ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-2865/19 от 15.01.2020 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань Дело №А54-2865/2019

21 января 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15 января 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 21 января 2020 года.

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Котловой Л.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Соколовой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда Рязанской области по адресу: <...> дело по заявлению закрытого акционерного общества "Заборье" (Рязанская область, Рязанский район, с. Заборье, ОГРН <***>)

к Правительству Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>)

Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, д. Турлатово)

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>)

третьи лица:

- Министерство природопользования Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>)

- Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>)

о признании незаконным действия администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, выраженного в подаче ходатайства в Правительство Рязанской области о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда без согласия правообладателя указанных земельных участков на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую и обоснований для такого перевода; недействительными положения Распоряжения Правительства Рязанской области №73-р от 12.02.2019 в части перевода находящегося в государственной собственности земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов): с кадастровым номером 62:15:0000000:1873, площадью 10 327 585 кв. м., местоположение: Рязанская область, Рязанский район, в границах согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области аннулировать внесенные сведения в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов)

при участии в заседании:

от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности от 14.05.2019, личность установлена на основании предъявленного удостоверения адвоката; Лазаренко С.А., представитель по доверенности от 20.12.2018, личность установлена на основании предъявленного паспорта;

от ответчика (Правительства Рязанской области) - ФИО2, представитель по доверенности от 23.12.2019 №1/65, личность установлена на основании предъявленного удостоверения;

от ответчика (Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области) - ФИО3, представитель по доверенности от 19.02.2019, личность установлена на основании предъявленного паспорта;

от ответчика (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области) - ФИО4, представитель по доверенности №01-39/39 от 29.10.2019, личность установлена на основании предъявленного удостоверения;

от третьего лица (Министерства природопользования Рязанской области) - ФИО5, представитель по доверенности от 09.01.2020 №1, личность установлена на основании предъявленного удостоверения;

от третьего лица (Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области) - ФИО6, представитель по доверенности от 09.01.2020 №ММ/3-104, личность установлена на основании предъявленного паспорта,

установил: закрытое акционерное общество "Заборье" (далее заявитель, Общество, ЗАО "Заборье") обратилось в суд с заявлением к Правительству Рязанской области, Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с требованием о признании незаконным действия Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, выраженного в подаче ходатайства в Правительство Рязанской области о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда без согласия правообладателя указанных земельных участков на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую и обоснований для такого перевода; о признании недействительным Распоряжения Правительства Рязанской области №73-р от 12.02.2019 в части перевода находящегося в государственной собственности земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов) с кадастровым номером 62:15:0000000:1873, площадью 10 327 585 кв. м., местоположение: Рязанская область, Рязанский район, в границах согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области аннулировать внесенные сведения в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов) (с учетом уточнений).

Определением от 16.05.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природопользования Рязанской области и Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (том 2 л.д.145-150).

В судебном заседании представители заявителя поддерживают уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнении к правовой позиции, уточненном заявлении, уточнениях требований, возражениях на позицию заинтересованных лиц (том 1 л.д.4-11; том 2 л.д.38-44; том 3 л.д.22-24; том 4 л.д.1-2; том 7 л.д.27-29).

Представитель ответчика (Правительства Рязанской области) возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве на заявление, обобщенной правовой позиции (том 2 л.д.47-54; том 9).

Представитель ответчика (Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области) возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве на заявление, обобщенной правовой позиции (том 2 л.д.129-132; том 9).

Представитель ответчика (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области) возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве на заявление, пояснениях (том 2 л.д.1-2; том 9).

Представитель третьего лица (Министерства природопользования Рязанской области) возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в пояснениях, правовых позициях (том 3 л.д.28-29,107-108; том 9).

Представитель третьего лица (Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области) возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве на уточненное заявление, обобщенной правовой позиции (том 4 л.д.7-11; том 6 л.д.97-101).

Как следует из материалов дела, ЗАО «Заборье» является сельскохозяйственной организацией (том 1 л.д.82-99) и владеет земельным участком с кадастровым номером 62:15:0000000:1669 на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается Государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей РЯО № 15-000025, выданным Администрацией Рязанского муниципального района Рязанской области (том 1 л.д.15,68-75; том 2 л.д.137).

18.04.2018 ЗАО «Заборье» было принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1669, в результате раздела образовано 2 земельных участка с кадастровыми номерами 62:15:0000000:1873 и 62:15:0080124:55, что подтверждается выписками из ЕГРН (том 1 л.д.16-32).

Земельный участок с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 после его образования обладал следующими характеристиками: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 10 547 694+7-28 417,56 кв.м, адрес: Рязанская обл., Рязанский район (том 1 л.д.20-32).

В декабре 2018 года администрацией муниципального образования Рязанский муниципальный район Рязанской области проведена процедура по разделу земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. В результате раздела были образованы земельные участки с кадастровыми номерами:

- 62:15:0080128:241, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 67 226 кв.м., адрес: Рязанская обл., Рязанский район;

- 62:15:0080.123:906, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 152 883 кв.м.. адрес: Рязанская обл., Рязанский район.

Исходный земельный участок с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 сохранился в измененных границах, площадь которого уменьшилась до 10 327 585 кв.м.

