ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-1377/16 от 25.07.2016 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань                                                                      Дело № А54-1377/2016

28 июля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании июля 2016 года .

Полный текст решения изготовлен июля 2016 года .

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи  Костюченко М.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барминой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (ОГРН <***>; г. Рязань)

к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области (ОГРН <***>; г. Рязань)

о взыскании пени по страховым взносам в сумме 8241 руб. 15 коп.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 15.09.2015 № 36;

от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 12.04.2016 № 13

установил: в Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (далее по тексту - заявитель; Управление) о взыскании со Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области (далее – Следственное управление, ответчик) пени в сумме 8 241 руб. 15 коп.

Определением суда от 25.03.2016 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

На основании определения от 23.05.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика требование отклонил, доводы изложены в отзыве на заявление и дополнении к нему.

Из материалов дела следует, что согласно представленному Следственным управлением расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения  физическим лицам за 9 месяцев 2015 года (л.д. 12-15) ответчик за сентябрь 2015 года должен был уплатить взносы в следующем размере: 69 219,21 руб. - на страховую часть трудовой пенсии; 417 273,91 руб. - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В связи с нарушением установленного срока уплаты страховых взносов Следственному управлению на указанные суммы недоимки начислены пени (расчет – л.д. 9):

- на страховую часть трудовой пенсии в сумме 32,16 руб.;

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5 499,97 руб.

В соответствии с представленным расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения  физическим лицам за 2015 год (л.д. 17-20) ответчик за октябрь 2015 года должен был уплатить взносы в следующем размере: 66 720,93 руб. - на страховую часть трудовой пенсии; 520 330,53 руб. - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В связи с нарушением установленного срока уплаты страховых взносов Следственному управлению на указанные суммы недоимки начислены пени (расчет – л.д. 10):

- на страховую часть трудовой пенсии в сумме 170,79 руб.;

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2 538,23 руб.

Направленные ответчику требования от 22.10.2015 № 072S001150007260, от 10.02.2016 № 072S00116003785 и от 10.02.2016 № 072S001560003773 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (л.д. 21-33) в установленные сроки в части уплаты указанных сумм пеней не исполнены, что послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Возражая против заявленных требований, ответчик указывает, что ему на основании решения Управления от 10.11.2015 № 1 предоставлена отсрочка по уплате страховых взносов за период с 15.10.2015 по 31.12.2015 (л.д. 53), в связи с чем полагает взыскание пеней неправомерным.

Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя при этом из следующего.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) Следственное управление является плательщиком страховых взносов.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с ч. 3, ч. 4, ч. 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ч. 1, ч. 2 ст. 10 Закона № 212-ФЗ).

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (ч. 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Согласно статье 25 Закона № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.

С учетом вышеизложенных норм права, страховые взносы за сентябрь 2015 года должны быть уплачены плательщиком страховых взносов дне позднее 15.10.2015, за октябрь 2015 года – не позднее 16.11.2015 (15.10.2015 - выходной).

Как установлено судом, страховые взносы за указанные периоды были уплачены ответчиком с нарушением этих сроков, что следует из реестра поступления платежей (л.д. 34-51).

В связи с чем Управлением были начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 16.10.2015 по 04.12.2015 на страховую часть трудовой пенсии в сумме 32,16 руб.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5 499,97 руб. и за период с 17.11.2015 по 04.12.2015 на страховую часть трудовой пенсии в сумме 170,79 руб.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2 538,23 руб.(расчеты - л.д. 9-10).

При этом, в материалы дела заявителем представлено решение Управления от 10.11.2015 № 1 о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (л.д. 53-54), согласно которому Следственному управлению предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов на период с 15.10.2015 по 31.12.2015 по страховым взносам в пенсионный фонд в сумме 2 338,89 руб., по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 399 997,68 руб.

Согласно пункту 1 статьи 18.4 Закона № 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов предоставляется по заявлению плательщика страховых взносов в соответствующий орган, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

В силу пункта 7 статьи 18.4. Закона № 212-ФЗ, решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов или об отказе в ее предоставлении принимается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, в течение 30 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки).

Как установлено п. 10 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ, решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов вступает в силу со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты страховых взносов, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Как следует из положений ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ досрочное прекращение отсрочки по уплате страховых взносов возможно в случае уплаты всей причитающейся суммы страховых взносов до истечения установленного срока (п. 2 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ), в случае наличия по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии (п. 3 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ), либо в случае нарушения плательщиком страховых взносов условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов (п. 4 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ).

При этом положениями п. 5 ст. ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ предусмотрена обязанность плательщика страховых взносов в течение одного месяца после получения соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности по страховым взносам, а также пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно только в случаях прекращения отсрочки по основаниям пунктов 3 и 4 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ.

