ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-1299/2022 от 11.08.2022 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань Дело №А54-1299/2022

18 августа 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11 августа 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 18 августа 2022 года.

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Котловой Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Аносовой А.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "А-ГЛАСС" (г. Рязань, ОГРН 1196234015120)

к Центральной электронной таможне (г. Москва, ОГРН 1207700098253)

об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10131000-26/2022 от 04.02.2022,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Сермягина К.А., представитель по доверенности от 02.11.2021, личность установлена на основании паспорта, предъявлен диплом о высшем юридическом образовании;

от ответчика - Галкина Д.И., представитель по доверенности от 03.02.2022 № 03-20/0040, личность установлена на основании паспорта, предъявлен диплом о высшем юридическом образовании (участвует онлайн),

установил: общество с ограниченной ответственностью "А-ГЛАСС" (далее заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Центральной электронной таможне (далее таможня) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10131000-26/2022 от 04.02.2022.

Определением от 01.03.2022 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства. Определением от 22.04.2022 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного производства.

Представитель заявителя поддерживает заявленные требования в полном объеме, доводы изложены в заявлении, возражениях на отзыв, пояснениях, дополнительной обобщенной правовой позиции (том 1 л.д.5-11,106-110,127-128,152-154; том 2 л.д.8-9).

Представитель административного органа в отношении удовлетворения заявления возражает, доводы изложены в отзыве, дополнениях, пояснениях (том 1 л.д.101-103,115-117,132-133,140-141; том 2 л.д.2-3,12).

Из материалов дела следует, что 29.10.2021 между ООО "А-Гласс" (Покупатель) и ООО "Склоресурс" (Поставщик) был заключен Договор поставки №10/2021 (далее Договор поставки, том 1 л.д. 69-76)).

В соответствии с п. 1 Договора поставки Поставщик обязуется поставить, а Покупатель обязуется принять и оплатить стеклопакеты (далее - Товар), согласно условиям настоящего Договора, отраженным в спецификациях и/или счетах, являющихся неотъемлемой частью настоящего Договора.

Данный Товар был оплачен Покупателем, что подтверждается платежным поручением № 104 от 18.11.2021 на сумму 22 892 $ (долл. США) (том 1 л.д.26).

Поставщик поставил данный товар в полном объеме, что подтверждается инвойсом No.01 от 09.12.2021, Международной товарно-транспортной накладной (CMR) А № 0002631, Транзитной декларацией от 13.12.2021(том 1 л.д. 27-28).

Как следует из пояснений Общества, в связи с перемещением Товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза РФ (далее - ЕАЭС) в рамках внешнеторгового договора (контракта) (Договора поставки) необходимо осуществление декларирования товара и, как следствие, составление и подача таможенной декларации.

В целях реализации данных действий между ООО "А-Гласс" ( Заказчик) и ООО "Центр исследований и сертификации "Эксперт" (Исполнитель) был заключен Договор возмездного оказания услуг № 12/21-04 от 15.12.2021 (далее Договор от 15.12.2021) (том 1 л.д. 50-53).

Согласно п. 1.1. Договора от 15.12.2021 в рамках настоящего договора Исполнитель по заданию Заказчика принимает на себя обязательства оказывать услуги по организации и консультированию в подготовки документов для сертификации продукции, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу выставленного Исполнителем счета на оплату №1002 от 15.12.2021 на сумму 15000 руб., Заказчиком были оплачены данные услуги в полном объеме, что подтверждается платежным поручением №5089 от 17.12.2021 на сумму 15000 руб. (том 1 л.д.54,56).

Как следует из пояснений Общества, в свою очередь Исполнителем были проведены испытания, что подтверждается протоколом испытаний № Д12К-2710 от 15.12.2021 (далее - Протокол испытаний, том 1 л.д. 58-61) и установлено соответствие Товара по всем, предъявляемым качественным характеристикам и критериям. На основании Протокола испытаний Исполнителем была подготовлена Декларация о соответствии № РОСС RU Д-иА.РА02.В.11571/21 (далее - Декларация о соответствии, в соответствии с которой указывается, что Товар соответствует ГОСТ 24866-2014, "Стеклопакеты клееные. Технические условия", что также подтверждается Актом выполненных услуг № 1002 от 15.12.2021 (том 1 л.д. 55, 57).

