ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-9424/09 от 08.06.2009 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

15 июня 2009г. Дело № А53-9424/09

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2009 г.

Решение в полном объеме изготовлено 15 июня 2009г

Арбитражный суд в составе

Председательствующего судьи Комурджиевой И.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дрижак Н.А.

рассмотрев в заседании суда дело

по заявлению Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района РО к Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов .Восточный отдел о признании незаконным и подлежащем отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Ростовской области по охране природы №108 от 27.04.2009г о привлечении к административной ответственности Администрацию Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района Ростовской области по ч.4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей

при участии:

от заявителя : Адамов В.И.глава администрации Костино-Быстрянского сельского поселения, удостоверение.

от ответчика: Григорчук А.Г.,паспорт,доверенность от 30.12.2008г№01/5531

установил:

Администрация Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района РО обратилась в арбитражный суд с заявлением к Комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов .Восточный отдел о признании незаконным и подлежащем отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Ростовской области по охране природы №108 от 27.04.2009г о привлечении к административной ответственности Администрацию Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района Ростовской области по ч.4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Заявитель направил в судебное заседание представителя, который поддержал заявленные требования.

Представитель административного органа предоставил дополнение к ранее заявленному ходатайству.

Представитель просил суд допросить в качестве свидетелей лиц, которые смогут подтвердить факт совершения оспариваемого правонарушения Филонова Николая Петровича (проживающий по адресу: ул. Речная, 67, х.Новопавловка, Костино-Быстрянское сельское поселение, Морозовский район, Ростовская область), согласно материалов дела об административном правонарушении (акт проверки комитета от 23.04.2009 № 226), по согласованию с Администрацией Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района, непосредственно производил работы по перекачиванию водных ресурсов из реки Быстрая в пруд без названия с целью наполнения пруда для осуществления рыборазведения и может подтвердить, что данное перекачивание водных ресурсов происходило по согласованию с Администрацией Костино-Быстрянского

сельского поселения Морозовского района; Зеновьева Александра Викторовича (проживающий по адресу: ул. Колхозная, 15, х.Костино-Быстрянский, Костино-Быстрянское сельское поселение, Морозовский район, Ростовская область), также, согласно материалов дела об административном правонарушении (акт проверки комитета от 23.04.2009 № 226), по согласованию с Администрацией Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района, непосредственно производил работы по перекачиванию водных ресурсов из реки Быстрая в пруд без названия с целью наполнения пруда для осуществления рыборазведения и может подтвердить, что данное перекачивание водных ресурсов происходило по согласованию с Администрацией Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района; Воронова Владимира Ивановича (зам. Главы Администрации Морозовского района, проживающий по адресу: ул. Ленина, 204, г.Морозовск, Ростовская область, 347210), которым в адрес комитета было направлено письмо (от 15.04.2009 исх.№ 639 - имеется в материалах дела), на основании которого комитетом была проведена внеплановая проверка деятельности Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района по факту производства незаконного забора воды из реки Быстрой за х.Новопроциков Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района и, который может подтвердить, что данный незаконный забор воды происходил на территории Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района по согласованию с Администрацией Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района.

Суд отказал заявителю в вызове и допросе свидетелей, о чем вынес соответствующее определение.

Также представитель административного органа ходатайствовал о приобщении к материалам дела № А53-9424/09, как доказательства по делу, фотоматериалы в кол-ве 16 шт. которые подтверждают факт незаконного забора воды из реки Быстрой за х.Новопроциков Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района.

Представитель заявителя возражал против приобщения фотографий, пояснив, что данные фотографии не были сделаны в момент проверки, не являются материалами административного дела.

Суд приобщил к материалам дела фотографии в количестве 16 штук представленные представителем административного органа-Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области.

Суд , изучив представленные документы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, установил следующее.

