ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-9094/17 от 06.06.2017 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   06 июня 2017 г.

Полный текст решения изготовлен            07 июня 2017 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Штыренко М. Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белкиной В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ

установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее – Управление, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответчик представил отзыв на заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на отсутствие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания по делу уведомлены надлежащим образом.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 06.06.2017 до 09-30.

После перерыва 06.06.2017 в 09-30 судебное заседание было продолжено.

Дело рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

С целью рассмотрения обращения гр. ФИО2, ФИО3 на ухудшение условий проживания, связанное с деятельностью магазина индивидуального предпринимателя ФИО1, расположенного по адресу: <...>, 29.03.2017 главным специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области  проведен осмотр принадлежащих предпринимателю помещений.

По результатам осмотра в присутствии индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или  индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 29.03.2017.

При осмотре административным органом выявлено, что в магазине  индивидуального предпринимателя ФИО1, расположенном по адресу:                                <...>, осуществляется продажа жидкостей для электронных испарителей «EMOTIONtasteseries» в потребительской упаковке (пластиковые флаконы емкостью 30 мл), в количестве 14 флаконов. Состав вышеуказанной продукции, согласно маркировки: ароматизаторы, пропиленгликоль, глицерин, никотин. На маркировке имеются знак соответствия системы добровольной сертификации, знак обращения продукции на рынке. Информация об изготовителе на маркировке отсутствует. Документы, подтверждающие проведение сертификации, документы, подтверждающие соответствие требованиям технических регламентов, отсутствуют.   

На указанную продукцию наложен арест согласно протокола наложения ареста на товары, транспортные средства и иные вещи от 31.03.2017. Продукция передана на ответственное хранение индивидуальному предпринимателю ФИО1

Административным органом сделан вывод, что предпринимателем нарушены требования ст. 22, 27 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ч. 9 ст.  IV, ч. 19 ст.  VII, ч. 34 ст. IХ  Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014).

По мнению административного органа, по совокупности признаков жидкости для электронных испарителей «EMOTIONtasteseries» (наличие в составе никотина, являющегося составной частью табачного листа, использование жидкости для работы испарителя, преобразующего ее в пар, способ употребления) позволяют отнести указанную продукцию к табачной продукции, оборот которой регулируется требованиями Технического Регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» TP ТС 035/2014.

31.03.2017 главным специалистом-экспертом Управления в отношении предпринимателя, в его присутствии, составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1, части 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 202, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении Управлением направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 указанного Кодекса.

Частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. N 107 принят «ТР ТС 035/2014. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию» (далее – ТР ТС 035/2014).

Согласно ст. 3 ТС 035/2014 технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к табачной продукции, информации (маркировке), наносимой на потребительскую упаковку табачной продукции, а также формы, схемы и процедуры оценки соответствия табачной продукции.

В соответствии с ч. 4 ст. II Технического регламента Таможенного союза. «Технический регламент на табачную продукцию» ТР ТС 035/2014 табачное изделие это продукт, полностью или частично изготовленный из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленный таким образом, чтобы использовать его для курения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» под курением табака понимается использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления.

Административным органом с учетом того, что в составе жидкости для электронных испарителей «EMOTIONtasteseries» имеется никотин, а также с учетом способа употребления жидкости (имитация курения) сделан вывод о том, что указанная продукция является табачным изделием, на которое распространяются требования ТР ТС 035/2014. 

Между тем для того, что бы отнести продукт к табачному изделию, подпадающему под сферу действия ТР ТС 035/2014, необходимо, что б в составе изделия был табак и оно использовалось для курения.

Хотя электронные сигареты и позволяют имитировать процесс курения, но процесс использования электронных сигарет не является курением, а том понимании, которое придается значению этого слова на нормативном уровне.

Следовательно, электронные сигареты не являются табачными изделиями, регулируемыми ТР ТС 035/2014.

Аналогичное мнение о том, что  электронные сигареты не могут расцениваться как табачные изделия, высказано Минздравом России в письме от 29.04.2013 N 24-4-7000984.

Высший Арбитражный суд в определении от 16.04.2012 № ВАС-4010/12 делает вывод о том, что электронные сигареты не относятся к табачным изделиям и табаку.

Поскольку электронные сигареты используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, и в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях, электронные сигареты могут быть отнесены к категории товаров, подобных табачным изделиям и курительным принадлежностям. (Постановление ФАС Уральского округа от 12.12.2011 N Ф09-8014/11, в пересмотре которого Президиумом ВАС в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 16.04.2012 N ВАС-4010/12).

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с чем в удовлетворении заявления Управления о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует отказать.

            Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                  М.Е. Штыренко