ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-156/16 от 19.05.2016 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань                                                               Дело № А54-156/2016

26 мая 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании мая 2016 года .

Полный текст решения изготовлен мая 2016 года .

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шуман И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артамоновой А.М., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (г. Москва, ОГРН 1047796344111) к Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Рязанский институт управления и права" (г. Рязань, ОГРН 1026201265155) об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 08.07.2013, регистрационный № 0776, серия 90ЛО1 № 0000838.,

при участии в судебном заседании:

от истца: Петрова Е.С., представитель по доверенности от 18.05.2016, личность установлена на основании паспорта;

от ответчика: Бузик Г.Н., представитель по доверенности от 24.11.2015, личность установлена на основании паспорта.

установил: в Арбитражный суд Рязанской области обратилась Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - истец, Рособрнадзор) к Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Рязанский институт управления и права" (далее - ответчик, Институт) об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 08.07.2013, регистрационный № 0776, серия 90ЛО1 № 0000838.

В судебном заседании представитель истца требование поддержал.

Представитель ответчика просил суд отказать истцу в удовлетворении иска, поскольку все нарушения на текущий момент устранены.

Из материалов дела следует, что Институт осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, с бессрочным сроком действия, от 08.07.2013, регистрационный № 0776, серия 90Л01 № 0000838, выданной Рособрнадзором. В соответствии с лицензией Институт вправе реализовывать образовательные программы высшего образования и программы дополнительного профессионального образования.

В рамках указанных полномочий и согласно приказу Рособрнадзора от 08.10.2014 № 1600 "О проведении плановой выездной проверки, в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2014 год, утвержденным руководителем Рособрнадзора, проведена проверка Института в период с 14.10.2014 по 16.10.2014.

По результатам проверки составлен акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 16.10.2014 № 418/Л/З/К, в котором зафиксированы нарушения лицензионных требования и требований законодательства Российской Федерации в сфере образования. Нарушения подпунктов "г", "д", "е" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее - Положение о лицензировании), что в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Положения о лицензировании является грубыми нарушениями лицензионных требований. Кроме того, были установлены нарушения статей 12, 18, 29, 54, 60 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ), а также пунктов 7, 8, 9, 10, 12, 18, 19, 20 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг).

С вышеуказанным актом проверки ректор Института ознакомлен под роспись 16.10.2014. В отношении ректора Института Войлошникова М.В. составлены три протокола об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:

- № 418/Л/З/К - 19.20.2 от 16.10.2014 об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 19.20 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна);

- № 418/Л/З/К - 19.20.3 от 16.10.2014 об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрена административная ответственность частью 3 статьи 19.20 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна);

- № 418/Л/З/К - 19.30.1 от 16.10.2014 об административном правонарушении в отношении ректора Института за совершение которого предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 19.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 судебного района Железнодорожного районного суда г. Рязани от 09.12.2014 ректор Института Войлошников М.В. признан виновным в совершении административных правонарушений предусмотренных частью 2 статьи 19.20, частью 3 статьи 19.20, частью 1 статьи 19.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.

На основании акта проверки и в соответствии с частью 6 статьи 93 Закона об образовании, пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), а также пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ), Институту было выдано Рособрнадзором предписание от 11.11.2014 № 03-55-295/14-Л/З/К об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, законодательства Российской Федерации в сфере образования, требований государственных образовательных стандартов к содержанию и результатам освоения образовательных программ высшего образования по специальностям с присвоением квалификации по коду 65: 030501 Юриспруденция, 080105 Финансы и кредит, 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

По результатам рассмотрения отчета Института, поступившего в Рособрнадзор 16.12.2014, было установлено, что требования Предписания Институтом, в части подпунктов "г", "е" пункта 6 Положения о лицензировании, а также пункта 9 Правил оказания платных образовательных услуг, не выполнены.

В этой связи в отношении ректора Института Войлошникова М.В., составлен протокол об административном правонарушении от 18.02.2015 № АП 03-55-295/14-л/з/к - 19.5.1, за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 судебного района Железнодорожного районного суда г. Рязани от 10.04.2015 ректор Института Войлошников М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением ему наказания в виду штрафа в размере 1000 рублей.