В силу п. 6.статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Главным специалистом сектора государственного контроля за использованием охраной водных объектов восточного отдела государственного экологического контроля управления государственного контроля комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области, государственным инспектором Ростовской области по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, в соответствии со ст.ст. 1.7, 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.25, ст.36 Федерального закона от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации», Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», ст.4 Областного закона от 29.03.2007 № 674-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Ростовской области в сфере водных отношений», Постановления Главы Администрации Ростовской области от 29.12.2000 № 511 «Об утверждении положения, структуры и штатного расписания комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области», Постановления Администрации Ростовской области от 22.06.2007 № 255 «Об органе исполнительной власти Ростовской области и должностных лицах, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов» составлен протокол об административном правонарушении, совершённом Администрацией Костино-Быстрянского сельского поселения, место совершения административного правонарушения: 347203, Ростовская область, Морозовский район, х. Костино-Быстрянский, ул.Котельникова, 74 .

Административным органом было установлено,что в период с 17.04.2009 по 23.04.2009 на основании приказа начальника восточного отдела государственного экологического контроля № 226 от 17.04.2009 в связи с телефонным обращением заместителя Главы Администрации Морозовского района Воронова Владимира Ивановича проведена внеплановая проверка деятельности Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения 347203, Ростовская область, Морозовский район, х. Костино-Быстрянский, ул.Котельникова, 74 по выполнению требований законодательства в области охраны и использования водных объектов.

В результате проверки установлено, что деятельность Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения осуществляется с нарушением водного законодательства.

Нарушения, по мнению административного органа, выразились в следующем.

Из водного объекта река Быстрая по согласованию с Администрацией Костино-Быстрянского сельского поселения осуществляется незаконный забор водных ресурсов, что является нарушением п.1 ч. 1 ст. 11 Федерального Закона от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации».

Администрация Костино-Быстрянского сельского поселения не разработала правила использования водных объектов, не проинформировала население об ограничениях при использовании водных объектов общего пользования, не осуществляет охрану водных объектов находящихся на территории муниципального образования, тем самым не предотвращено нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, что является нарушением п. 28, ст. 15 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в которой указано: что к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, а также ч.2, 3 ст. 27 Федерального Закона от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области водных отношений,относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований , для личных и бытовых нужд и предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

В соответствии с п.2 ст.2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта

Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. Администрацией Костино-Быстрянского сельского поселения не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

С 15.04.009 по 19.04.2009 у Главы Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения Адамова В.И. имелась возможность не осуществлять забор воды из р.Быстрая для наполнения пруда без названия, расположенного на землях Администрации Костино-Быстрянского с. п. до оформления необходимых разрешительных документов, но Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения это сделано не было. Административный орган пришел к выводу,что за совершение указанного правонарушения предусмотрено привлечение к административной ответственности

в соответствии с ч. 4 ст. .8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях: нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

В связи с чем , был составлен протокол по делу об административном правонарушении №108 от 23.04.2009г.

Начальник восточного отдела государственного экологического контроля комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области - заместитель главного государственного инспектора Ростовской области по охране природы , рассмотрев материалы о нарушении п. 1ч. 1 ст. 11 Федерального Закона от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации», ч.2, 3 ст. 27 Федерального Закона от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации», совершённом Администрацией Костино-Быстрянского сельского поселения (место нахождения: 347203., Ростовская область, Морозовский район, х. Костино-Быстрянский ул. Котельникова, 74), вынес постановление о привлечении администрации к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ .В постановлении указано,что в результате проверки установлено, что деятельность Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения осуществляется с нарушением водного законодательства:

- Из водного объекта река Быстрая по согласованию с Администрацией Костино-Быстрянского сельского поселения осуществляется незаконный забор водных ресурсов, что является нарушением п 1 ч. 1 ст. 11 Федерального Закона от 03,06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации».

- Администрация Костино-Быстрянского сельского поселения не разработала правила использования водных объектов, не проинформировала население об ограничениях при использовании водных объектов общего пользования, не осуществляет охрану водных объектов находящихся на территории муниципального образования, тем самым не предотвращено нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, что является нарушением п. 28, ст. 15 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в которой указано: что к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, а также ч.2, 3 ст. 27 Федерального Закона от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» к Полномочиям органов местного самоуправления в области водных отношений, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд и предоставлен гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

Администрацией Костино-Быстрянского сельского поселения не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. С 15.04.009 по 19.04.2009 у Главы Администрации Костино-Быстрянского с. п. Адамова В.И. имелась возможность не осуществлять забор воды из р. Быстрая для наполнения пруда без названия, расположенного на землях Администрации Костино-Быстрянского с. п. до оформления необходимых азрешительных документов, но Администрации Костино-Быстрянского с. п. это сделано не было.

