможенных платежей и пеней составила 2 075 269,62 рублей, в том числе: сумма ввозной таможенной пошлины - 822 394,58 рублей, сумма НДС -888 186,12 рублей, пени (по состоянию на 27.03.2009 г.) - 364 688,92 рублей.

Как указано в акте № 10319000/270309/А0021/00 от 27.03.2009г.: специальная таможенная ревизия проведена по следующим документам представленным: ИФНС РФ по г. Таганрогу Ростовской области, Шереметьевской таможней, дополнительным офисом ООО КБ «Донинвест» в г. Таганроге, Таганрогским отделением № 1548 филиала АК Сбербанка РФ, ОТН и ТО таможни, ОТП и ТК таможни, ОТП таможни.

По результатам проведенной таможенной ревизии, таможенный орган принял решение о начислении ИП ФИО1 таможенных платежей за ввоз на территорию РФ товара и потребовал от ИП ФИО1 их оплаты, направив последнему требования об уплате таможенных платежей от 30.03.2009 г. (всего 14 требований) за номерами: № 57 - таможенных платежей - на сумму 91 499,11 руб. и пени - на сумму 26 227,48 руб., № 58 - таможенных платежей - на сумму 68 286,42 руб. и пени - на сумму 18 854,47 руб., № 59 - таможенных платежей - на сумму 96 019,65 руб. и пени - на сумму 24 999,52 руб., № 60 - таможенных платежей - на сумму 85 628,13 руб. и пени - на сумму 21 754,56 руб., № 61 - таможенных платежей - на сумму 73 378,96 руб. и пени - на сумму 18 334,35 руб., № 62 - таможенных платежей - на сумму 32 854,98 руб. и пени - на сумму 7 829,62 руб., № 63 - таможенных платежей - на сумму 103,562,46 руб. и пени - на сумму 23 704,60 руб., № 64 - таможенных платежей - на сумму 136 468,05 руб. и пени - на сумму 29 871,72 руб., № 65 - таможенных платежей - на сумму 118 924,71 руб. и пени - на сумму 24 723,47 руб., № 66 - таможенных платежей - на сумму 226 279,59 руб. и пени - на сумму 46 438,23 руб., № 67 - таможенных платежей - на сумму 85 757,75 руб. и пени - на сумму 17 228,03 руб.; № 68 -таможенных платежей - на сумму 111 438,51 руб. и пени - на сумму 21 272,71 руб.; № 69 - таможенных платежей - на сумму 254 642,09 руб. и пени - на сумму 46 402,16 руб.; № 70 - таможенных платежей - на сумму 225 840,29 руб. и пени - на сумму 39 271,76 руб.

Не согласившись с решением Таганрогской таможни, выраженном 14-ти требованиях от 30.03.2009 г. - о начислении ИП ФИО1 таможенных платежей и пени, подлежащих оплате, в сумме 2 075 269,62 рублей, в том числе: сумма ввозной таможенной пошлины - 822 394,58 рублей, сумма НДС - 888 186,12 рублей, пени (по состоянию на 27.03.2009 г.) - 364 688,92 рублей – заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как пояснил ИП ФИО1, он занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью, которая состоит в разработке, изготовлении и реализации геральдической продукции. В силу специфики данной деятельности он посещает различные заграничные компании, которые занимаются так же изготовлением геральдической продукции.

В Инспекцию федеральной налоговой службы России по г.Таганрогу Ростовской области (далее - ИФНС по г. Таганрогу) ИП ФИО1 были представлены копии документов в подтверждение расходов, произведенных в 2007году, в том числе копии счетов с переводом на русский язык от компании «ДОНГА» за период с 26.01.2007г. по 20.12.2007г. Всего, согласно представленным счетам, стоимость товаров составляла 142487,80 долларов США.

Согласно Налоговой декларации -по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2007 год (далее - Налоговая декларация), представленной ИП ФИО1 в ИФНС по г. Таганрогу, его доход составил 5442845,95 рублей. Сумма расходов и налоговых вычетов за 2007 год составили 5200498,47 рублей.

Инспекция ФНС по г.Таганрогу Ростовской области исх.от 04.08.2008г. 11-30/19845/11 в целях обеспечения полноты поступления налогов и сборов просила Таганрогскую таможню подтвердить правомерность ввоза в 2007 году ИП ФИО1 товаров.

При этом, налоговый орган предоставил пакет документов.

В соответствии с реестром документов, подтверждающих расходы ИП ФИО1 за 2007 год, в сумму расходов включены, в том числе, затраты на приобретение товаров, подтвержденные «счетами на закупку товара на английском языке», а также стоимость авиабилетов на перелет по маршруту «Москва-Сеул-Москва».

При анализе таможенным органом указанных счетов (с переводом на русский язык) установлено, что все счета выставлены компанией «ДОНГА» за период с 26.01.2007 по 20.12.2007 в адрес ФИО1. В счете указан номер телефона компании «ДОНГА» 02/2279-6123. номер факса 02/2274-8421, а также e-mail: donga_pr@hotmail.com. Реквизиты компании «ДОНГА» и адрес отсутствуют. Общая стоимость товара по представленным счетам составляет 142487,80 долларов США.