В соответствии с полномочиями Рособрнадзора, установленными частью 7 статьи 93 Закона об образовании, Рособрнадзором было повторно выдано предписание от 19.05.2015 № 03-55-117/10-Л/З/ПП, а также издано распоряжение от 12.05.2015 № 1500-07 "О запрете приема в Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский институт управления и права".

По результатам рассмотрения отчета Института, поступившего в Рособрнадзор письмом от 01.07.2015 № 55 (в Рособрнадзоре вх. № 03-55-356 от 07.07.2015), составлен акт по результатам проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 22.10.2015 № 03-55-117/10/Л/З/ПП, согласно которому было установлено, что требования повторного предписания Институтом, в части нарушений пункта 9 Правил оказания платных образовательных услуг, не выполнены, ввиду отсутствия на сайте Института части сведений, предусмотренной указанной нормой. Институт до заключения договора и в период его действия не предоставляет заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе:

- на официальном сайте Института www.riuprzn.lact.ru отсутствует следующая информация и документы, предусмотренные частью 2 статьи 29 Закона об образовании и пункта 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582, сведения:

- о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений;

- об описании образовательной программы с приложением ее копии;

- об учебном плане с приложением его копии; процесса; о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

- о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, преподаваемых дисциплинах, данных о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке, общего стажа работы, стажа работы по специальности;

- о языках, на которых осуществляется образование (обучение);

- о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся;

- о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подготовки (по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);

- о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;

- о трудоустройстве выпускников,

- плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 Закона об образовании, правил внутреннего распорядка;

- об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий;

- о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного обучающихся, коллективного договора.

Размещенные на официальном сайте Института копии локальных актов не утверждены руководителем, копия основной образовательной программы по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) "бакалавр") не содержит информации об утверждении ведущей кафедрой и Ученым советом Института, в том числе отсутствуют подписи заведующего кафедрой и Ученого Секретаря. Информация о трудоустройстве выпускников представляет собой перечень организаций и предприятий, в которых трудоустроены выпускники Института. Данные о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года отсутствуют.

В связи с неисполнением Институтом повторного предписания Рособрнадзором издано распоряжение от 09.11.2015 № 3438-07 "О приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Рязанский институт управления и права".

Согласно пункту 8 статьи 93 Закона N 273-ФЗ лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления органа по контролю и надзору.

18.01.2016 Рособрнадзор обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы сторон, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, арбитражный суд приходит к следующему.

В силу с пункта 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

Согласно подпункту 40 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Частью 3 статьи 91 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными ст. 6, 7 данного закона.

В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона N 273-ФЗ образовательные организации обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании.

Согласно части 6 статьи 93 Закона N 273-ФЗ, в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

В случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания, в том числе, если представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, отчет не подтверждает исполнение этого предписания в установленный им срок или отчет о его исполнении до истечения срока его исполнения не представлен, орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и запрещает прием в данную организацию (часть 7 статьи 93 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 93 Закона № 273-ФЗ в случае вынесения судом решения о привлечении организации, должностных лиц органа или организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания орган по контролю и надзору в сфере образования вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения. При выдаче повторно организации, осуществляющей образовательную деятельность, предписания орган по контролю и надзору в сфере образования также приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания. До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. Приостановленное действие лицензии организации, осуществляющей образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила нарушение требований законодательства об образовании, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.

Частью 11 статьи 20 Закона N 99-ФЗ также установлено, что случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии (часть 12 статьи 20 Закона N 99-ФЗ).

Согласно пункту 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются в том числе:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;

в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Закона №273-ФЗ;

д) наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Закона №273-ФЗ, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;

е) наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Закона №273-ФЗ.

к) наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Из дела следует, что Институт в качестве юридического лица зарегистрирован за основным государственным регистрационным номером 1026201265155, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 08.07.2013, регистрационный № 0776, серия 90ЛО1 № 0000838.