За совершение указанного правонарушения предусмотрено привлечение к административной., ответственности в соответствии с ч. 4 ст. .8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях: нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

В восточный отдел государственного экологического контроля управления государственного контр комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области поступило ходатайство ( № 44 от 24.04.2009) с просьбой рассмотреть дело № 108 от 23.04.2009 об административном правонарушении в отсутствии законного представителя Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения.

Отягчающими обстоятельствами является - не приняты все зависящие меры по их соблюдению. С 15.04.009 по 19.04.2009 у Главы Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения Адамова В.И. имелась возможность не осуществлять забор воды из р. Быстрая для наполнения пруда без названия, расположенного на землях Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения до оформления необходимых разрешительных документов, но Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения это сделано не было. Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения назначен штраф в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.

При составлении протокола по делу об административном правонарушении №108 от 23.04.2009г представитель лица, привлекаемого к ответственности отсутствовал.

О дате и времени составления протокола администрация Костино-Быстрянского сельского поселения извещена уведомлением от 22.04.2009г №602/13, согласно штампа администрации вх.№27 от 22 .04.2009г.

При вынесении постановления от 27.04.2009 г. по делу №108 администрация также была извещена определением о назначении времени места рассмотрения дела №108 об административном правонарушении 23.04.2009г согласно штампа администрации.

Таким образом, протокол и постановление по делу об административном правонарушении вынесены в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела.

Глава администрации Костино-Быстрянского сельского поселения полагает,что администрация незаконно привлечена к административной ответственности ,с 21.04.2009г он находился на больничном листе и не мог дать разрешение на забор воды из реки Быстрая, изложенное в протоколе №108 ,постановлении не соответствует обстоятельствам дела. Администрация Костино-Быстрянского сельского поселения никому не разрешала, не давала согласия и не заключала договоры на забор воды и реки Быстрая, в связи с чем и обратился в суд.

Суд, изучив представленные документы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Согласно статьи 28.1.Кодекса РФ Об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса);

Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

Согласно статьи 28.2.КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Согласно статьи 26.1.КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В силу статьи 26.3. КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Комитет по охране окружающей среди и природных ресурсов усмотрел в действиях Администрации сельского поселения состав правонарушения ,предусмотренного частью4 статьи 8.13 Кодекса РФ Об административных правонарушениях :нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

При этом было выявлено два события административного правонарушения:

1. Из водного объекта р.Быстрая по согласованию с Администрацией Костино-Быстрянского сельского поселения осуществляется незаконный забор водных ресурсов, что является нарушением п.1ч.1 ст.11 Федерального закона от 03.06.2006 № 74ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации».

Суд , анализируя событие правонарушения, установил, что административный орган в нарушение статей 26.2, 26.3, 26.6 , 28.2 КоАП РФ не отразил в протоколе по делу об административном правонарушении, а в дальнейшем и в постановлении по делу об административном правонарушении на основании каких фактических данных, документов, показаний свидетелей, вещественных доказательств было установлено событие правонарушение.

В акте №226 от 23.04.2009г (п.1,п.3,п.4) главным специалистом государственного контроля за использованием и охраной водных объектов восточного отдела государственного экологического контроля государственного комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области, государственным инспектором Ростовской области по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов установлено, но в дальнейшем не отражено ни в протоколе , ни в постановлении по делу об административном правонарушении следующее:

«П. 1. Производство работ по перекачиванию водных ресурсов из р. Быстрая в пруд без названия производится гр. Филоновым Николаем Петровичем и гр. Зеновьевым Александром с целью наполнения пруда для осуществления рыборазведения. Перекачка водных ресурсов осуществляется двумя водозаборными насосами по пожарному рукаву. Пожарный рукав уложен на грунт между р. Быстрой и прудом без названия. Длина рукава составляет около 400 метров, выход рукава осуществляется в пруд без названия, по береговому склону выложенному полиэтиленовой пленкой (имеются фотоматериалы).