В целях предоставления права подачи декларации и иных необходимых документов в таможенный орган, между ООО "А-Гласс" (далее - Уполномоченный представитель) и ООО "Склоресурс" (далее - Изготовитель) был заключен Договор №3447 от 15.12.2021 (далее - Договор от 15.12.2021, том 1 л.д. 24-25).

В силу п. 1 Договора Изготовитель предоставляет полномочия Уполномоченному представителю выполнение на территории РФ функции иностранного изготовителя по обеспечению требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности продукции в части предоставления образцов для испытаний, правил обращения на рынке, обеспечения ответственности за несоответствие продукции, осуществление действий по подтверждению соответствия продукции изготовителя.

14.12.2021 Обществом на Центральный таможенный пост (ЦЭД) Центральной электронной таможни (ЦЭлТ) была подана ДТ №10131010/141221/3032182, по которой к совершению таможенных операций представлен: товар № Г. етеклонакет двухкамерный 56,9 мм 6 eg ge/16 chromatech black ral 9004 ar sikasil ig-25 hm plus /6 hp titan 70/54 eg ge #4/16 chromatech black ral 9004 ar sikasil ig-25 hm plus/триплекс 12,2мм 6cg se.6cg se.2, состоящий из двух листов стекла, герметично соединенных по периметру и разделенных газом аргоном: стеклопакет двухкамерный длина наружной дуги 1801 мм х 2272 мм -6 шт., 1913 мм х 2272 мм - 1 шт., 1940 мм х 2272 мм - 2 шт., 1938 мм х 2272 мм -1 шт., 1902 мм х 2673 мм - 1 шт., всего 11 шт.; код товара по ТН ВЭД ЕАЭС: 7008008100; вес брутто: 3231 кг; вес нетто: 2831 кг; таможенная стоимость: 1680517,74 руб.; страна происхождения: Украина (том 1 л.д.67-68).

Указанный товар перемещен на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Российской Федерации) в рамках внешнеторгового договора (контракта) № 10/2021 от 29.10.2021, заключенного между ООО "А-ГЛАСС" (Россия) и ООО "СКЛОРЕСУРС" (Украина) на условиях поставки: DAP, Москва.

Согласно сведениям, указанным в графах №№ 8, 9, 14 по ДТ №10131010/141221/3032182, получателем, декларантом и лицом, ответственным за финансовое регулирование, является ООО "А-ГЛАСС".

Данный товар прибыл автомобильным транспортом (государственный регистрационный номер транспортного средства № ВК9272ВА/ВК7192ХТ) в регион деятельности ОТО и ТК № 5 Белгородского таможенного поста (код таможенного поста: 10101035) (адрес: 308594, Белгородская обл., Белгородский р-н, западнее с. Нехотеевка, слева от автодороги "Крым", в границах с.п. Журавлевского) по товаросопроводительным документам: международная товарно-транспортная накладная (CMR) № 0002631 от 10.12.2021; инвойс №01 от 09.12.2021.

Как следует из пояснений Таможни, код товара №1 по ТН ВЭД ЕАЭС 7008008100 попадает в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, а также в раздел III Единого списка продукции, подтверждение соответствия которой при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с её назначением в Российской Федерации, осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (декларация о соответствии этой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или при наличии у изготовителя сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке) и таким образом, к товару №1, заявленному в ДТ №10131010/141221/3032182, применяются ограничения на ввоз, установленные действующим таможенным законодательством.

Таможня поясняет, что в связи с этим, при таможенном декларировании необходимо предоставление документа, подтверждающего соблюдения ограничений, установленных с законодательством Российской Федерации, а именно декларации о соответствии.

При декларировании товара №1 в ДТ № 10131010/141221/3032182 с целью подтверждения соблюдения ограничений декларантом ООО "А-ГЛАСС" в графе №44 товара №1 не заявлены сведения о декларации соответствия; декларация о соответствии не представлена.

В связи с изложенным выше, в ходе проведения таможенного контроля товаров по ДТ № 10131010/141221 /3032182 должностным лицом Центрального таможенного поста (ЦЭД) ЦЭлТ была выявлена необходимость в проверке таможенных, иных документов и (или) сведений, а также в получении объяснений от декларанта, имеющих значение для проведения таможенного контроля.