В ходе плановой выездной проверки, проведенной  в период с 14.10.2014 по 16.10.2014 на основании приказа Рособрнадзора от 08.10.2014 № 1600 "О проведении плановой выездной проверки в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц на 2014 год, утвержденным руководителем Рособрнадзора, установлено, что Институтом нарушены лицензионные требования и требования законодательства Российской Федерации в сфере образования, в частности подпункты "г", "д", "е" пункта 6 Положения о лицензировании статьи 12, 18, 29, 54, 60 Закона № 273-ФЗ, а также пункты 7, 8, 9, 10, 12, 18, 19, 20 Правил оказания платных образовательных услуг.

Данные факты Институт не отрицает.

11.11.2014 Институту было выдано Рособрнадзором предписание № 03-55-295/14-Л/З/К об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, законодательства Российской Федерации в сфере образования, требований государственных образовательных стандартов к содержанию и результатам освоения образовательных программ высшего образования по специальностям с присвоением квалификации по коду 65: 030501 Юриспруденция, 080105 Финансы и кредит, 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит. В предписании установлен срок устранения выявленных нарушений до 15.12.2014.

По результатам рассмотрения отчета Института, поступившего в Рособрнадзор 16.12.2014, было установлено, что требования предписания Институтом исполнено частично.

В части подпунктов "г", "е" пункта 6 Положения о лицензировании, а также пункта 9 Правил оказания платных образовательных услуг, требования предписания не выполнены.

В этой связи Рособрнадзором было выдано повторное предписание за № 03-55-117/10-Л/З/ПП об устранении нарушений в сфере образования от 19.05.2015 со сроком исполнения до 01.08.2015, в котором содержится перечень неустраненных Институтом нарушений, а именно:

1. отсутствие копии рабочей программы по дисциплине "Мировая экономика";

2. отсутствие части основной литературы, рекомендованной рабочими программами следующих дисциплин учебного плана очной и заочной форм обучения: "Деньги, кредит, банки". "Иностранный язык", "Статистика";

3. отсутствие части основной литературы, рекомендованной рабочими программами следующих дисциплин учебного плана очной и заочной форм обучения: "Муниципальное право", "Инвестиционный анализ", "Земельное право", "Конституционное право";

4. отсутствие части основной литературы, рекомендованной рабочими программами следующих дисциплин учебного плана очной и заочной форм обучения: "Экологическое право", "Римское право", "Безопасность жизнедеятельности", "Правоохранительные органы", "Страховое право", а также отсутствие картотеки книгообеспеченности по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция;

5. отсутствие фондов оценочных средств по дисциплинам: "История", "Философия", "Экономическая теория", "Микро - макро экономика". "Мировая экономика". "Политология", "Социология", "Основы права", "История" мировых цивилизаций)/. "Иностранный язык в профессиональной сфере", "Теория организации", "Государственное регулирование экономики", ""Введение в специальность", "Психология", "Педагогика", "Основы маркетинга", "Основы менеджмента", "Риторика", "Русский язык и куль тура речи", "Математика", "Концепции современного естествознания", "Статистика". "Методы принятия управленческих решений", "Основы математического моделирования социально­ экономических процессов", "Экология", "Информационное право", "Демография". "Деловое общение", "Теория управления", "Основы государственного и муниципального управления", "Государственная и муниципальная служба", "Административное право", "Гражданское право", "Прогнозирование и планирование", "Этика государственной и муниципальной службы", "Основы управления персоналом", "Социальная психология", "Деловые коммуникации", "Принятие и исполнение государственных решений", "Трудовое право", "Основы делопроизводства", "Связи с общественностью в органах власти". "Налоги и налогообложение", "Региональное управление и территориальное планирование". "Инновационный менеджмент";

6. не предоставление заказчику достоверной информации о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора (нарушение п. 14 предписания), в том числе: отсутствие на официальном сайте Института www.riuprzn.lact.ru следующей информации и документов, предусмотренных частью 2 статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ и пунктом 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 (далее - Правила размещения информации, Правила):

- о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений;

- об описании образовательной программы с приложением ее копии;

- об учебном плане с приложением его копии; процесса; о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

- о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, преподаваемых дисциплинах, данных о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке, общего стажа работы, стажа работы по специальности;

- о языках, на которых осуществляется образование (обучение); - о материально техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся;

- о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подготовки (по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);

- о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;

- о трудоустройстве выпускников,

плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 Федерального закона № 273-ФЗ, правил внутреннего распорядка;

- об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий;

- о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного обучающихся, коллективного договора.

