ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-1740/09 от 20.05.2009 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области 

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань Дело №А54-1740/2009

27 мая 2009 года  С3

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20 мая 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 27 мая 2009 года.

Судья Арбитражного суда Рязанской области Савина Н.Ф.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой О.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Центр отдыха и путешествий", г. Рязань

к Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области, г.Рязань

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

при участии в судебном заседании:

от общества - Головина С.П., генеральный директор, протокол общего собрания №3 от 26.03.2009;

от административного органа - Григорян А.Ф., представитель по доверенности от 16.03.2009;

установил:   общество с ограниченной ответственностью "Центр отдыха и путешествий" ( далее - общество, заявитель ) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области ( далее- административный орган ) и просило арбитражный суд снять административную ответственность с юридического лица и привлечь к административной ответственности должностное лицо - генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Центр отдыха и путешествий" в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Представитель общества уточнил заявленное требование и просил арбитражный суд признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 443 от 03.04.2009 в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Представитель административного органа заявление отклонил, указал на то, что выявленные нарушения нельзя отнести к разряду малозначительных. При определении административного наказания с учетом всех обстоятельств был установлен минимальный размер штрафа.

Из материалов дела следует, что сотрудниками административного органа была проведена проверка хозяйственной деятельности ООО "Центр отдыха и путешествий", расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Краснорядская , д.5а, по вопросам соблюдения законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей.

В ходе проверки установлено, что на вывеске отсутствует достоверная информация о месте нахождения организации, в агентских договорах отсутствуют адреса организаций, предоставивших финансовое обеспечение, нет сведений о порядке и сроках предъявления потребителем претензий к исполнителю в случае нарушения исполнителем условий договора о реализации туристского продукта; в агентском договоре №8 от 10.02.2009 не указан почтовый адрес и адрес вместо нахождения туроператора, в приложении № 1 к агентскому договору № 17 от 11.03.2009 отсутствует информация на русском языке об условиях проживания и питания, в договора включены условия, ущемляющие права потребителей.

По результатам рассмотрения материалов проверки 26.03.2009 административным органом составлен протокол об административном правонарушении № 453 и принято постановление от 03.04.2008г. №443 о привлечении ООО "Центр отдыха и путешествий" к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее- КоАП РФ ) в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.

Рассмотрев и оценив представленные в совокупности материалы настоящего дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное ООО "Центр отдыха и путешествий" требование не подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа.

В силу ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Следовательно, на регулирование отношений по оказанию туристских услуг гражданам, распространяется и действие законодательства о защите прав потребителей.

В соответствии с п.1 ст.9 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель ( исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Судом установлено, что на вывеске отсутствует достоверная информация о месте нахождения организации (указан неверный юридический адрес организации, предупредительная надпись о смене адреса отсутствует).

Согласно п. 13 Правил оказания услуг по реализации туристического продукта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 N 452 ( далее- Правила) к существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и потребителем, относятся: размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о порядке и сроках предъявления потребителем претензий к исполнителю в случае нарушения исполнителем условий договора о реализации туристского продукта.

Из материалов дела следует, что в агентских договорах №8 от 10.02.2009, №11 от 16.02.2009, №17 от 11.03.2009 отсутствуют адреса организаций, предоставивших финансовое обеспечение , нет сведений о порядке и сроках предъявления потребителем претензий к исполнителю в случае нарушения исполнителем условий договора о реализации туристского продукта.

В соответствии с п. 10 Правил при заключении договора о реализации туристского продукта исполнителем доводятся до сведения потребителя настоящие Правила, а также информация на русском языке об исполнителе, оказываемых услугах по реализации туристского продукта, указанная в пунктах 5,7-9 Правил, и по усмотрению исполнителя на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Пунктом 7 Правил предусмотрено , что информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать сведения об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания.

Согласно п. 14 Правил к существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого между тур агентом и потребителем относятся: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес тур агента.

Судом установлено, что в агентском договоре №8 от 10.02.2009 не указан почтовый адрес и адрес вместо нахождения туроператора, в приложении № 1 к агентскому договору № 17 от 11.03.2009 отсутствует информация на русском языке об условиях проживания и питания.

Пунктом 1 ст. 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законами и иными нормативными актами (императивным нормам).

За включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Согласно п.2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по выбору истца: либо по месту нахождения ответчика, либо по месту жительства истца, либо по месту заключения договора.

Как усматривается из материалов дела, в пункте 8.7 договора №8 от 10.02.2009, пункте 9.7 договора № 11 от 16.02.2009, пункте 9.7 договора №17 от 11.03.2009 предусмотрено, что в случае не достижения согласия спор передается на разрешения суда по месту нахождения ответчика. Указанное положение договоров противоречит требованиям п.2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" .

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства отсутствия у общества возможности для соблюдения нарушенных норм и правил суду не представлены.

Вменяемое ООО "Центр отдыха и путешествий" правонарушение и вина ООО "Центр отдыха и путешествий" подтверждены материалами дела.

Арбитражным судом отклоняется довод представителя ООО "Центр отдыха и путешествий" о том, что совершенное им правонарушение является малозначительным ( ООО "Центр отдыха и путешествий" находится в тяжелом финансовом положении, в связи с тяжелой экономической обстановкой, сложившейся на рынке туристических услуг, правонарушение совершено впервые, выявленные нарушения устранены и не повлекли вредных последствий, все налоги и сборы уплачиваются своевременно и в полном объеме).

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Арбитражный суд считает, что предусмотренные ст. 2.9 КоАП РФ основания для освобождения ООО "Центр отдыха и путешествий" от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствуют. Данное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере туристской деятельности, на интересы граждан в области туристских услуг. Государственный контроль в сфере туристской деятельности направлен на защиту прав потребителей, повышение качества и безопасности туристских услуг.

Согласно п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 №10 такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение выявленных правонарушений, на которые указывает заявитель , не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 ст.4.1.КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Оспариваемым постановлением в отношении общества применена минимальная мера ответственности, предусмотренная частями 1 и 2 ст.14.8 КоАП РФ.

Учитывая доказанность материалами дела состава вменяемого ООО "Центр отдыха и путешествий" административного правонарушения, вины общества в его совершении, общество обоснованно привлечено к административной ответственности. В силу ч.2 ст. 211 КоАП РФ арбитражный суд не находит оснований для признания незаконным и отмены постановления Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области по делу об административном правонарушении № 443 от 03.04.2009 .

В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления отказать.

2. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.

Судья: Савина Н.Ф.