ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело № А54-183/2013
19 июня 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании июня 2013 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2013 года .
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Савиной Н.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кудихиной И.К.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Горзем" (<...>; ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Рязанской области (<...>, ОГРН <***>),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Рязанской области (<...>; ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 03.12.2012 по делу об административном правонарушении №2.9-70/33, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №7 по Рязанской области.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 10.06.2013, личность установлена на основании паспорта;
от ответчиков:
от Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области: ФИО2, ведущий специалист - эксперт, доверенность от 08.11.2012 личность установлена на основании предъявленного удостоверения;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Рязанской области: ФИО3, специалист 2 разряда, представитель по доверенности от 09.01.2012, личность установлена на основании предъявленного удостоверения.
установил: общество с ограниченной ответственностью "Горзем" (далее - Общество, ООО " Горзем ", заявитель ) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Рязанской области и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Рязанской области ( далее - Межрайонная ИФНС России № 7 по Рязанской области, административный орган, Инспекция ) о признании незаконным и отмене постановления от 03.12.2012 по делу об административном правонарушении №2.9-70/33 Межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области (с учетом уточнения заявленных требований)
Представитель ООО " Горзем " поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, указав на малозначительность совершенного правонарушения.
Представители ответчиков заявление отклонили как необоснованное, ссылаясь при этом на соответствие оспариваемого постановления закону.
Из материалов дела следует, что сотрудниками Межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области в ходе проведения проверки соблюдения Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России от 12.10. 2011 № 373-П (далее по тексту Положение № 373-П), Указания Банка России от 20.06.2007 № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличныхденег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" (далее по тексту Указаниe № 1843-У) установлено, что ООО " Горзем" были нарушены требования пунктов 2.1, 2.2, 3.2, 4.2, 4.3, 5.2-5.4 Положения № 373-П, пункта 1 Указания № 1843-У.
Обществом превышены размеры расчетов наличными денежными средствами.
Так, в кассу Общества 19.10.2012 от ООО "Скопинский мясоперерабатывающий комбинат" за реализованную продукцию поступили денежные средства в сумме 203 960 руб. Денежные средства были оприходованы Обществом в кассовую книгу одной суммой, т. е. сверх установленного размера расчета наличными деньгами. Эта же сумма оформлена двумя приходными кассовыми ордерами на суммы 100 000 руб. и 103 960 руб., что также являетсянарушением, так как превышает размер расчета наличными деньгами. Договоры с ООО "Скопинский мясоперерабатывающий комбинат" в ходе проверки не представлены. Кроме того, в приходных и расходных кассовых ордерах, кассовой книге отсутствуют такие реквизиты, как наименование организации, номер документа, дата, подписи должностных лиц (кассира, главного бухгалтера), печать, кассовая книга не прошнурована.
По результатам рассмотрения материалов проверки в отношении ООО "Горзем" был составлен протокол от 19.11.2012 № 2.9-70/35 об административном правонарушении, на основании которого начальником Инспекции вынесено постановление от 03.12.2012 № 2.9-70/33 по делу об административном правонарушении, в соответствии с резолютивной частью которого Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в размере 40000 руб.
Не согласившись с постановлением Межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области от 03.12.2012 № 2.9-70/33 по делу об административном правонарушении, Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области с жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 20.12.2012 № 2.15-12/13633 указанное выше постановление Инспекции оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением Межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области от 03.12.2012 № 2.9-70/33 по делу об административном правонарушении, ООО " Горзем " обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное Обществом требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, в виде наложения административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" правила расчетов в Российской Федерации устанавливает Банк России.
Банком России 12.10.2011 утверждено Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации № 373-П.
Оспариваемым постановлением заявителю вменяется в вину нарушение требований пунктов 2.1, 2.2, 3.2, 4.2, 4.3, 5.2-5.4 Положения № 373-П, пункта 1 Указания № 1843-У.
Согласно пункту 2.1 Положения № 373-П кассовые документы юридического лица, индивидуального предпринимателя оформляются: главным бухгалтером; бухгалтером или другим работником (в том числе кассиром), определенным руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при наличии) путем издания распорядительного документа юридического лица, индивидуального предпринимателя (далее - бухгалтер); руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).
В кассовых документах указывается основание для их оформления и перечисляются прилагаемые подтверждающие документы (расчетно-платежные ведомости 0301009, платежные ведомости 0301011, заявления, счета, другие документы). Внесение исправлений в кассовые документы не допускается.
Согласно пункту 2.2 Положения приходный кассовый ордер 0310001 подписывается главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, кассиром.
Расходный кассовый ордер 0310002 подписывается руководителем, а также главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, кассиром.
В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем.
В силу пункта 3.2 Положения № 373-П при получении приходного кассового ордера 0310001 кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера, а при их отсутствии - наличие подписи руководителя и ее соответствие имеющемуся образцу, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере 0310001.
Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом.
После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере 0310001, с суммой фактически принятых наличных денег.
При соответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере 0310001, кассир подписывает приходный кассовый ордер 0310001, квитанцию к приходному кассовому ордеру 0310001 и проставляет на ней оттиск штампа, подтверждающего проведение кассовой операции. В подтверждение приема наличных денег вносителю наличных денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру 0310001.
При несоответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере 0310001, кассир предлагает вносителю наличных денег довнести недостающую сумму наличных денег или возвращает излишне вносимую сумму наличных денег. Если вноситель наличных денег отказался довнести недостающую сумму наличных денег, кассир возвращает ему вносимую сумму наличных денег. Приходный кассовый ордер 0310001 кассир перечеркивает и передает главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю для оформления приходного кассового ордера 0310001 на фактически вносимую сумму наличных денег.
В соответствии с пунктом 4.2 Положения № 373-П кассир выдает наличные деньги непосредственно получателю, указанному в расходном кассовом ордере 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011), при предъявлении им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее - документ, удостоверяющий личность), либо при предъявлении получателем доверенности и документа, удостоверяющего личность.
Перед выдачей наличных денег кассир, получив расходный кассовый ордер 0310002 (расчетно-платежную ведомость 0301009, платежную ведомость 0301011), проверяет наличие подписей руководителя, главного бухгалтера или бухгалтера (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера - наличие подписи руководителя) и их соответствие имеющимся образцам, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью. При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир проверяет также наличие подтверждающих документов, перечисленных в расходном кассовом ордере 0310002, и соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в расходном кассовом ордере 0310002, данным предъявляемого получателем документа, удостоверяющего его личность.
При выдаче наличных денег по доверенности кассир проверяет соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в расходном кассовом ордере 0310002, фамилии, имени, отчеству (при наличии) доверителя, указанным в доверенности, а также соответствие указанных в доверенности и расходном кассовом ордере 0310002 фамилии, имени, отчества (при наличии) доверенного лица и данных документа, удостоверяющего его личность, данным предъявленного доверенным лицом документа. В расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011) перед подписью лица, которому доверено получение наличных денег, кассир делает надпись "по доверенности". Доверенность прилагается к расходному кассовому ордеру 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011).
В случае выдачи наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем по доверенности, оформленной на несколько выплат или на получение наличных денег у разных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, делаются ее копии, которые заверяются в порядке, установленном руководителем. Заверенная копия доверенности прилагается к расходному кассовому ордеру 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011). Оригинал доверенности (при наличии) хранится у кассира и при последней выдаче наличных денег прилагается к расходному кассовому ордеру 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011).
Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру, оформленному на полученные (выданные) наличные деньги (пункт 5.2 Положения № 373-П).
Пунктом 5.3 Положения N 373-П определено, что кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись.
Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку (пункт 5.4 Положения).
Пунктом 1 Указаний Банка России от 20.06.2007 № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" предусмотрено, что расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела , ООО "Горзем" превышены размеры расчетов наличными денежными средствами.
Так, в кассу Общества 19.10.2012 от ООО "Скопинский мясоперерабатывающий комбинат" за реализованную продукцию поступили денежные средства в сумме 203 960 руб. Денежные средства были оприходованы плательщиком в кассовую книгу одной суммой, т. е. сверх установленного размера расчета наличными деньгами. Эта же сумма оформлена двумя приходными кассовыми ордерами на суммы 100 000 руб. и 103 960 руб., что также являетсянарушением, так как превышает размер расчета наличными деньгами. Кроме того, в приходных и расходных кассовых ордерах, кассовой книге отсутствуют такие реквизиты, как наименование организации, номер документа, дата, подписи должностных лиц (кассира, главного бухгалтера), печать, кассовая книга не прошнурована.
В обоснование заявления Общество ссылается на то , что расчеты с ООО "Скопинский мясоперерабатывающий комбинат" производились по трем договорам, которые не превышают установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, соответственно договора с ООО "Скопинский мясоперерабатывающий комбинат" от 11.10.2012 были заключены на суммы 87144руб., 88104руб., 28712 руб. Общая сумма составляет 203960 руб.
Однако договоры с ООО "Скопинский мясоперерабатывающий комбинат" в ходе проверки не представлены. В приходных кассовых ордерах на сумму 100000 руб. и 103 960 руб. в графе "основание" указано за скот. Ссылки на накладные, либо договор, во исполнение которого произведена оплата в приходном кассовом ордере отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Горзем" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушения порядка составления протокола об административном правонарушении и принятия оспариваемого постановления судом не установлено, поскольку протокол составлялся и материалы дела об административном правонарушении рассматривались в присутствии директора Общества.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд считает, что Инспекцией доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим судом отклоняются доводы заявителя об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения суд вправе освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 17 указанного постановления определено, что, установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае. При этом формальный состав правонарушения не исключает возможности применения к нему критериев малозначительности.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд, исследовав и проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи с обстоятельствами дела, оценил характер и степень общественной опасности совершенного ООО " Горзем " правонарушения и пришел к выводу о том, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе допущенное заявителем деяние не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, отсутствуют вредные последствия.
Также арбитражным судом учтено, что заявитель раскаялся в содеянном, им предприняты меры по недопущению повторения подобной ситуации, ранее к административной ответственности за указанное правонарушение не привлекался.
Учитывая вышеизложенное, степень вины правонарушителя, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и ущерба, связанного с неправомерными действиями ООО " Горзем ", арбитражный суд считает возможным применить норму статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в связи с этим отменить оспариваемое постановление.
В удовлетворении заявления в отношении Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области следует отказать.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (часть 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
1. Признать незаконным и отменить постановление от 03.12.2012 по делу об административном правонарушении №2.9-70/33, вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №7 по Рязанской области.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Горзем" (<...>; ОГРН <***>) из дохода федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению №8 от 14.01.2013.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Н.Ф. Савина