ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-2163/2008 от 04.08.2008 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань                                                                                             Дело № А54-2163/2008

11 августа 2008 года                                                                                                          С18

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании августа 2008 года .

Полный текст решения изготовлен августа 2008 года .

Судья Арбитражного суда Рязанской области Мегедь И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ларионовой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества "Рязанский завод автомобильных агрегатов", г. Рязань

к МРЭО ГИБДД УВД по Рязанской области, г. Рязань

о признании незаконным действия должностного лица

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Маскаева О.В. - ведущий юрисконсульт по доверенности от 21.01.2008 № 64; Карасев В.В. - механик по доверенности от 24.07.2008г. № 103 (присутствовал в судебном заседании 28.0.2008г.);

от ответчика: Филипенков А.В. - инспектор по доверенности от 23.10.2007.

В судебном заседании 28.07.2008 объявлен перерыв до 04.08.2008.

установил: открытое акционерное общество "Рязанский завод автомобильных агрегатов" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к МРЭО ГИБДД УВД по Рязанской области о признании незаконным действия должностного лица, выразившегося в отказе в регистрации пожарного автомобиля и обязании провести его регистрацию.

В судебном заседании представитель ОАО "Рязанский завод автомобильных агрегатов" поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель МРЭО ГИБДД УВД по Рязанской области заявленные требования общества отклонил, сославшись на законность отказа в регистрации пожарного автомобиля, поскольку обществом не подтверждено  право собственности на автотранспортное средство.

Из материалов следует: ОАО "Рязанский завод автомобильных агрегатов" обратилось в МРЭО ГИБДД УВД по Рязанской области с заявлением о регистрации пожарного автомобиля АЦ-40-63б/ЗИЛ-431412  (л.д. 6, 22-23).

Письмом № 18/М2522 от 18.03.2008г., МРЭО ГИБДД УВД по Рязанской областиотказало в проведении регистрационных действий в отношении автомобиля АЦ-40-63б/ЗИЛ-431412 (л.д. 24).

Не согласившись с действиями органов ГИБДД,выразившимися в отказе в регистрации пожарного автомобиля, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив материалы дела и доводы представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявление общества удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктами 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в суд за защитой обладает лицо, чьи права и законные интересы нарушены.

Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии п. 9 ст. 10 Закона РФ от 18.04.1991г. №1026-1 "О милиции" милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; осуществлять в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственный учет показания безопасности дорожного движения.

Федеральный закон от 10.12.1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, установил регистрацию транспортных средств.

Согласно ст. 4 Закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Для регистрации транспортного средства кроме документов, подтверждающих право собственности на автомобиль, собственник обязан предоставить документы, указанные в п. 35 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД Российской Федерации от 27 января 2003 г. № 59 (далее по тексту - Правила), а именно:

- заявление;

- паспорт или иной заменяющий его документ, выданный в установленном порядке, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий;

- документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника при совершении регистрационных действий;

- документы об уплате платежей, установленных пунктом 13 настоящих Правил;

- регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался;

- транспортное средство, за исключением случаев его утилизации. При наличии обстоятельств, препятствующих представлению транспортных средств, допускается представление актов технического осмотра, выданных с соблюдением требований настоящих Правил подразделениями Госавтоинспекции по месту нахождения транспортных средств и заверенных главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, районов, городов, округов и районов в городах или их заместителями, начальниками регистрационных подразделений или начальниками станций государственного технического осмотра Госавтоинспекции. Срок действия акта технического осмотра 20 суток;

- справку-счет, выданную торговой организацией или предпринимателем, либо заключенный в установленном порядке договор или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязательным условием для регистрации транспортного средства, помимо представления документов, указанных в п. 35 Правил, является подтверждение права собственности на автомобиль.

Судом из представленных в материалы дела документов установлено, что паспорт транспортного средства 77 AM 891998 (л.д. 8) на пожарный автомобиль АЦ-40-63Б, модель транспортного средства ЗИЛ 431412, двигатель №130*320479, шасси №2856997, год выпуска 1989 год, предприятие изготовитель ЗИЛ, Москва, был выдан 28.12.1995г. владельцу данного автомобиля - АМО ЗИЛ - 3 отделом РЭО ЮАО г.Москвы при снятии его с учета.

