АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8а
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
29 октября 2007 г. № дела А53-9200/2007-С6-48
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2007 г.
Арбитражный суд в составе
Председательствующего судьи Комурджиевой И.П.
при ведении протокола судьей Комурджиевой И.П.
рассмотрев в заседании суда
дело по заявлению ОАО «Ростовэнерго»
к УФАС России , третьи лица ООО «Юг Руси», ООО «Донэнергосбыт»
о признании незаконным решения УФАС по Ростовской области от 28.04.2007г №1665/04 , об отмене предписания от 28.04.2007г №89
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: ФИО1-доверенность от 25.06.2007г.,
от лица,чей акт обжалуется ФИО2-доверенность от 11.01.2007г №3
от третьих лиц:
ООО «Юг Руси»-ФИО3-доверенность от 10.09.2007г исх.142 от 10.09.2007г
ООО «Донэнергосбыт»-ФИО4 доверенность от 03 мая 2007г №205
установил:
Открытое акционерное общество «Ростовэнерго» обратилось в арбитражный с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы , заинтересованные лица ООО «Юг Руси», ООО «Донэнергосбыт» о признании незаконным Решения Управления ФАС по РО от 28.04.2007 г. № 1665/04 , отмене предписания Управления ФАС по РО от 28.04.2007 г. № 89 .
Заявитель в судебное заседание представителя направил, который требования поддержал в полном объеме. ОАО «Ростовэнерго» считает, что действия Общества не подпадают под признаки нарушения статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» поскольку ОАО «Ростовэнерго» не совершало действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Ни ООО «Донэнергосбыт», ни ООО «Юг Руси» не занимаются передачей электрической энергии по сетям, соответственно не было и не могло быть какого-либо устранения конкуренции.
Управление Федеральной антимонопольной службы представителя в судебное заседание направил, который возражал против удовлетворения заявленных требований, отзыв представил.
Представители ООО «Юг Руси», ООО «Донэнергосбыт» представителей направили, которые возражали против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в пояснениях. Представители полагают, что акты антимонопольного органа являются законными и обоснованными.
Изучив представленные документы ,выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий государственных органов, если полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Ростовское УФАС России от ООО «Юг Руси» поступило заявление от ООО «Юг Руси» о нарушении ОАО «Ростовэнерго» статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
В обращении было указано, что ООО «Юг Руси» получило от ОАО «Ростовэнерго» предупреждение (исх.№20-3/3/1282 от 26.03.2007г.), согласно которому ООО «Донэнергосбыт» имеет перед ОАО «Ростовэнерго» задолженность по оплате за услуги по передаче электрической энергии и в этой связи, на основании Постановления Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. подача электрической энергии ООО «Юг Руси» по присоединениям ПС Р-16 ч. 16-42 будет приостановлена.
Согласно Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденной Приказом ФАС России от 15.12.2006г . , статьями 3,4,14,22,39 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен Порядок рассмотрения заявления, возбуждения дела, назначения членов комиссии, изменения членов комиссии, рассмотрения дела и вынесения решения .
Ростовское УФАС России возбудило дело № 225 по признакам нарушения ОАО «Ростовэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Роствоской области в составе председателя комиссии: ФИО5 - заместитель руководителя,члены комиссии:ФИО6 .,ФИО2 ,ФИО7 рассмотрело жалобу и 28 апреля 2007 г. вынес решение по делу №225 о нарушении антимонопольного законодательства, которым ОАО «Ростовэнерго» было признано нарушившим ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». На основании указанного решения выдано предписание № 89 от 28.04.2007 г., которым ОАО «Ростовэнерго» предписано прекратить нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в направлении ООО «Юг Руси» предупреждения о приостановлении (прекращении) подачи электрической энергии (мощности) в связи с имеющейся у ООО «Донэнергосбыт» перед ОАО «Ростовэнерго» задолженностью.
Во исполнение пункта 1 предписания ОАО «Ростовэнерго» предписано прекратить направлять уведомления (иные требования) о приостановлении (ограничении) подачи электрической энергии (мощности) 000 «Юг Руси», которое не является потребителем услуг ОАО «Ростовэнерго» и не состоит с ОАО «Ростовэнерго» в договорных отношениях.
В пятидневный срок с момента получения настоящего предписания ОАО «Ростовэнерго» предписано отозвать направленное 000 «Юг Руси» предупреждение (от 26.03.2007г. исх.№20-3/3/1282) о приостановлении подачи электрической энергии (мощности) в связи с ненадлежащим исполнением ООО «Донэнергосбыт» обязательств по оплате электрической энергии.
Главой 9 ФЗ «О защите конкуренции» определен порядок рассмотрения Ростовским УФАС России дел о нарушениях антимонопольного законодательства предусматривающий право антимонопольного органа возбуждать, по заявлениям юридических лиц, дела о нарушении ФЗ «О защите конкуренции» и выносить по итогам их рассмотрения решения и (в случае необходимости) предписания.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года №331 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
Согласно пункту 1 положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы и пункту 48 перечня территориальных органов Федеральной антимонопольной службы утвержденных приказом ФАС России от 15.12.2006 года №324 Ростовское УФАС России осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг (далее - антимонопольное законодательство), деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Между ОАО «Ростовэнерго» и ООО «Донэнергосбыт» заключен договор №7134/05 от 06.10.2005г. об оказании услуг по передаче электрической энергии и мощности. В соответствии с п.4.9 данного договора окончательный расчет за оказанные услуги по передаче электрической энергии производится Заказчиком (ООО «Донэнергосбыт») на основании счетов-фактур,выставляемых Исполнителем (ОАО «Ростовэнерго»), не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пояснений заявителя, ООО «Донэнергосбыт» ненадлежаще выполнял предусмотренные договором обязательства и на 26.03.2007 г. за ООО «Донэнергосбыт» образовалась задолженность перед ОАО «Ростовэнерго» по договору за период январь, февраль 2007 г. в размере 47 976 933, 60 рубля.