06.06.2015 Институт уведомил Рособрнадзор об устранении нарушений, направив в адрес Рособрнадзора отчет о выполнении повторного предписания с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания.

В частности, в подтверждение факта устранения лицензионных нарушений в Рособрнадзор представлены копии рабочих программ, включающих фонды оценочных средств, перечисленных в повторном предписании, а также копии картотек книгообеспеченности по направлениям подготовки, указанным в предписании. Кроме того, в целях анализа имеющейся в Институте основной литературы и ее соответствие рабочим программам Рособрнадзору представлены копии рабочих программ по соответствующим направлениям подготовки, что отражено как в отчете, так и описи материалов и документов.

В подтверждение устранения нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, заключающихся в непредоставлении заказчику достоверной информации о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, в Рособранадзор представлены скриншоты исправленных разделов соответствующих сайтов, содержание которых подтверждает факт доступности для просмотра и скачивания информации.

По результатам проверки представленных Институтом документов Рособранадзором составлен акт от 22.10.2015 № 03-55-117/10/Л/З/ПП, в котором отражено не устранение Институтом нарушений пункта 9 Правил оказания платных образовательных услуг (отсутствие на сайте Института части сведений, предусмотренных указанной нормой, и непредставлении Институтом до заключения договора и в период его действия достоверной информации заказчику о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора).

По мнению Рособрнадзора, выявленные нарушения проявляются в следующем:

1. размещенные на официальном сайте Института копий локальных актов не утверждены руководителем;

2. в размещенной на сайте Института копии основной образовательной программы по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) "бакалавр") отсутствует подпись заведующего кафедрой и Ученого Секретаря, что расценивается как отсутствие информации об утверждении ведущей кафедрой и Ученым Советом Института образовательной программы;

3. на сайте Института представлена информация о трудоустройстве выпускников в виде перечня организаций и предприятий, в которых трудоустроены выпускники института;

4. на сайте отсутствуют данные о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

В судебном заседании представитель ответчика признал, что на момент представления отчета в Рособрнадзор о выполнении повторного предписания, размещенные на сайте Института копии отдельных локальных актов не содержали необходимых реквизитов в виде печати и подписи руководителя института, а также иных должностных лиц. Между тем, представитель ответчика пояснил, что надлежащему устранению нарушения в указанной части препятствовало то обстоятельство, что как в первом, так и в повторном предписании нарушения по данному пункту не были конкретизированы, а были изложены в виде перечисления отдельных требований подпункта "а" пункта 3 Правил размещения информации, в связи с чем, ответчик придал значение только самому факту размещения на сайте информации, предусмотренной пунктом 3 Правил, не осознавая, какие именно недостатки по форме подачи данного материала содержит размещаемая на сайте института информация и что конкретно необходимо исправить в размещенной информации.

В части касающейся информации о трудоустройстве выпускников, представитель ответчика пояснил, что Институт своевременно (до предписанного Рособрнадзором срока) разместил на своем сайте перечень организаций и предприятий, в которых трудоустроены выпускники института, что подтверждается скриншотом на состояние 12.12.2014.

При этом представитель ответчика отметил, что действующие на период проверки деятельности Института нормативные акты, в том числе вышеупомянутые Правила размещения информации, а также Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденные Приказом Рособрадзора от 29.05.2014 № 785, не содержат конкретные требования к содержанию и форме подачи информации о трудоустройстве выпускников. Шаблон представления информации о трудоустройстве выпускников образовательных организаций в виде таблицы, содержащей сведения о местах трудоустройства выпускников относительно каждого года выпуска в разрезе специальностей (направлений) подготовки за 3 последних года был разработан Рособрнадзором только в 2015 г. и включен в перечень требований к представлению информации Методических рекомендаций представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (для образовательных организаций высшего образования), согласно Приложению к письму Рособрнадзора от 25.03.2015 №07-675.