В пояснении лица, имеющего отношение к перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации, от 12.03.2009 ИП ФИО1 указал, что он осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с работкой и изготовлением геральдической продукции; основная цель поездок ИП ФИО1 в 2007 году в Сеул (Южная Корея) заключалась в приобретении товаров для передачи заказчикам на территории Российской Федерации; товар изготавливался производителем в Южной Корее по предварительному заказу ИП ФИО1, который он размещал посредством электронной почты. При передаче товаров ИП ФИО1 производитель выставлял счет на оплату; стоимость партии товара составляла от 2126,5 до 22451,8 долларов США; оплата за товар производилась на территории Южной Кореи с использованием карты «Visa Classic»; наличные денежные средства в валюте перемещались через таможенную границу Российской Федерации в суммах, не превышающих 3000 долларов США; товары перемещены в ручной клади через таможенный пост Аэропорт Шереметьево (пассажирский); товары в таможенном отношении не оформлялись, таможенные платежи не уплачивались, так как вес товара не превышал 30 кг; все затраты на приобретение и доставку указанных выше товаров ИП ФИО1 включал в расходы при налогообложении доходов в 2007 году; денежные средства на приобретение указанных товаров перечислялись различными хозяйствующими субъектами, с учетом комиссионного вознаграждения ИП ФИО1 в размере 10%.

Анализ представленных авиабилетов показал, что ИП ФИО1 неоднократно в течение 2007 года совершал поездки по маршруту Москва - Сеул -Москва. Посещение Сеула (Южная Корея) также подтверждается отметками КГШ Шереметьево в загранпаспорте ФИО1 о пересечении границы Российской Федерации.

В акте таможенной ревизии отражен анализ сведений о счетах, выставленных иностранной компанией. При этом, таможенный орган указал, что количество экземпляров товаров, ввозимых по одному счету, за исключением «контрольных экземпляров», по каждой позиции составляло от 22 до 2000 штук, то есть партии носили заведомо коммерческий характер. При анализе выписок по расчетным счетам ИП ФИО1, предоставленных дополнительным офисом ООО КБ «Донинвест» в г. Таганроге за период с 01.01.2007г. по 31.12.2007, таможенным органом установлено, что сумма поступивших денежных средств составила 5442845,95 рублей, что соответствует сведениям, отраженным в Налоговой декларации, денежные средства перечислялись на счет ИП ФИО1 различными хозяйствующими субъектами, на основании счетов, накладных либо контрактов (договоров). Согласно сведениям, указанным в назначении платежа, оплата производилась за медали, ордена, нагрудные знаки, подарочные наборы, часы, за изготовление медалей и прочее. Основными плательщиками выступали Администрации Азовского района, г. Азова, г. Батайска, г. Ростова-на-Дону, г. Таганрога, ООО «Папирус», Отдел культуры г. Таганрога и прочие.

На основании изложенного, исходя из информации о назначении товаров, их характера и количества, а также из пояснений ИП ФИО1, согласно которым он получал 10 % прибыли при доставке товаров на территорию Российской Федерации, Таганрогской таможней сделан вывод о том, что товары были ввезены в коммерческих целях для реализации на территории Российской Федерации.

В соответствии с нормами ТК России все товары, перемещаемые через таможенную Границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Согласно ст.11 ТК России выпуск товаров представляет собой действие таможенных органов, заключающееся а разрешении заинтересованными лицами пользоваться и ( или) распоряжаться товарами в соответствии с заявленным режимом. Согласно абзацу 2 части 2 статьи 16 ТК России обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров несет лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации, если перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ТК России, декларант обязан осуществить декларирование товара путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК России, в письменной, устной электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей, а также осуществить все необходимые действия, предусмотренные главой 14 ТК России.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 149 ТК России одним из обязательных условий выпуска является уплата в отношении товаров таможенных пошлин, налогов либо предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 ТК России.

Таможенный орган указал, что в отношении рассматриваемого товара не были уплачены таможенные платежи, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации, в связи с чем, данный товар не может рассматриваться как выпущенный в свободное обращение. Таким образом, таможенный орган пришел к выводу, что товары ввезены ИП ФИО1 на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением требований и условий, установленных ТК России, без таможенного оформления и уплаты таможенных платежей.

В соответствии со статьей 327 НК России, в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями требований и условий, установленных ТК России, и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, суммы подлежащих уплате таможенных платежей исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день пересечения таможенной границы.

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, в качестве налоговой базы используются таможенная стоимость товаров, их количество либо иные характеристики, используемые для определения налоговой базы, на день применения ставок таможенных пошлин, налогов. Если определить сумму, подлежащих уплате таможенных платежей невозможно в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости товаров, сумма таможенных платежей определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, количества или стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений. При установлении в течение одного года со дня уплаты или выпуска точных сведений о товарах производится возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов либо взыскание недоплаченных сумм.

