ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-9018/10 от 03.06.2010 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону Дело № А53-9018/2010

«10» июня 2010г.

Резолютивная часть решения объявлена «03» июня 2010г.

Полный текст решения изготовлен «10» июня 2010г.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Сурмаляна Г.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фаргиевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23.04.2010г. № 274 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель по доверенности № 360 от 30.03.2010г. ФИО1,

от административного органа: представитель по доверенности № 71 от 06.05.2010г. ФИО2,

установил: открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Управление) от 23.04.2010г. № 274 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы, изложенные в заявлении, просил удовлетворить заявленные требования. Доводы мотивированы отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель Управления пояснил доводы, изложенные в отзыве на заявление, просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Доводы мотивированы доказанностью факта совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

11.12.2009г. сотрудниками Управления в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в городе Ростове-на-Дону на ул.Варфоломеева, 284, выявлена рекламная конструкция (щит 3х6) содержащая следующую информацию: «100 000 за 15 минут! А че тянуть? Дают-Бери! Без ежемесячных комиссий. СКБ-Банк. <...> <...>

В тексте данной рекламы читаемым шрифтом указывались следующие условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица: «100000 за 15 минут! Без ежемесячных комиссий».

При этом, как видно из представленного обществом макета рекламы, под вышеуказанной надписью мелким, едва различимым шрифтом указана информация: «для кредита на потребительские нужды «Дают-Бери!» - метафора. Кредит на потребительские нужды «Дают-Бери». Срок кредита – 2 года, сумма – от 20 до 100 тыс. рублей, процентная ставка – 35% годовых, единовременная комиссия – 7% от суммы кредита. Полная стоимость кредита будет доводиться до сведения каждого заемщика при заключении кредитного договора. Возможно в одностороннем порядке изменение процентной ставки одностороннее расторжение кредитного договора Банком. Узнать более подробные условия Вы можете по телефону или на сайте Банка. Условия действительны на момент выхода рекламы. ОАО «СКБ-банк». Ген.лиц. ЦБ РФ № 705», содержащая признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, в ходе рассмотрения материалов дела № 85 установлено, что объектом рекламирования являлась финансовая услуга, оказываемая обществом, а именно: получение потребительского кредита с условным названием – «Дают-Бери!».

При этом, указанная реклама содержала лишь два условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, были выполнены шрифтом, который не поддавался прочтению без специальных средств, что лишало возможности потребителей ознакомления с ними.

Кроме того, в рекламе потребительского кредита «Дают-Бери!» отсутствовала часть существенной информации об условиях получения рекламируемого кредита «Дают-Бери!», при этом искажался смысл информации и вводились в заблуждение потребители рекламы, а именно, из текста рекламы: «100000 за 15 минут! А че тянуть? Дают-Бери! Без ежемесячных комиссий» следует, что получить кредит в размере 100 000 рублей может любой статистический потребитель, имеющий на руках справку о доходах. Однако, как следует из условий предоставления кредита на потребительские нужды «Дают-Бери!», для получения кредита суммой выше 50000 рублей, требуется: свидетельство о регистрации транспортного средства/ паспорт транспортного средства (ПТС) на автомобиль не старше 5 лет или загранпаспорт с визой в страну дальнего зарубежья, погашенной в течение последних 12 месяцев.

Решением Управления от 26.02.2010г. указанная выше реклама признана ненадлежащей.

08.04.2010г. в отношении общества в присутствии представителя по доверенности составлен протокол об административном правонарушении по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

23 апреля 2010 года заместителем руководителя – начальником отдела контроля органов власти Управления вынесено постановление № 274, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 42000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.200г. № 38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе») рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона).

Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»). В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение, в том числе требований, установленных статьями 24 и 28 Федерального закона «О рекламе».

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При этом, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество), а также не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее (части 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу части 6 стать 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в частности частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 названного Закона.

Как следует из материалов дела и указывалось выше, в ходе рассмотрения материалов дела № 85 Управлением установлено, что объектом рекламирования являлась финансовая услуга, оказываемая обществом, а именно: получение потребительского кредита с условным названием – «Дают-Бери!».

Указанная реклама содержала лишь два условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, были выполнены шрифтом, который не поддавался прочтению без специальных средств, что лишало возможности потребителей ознакомления с ними. При этом, учитывая, что реклама была установлена на проезжей части, следовательно, основными потребителями рекламы являются водители и пассажиры транспортных средств, то есть также необходимо учитывать скорость движущегося транспортного средства.

