АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8а;
http://rostov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону Дело № А53-9718/2008-С4-4
«30» июня 2008г.
Резолютивная часть решения объявлена «30» июня 2008г.
Полный текст решения изготовлен «30» июня 2008г.
Арбитражный суд Ростовской области
в составе судьи Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Сурмалян Г.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Южная столица» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: 1) представитель по доверенности № 16.13-27/88 от 22.02.2008г. ФИО1; 2) представитель по доверенности № 16.13-23/359 от 26.06.2008г. ФИО2;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: представитель по доверенности № 19/06/08 от 19.06.2008г. начальник юридического отдела ФИО3
Установил: Управление Федеральной налоговой службы России по Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Южная столица» (далее – общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 30.06.2008г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представители заявителя в судебном заседании пояснили доводы, изложенные в заявлении, просили привлечь общество к административной ответственности по ч. 4 статьи 14.17 КоАП РФ. Кроме того пояснили, что на момент проверки алкогольная продукция находилась на складе общества, общество не сразу реализовывает алкогольную продукцию после ее получения от ООО «Регата», не является собственником продукции, следовательно фактически агентский договор является договором хранения.
Представитель общества пояснила доводы, изложенные в отзыве на заявление, кроме того пояснила, что ООО «Торговая компания «Южная столица» пояснила не занимается самостоятельным видом деятельности – хранением алкогольной продукции, а занимается реализацией алкогольной продукции в рамках агентского договора.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил.
30.04.2008г. сотрудниками Управления ФНС по Ростовской области на основании распоряжения № 97 от 28.04.2008г. проведена плановая контрольная проверка деятельности ООО «Торговая компания «Южная столица» по соблюдению законодательства в сфере оборота алкогольной продукции за период с 27.04.2007г. по 28.04.2008г. по адресу: <...>.
В ходе проведения проверки установлено, что обществом осуществляется хранение алкогольной продукции, принадлежащей ЗАО «Регата» в арендуемом складском помещении без наличия лицензии, разрешающей хранение алкогольной продукции.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте № 16/20 (опт) - 030 контрольной проверки организации в сфере оборота алкогольной продукции от 30.04.2008г.
30.04.2008г. главным госналогинспектором Управления ФНС России по Ростовской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Торговая компания «Южная столица», предусмотренном частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы 24 июня 2008 года направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрении по существу.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения стороны, суд пришел к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 14.17. КоАП РФ установлена ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» оборотом признаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа. Производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий (пункт 1 статьи 11 данного закона).
Общество осуществляет свою деятельность на основании лицензии А 610907 регистрационный номер 016 от 29.05.2006г. от 29.05.2006г. сроком действия до 29.05.2011г.
Указанная лицензия выдана на осуществление закупки, хранение и поставку алкогольной продукции.
Общество также имеет лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции серия АРО № 006109 регистрационный номер 6152-4304768 от 24.06.2008г. сроком действия по 23.06.2013г.
Согласно агентскому договору № 4Т/010107 от 01.01.2007г., заключенному между ЗАО «Регата» (принципал) и ООО «ТК Южная столица» (агент), последний за вознаграждение по поручению и за счет принципала обязуется осуществлять от своего имени оптовую продажу (поставку) передаваемых принципалом алкогольной продукции, продовольственных товаров путем совершения с юридическими лицами и ПБОЮЛ сделок оптовой купли-продажи (поставки) товара.
Согласно п. 1.5 договора агент не приобретает право собственности на переданный принципалом товар. Право собственности переходит от принципала к третьему лицу в момент передачи товара по сделки поставки.
Довод заявителя о том, что агентский договор фактически подменяет собой договор хранения, отклоняется судом по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Как видно из представленных обществом договоров поставки (№ 56/300707-13, № 22/010903-890; № 40/060906-1К), а также товарных накладных (№ ТК029203; № ТК 029117; ТК029535), товарно-транспортных накладных ( № ТК 027355; № ТК 027756) ООО «Торговая компания «Южная столица» выполняя взятые на себя обязательства по исполнению агентского договора от своего имени заключает с юридическими лицами договоры поставки на алкогольную продукцию, продукты питания, безалкогольные напитки.