Таким образом, в ходе таможенного контроля товары, указанные таможенным органом как ввезенные на таможенную территорию РФ, классифицированы по ТН ВЭД России. Отделом таможенных платежей был произведен окончательный расчет суммы, которая составила 2075269,62 руб., в адрес предпринимателя выставлены оспариваемые требования от 30.03.2009г.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которое приняли акт, решение или совершили действия ( бездействие).

Суд пришел к выводу, что таможенный орган, выставляя требования на начисленные предпринимателю ФИО1 суммы таможенных платежей по результатам акта специальной таможенной ревизии, не доказал надлежащим образом факта перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации.

Единственным доказательством, которое могло бы прямо подтвердить факт ввоза товара без его декларирования на территорию РФ являлось бы задержание ФИО1 при пересечении границы.

Как видно из материалов дела, в ходе подготовительных мероприятий ОТИ таможни был направлен запрос в Шереметьевскую таможню о предоставлении информации о таможенном оформлении вывозимой иностранной валюты и товаров, ввозимых ФИО1 на таможенную территорию России с указанием даты пересечения границы в соответствии с отметками в загранпаспорте ФИО1

Согласно письма Шереметьевской таможни от 11.01.2009 № 03-01-10/00003, от 30.12.2008 № 10/00934, на указанные в запросе даты, документы, подтверждающие факт
 таможенного оформления товаров ФИО1, ни в архиве Шереметьевской
 таможни, ни на таможенном посту Аэропорт Шереметьево (пассажирский) не
 значатся.

Материалами дела подтверждается что за 2007 г. ФИО1 пересекал границу в Южную Корею (г. Сеул) и обратно в Россию (г. Москва) 15 раз.

В судебном заседании предприниматель пояснил, что проходил границу по так называемому «зеленому коридору» - это разметка на полу таможенного поста в виде полосы белого цвета длиной 50 см. Согласно Таможенному кодексу РФ: лицо, которое переступило данную разметку, тем самым фактически заявило, что оно при себе, либо в сопровождаемом багаже, товаров и предметов, подлежащих таможенному декларированию, не имеет.

При этом, ФИО1 несколько раз останавливали и досматривали сопровождаемый багаж.

Однако, ФИО1 не был задержан при пересечении границы, наличие при нем незадекларированного товара не установлено.

В судебном заседании представитель ИП ФИО1 указал, что Шереметьевской таможней в адрес Таганрогской таможни было направлено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 по ч.1 ст.188 УК РФ.

Однако, документального подтверждения этого факта в материалы дела не представил. Представитель Таганрогской таможни утверждение ИП ФИО1 не опроверг, однако, и не представил доказательств обратного.

В материалах дела имеется лишь подтверждение того, что таможенный орган зарегистрировал в книге учета сообщений о преступлениях 13 рапортов об обнаружении в действиях ФИО1 признаков преступления.

Рапорт об обнаружении признаков состава преступления - это внутренний документ, который дает повод органу дознания, либо предварительного следствия, проводить проверку в отношении лица по сообщению, с целью установления наличия, либо отсутствия в его действиях признаков какого-либо преступления.

Однако, доказательств возбуждения уголовного дела в отношении ИП ФИО1 по ч.1 ст.188 УК РФ ( Контробанда) в дело не представлено.

По поводу копий счетов, представленных в налоговый орган, в судебном заседании ИП ФИО1 пояснил, что данные документы являются не счетами, а лишь коммерческим предложением о вступлении в правоотношения по условиям, отраженным в них.

Выводы таможенного органа о недекларировании товара при пересечении таможенной границы построены на письменных пояснениях ИП ФИО1 от 12.03.2009г., и данных том, что согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц ( форма 3-НДФЛ) за 2007 год, представленной ИП ФИО1 в ИФНС по г.Таганрогу, его доход составил 5442845,95 рублей. Сумма расходов и налоговых вычетов за 2007 год составляет 5200498,47 руб. В реестре документов, которыми ИП ФИО1 подтвердил расходы, указаны представленные счета на оплату от компании ДОНГА, проездные документы.

В судебном заседании ИП ФИО1 от ранее данных им пояснений отказался.

24 апреля 2009года ИП ФИО1 представил в ИФНС РФ по г.Таганрогу уточненную декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2007г. ( Форма 3-НДФЛ) в связи с самостоятельным обнаружением ошибки при формировании расходов. При этом, в уточненной декларации ИП ФИО1 исключил расходы по сделке с фирмой «Донг А». В соответствии с требованиями п.4 ст.81 НК РФ, ИП ФИО1 до подачи уточненной декларации уплатил сумму налога – 536488 руб.

Налоговый орган, произведя камеральную проверку, принял уточненную декларацию, не привлекая ИП ФИО1 к налоговой ответственности.

Иных доказательств, подтверждающих факт ввоза ИП ФИО1 незадекларированного товара на территорию Российской федерации не представлено.

При таких обстоятельствах, у таможенного органа не имелось оснований для начисления таможенных платежей и вынесения оспариваемых требований.

Руководствуясь статьями 176,199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными Требования Таганрогской таможни от 30.03.2009г. об уплате таможенных платежей № 57,58,59,60,61,62,63,64,65,66,67,68,69,70.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по квитанции от 30.04.2009г.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья С.В.Гришко.