ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-2068/2007 от 07.06.2007 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань                                                                Дело № А54-2068/2007

15 июня 2007 года                                                                                      С8

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании июня 2007 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2007 года .

Судья Арбитражного суда Рязанской области  Стрельникова И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Рябовой И.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области (г. Рязань)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (г. Рязань)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя - ФИО2, государственный инспектор, доверенность № 01/1619 от 27.11.2006г., удостоверение № 06099, выдано 29.08.2005г.;

от лица, привлекаемого к ответственности, - ФИО1, индивидуальный предприниматель, паспорт <...>, выдан 06.08.2002г. Октябрьским РОВД г. Рязани;

установил: Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области (далее по тексту УГАДН по Рязанской области) представлены материалы проверки о совершении индивидуальным предпринимателем ФИО1, проживающим по адресу: <...>, зарегистрированным в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 305623004700011, административного правонарушения.

Представитель УГАДН по Рязанской области поддержал заявленное требование о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности, связанной с перевозкой пассажиров автотранспортом на коммерческой основе, с нарушением лицензионных условий и требований.

Индивидуальный предприниматель по заявленному требованию возражал. Указал, что им предприняты меры по устранению допущенных нарушений. В отношении выявленного нарушения по отсутствию путевого листа пояснил, что за 15 минут до проверки водитель производил ремонт транспортного средства, все соответствующие документы находились у него в нагрудном кармане одежды, в том числе и спорный путевой лист, но данный путевой лист выпал из кармана одежды в момент переодевания. Поэтому фактически на момент проверки путевой лист имелся в наличии, но находился в автобусе.

Из представленных материалов следует: на основании распоряжения  УГАДН по Рязанской области №246 от 03.05.2007г. проведенной проверкой предпринимателя ФИО1, установлено, что предпринимательская деятельность по перевозке пассажиров осуществлялась с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. N 637.

Выявленные нарушения отражены в акте инспекторской проверки хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по перевозке пассажиров (грузов) автомобильным транспортом №163-НИ от 14.05.07г., врученном предпринимателю ФИО1 14.05.2007г.. Возражений по акту проверки предприниматель не представил.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении серии А-62 №000391 от 14.05.07г., в котором в разделе "Объяснения" отражена позиция предпринимателя ФИО1 - "путевой лист у водителя имелся. По характеру перевозок учесть время работы водителя считаю невозможным".

Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, , что с учетом конкретных обстоятельств данного дела возможно применение ст. 2.9 КоАП РФ, исходя из следующего.

ФИО1, является индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 305623004700011, имеет лицензию № АСС-62-213832 от 25.08.2005г. на перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории Российской Федерации, выдана Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и является в силу ст.2.4 КоАП РФ должностным лицом.

Согласно п.1 ст. 17 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 08.08.2001г., деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

В соответствии с выданной предпринимателю лицензией на право перевозки пассажиров (регистрационный номер АСС-62-213832 от 25.08.2005г.), условиями осуществления деятельности являются следующие обязанности  владельца лицензии: обеспечение наличия лицензионных карточек у водителя на каждом транспортном средстве при работе на линии; представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности; обязанность выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; обязанность осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм.

Пунктом 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:

а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;

ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;

и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными  правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.

Согласно п.4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В соответствии с п. 2 Приказа Минтранса РФ от 30.06.2000 N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями (далее - Порядок) обязателен для всех индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды или других законных основаниях, при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе или за собственный счет для производственных целей.

В соответствии с п. 3.4.3 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация:

- осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию;

- организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации;

- оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации.

В силу статьи 91 Трудового кодекса РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

В соответствии с п.15 з)  Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15, рабочее время водителя состоит из следующих периодов: время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем.

Согласно пункту  2.6.2 "Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.94 N 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают безопасность перевозок пассажиров и грузов, для чего ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.

Факт нарушения предпринимателем ФИО1 лицензионных требований и условий перечисленных выше подтверждается материалами дела, в том числе  протоколом об административном правонарушении серии А-62 №000391 от 14.05.07г.

По факту отсутствия путевого листа суд считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 2.1 подпункту 2.1.1. Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки: в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов. В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

Судом установлено, что 19.04.2007г. водитель  Икаруса-54327 государственный номер АЕ418_62 ФИО3 был обеспечен путевым листом. Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела путевым листом № 54 от 19.04.2007г. с отметкой сотрудника УГАДН по Рязанской области.

С учетом изложенного, вменяемое индивидуальному предпринимателю нарушение по факту отсутствия путевого листа  не может служить основанием для привлечения его к административной ответственности.

Невыполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными  правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством административную ответственность.

За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрены меры  административной ответственности  ч. 3 статьи 14.1 Кодекса  РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения суд вправе освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2003г. № 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих ответственность обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Отличительным признаком малозначительности правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отличается крайне низкой степенью общественной опасности, а, следовательно, с объективной стороны не представляет существенной угрозы для охраняемых законом общественных отношений.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, а также отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и ущерба, связанного с неправомерными действиями индивидуального предпринимателя ФИО1, а также, что предпринимателем  предприняты меры по устранению допущенных нарушений, арбитражный суд считает возможным применить норму ст. 2.9 КоАП РФ и освободить индивидуального предпринимателя ФИО1 от административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.

В связи с чем, в удовлетворении заявления УГАДН по Рязанской области следует отказать, а дело об административном правонарушении подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 167-170,176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требования Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, отказать.

Освободить индивидуального предпринимателя ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.

Судья:                                   Стрельникова И.А.