На основании ст. 24 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861, согласно которой сетевая организация вправе приостановить передачу электрической энергии в случае возникновения задолженности потребителя услуг по передаче электрической энергии за два и более расчетных периода, ОАО «Ростовэнерго» направило 26.03.2007 г. в адрес ООО «Донэнергосбыт» и ООО «Юг Руси» (потребителя ООО «Донэнергосбыт») предупреждение о предстоящем прекращении подачи электрической энергии.
ООО «Донэнергосбыт» покупает энергию для своих потребителей (в частности для ООО «Юг Руси») и по сетям ОАО «Ростовэнерго» передает ее потребителям. При возникновении задолженности ООО «Донэнергосбыт» перед ОАО «Ростовэнерго» за передачу электроэнергии, ОАО «Ростовэнерго» прекращает передачу электроэнергии по своим сетям и, соответственно, прекращается подача электроэнергии потребителям ООО «Донэнергосбыт».
После оплаты 000 «Донэнергосбыт» задолженности по договору за январь 2007 г. 28 марта ОАО «Ростовэнерго» направило ООО «Юг Руси» предупреждение об отмене запланированных ограничений по передаче электрической энергии (№ 20-3/3/1372 от 29.03.2007 г.).
Судом установлено, что у ОАО «Ростовэнерго» отсутствуют полномочия по приостановлению (прекращению) подачи электрической энергии (мощности) ООО «Юг Руси».
ОАО «Ростовэнерго» неправомерно ссылается на положения подпункта а) пункта 29 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг , утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года №861, согласно которому сетевая организация приостанавливает в соответствии с актами согласования аварийной и технологической брони оказание услуг по передаче электрической энергии в случае возникновения у потребителя услуг задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии за 2 и более расчетных периода.
Из названной нормы права, по мнению заявителя, вытекают полномочия ОАО «Ростовэнерго» по прекращению подачи электрической энергии мощности абоненту ООО «Донэнергосбыт» - ООО «Юг Руси».
В то же время, в соответствии с договором от 06.10.2005 года потребителем услуг ОАО «Ростовэнерго» по передаче электрической энергии является ООО «Донэнергосбыт» ,а не ООО «Юг Руси».
В этой связи ОАО «Ростовэнерго» имело право вводить ограничения в отношении ООО «Донэнергосбыт»,но не в отношении ООО «Юг Руси».
Кроме того, в соответствии со статьей 546 Гражданского кодекса РФ и разделом XIII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики ,утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года №530 прекращение энергоснабжения потребителю может быть осуществлено только энергоснабжающей организацией.
Согласно договора от 06.10.2005 года №7134/05 заключенному между ООО «Юг Руси» и ООО «Донэнергосбыт» последнее является для ООО «Юг Руси» энергоснабжающей организацией.
Таким образом, прекращение подачи электрической энергии ООО «Юг Руси» может быть осуществлено исключительно ООО «Донэнергосбыт» а не ОАО «Ростовэнерго», которое не имеет (и не может иметь) договора энергоснабжения с ООО «Юг Руси».
Задолженность ООО «Донэнергосбыт» перед ОАО «Ростовэнерго» не создает обязанностей (в силу статьи 3 Гражданского кодекса РФ) для ООО «Юг Руси».
Между тем, пунктом 170 Правил функционирования определено, что ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
Действия ОАО «Ростовэнерго» по направлению ООО «Юг Руси» писем с предупреждениями об отключении электроэнергии нарушают антимонопольное законодательство.
ОАО «Ростовэнерго» включено приказом ФСТ России от 19.12.97 №127/8 в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, что в соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» является основанием для признания положения ОАО «Ростовэнерго» на рынке передачи электрической энергии доминирующим.
Прекращение энергоснабжения ООО «Юг Руси» могут привести к ущемлению интересов общества, что запрещено статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно пункта 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» №135-Ф3 от 26.07.2006 г. запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий. Действия ОАО «Ростовэнерго» по направлению ООО «Юг Руси» предупреждения о приостановлении подачи электроэнергии (исходящий № 20-3/3/1282 от 26.03.2007 г) правомерно квалифицированны УФАС по РО как создающие дискриминационные условия то есть, . нарушающие п.8 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»
В соответствии с п. 160 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006 г ограничение режима энергопотребления за ненадлежащее исполнение обязательства по оплате услуг по передаче электроэнергии и мощности допускается только в отношении потребителей. ОАО «Ростовэнерго» нарушило императивные требования указанного акта ,направив предупреждение об ограничении третьему лицу ООО «Юг Руси».
На основании изложенного суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 169,170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в установленный законом срок в вышестоящую инстанцию .
Судья И.П.Комурджиева