В рамках проверки достоверности сведений, заявленных в ДТ №10131010/141221/3032182 на товар № 1 должностным лицом ЦЭД ЦЭлТ в адрес декларанта 14.12.2021 выставлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары до выпуска товара, в графу № 44 (дополнительная информация/предоставленные документы), запрошены пояснения относительно отсутствия разрешительных документов, направлены запросы о предоставлении документов (том л.д. 63).

Таможня поясняет, что 14.12.2021 в ответ на полученные запросы декларантом в адрес ЦЭД ЦЭлТ было предоставлено техническое описание товара и пояснение №5 от 14.12.2021, в котором сообщается: "На данный момент декларант занимается вопросом получения декларации о соответствии и готов будет её предоставить после выпуска товара"; 15.12.2021 декларантом в адрес ЦЭД ЦЭлТ была предоставлена техническая документация (технические условия) на товар (том 1 л.д. 79).

16.12.2021 Обществом в адрес ЦЭД ЦЭлТ была представлена запрашиваемая Декларация о соответствии № РОСС RU Д~иЛ.РА02.В.11571/21 от 15.12.2021 на товар № 1 по ДТ№ 10131010/141221/3032182 (том 1 л.д. 57).

Таможня пришла к выводу, что 14.12.2021 Обществом на Центральный таможенный пост (ЦЭД) Центральной электронной таможни подана ДТ № 10131010/141221/3032182 на товар № 1 (стеклопакет двухкамерный 56,9 мм 6 eg ge/16 chromatech black ral 9004 ar sikasil ig-25 hm plus /6 hp titan 70/54 eg ge #4/16 chromatech black ral 9004 ar sikasil ig-25 bra plus/триплекс 12,2мм 6cg se.6cg se.2: в ассортименте; код товара по ТН ВЭД ЕАЭС: 7008008100), однако в нарушение Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", с подачей ДС декларантом не была представлена декларация о соответствии на товар № 1.

Таможня ссылается на пояснения руководителя отдела снабжения ООО "А-ГЛАСС" А. Гладкова от 17.01.2022, согласно которым: "Декларация была подана без декларации соответствия в связи с ошибкой, допущенной на основе некорректной информации от органа по сертификации. Была получена информация, что декларация соответствия необходима только для блоков оконных и балконных ПВХ. При запросе инспектора на предоставление разрешительных документов был отправлен запрос в другой сертификационный орган и была оформлена декларация соответствия, отправлена КДТ на 44 графу, затем данная декларация была выпущена".

Таможня считает, что ООО "А-ГЛАСС" не выполнены требования п.1 ст.7 ТК ЕАЭС, п. 3 Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" и в действиях Общества усматривается наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Телеграммой от 13.01.2022 (вх. номер 051) Общество вызывалось в Таможню - 19.01.2022 в 14.00 на составление протокола об административном правонарушении (представлена в материалы дела в электронном виде).

Определением от 21.01.2022 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 04.02.2022 (представлено в материалы дела в электронном виде).

19.01.2022 в отношении ООО "А-ГЛАСС", в отсутствие законного представителя, составлен протокол №10131000-000026/2022 (том 1 л.д. 35-47) об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Письмом от 17.01.2022 №17/01 Общество просит Таможню составить протокол об административном правонарушении в его отсутствие (том 1 л.д. 48-49).

Телеграммой Т-98 от 25.01.2022 и письмом от 25.01.2022 Общество приглашалось для участия в рассмотрении дела об АП №10131000-26/2022 (представлено в материалы дела в электронном виде).

По результатам рассмотрения материалов дел об административном правонарушении, 04.02.2022 Центральной электронной таможней вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10131000-26/2022, в соответствии с которым ООО "А-ГЛАСС" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 50000 руб. (том 1 л.д. 15-23).

Не согласившись с постановлением от 04.02.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10131000-26/2022, Общество направило заявление в Арбитражный суд Рязанской области о признании постановления незаконным.

Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя и таможни, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное требование подлежит частичному удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно п.1 ч. 1 ст.5 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018 "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза (далее - таможенная территория Союза), на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно пункту 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 для целей применения международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения и заключенных в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, меры нетарифного регулирования, меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования. Ветеринарно-санитарный карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств - членов либо в соответствии с законодательством государств - членов.

Согласно пп.10 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, - меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС вывоз товаров с таможенной территории Союза представляет собой совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза.