Как было указано выше, в рекламе потребительского кредита «Дают-Бери!» также отсутствовала часть существенной информации об условиях получения рекламируемого кредита «Дают-Бери!», при этом искажался смысл информации и вводились в заблуждение потребители рекламы, а именно, из текста рекламы: «100000 за 15 минут! А че тянуть? Дают-Бери! Без ежемесячных комиссий» следует, что получить кредит в размере 100 000 рублей может любой статистический потребитель, имеющий на руках справку о доходах. Однако, как следует из условий предоставления кредита на потребительские нужды «Дают-Бери!», фактически для получения кредита суммой выше 50000 рублей, требуется: свидетельство о регистрации транспортного средства/ паспорт транспортного средства (ПТС) на автомобиль не старше 5 лет или загранпаспорт с визой в страну дальнего зарубежья, погашенной в течение последних 12 месяцев.

Таким образом, даже если бы текст рекламы, содержащий сведения о кредите на потребительские нужды «Дают-Бери!», был исполнен другим шрифтом (более крупным, читаемым), она считалась бы ненадлежащей, в связи с тем, что в данной рекламе присутствуют не все условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика.

Данная информация, размещенная на рекламной конструкции, была выполнена шрифтом, который не поддавался прочтению без специальных средств, что лишало потребителя возможности ознакомления с ним.

Таким образом, фактические условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, присутствовали, однако форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями.

То обстоятельство, что в Федерального закона «О рекламе» либо иных нормативных актах не указан размер шрифта, в котором должна быть выполнена реклама, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, при этом в силу статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя.

Также необходимо отметить, что технические условия размещения рекламы (месторасположение у проезжей части дороги, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, а также высота расположения рекламной конструкции – 4,5м) лишают возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст: «100000 за 15 минут! А че тянуть? Дают-Бери! Без ежемесячных комиссий», а иные существенные условия предоставления финансовой услуги являются недоступными для потребителя. Из визуального осмотра фотографий и представленного заявителем макета рекламы следует, что шрифт основных условий рекламы в десятки раз меньше чем шрифт текста «100000 за 15 минут! А че тянуть? Дают-Бери! Без ежемесячных комиссий».

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, не может рассматриваться как их наличие, поскольку может ввести потребителя рекламы в заблуждение относительно ряда условий рекламируемой банком услуги.

Кроме того решение Управления от 26.02.2010г. которым реклама финансовой услуги – кредита на потребительские нужды «Дают-Бери» признана ненадлежащей в части нарушения частей 2, 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» вступило в законную силу и не обжаловалось заявителем.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.6 (за исключением правонарушений в сфере государственного регулирования тарифов), частями 1 и 2 статьи 14.8, статьей 14.9, статьями 14.31 - 14.33, частями 2.1 - 2.6 статьи 19.5, статьей 19.8 (в пределах своих полномочий) указанного Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители;

2) руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 указанного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 указанной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004г. № 180, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 16.12.2004г № 6192, установлен перечень должностных лиц, территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, которые в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять и подписывать протокол об административных правонарушениях. В число указанных лиц входят иные должностные лица территориальных органов Федеральной антимонопольной службы России.

Протокол об административном правонарушении № 247 от 08.04.2010г. составлен уполномоченным должностным лицом - ведущим специалистом-экспертом отдела контроля органов власти в присутствии представителя по доверенности № 176 от 11.02.2010г. ФИО3 При этом уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении получено обществом 22.03.2010г., что подтверждается почтовым уведомлением.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом – заместителем руководителя Управления в присутствии представителя по доверенности № 176 от 11.02.2010г. ФИО3 При этом уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении получено обществом 20.04.2010г., что подтверждается почтовым уведомлением.

Факт надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, обществом не оспаривается.

Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении Управлением не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

Ответственность за данное правонарушение для юридических лиц предусмотрена в виде наложения административного штрафа в размере от сорока тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

При рассмотрении дела об административном правонарушении Управлением установлено наличие отягчающего ответственность общества обстоятельства, а именно повторное совершение обществом однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело № 478 от 11.11.2009г. по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В связи с этим обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 42000 рублей.

Принимая во внимание вышеуказанное, суд полагает, что оспариваемое постановление законно и обоснованно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья Г.А. Сурмалян