Аналогичная ситуация сложилась и в отношение размещения информации о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года. Указанные данные также были размещены ответчиком на сайте сразу же после выдачи первого предписания, что подтверждается скриншотом на состояние 12.12.2014.

При этом действующие в период проверки деятельности Института нормативные акты также не содержали конкретных требований к содержанию размещаемой информации о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании. Подробная методика размещения таких сведений была разработана уже после проведения проверки в вышеупомянутом Приложении к письму Рособрнадзора от 25.03.2015 №07-675.

В свою очередь, представитель истца пояснил, что несоблюдение ответчиком формы и способа подачи информации на сайте Института было расценено как отсутствие информации в целом.

Оценив вышеуказанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что перечисленные истцом нарушения Правил размещения информации не являются лицензионными нарушениями, а квалифицируются как нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования.

В настоящее время ответчик принял все меры к тому, чтобы размещаемая на сайте Института информация отвечала всем требованиям действующего законодательства, что подтверждается прилагаемыми скриншотами.

По мнению суда, прекращение действия лицензии является крайней мерой, ущемляющей право образовательного учреждения на осуществление деятельности. А потому ее применение допустимо лишь в крайних случаях.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации аннулирование лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности, и такая мера должна носить исключительный характер, отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, соразмерной допущенным нарушениям, следовательно, является крайней мерой ответственности.

При вынесении решения судом учтены положения пункта 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в котором отмечено, что аннулирование лицензии не является административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Из содержания определений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлений от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" следует, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом существенных обстоятельств дела. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

Поскольку аннулирование лицензии лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, а потому ограничивает правоспособность юридического лица, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Следовательно, аннулирование лицензии или приостановление ее действия на какой-либо срок является видом ответственности, привлечение к которому без определения вины невозможно.

Исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд установил, что Институтом предпринимались меры к своевременному исполнению требований лицензирующего органа, как первоначального так и повторного. На момент рассмотрения дела в суде все нарушения устранены.

Данный факт представитель истца не опроверг.

Материалами дела подтверждено, что Институтом предпринимались меры к своевременному исполнению требований лицензирующего органа. Несвоевременное исполнение требований Рособрнадзора обусловлено ошибочным понимание Институтом изложенных в нем предписаний, пренебрежительное отношение в действиях последнего отсутствует, допущенные нарушения не относятся к разряду лицензионных нарушений и не являются существенными, негативных последствий от допущенных ответчиком нарушений не выявлено.

Довод истца о том, что Институт не лишен возможности обратиться за получением новой лицензии арбитражный суд отклоняет, поскольку аннулирование лицензии не должно являться наказанием за допущенные нарушения и создавать искусственные сложности для продолжения образовательной деятельности при полном устранении нарушений. В таком случае аннулирование лицензии теряет свой предупредительный смысл.

Суд принимает во внимание, что закон предусматривает лишение лицензии как крайней меры воздействия, которая может быть применена судом исходя из характера содеянного. При этом аннулирование лицензии как мера предупреждения является правом суда, а не обязанностью.

С учетом изложенного, суд признает, что в данном конкретном случае такая мера административного воздействия, как аннулирование лицензии, является чрезмерной с учетом непреднамеренного характера действий Института, его последующего поведения.

Принимая во внимание активные действия Института, направленные на устранение нарушений, приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к Институту такой меры принудительного воздействия как аннулирование лицензии.

При таких обстоятельствах, требование истца удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (г. Москва, ОГРН 1047796344111) об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 08.07.2013, регистрационный № 0776, серия 90ЛО1 № 0000838, выданной Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Рязанский институт управления и права" (г. Рязань, ОГРН 1026201265155), отказать.

2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                         И.В. Шуман