- Договор водопользования для забора водных ресурсов из поверхностного водного объекта (р. Быстрая) отсутствует, что является нарушением п.1 ч. 1 ст. 11 Федерального Закона от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации». На основании договоров водопользования, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.

- Документы, подтверждающие плату за использование водного объекта для забора (изъятия) воды отсутствуют, что является нарушением п.14 ст.4 ФЗ от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации».

- Водозаборные устройства (насосы) не оборудованы рыбозащитными устройствами, что является нарушением ч.2. ст. 61 Федерального Закона от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации».

- Водоизмерительная аппаратура на водозаборных сооружениях (насосах) не установлена. Не осуществляется в установленном порядке учет забираемой, используемой воды по установленной форме 1.1 и 1.2, отчетность по форме 2-ТП (водхоз) отсутствует, что является нарушением п.5 ч,2 ст.39 Водного Кодекса №74-ФЗ от 03.06.2006, ст. 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказа МПР РФ № 311 от 29.11.2007 « Об утверждении порядка учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества собственниками водных объектов и водопользователями».

Морфометрические, гидрологические и гидрохимические характеристики используемого водного объекта р. Быстрая отсутствуют.

По устному заявлению гр. Филонова Н.П. проведение работ по забору водных ресурсов из р. Быстрая Морозовского района согласовано с Администрацией Костино-Быстрянского с.п.

3. 16.04.2009 в присутствии свидетелей специалистов Восточного отдела в составе-заведующей сектором государственного контроля за использованием и охраной водных объектов восточного отдела государственного экологического контроля Елисеевой Е.Л., ведущего специалиста восточного отдела государственного экологического контроля Приходько Е.В., глава Администрации Костино-Быстрянского с.п. Адамов В.И., пообещал прекратить незаконный забор воды из р. Быстрая, демонтировать водозаборные сооружения до оформления необходимой документации.

4. Однако, 17,18,19 апреля 2009 года со слов заместителя Главы Администрации
 Морозовского района Воронова В.И. забор водных ресурсов не прекращался, демонтаж
 водозаборных сооружений и пожарного рукава не произведен.

Таким образом, Администрация Костино-Быстрянского с. п. не разработала правила использования водных объектов, не проинформировала население об ограничениях при использовании водных объектов общего пользования, не осуществляет охрану водных объектов находящихся на территории муниципального образования, тем самым не предотвращено нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

За совершение указанного правонарушения предусмотрено привлечение к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. .8.13  Кодекса РФ об административных правонарушениях».

Суд пришел к выводу,что в нарушение статьи 26.2 КоАП РФ данные о виновности юридического лица не подтверждены показаниями свидетелей- граждан, которые производили, согласно акта административного органа, забор воды из реки .При этом административный орган установил,что «по устному заявлению гр. Филонова Н.П. проведение работ по забору водных ресурсов из р. Быстрая Морозовского района согласовано с Администрацией Костино-Быстрянского с.п.».Фотоматериалы, которые были приобщены к материалам судебного дела, не могут свидетельствовать о вине юридического лица в заборе воды, поскольку на фотографиях не отражены работники юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. А вина граждан, осуществивших забор воды и их связь с главой администрации не подтверждена ни постановлениями о привлечении граждан к административной ответственности, не взятыми у них лично в процессе административного производства показаниями.

Согласно статьи 26.6. КоАП РФ под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном настоящим Кодексом.

Протокол по делу об административном правонарушении не содержит записи о проведенной фотосъемке, из фотографий не ясно, когда и кем была произведена фотосъемка.Протокол составлен в отсутствие свидетелей.

Суд пришел к выводу,что административным органом не доказано,что из водного объекта р.Быстрая по согласованию с Администрацией Костино-Быстрянского сельского поселения осуществляется незаконный забор водных ресурсов.