Общество не брало на себя обязательств по хранению алкогольной продукции, а пункт 2.2.3 агентского договора, согласно которому в обязанности принципала входит обеспечение сохранности товара, не означает, что общество осуществляет деятельность по хранению алкогольной продукции на которую требуется отдельная лицензия.
Агентским договором № 4Т/010107 предусмотрено, что размер вознаграждения устанавливается от объема реализации товаров, принадлежащих принципалу, определяется ежемесячно и фиксируется в дополнительных соглашениях.
Согласно п.п. 1, 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности связанные с производством, хранением и поставкой произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производством, хранением и поставкой произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции.
Алкогольная продукция находилась у общества на реализации во исполнения обязательств по агентскому договору.
В соответствии с Положением «О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998г. N 727, Лицензии выдаются на следующие виды деятельности:
на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта;
на производство, розлив, хранение и оптовую реализацию спиртосодержащей продукции;
на хранение этилового спирта;
на хранение спиртосодержащей продукции;
на закупку, хранение и оптовую реализацию спиртосодержащей продукции;
на право импорта этилового спирта; на право экспорта этилового спирта;
на право закупки по импорту, хранения и оптовой реализации спиртосодержащей продукции;
на право экспорта спиртосодержащей продукции.
Лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления. Лицензия выдается на платной основе. Передача лицензии другой организации и оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещаются.
В соответствии с письмом ФНС России от 11 июля 2007г. N 07-1-05/1188 « О хранении алкогольной продукции» При осуществлении организацией лицензируемого вида деятельности по хранению алкогольной продукции применяются правила главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации. При приеме на склад на хранение алкогольной продукции, принадлежащей другому юридическому лицу, организация, осуществляющая хранение продукции, формирует и вводит в ЕГАИС (передает в РЦУК) приходную товарно-транспортную накладную без указания цены продукции. При возврате алкогольной продукции, организация, осуществляющая хранение продукции, формирует и вводит в ЕГАИС (передает в РЦУК) расходную товарно-транспортную накладную без указания цены продукции. При получении возвращаемой с хранения продукции организация формирует и вводит в ЕГАИС (передает в РЦУК) приходную товарно-транспортную накладную без указания стоимости (цены) продукции.
Из анализа указанных норм следует, что предусмотренное в них требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по хранению алкогольной продукции распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых деятельность по хранению алкогольной продукции является основной.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При исследовании порядка и сроков привлечения к администравтиной ответственности судом установлено следующее.
Протокол об административном правонарушении составлен немедленно после выявления совершения административного правонарушения в присутствии директора ООО «ТК «Южная столица» ФИО4, с вручением ему копии протокола об административном правонарушении.
В объяснениях директора общества он поясняет, что с указанными нарушениями не согласен, так как обществом не осуществляется такой вид деятельности как хранение и договор хранения с третьими лицами не заключался.
В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
Протокол составлен главным госналогинспектором Управления ФНС России по РО 30 апреля 2008 года, а направлен вместе с заявлением о привлечении к администравтиной ответственности иными документами только 24 июня 2008 года, за 6 дней до истечения срока давности привлечения к администравтиной ответственности.
Согласно абзацу 3 пункта 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов, при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Южная столица» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 28.2, 14.17 ч. 4 КоАп РФ, статьями 167-170, 206 АПК РФ, Арбитражный суд Ростовской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Южная столица» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый апелляционной арбитражный суд в течение 10 дней с момента принятия решения в порядке главы 34 АПК РФ и в кассационную инстанцию в порядке главы 35 АПК РФ.
Судья Г.А. Сурмалян