28.12.1995 г., при выдаче ПТС и одновременном снятии с учета  в разделе Особые отметки стоит запись о том, что автомашина убыла для продажи, номерные знаки сданы, транзит ЕН/77 41 40.

В транзитных регистрационных знаках указано, что транспортное средство следует своим ходом до комиссионного магазина.

Однако, ни наименование этого магазина, ни его адрес не указан.

17.10.1996г., согласно справки - счета 77 АН 461708, транспортное средство продано АОЗТ РЗАА АМО ЗИЛ - (л.д. 12).

С момента снятия транспортного средства с учета в органах ГИБДД (28.12.1995г.), до момента его продажи (17.10.1996г.) прошло около 10 месяцев. Место нахождения автомобиля в указанный период установить не представляется возможным.

В соответствии со ст. 223 ГК РФ, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 224 ГК РФ, передачей признается вручение вещи приобретателю. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.

В указанной выше справке - счете 77 АН 461708 (л.д. 12), в графе "получил" - отсутствует подпись покупателя пожарного автомобиля.

Данное обстоятельство не позволяет суду сделать вывод о том, что передача автомобиля фактически состоялась.

Документы, подтверждающие расчеты между сторонами за приобретенный автомобиль суду также не представлены.

Продажу пожарного автомобиля АЦ-40-63Б/ ЗИЛ 431412 осуществлялась через ТОО "Букс", которое в ПТС 77 AM 891998 сделало отметку о владельце-продавце "АМО ЗИЛ", и о новом владельце-покупателе - "АОЗТ РЗАА АМО ЗИЛ".

Однако, в нарушение установленного порядка, отметка ГИБДД о новом собственнике в ПТС отсутствует.

Регистрационный знак "Транзит" не выдавался.    

Регистрацию в ГИБДД УВД по Рязанской области автомобиль не проходил.

В соответствии с п. 3 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД Российской Федерации от 27 января 2003 г. № 59, собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

В силу п. 5.1  "Правил проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", транспортные средства подлежат осмотру в соответствии с установленной периодичностью:

- Легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), специальные, специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, подлежат осмотру каждые 6 месяцев.

Пожарные автомобили относятся к числу специальных транспортных средств, следовательно, подлежат техническому осмотру каждые 6 месяцев.

В нарушении указанной выше нормы, технический осмотр автомобиля АЦ-40-63Б, модель транспортного средства ЗИЛ 431412, двигатель №130*320479, шасси №2856997, год выпуска 1989 год, не проводился с декабря 1995г., то есть более 12 лет с момента выдачи ПТС.

Согласно акту приема-передачи основных средств ЗАО РЗАА АМО ЗИЛ (л.д. 55) в качестве оплаты уставного капитала ОАО РЗАА от 30.04.2002 г. на стр. 45 по разделу: Пожарная часть, пунктом 13 значится: инвентарный номер 754700, пожарный автомобиль АЦ-40-63Б (л.д. 57).

Вместе с тем, в акте отсутствует ссылка на номерные агрегаты, а  именно, двигатель №130*320479, шасси №2856997, год выпуска 1989 год автомобиля.

При таких обстоятельствах, идентифицировать автомобиль, переданный по акту приема-передачи основных средств и приобретенный ранее не представляется возможным.

В соответствии с бухгалтерским учетом, дляорганизации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту основных средств независимо от того, находится он в эксплуатации или в запасе, присваивается при принятии на баланс инвентарный номер. Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления основных средств составляется акт приемки - передачи по форме ОС-l. В акте указываются наименование объекта, год выпуска, характеристика объекта, первоначальная стоимость, инвентарный номер, присвоенный основным средствам. Акт приемки - передачи вместе с технической документацией на основное средство передается в бухгалтерию. Бухгалтерия на основании этих документов заводит инвентарные карточки учета основных средств (форма ОС-6).

