ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело № А54-1534/2014
19 мая 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании мая 2015 года .
Полный текст решения изготовлен мая 2015 года .
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Грошева И.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клочковой А.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства культуры и туризма Рязанской области (ОГРН 1136234000506, 390000, г. Рязань, ул. Николодворянская, д. 22)
к обществу с ограниченной ответственностью "Вакинское агро" (ОГРН 1126215000647391102, Рязанская область, Рыбновский район, с. Вакино)
третьи лица - Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу (127427, г. Москва, ул. Академика Королева, д. 21), Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (390000, г. Рязань, ул. Свободы, д.49), Государственное автономное учреждение культуры "Государственный музей-заповедник С.А.Есенина" (391103, Рязанская область, Рыбновский район, с. Константиново),
Прокуратура Рязанской области
о понуждении осуществить демонтаж самовольных построек и приведении режима использования земельного участка в соответствие с режимом зоны охраняемого природного ландшафта
установил: министерство культуры и туризма Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Вакинское агро" о понуждении осуществить демонтаж самовольных построек и приведении режима использования земельного участка в соответствие с режимом зоны охраняемого природного ландшафта.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 18.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 24.06.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Государственное автономное учреждение культуры "Государственный музей-заповедник С.А.Есенина".
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 24.07.2014 в рассмотрение дела вступила Прокуратура Рязанской области.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 06.02.2015 производство по делу приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью агентству "Эксимер" Бахареву Николаю Григорьевичу. Экспертное заключение необходимо представить в суд в срок до 20.03.2015.
В материалы дела поступило заключение эксперта №5-0448 от 05.03.2015.
Определением суда от 06.04.2015 производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В обоснование заявленных исковых требований указывает, что ответчик осуществил строительство объектов недвижимости в зоне охраняемого природного ландшафта.
Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на иск с последующими уточнениями. Ссылаясь на заключение эксперта Кузнецова Ю.В., пояснил, что истцом не доказаны обстоятельства, на которых основаны исковые требования.
Представитель Прокуратуры Рязанской области выступил на стороне ответчика, пояснил, что при наличии представленного в дело заключения эксперта отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании суд предложил лицам, участвующим в деле рассмотреть возможность назначения по делу дополнительной либо повторной судебной экспертизы, а также разъяснил, что в соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Представители сторон и третьего лица пояснили суду, что не видят оснований для назначения по делу дополнительной либо повторной судебной экспертизы.
Представители третьих лиц (Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Государственное автономное учреждение культуры "Государственный музей-заповедник С.А.Есенина") в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в порядке установленном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание проводилось в их отсутствие.
В письменном отзыве на иск Министерство культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу и Государственное автономное учреждение культуры "Государственный музей-заповедник С.А.Есенина", выступили на стороне истца, поддержав изложенную им правовую позицию (т.2, л.д. 58,).
Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области в письменном отзыве на иск указало, что земельный участок с кадастровым номером 62:13:1150101:453, принадлежащий ответчику на праве собственности, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ на землях сельскохозяйственного назначения допускается размещение исключительно зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Размещение иных объектов на землях сельскохозяйственного назначения противоречит действующему законодательству.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство объектов капитального строительство осуществляется на основании выданных в установленном порядке разрешений на строительство. При этом необходимо учитывать, что в отдельных случаях, установленных ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешений на строительство не требуется, например для строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства (в т.ч. навесов).
Также не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
По мнению третьего лица, если расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 62:13:1150101:453 объекты не используются для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции либо соответствуют признакам, указанным в ст. 222 ГК РФ, они подлежат сносу.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, а также доводы сторон и третьих лиц, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. При этом суд исходит из следующего.
Из материалов дела судом установлено, что в ходе мониторинга состояния объектов культурного наследия федерального значения «Государственный музей-заповедник С.А.Есенина» и «Усадьба, в которой в 1895 г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович», Рязанская область, Рыбновский район, с. Константинове, сотрудниками министерства культуры и туризма Рязанской области на заливных лугах Константиновского заречья западной части Рыбновского кадастрового района Рыбновского района Рязанской области были выявлены: два дома из бруса и одна хозяйственная постройка (навес).
Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 26.11.2013 (т.1, л.д. 75).
Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 62:13:1150101:453, по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, принадлежащем на праве собственности ООО «Вакинское Агро», что подтверждается: свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.10.2013 № 01/347/2013-227, заключением эксперта Бухарева Н.Г. (т.1, л.д. 83, 89, т.3, л.д. 38).
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в дело доказательствами, не оспариваются лицами, участвующими в деле и в соответствии со статьями 65, 70 (часть 3.1.) являются доказанными.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Постановлением Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 г. № 62 утверждены границы Государственного музея-заповедника С.А.Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положение о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина (далее - Постановление № 62).
Постановлением Правительства Рязанской области от 11 апреля 2013 г. № 89 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба, в которой в 1895 г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович», Рязанская область, Рыбновский район, с. Константинове, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» (далее - Постановление № 89) утверждены границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны указанного объекта.