Пунктом 4 пунктом 128 ТК ЕАЭС предусмотрено, что обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств - членов (пункт 3 статьи 7 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пп.1, 2, 3 ст. 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме с использованием таможенной декларации.

Пунктом 3 ст. 105 ТК ЕАЭС определено, что "Декларация на товары" используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.

Согласно п.8 ст.111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Согласно пп. 3 п.1 ст.135 ТК ЕАЭС одно из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребление является: соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п.4 ст. 128 ТК ЕАЭС, при помещении товаров под таможенную процедуру обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.

В соответствии с пп.7 п.1 ст.106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со ст.7 ТК ЕАЭС предоставляются, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В соответствии со ст.6 ТК ЕАЭС, при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.

К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (ч. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС).

В соответствии с п.2 ст.84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представив таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа, уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС, соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 3 ст.84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

С учетом изложенного и исходя из определения понятия "выпуск продукции в обращение", поставка или ввоз продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением в РФ, с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС, должна осуществляться в период действия декларации о соответствии, указанной в ДТ.

Учитывая приведенные положения нормативных правовых актов, в отношении указанных товаров установлены ограничения при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС, соблюдение которых должно подтверждаться при таможенном декларировании путем представления декларации соответствия.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Согласно примечания к указанному перечню - декларация о соответствии этой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или при наличии у изготовителя сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке.

В соответствии со статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, не представившее разрешительную документацию на товары, подтверждающую соблюдение установленных запретов и ограничений при совершении таможенных операций, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является, в том числе, порядок ввоза товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию. Субъектом правонарушения выступает лицо, которое в силу закона обязано соблюдать установленные ограничения.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров и транспортных средств, установленных федеральными законами и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.

Судом из материалов дела установлено, что в рамках внешнеторгового контракта №10/2021 от 29.10.2021, заключенного между ООО "СКЛОРЕСУРС" и Заявителем, последним 14.12.2021 по ДТ № 10131010/141221/3032182 был задекларирован товар № 1: стеклопакет двухкамерный 56.9, состоящий из двух листов стекла, герметично соединенных по периметру и разделенных газом аргоном: стеклопакет двухкамерный длина наружной дуги 1801 мм х 2272 мм - 6 шт., 1913 мм х 2272 - 1 шт., 1940 мм х 2272 мм - 2 шт., 1938 мм х 2272 мм - 1 шт., 1902 мм х 2673 мм - 1 шт., всего 11 шт.

Согласно ТН ВЭД ЕАЭС и разделу III Единого списка продукции код задекларированного товара 7008008100 попадает в перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (декларация о соответствии этой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или при наличии у изготовителя сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке).

Таким образом, к товару №1, заявленному в ДТ №10131010/141221/3032182, применяются ограничения на ввоз, установленные действующим таможенным законодательством.

При таможенном декларировании необходимо предоставление документа, подтверждающего соблюдение установленных законом ограничений -декларации о соответствии.

Лицом, ответственным за соблюдение ограничений, установленных на ввоз товара на территорию РФ, является декларант - ООО "А-ГЛАСС".

Однако, Обществом в нарушение вышеуказанных требований при подаче ДТ сведения о декларации соответствия не заявлены, сама декларация не представлена.

В рамках проверки достоверности сведений, заявленных в ДТ №10131010/141221/3032182 на товар № 1, 14.12.2021 таможенным органом в адрес декларанта выставлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары до выпуска товара, в графу № 44 (дополнительная информация/предоставленные документы), запрошены пояснения относительно отсутствия разрешительных документов, направлены запросы о предоставлении документов.

14.12.2021 Декларантом предоставлено техническое описание товара и пояснение № 5 от 14.12.2021, в котором сообщается: "На данный момент декларант занимается вопросом получения декларации о соответствии и готов будет её предоставить после выпуска товара".

15.12.2021 предоставлена техническая документация (технические условия) на товар.

16.12.2021 Обществом в адрес ЦЭлТ направлена запрашиваемая Декларация о соответствии № РОСС RU Д-иА.РА02.В.11571/21 от 15.12.2021 на товар № 1 по ДТ№ 10131010/141221/3032182.

