ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-1905/14 от 16.02.2015 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань                                                             Дело № А54-1905/2014

24 февраля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании февраля 2015 года .

Полный текст решения изготовлен февраля 2015 года .

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи  Шуман И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ясинской Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по  заявлению Научно-производственного кооператива "Практика" (Рязанская область, Клепиковский район, с. Стружаны; ОГРН <***>) к администрации муниципального образования Клепиковский район Рязанской области (Рязанская область, г. Спас-Клепики; ОГРН <***>), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Национальный парк "Мещерский", Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области; Правительство Рязанской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области, Министерство природопользования и экологии Российской Федерации

о признании действия (бездействия) незаконным и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов НПК "Практика" путем передачи НПК "Практика" земельного участка площадью 62000+2179 кв.м, с кадастровым номером 62:05:2790401:274, по договору купли-продажи, установив цену земельного участка в размере 2,5% (двух с половиной процента) 803 руб. 67 коп. от кадастровой стоимости земельного участка 32147 руб.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, председатель, протокол от 15.09.2011, личность установлена на основании предъявленного паспорта;

от ответчика: не явился, извещен;

от третьих лиц:

от Управления Росреестра по Рязанской области: ФИО2, представитель по доверенности от 15.01.2015, личность установлена на основании предъявленного удостоверения;

от Министерства природопользования и экологии Российской Федерации: ФИО3, представитель по доверенности от 13.01.2015, личность установлена на основании предъявленного паспорта;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, Правительства Рязанской области, Национального парка "Мещерский", Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Рязанского филиала: не явились, извещены надлежащим образом.

установил: в Арбитражный суд Рязанской области обратился Научно-производственный кооператив "Практика" к администрации муниципального образования Клепиковский район Рязанской области о признании действия (бездействия) незаконным. Кроме того заявитель просил суд обязать администрацию Клепиковского муниципального района Рязанской области подготовить договор купли-продажи согласованного земельного участка площадью 62000+2179 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 400 метрах от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <...>, с кадастровым номером 62:05:2790401:274 для сельскохозяйственного производства.

Суд неоднократно предлагал заявителю уточнить (конкретизировать) заявленные требования.

20.05.2014 заявителем уточнен путь устранения нарушений прав и законных интересов НПК "Практика", в соответствии с которым он просил суд возложить на ответчика обязанность передать НПК "Практика" земельный участок площадью 62000+2179 кв.м, с кадастровым номером 62:05:2790401:274, по договору купли-продажи, установив цену земельного участка в размере 2,5% (двух с половиной процента) 803 руб. 67 коп. от кадастровой стоимости земельного участка 32147 руб.

Определениями Арбитражного суда Рязанской области от 26.06.2014, 31.07.2014 и от 18.09.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены - Национальный парк "Мещерский", Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, Правительство Рязанской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области.

Определением суда от 11.12.2014 к участию к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природопользования и экологии Российской Федерации.

В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц (Правительства Рязанской области, Национального парка "Мещерский", Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Рязанской области) не явились. В соответствии со ст. ст. 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие представителей указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, в порядке, предусмотренном статьями 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что НПК "Практика" на праве собственности принадлежат два здания коровников.

05.01.2014 НПК "Практика" обратился в администрацию муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Рязанской области с заявлением о продаже в собственность земельного участка с кадастровым номером 62:05:2790401:274 площадью 62000+-2179 кв.м, на котором размещены вышеуказанные здания коровников.

Ранее, 09.11.2012 ответчиком была утверждена схема расположения спорного земельного участка (Постановление от 09.11.2012 №1138).

11.03.2014 заместитель главы администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Рязанской области, в своем ответе (Исх. №590 от 11.03.2014) отказал в продаже испрашиваемого земельного участка.

Не согласившись с решением об отказе в продаже испрашиваемых земельных участков, заявитель обратился в суд с заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле,  суд считает, что требования НПК "Практика" не подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3); каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (статья 42).

В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом и федеральными законами.

В силу статьей 15 и 27 Земельного кодекса Российской Федерации к землям, ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). Пункт 2 статьи27 Кодекса предусматривает, что ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В силу положений пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Согласно пункту 5 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на национальные парки принадлежит Российской Федерации.

Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Таким образом, на обозначенные земельные участки не распространяется действие статей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от 25 марта 2005 г. N 137-ФЗ с изм. от 7 июня 2013 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в части передачи их в частную собственность.

Материалы дела свидетельствуют, что Национальный парк «Мещерский» был создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.1992 №235.

Пунктом 113 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» национальный парк «Мещерский» отнесен к ведению Минприроды России.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» (далее - Положение о Минприроды России) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Пунктом 5.2 Положения о Минприроды России, установлен перечень нормативных правовых актов, принимаемых Минприроды России, в том числе положения о национальных парках.

Границы национального парка «Мещерский» установлены Положением о национальном парке «Мещерский», утвержденным приказом Минприроды России от 23.04.2008 №103, и обозначены на карте-схеме национального парка «Мещерский».

В ходе судебного разбирательства было установлено, что испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 62:05:2790401:274 расположен в особо охраняемой зоне национального парка «Мещерский».

По данному факту у сторон (в том числе у заявителя) спора нет.

Вместе с тем, заявитель считает, что понятие "границы (зона) национального парка" не тождественно понятию "земельный участок", и в рассматриваемом случае, за ФГБУ "Национальный парк "Мещерский" на праве постоянного бессрочного пользования закреплены только земельные участки с кадастровыми номерами 62:15:0000000:14 и 62:05:0000000:7 (свидетельства о государственной регистрации права 62-МД 394547 и 62-МД 573654). По мнению заявителя, земельные участки и территории, не оформленные за ФГБУ "Национальный парк "Мещерский", могут находиться в свободном обороте и предоставляться в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с разрешенным видом использования данной земли.

Суд расценивает доводы заявителя как ошибочные. В границах (зоне) национальных парков действительно формируются земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса), которые  предоставляются государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной названным Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

Режимы особой охраны территории национального парка закреплены в статье 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и определяют зонирование его территорий с ограничением порядка их использования по назначению.

Таким образом, из совокупности норм - пункта 4 статьи 12, статей 15, 16 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и части 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности иных лиц.

Однако закон допускает лишь сохранение в частной собственности отдельных земельных участков, уже включенных в состав земель особо охраняемых территорий, а не их предоставление (часть 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что земельный участок находится в границах зоны национального парка «Мещерский» федерального значения, относится к особо охраняемым природным территориям, является федеральной собственностью и в силу требований пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежит приватизации, в силу чего у заявителя отсутствует право на выкуп земельного участка, а у ответчика - право на его отчуждение. При этом, в рассматриваемой ситуации администрация муниципального образования Клепиковский район Рязанской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделена полномочиями распоряжаться федеральной собственностью..

Кроме того, как обоснованно отмечено представителем Министерства природопользования и экологии Российской Федерации, в 2008 году заявитель уже обращался в суд со схожими требованиями о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 62:05:000000:183 (спорный по настоящему делу земельный участок является его частью), находящегося на территории национального парка «Мещерский». Постановлением Федерального Арбитражного Суда Центрального округа от 23.04.2010 по делу № А54-4980/2008 установлено, что поскольку земельный участок отнесен к землям национального природного парка, которые в силу закона не подлежат приватизации, суды нижестоящих инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленного НПК «Практика» требования.

При рассмотрении настоящего спора обстоятельства дела и законодательство не изменились в той степени, чтобы суд пришел к иным (противоположным) выводам, в связи с чем, суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.

При обращении в суд (14.04.2014) заявитель уплатил государственную пошлину в сумме 4000 руб. (платежное поручение №2 от 07.04.2014), которая (в сумме 2000 руб.) в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя. Излишне уплаченная госпошлина (2000 руб.) подлежит возврату из дохода федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления отказать.

2. Возвратить Научно-производственному кооперативу "Практика" (Рязанская область, Клепиковский район, с. Стружаны; ОГРН <***>) из дохода федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 руб., перечисленную по платежному поручению №2 от 07.04.2014.

3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                           И.В. Шуман