Как следует из ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ, зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Режим использования земель, установленный п. 4 раздела V «Режимы использования земель в пределах зон охраны музея-заповедника» Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина, утвержденного Постановлением № 62, предусматривает:
сохранение ценных лесных массивов и открытых пространств;
проведение мероприятий по сохранению чистоты восприятия ландшафта, формированию и приведению его в соответствие с экскурсионной направленностью;
разработку отдельных проектов благоустройства территорий, учитывающих зоны видимости со стороны туристско-экскурсионных трасс;
соблюдение режима использования земель в пределах границ водоохранных зон и прибрежных полос.
Согласно Постановлению № 89 режим использования земель и градостроительные регламенты ЗОЛ-1 запрещают:
- строительство в зоне берегового ландшафта, также строительство объектов жилого, коммунально-складского, промышленного назначения и аэродромов;
- хозяйственную деятельность, которая может привести к изменению ландшафта;
- нарушение характерных особенностей целостного историко-культурного и природно-ландшафтного комплекса (соотношения открытых и закрытых пространств), основных панорам и секторов обзора вдоль историко-мемориальных трасс, в том числе водных;
- нарушение непрерывности природных пространств: река Ока и ее пойма, долины рек с водоохранными зонами, защитные леса, лесозащитные полосы и пр.;
- добычу полезных ископаемых и любую деятельность, связанную с разработкой карьеров;
- повреждение форм рельефа, распашку и разрушение берегового ландшафта;
- изменение гидрологического и гидрохимического состава водотоков;
- загрязнение бассейнов водотоков отходами сельскохозяйственного производства и коммунального хозяйства;
- затопление искусственными водоемами;
- устройство свалок мусора, технических и производственных отходов, захламление и засорение территории бытовыми отходами;
- рубку леса, кроме санитарных рубок и рубок ухода;
- порчу и изменение видового состава растительности;
- уничтожение и повреждение почвозащитной растительности;
- разведение костров, кроме специально подготовленных для этой цели мест, пал сухой травы, применение сигнальных ракет, петард и других пожароопасных устройств;
- парковку передвижных домов-трейлеров вне автостоянок, разбивку лагерей отдыха и установку палаток вне специально оборудованных для этих целей мест;
- движение и стоянку транспортных средств вне установленных мест (по пешеходным маршрутам и автомобильным дорогам).
В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
В обоснование поданного иска истец указывает, что ответчик осуществил строительство объектов недвижимости в зоне охраняемого природного ландшафта.
При этом истец указывает, что согласно положению о министерстве культуры и туризма Рязанской области, утвержденному постановлением Правительства Рязанской области от 28 декабря 2012 г. № 413, министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере культуры и туризма, в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ и Законом Рязанской области от 28 мая 2004 г. № 38-03 «О государственной охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Рязанской области» имеет право осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Рязанской области и предъявлять иски в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Арбитражный суд, исходит из следующего.
В соответствии со статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом, равноправия и состязательности сторон.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В целях установления обстоятельств имеющих существенное значение для рассмотрения дела судом была назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту Бахареву Николаю Григорьевичу.
Перед экспертов судом поставлены следующие вопросы:
- находятся ли строения (два дома из бруса и хозяйственная постройка (навес), расположенные в Рыбновском районе Рязанской области в левобережной пойме р. Ока в 3,5 км к северу от с. Константинове, в 5,5 км. к востоку (вниз по течению р. Ока) от с. Сельцы в зоне охраняемого природного ландшафта усадьбы Есенина с режимом использования земель и градостроительными регламентами ЗОЛ -1 и ЗОЛ 2, установленных постановлением Правительством Рязанской области от 11.04.2013 №89 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба, в которой в 1895 г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович", Рязанская область, Рыбновский район, с. Константинове, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон"? установить является ли каждый из спорных объектов в настоящее время капитальным, либо некапитальным объектом, являются ли спорные постройки движимым или недвижимым имуществом?
- если указанные строения расположены в зоне охраняемого природного ландшафта усадьбы Есенина с режимом использования земель и градостроительными регламентами ЗОЛ -1, возведены ли они в зоне берегового ландшафта, являются ли объектами жилого, коммунально-складского, промышленного назначения;
- нарушают ли указанные строения характерные особенности целостного историко-культурного и природно-ландшафтного комплекса (соотношения открытых и закрытых пространств), основных панорам и секторов обзора вдоль историко-мемориальных трасс, в том числе водных?
- если указанные строения расположены в зоне охраняемого природного ландшафта усадьбы Есенина с режимом использования земель и градостроительными регламентами ЗОЛ -2, то являются ли они объектами жилого, коммунально-складского, промышленного назначения, размещения фермерских хозяйств, а также организации рекреационных территорий с размещением объектов рекреационного назначения?