Инвентарная карточка (ф. № ОС-6), предназначена для аналитического учета основных средств: зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, инструментов, производственного (включая принадлежности) и хозяйственного инвентаря, транспортных средств и др. В карточке указываются характерные признаки объектов: чертеж, модель, тип, марка, заводской номер, дата выпуска (изготовления), дата и номер акта ввода основных средств в эксплуатацию.

Согласно инвентарной карточке (л.д. 13), пожарный автомобиль АЦ-40-63Б был оприходован бухгалтерией лишь 20.11.2002г. 

Следует отметить, что дата оприходования (20.11.2002г.) не совпадает с датой приобретения транспортного средства (17.10.1996г.).

Оприходование произведено спустя более пяти лет после приобретения автомобиля.

Доказательств оприходования пожарного автомобиля бывшим владельцем суду не представлено.

Ссылка заявителя на инвентарную карточку (л.д. 13), в которой указаны номер двигателя, номер шасси, год выпуска, несостоятельна, поскольку указанная карточка является внутренним документом.

Документы, которые являются основанием для оформления инвентаризационной карточки ( приказ о создании комиссии, акт приемки - передачи по форме ОС-l и др.) суду не представлены.

Ссылка заявителя на отсутствие обязанности "АОЗТ РЗАА АМО ЗИЛ" по регистрации в ГИБДД УВД по Рязанской области указанного автомобиля, так как последний находился в гараже и не эксплуатировался предприятием, также признана судом несостоятельной, поскольку обязанность регистрации транспортного средства не зависит от его эксплуатации.

Регистрация в органах ГИБДД не производилась более 12 лет.

В силу п. 3.1 Правил, юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, ОАО "Рязанский завод автомобильных агрегатов" (правопреемник "АОЗТ РЗАА АМО ЗИЛ"), при обращении в МРЭО ГИБДД УВД по Рязанской области с заявлением о регистрации пожарного автомобиля АЦ-40-63Б, модель транспортного средства ЗИЛ 431412, двигатель №130*320479, шасси №2856997, год выпуска 1989 год, не представил документы, с безусловностью свидетельствующие о праве собственности на транспортное средство.

С заявлением в суд о признании права собственности на пожарный автомобиль АЦ-40-63Б, модель транспортного средства ЗИЛ 431412, двигатель №130*320479, шасси №2856997, год выпуска 1989 год, ОАО "Рязанский завод автомобильных агрегатов" не обращался.

Все вышеперечисленные обстоятельства не позволили ГИБДД с безусловностью сделать вывод о наличии права собственности на пожарный автомобиль у ОАО "Рязанский завод автомобильных агрегатов".

Таким образом, МРЭО ГИБДД УВД по Рязанской области правомерно отказало заявителю в регистрации указанного выше пожарного автомобиля.

В данном случае заявитель избрал неверный способ защиты.

Неправильно избранный способ защиты исключает действенность судебной защиты.

Принимая во внимание, что отказ в совершении регистрационных действий делает невозможным эксплуатацию транспортного средства, заявитель не лишен возможности предъявления соответствующих требований в порядке применения гражданско-правовых способов защиты нарушенного права.

На основании изложенного, отказ МРЭО ГИБДД УВД по Рязанской области в осуществлении регистрационных действий в отношении автомобиля АЦ-40-63б/ЗИЛ-431412, оформленный письмом № 18/М2522 от 18.03.2008г., является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы ОАО "Рязанский завод автомобильных агрегатов" в сфере экономической деятельности.

Иной результат рассмотрения данного дела мог повлечь нарушение со стороны ГИБДД  Правил регистрации автотранспортных средств, лишив возможности органы ГИБДД провести осмотр автомобиля в целях исключения легализации транспортных средств с измененными, удаленными и уничтоженными маркировками номерных узлов и агрегатов.

В удовлетворении заявления о признании действий УГИБДД УВД Рязанской области  незаконными следует отказать.

Расходы по оплате госпошлине в размере 2000 руб. относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления отказать.

2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.

Судья                                                                                                И.Ю. Мегедь