17.01.2022 от руководителя отдела снабжения ООО "А-ГЛАСС" получены объяснения: "Декларация была подана без декларации соответствия в связи с ошибкой, допущенной на основе некорректной информации от органа по сертификации. Была получена информация, что декларация соответствия необходима только для блоков оконных и балконных ПВХ. При запросе инспектора на предоставление разрешительных документов был отправлен запрос в другой сертификационный орган и была оформлена декларация о соответствии, отправлена КДТ на 44 графу, затем данная декларация была выпущена".

Таким образом, следует признать, что ООО "А-ГЛАСС" не выполнены требования п.1 ст.7 ТК ЕАЭС, п. 3 Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", что является нарушением ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Событие вменяемого заявителю административного правонарушения подтверждается представленными административным органом доказательствами: протоколом от 19.01.2022 №10131000-000026/2022 об административном правонарушении, другими материалами административного дела (том 1 л.д. 15-79, 104). Данные доказательства заявителем не опровергнуты.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что привлечение Общества к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На довод Общества о том, что представив необходимые документы в срок, установленный таможенным органом, им были предприняты все необходимые действия по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению наступления неблагоприятных последствий, суд поясняет следующее.

Таможенным законодательством при декларировании товаров предусмотрена необходимость представления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, в данном случае - декларация о соответствии (пп.7 п. 1 ст. 106, пп.4 п. 1, п. 3 ст. 108 ТК ЕАЭС).

Заявителем при декларировании эта декларация не представлялась, следовательно, уже на этапе декларирования Обществом были нарушены нормы таможенного законодательства.

В этой связи, рассматриваемый довод не имеет правового значения, поскольку правонарушение носит формальный характер и считается совершенным с момента подачи декларации, то есть уже на этапе декларирования Обществом были нарушены нормы таможенного законодательства.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения требований действующего законодательства в сфере защиты конкуренции. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем в материалы дела не представлено.

Доказательств, безусловно подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения в материалах дела не имеется.

Таким образом, суд считает, что административным органом доказан факт совершения Обществом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наличие у Таможни полномочий на рассмотрение административного дела, возбужденного по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается ст. 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности не допущены.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума № 10) разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания (пункты 18, 18.1).

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела.

При этом согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019 № 307-АД18-24091, применение такого правового института как малозначительность не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых действующим законодательством.

В рассматриваемой случае доказательств, свидетельствующих об исключительности обстоятельств совершения Обществом вменяемого административного правонарушения, позволяющих применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как это сформулировано в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", материалы дела не содержат.

При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства.

В то же время арбитражный суд полагает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения Обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб., назначив Обществу наказание за совершение административного правонарушения по ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения, руководствуясь следующим.

В силу части 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, из приведенных выше положений следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Судом установлено, что согласно общедоступным сведениям сайта налоговой службы (https://rmsp.nalog.ru) ООО "А-ГЛАСС" относится к субъекту малого и среднего предпринимательства, категория "микропредприятие" (дата включения в реестр 10.12.2019). Также судом установлено, что административное правонарушение совершено Обществом впервые (доказательств обратного административным органом не представлено), данное правонарушение не входит в перечень правонарушений, к которым применение замены административного наказания согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключено, отсутствуют доказательства причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также угрозы причинения такого вреда.

В связи с этим арбитражный суд полагает, что наложение на Общество штрафа в размере 50000 руб. в рассматриваемом случае является чрезмерным, в связи с чем, принимая во внимание, что наказание должно отвечать целям административного наказания, одной из которых является предупреждение совершения административных правонарушений в дальнейшем, и не должно превращаться в инструмент экономического подавления субъекта, полагает возможным изменить постановление Центральной электронной таможни №10131000-26/2022 от 04.02.2022 в части назначения ООО "А-ГЛАСС" административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб., назначив Обществу наказание за совершение административного правонарушения по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Постановление Центральной электронной таможни (г. Москва, ОГРН 1207700098253) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10131000-26/2022 от 04.02.2022, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "А-ГЛАСС" (г. Рязань, ОГРН 1196234015120) по ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначения наказания, заменив административное наказание в виде административного штрафа в сумме 50000 руб. на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 181, 211, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Рязанской области разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://ryazan.arbitr.ru (в информационной системе "Картотека арбитражных дел" на сайте федеральных арбитражных судов по адресу: http://kad.arbitr.ru).

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.

Судья Л.И. Котлова