Административный орган также считает, что состав административного правонарушения состоит в следующем:

2.Администрация Костино-Быстрянского с. п. не разработала правила использования водных объектов, не проинформировала население об ограничениях при использовании водных объектов общего пользования, не осуществляет охрану водных объектов находящихся на территории муниципального образования, тем самым не предотвращено нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, что является нарушением п. 28, ст. 15 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в которой указано: что к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, а также ч.2, 3 ст. 27 Федерального Закона от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области водных отношений, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд и предоставлен гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований. Администрацией Костино-Быстрянского сельского поселения не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. С 15.04.009 по 19.04.2009 у Главы Администрации Костино-Быстрянского с. п. Адамова В.И. имелась возможность не осуществлять забор воды из р. Быстрая для наполнения пруда без названия, расположенного на землях Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения до оформления необходимых разрешительных документов, но Администрации Костино-Быстрянского с. п. это сделано не было.

Судом установлено следующее.

Согласно п.1 статьи 2 ФЗ №131 от 06 октября 2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

-сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Административным органом было установлено, что Костино-Быстрянское сельское поселение является сельским поселением в составе муниципального образования «Морозовский район» , расположенного на территории Ростовской области, на северо-западе Морозовского района.

Следовательно, административным органом неправомерно применены требования к администрации Костино-Быстрянского сельского поселения ,предусмотренные п.28 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» , поскольку статья 15 рассматривает вопросы местного значения муниципального района.

А п.28 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г устанавливает, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.

Кроме того, администрации сельского поселения вменено также не осуществление охраны водных объектов, нарушение ч.2, 3 статьи 27 Федерального Закона от 03.06.2006 №74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации», а именно не установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд и предоставление гражданам информации об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования ,расположенных на территориях муниципальных образований.

Судом установлено следующее.

Согласно статьи 7.1.Водного кодекса водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

При этом размещение заказа на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

При этом согласно п.2 статьи 27. к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

В данной статье не указано в качестве полномочий администраций сельских поселений установление правил использований водных объектов общего пользования.

Согласно п 3. статьи 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

Доказательств того, что граждане обращались в администрацию Костино-Быстрянского сельского поселения за информацией об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, а администрация подобную информацию не представила, и данное событие влечет за собой привлечение к административной ответственности ,предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Об административных правонарушениях РФ , Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области не представил.

Согласно ч.4 статьи 8.13 Кодекса РФ Об административных правонарушениях РФ

нарушение требований к охране водных объектов ,которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или)истощение влечет административную ответственность.

Понятие водного объекта, охраны водных объектов, истощение водных объектов изложены в Водном кодекса РФ.

Согласно п.4, 15,17 статьи 1 Водного кодекса РФ:

водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;

охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;

истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Глава 6 Водного кодекса РФ предусматривает основные требования к охране водных объектов.

  Согласно статье 55.Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Статья 56.Водного кодекса РФ предусматривает ,что является охраной водных объектов от загрязнения и засорения, статья 59. Водного кодекса РФ предусматривает охрану подземных водных объектов .

Согласно п.4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Суд пришел к выводу,что административный орган –Комитет по охране окружающей природной среды и природных ресурсов Ростовской области не доказал ,что со стороны Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения имело место совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.13 Кодекса «Об административных правонарушениях РФ» с учетом положений Водного кодекса РФ , закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

При подаче заявления заявитель оплатил государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Государственная пошлина подлежит возврату заявителю в связи с тем, что в силу п.4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 169,170,210,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить полностью постановление заместителя главного государственного инспектора Ростовской области по охране природы №108 от 27.04.2009г о привлечении к административной ответственности Администрацию Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района Ростовской области по ч.4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Возвратить из федерального бюджета Администрации Костино-Быстрянского сельского поселения Морозовского района Ростовской области 2 000 рублей государственной пошлины оплаченной по платежному поручению №17953 от 06.05.2009г через ГРКЦ ГУ Банка Росси по Ростовской области г.Ростова-на-Дону.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского
 округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через
 суд, вынесший решение.

Судья И.П.Комурджиева