В свою очередь, в соответствии с п. 1 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов.

Из системного анализа приведенных норм права, суд приходит к выводу, что в случае прекращения отсрочки в связи с уплатой всей причитающейся суммы страховых взносов до истечения установленного срока, начисление пеней, начиная с даты предоставления отсрочки и до момента уплаты всей причитающейся суммы страховых взносов производится не должно, поскольку это не предусмотрено ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ, а сам смысл отсрочки заключается  в изменении срока уплаты взносов.

Кроме того, как указано в п. 4 Письме ПФ РФ от 25.03.2015 №НП-30-26/3781 "О некоторых вопросах по предоставлению плательщикам взносов отсрочек (рассрочек)", после принятия решения о предоставлении плательщику страховых взносов отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов территориальный орган ПФР: приостанавливает начисление пеней на задолженность по страховым взносам, в отношении которой предоставлена отсрочка (рассрочка).

Как установлено судом, решением Управления от 10.11.2015 №1 Следственному управлению предоставлена отсрочка по уплате страховых взносов на период с 15.10.2015 по 31.12.2015 по страховым взносам в пенсионный фонд в сумме 2 338,89 руб., по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 399 997,68 руб.

Указанные суммы страховых взносов являются недоимкой за сентябрь 2015 года.

Срок уплаты страховых взносов за сентябрь 2015 года - 15.10.2015. То есть, решением от 10.11.2015 № 1, Управление перенесло срок уплаты взносов с 15.10.2015 до 31.12.2015.

Следственное управление уплатило страховые взносы 04.12.2015. То есть, в период действия отсрочки по уплате страховых взносов, в связи с чем начисление пени на страховую часть трудовой пенсии в сумме 32,16 руб. и  в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5 499,97 руб., является неправомерным.

Тот факт, что в решении Управления от 10.11.2015 № 1 о предоставлении отсрочки рассчитаны пени на указанную задолженность за период с 15.10.2015 по 31.12.2015 не является основанием для их взыскания, так как согласно п. 10 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ в решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) указывается пени за все время со дня, установленного для уплаты страховых взносов, до дня вступления в силу этого решения, а не пени, начисленные за период действия отсрочки.

В данном случае срок уплаты страховых взносов за сентябрь 2015 года и дата начала действия отсрочки (день вступления в силу решения) совпадают, в связи с чем у заявителя отсутствовали основания для начисления пеней и включения их в решение  от 10.11.2015 № 1 о предоставлении отсрочки.

С учетом изложенного, требования заявителя о взыскании с ответчика пеней на страховую часть трудовой пенсии в сумме 32,16 руб. и  в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5 499,97 руб., начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов за сентябрь 2015 года, удовлетворению не подлежат.

Относительно взыскания пеней, начисленных на задолженность за октябрь 2015 года за период с 17.11.2015 по 04.12.2015 на страховую часть трудовой пенсии в сумме 170,79 руб.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2 538,23 руб. судом установлено, что решение о предоставлении отсрочки относительно указанной задолженности Управлением не принималось, а, следовательно, срок уплаты не изменялся.

Факт несвоевременной уплаты страховых взносов, сумма недоимки, период, за который была допущена просрочка уплаты, расчет пени ответчиком не оспариваются.

Проверив расчет пеней, суд находит его правильным и соответствующим нормам ст. 25 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с п.п. 1 п. 4 ст. 18 Закона № 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.

При таких обстоятельствах и с учетом приведенных выше норм права суд приходит к выводу о том, что требование заявителя о взыскании со Следственного управления пеней на страховую часть трудовой пенсии в сумме 170,79 руб. и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2 538,23 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Статьей 105 АПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации установлены льготы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражные суды. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 указанной статьи по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются от уплаты государственной пошлины прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку согласно пункту 1 статьи 333.37 НК РФ указанные в нем субъекты освобождаются от уплаты государственной пошлины по делу в целом, они не обязаны уплачивать государственную пошлину, в частности, при подаче апелляционной, кассационной жалоб, заявлений (представлений) о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по делу, заявлений об обеспечении иска и иных обращений в арбитражный суд (пункт 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ) Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ).

Поскольку Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области является территориальным подразделением государственного органа Российской Федерации, то есть относится к системе государственных органов, следовательно, от уплаты государственной пошлины оно освобождено.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 2016 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Взыскать со Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области (ОГРН <***>; г. Рязань) пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на страховую часть трудовой пенсии, в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 170 руб. 79 коп. и на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 2 538 руб. 23 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Рязанской области.

Судья                                                                      М.Е. Костюченко