- нарушают ли указанные строения характерные особенности ландшафта, основных панорам и секторов обзора ландшафта вдоль туристско-ландшафтных трасс?
По результатам проведенного исследования эксперт пришел к следующим выводам:
По первому вопросу.
Не представляется возможным определить, в каком режиме использования земель находятся исследуемые строения, в связи с неточным описанием границ зон в постановлении Правительства Рязанской области от 11.04.2013 №89 «Обутверждении границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба, в которой в 1895г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович», Рязанская область, Рыбновский район, с. Константиново.
Исследуемые одноэтажные здания (в количестве 2шт.) с мансардным этажом под двускатной ломанной крышей, являются строениями из легкосборных деревянных конструкций сборно-разборного типа и относятся к временным (не капитальным) объектам. Возведённые строения являются объектами не обладающими прочной связью с землёй, перемещение которых на новое место возможно без причинения несоразмерного ущерба его назначению и в связи с этим являются движимым имуществом.
Навес предназначен для обслуживания с/х техники и относится к строениям вспомогательного использования (является не капитальным и не принадлежит к недвижимому имуществу), (см.стр. 9-14)
По второму вопросу.
Не представляется возможным определить, в каком режиме использования земель находятся исследуемые строения, в связи с неточным описанием границ зон в постановлении Правительства Рязанской области от 11.04.2013 №89 «Обутверждении границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба, в которой в 1895г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович», Рязанская область, Рыбновский район, с. Константиново. Со смотровых площадок в селе Константиново - недалеко от часовни и вблизи летней эстрады исследуемые строения в зоне берегового ландшафта в день проведения осмотра не просматриваются.
Согласно материалам дела объекты экспертизы относятся к сооружениям, предназначенным для сезонного кратковременного (в тёплое время года) пребывания в них механизаторов и животноводов. Навес предназначен для обслуживания с/х техники и относится к строениям вспомогательного назначения (см. стр. 14-16).
По третьему вопросу.
Указанные строения не нарушают характерные особенности целостного историко-культурного и природно-ландшафтного комплекса (соотношения открытых и закрытых пространств), основных панорам и секторов обзора вдоль историко-мемориальных трасс, в том числе водных т.к. невооружённым глазом рассмотреть строения не представляется возможным, (см. стр. 16-18)
По четвертому вопрос.
Не представляется возможным определить, в каком режиме использования земель находятся исследуемые строения, в связи с неточным описанием границ зон в постановлении Правительства Рязанской области от 11.04.2013 №89 «Обутверждении границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба, в которой в 1895г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович», Рязанская область, Рыбновский район, с. Константиново. Со смотровых площадок в селе Константиново - недалеко от часовни и вблизи летней эстрады исследуемые строения в зоне берегового ландшафта в день проведения осмотра не просматриваются.
Согласно материалам дела и фотоматериалам объекты экспертизы - два строения являются сооружениям из легкосборных деревянных конструкций сборно-разборного типа и относятся к временным объектам, предназначенным для рекреационного сезонного (в тёплое время года) кратковременного пребывания в них механизаторов и животноводов. Навес предназначен для обслуживания с/х техники и относится к строениям вспомогательного использования, (см. стр.18-20).
По пятому вопросу.
Со смотровых площадок в селе Константиново - недалеко от часовни и вблизи летней эстрады исследуемые строения в день проведения осмотра невооружённым глазом не просматриваются, т.е. не могут нарушать особенности ландшафта, основные панорамы и секторы обзора ландшафта вдоль туристско-ландшафтных трасс.
В судебном заседании суд предложил лицам, участвующим в деле рассмотреть возможность назначения по делу дополнительной либо повторной судебной экспертизы, а также разъяснил, что в соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Представители сторон и третьего лица, пояснили суду, что не видят оснований для назначения по делу дополнительной либо повторной судебной экспертизы, представители третьих лиц, не явившиеся в судебное заседание, также не заявили соответствующего ходатайства, в связи, с чем несут риск связанных с этим последствий.
При таких обстоятельствах, с учетом представленного в материалы дела заключения эксперта, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказаны основания заявленных исковых требований, а именно те обстоятельства, что спорные объекты являются объектами недвижимости, находятся в охранной зоне, и нарушают особенности ландшафта, основные панорамы и секторы обзора ландшафта вдоль туристско-ландшафтных трасс.
Учитывая изложенное, исковые требования не влекут за собой восстановление, каких либо прав истца и не подлежат удовлетворению.
Государственная пошлина в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца, однако взысканию не подлежит, поскольку истец освобожден от ее уплаты.
Судебные расходы, связанные с выплатой вознаграждения эксперту в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика, в соответствии с его заявлением.
Руководствуясь статьями 109-110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении иска отказать.
2. Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Рязанской области на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью Агентство "Эксимер" денежные средства в сумме 65000 руб. в счет выплаты вознаграждения эксперту.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в случаях, порядке и сроки, установленные статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.П. Грошев