Как указывает ЗАО «Заборье» в заявлении, на территории вновь образованных земельных участков расположены следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности ЗАО «Заборье» согласно плану приватизации совхоза «Заборьевский», выданного 11.11.1993 и утвержденного Комитетом по управлению имуществом администрации Рязанской области, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (том 1; том 2 л.д.4-34,60-122,137):

1) на земельном участке с кадастровым номером 62:15:0080128:241:

62:15:0080128:117 материальный склад;

62:15:0080128:118 мехмастерская 70 рем.;

62:15:0080128:119 стоянка для комбайнов;

62:15:0080128:120 мехмастерская 40 рем.;

62:15:0080128:121 автогараж 25 актом.;

62:15:0080128:122 сарай для хранения техники;

62:15:0080128:123 хранилище ГСМ;

62:15:0080128:126 склад ядохимикатов;

62:15:0080128:128 теплая стоянка на 8 тракторов;

62:15:0080128: 129 лесорама PC;

2) на земельном участке с кадастровым номером 62:15:0080123:906:

62:15:0080123:734 телятник 192 с/м;

62:15:0080123:736 коровник 188 с/м;

62:15:0080123:740 коровник 200 с/м;

62:15:0080123:741 коровник 200 с/м;

62:15:0080123:742 коровник 200 с/м;

62:15:0080123:744 телятник с родильным отделением 29()с/м.

Как указывает ЗАО «Заборье», все вышеперечисленные объекты недвижимости до момента раздела земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 располагались на его территории.

14.11.2018 заявитель обратился в администрацию Рязанского муниципального района Рязанской области с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка 62:15:0000000:1873, под принадлежащими ему объектами недвижимости.

14.12.2018 заявление было рассмотрено администрацией муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области и принято решение №БВ/1-3742 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 в собственность без проведения торгов (том 1 л.д.67). В решении об отказе №БВ/1-3742 от 14.12.2018 ответчик указал на объект недвижимости (сооружение электроэнергетики) с кадастровым номером 62:15:0080128:83, расположенный в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 и находящийся в собственности муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, сославшись на п. 5 ст. 39.16 ЗК РФ.

Посчитав такое решение об отказе не соответствующим действующему законодательству, заявитель обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением об отмене решения Администрации. В настоящее время Арбитражным судом Рязанской области рассматривается дело №А54-10628/2018 по спору между заявителем и Администрацией. Определением Арбитражного суда Рязанской области от 23.05.2019 по делу №А54-10628/2018 производство по делу № А54-2865/2019 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Рязанской области по делу №А54-2865/2019.

Как пояснили в ходе судебного разбирательства представители ЗАО «Заборье», при ознакомлении с материалами дела №А54-10628/2018 заявителю стало известно о том, что Администрацией была инициирована процедура перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда без уведомления заявителя.

По итогам рассмотрения соответствующего обращения Администрации Правительством Рязанской области распоряжением №73-р от 12.02.2019 было принято решение о переводе определенного в нем перечня находящихся в государственной собственности земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов) (том 1 л.д.76-79). В перечень таких земельных участков были включены и земельные участки с кадастровыми номерами 62:15:0000000:1873, 62:15:0080128:241 и 62:15:0080123:906, правообладателем которых в силу ст. 11.8 ЗК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования является заявитель. Данное Распоряжение опубликовано в средствах массовой информации - сетевое издание газеты «Рязанские ведомости».

Заявитель считает действие Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, выраженное в подаче ходатайства в Правительство Рязанской области о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда без согласия правообладателя - незаконным, распоряжение №73-р от 12.02.2019 в части касающейся перевода категорий земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0000000:1873, 62:15:0080128:241,62:15:0080123:906 из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда недействительным и нарушающим его права и законные интересы.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с уточненными требованиями.

Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Рязанской области считает, что уточненные требования Общества подлежат удовлетворению, при этом арбитражный суд исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Из приведенной выше нормы следует, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как пояснили в ходе судебного разбирательства представители заявителя, ЗАО «Заборье» является сельскохозяйственной организацией, ведущей свою деятельность на спорных земельных участках. По мнению заявителя, оспариваемые действия Администрации, выраженные в подаче ходатайства о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда без согласия правообладателя указанных земельных участков на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, и распоряжение Правительства Рязанской области нарушают права заявителя, поскольку перевод земельных участков, принадлежащих последнему на праве постоянного (бессрочного) пользования, в состав земель лесного фонда влечет необоснованное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки; невозможность реализации законного права на приобретение в собственность спорных земельных участков; невозможность ведения сельскохозяйственной деятельности.

Как пояснили в ходе судебного разбирательства представители заявителя, земельный участок с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 находится в постоянном бессрочном пользовании у заявителя, что подтверждается Государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей РЯО № 15-000025, выданным Администрацией Рязанского муниципального района Рязанской области. Решением арбитражного суда Рязанской области от 09.04.2014 по делу №А54-3016/2013 (том 6 л.д.88-89) признано недействительным постановление Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области от 14.03.2013 №223 "О прекращении права постоянного бессрочного пользования земельными участками, занятыми лесами, кустарниками, расположенными в муниципальном образовании - Рязанский муниципальный район" в части предоставления земельных участков, занятых лесами, общей площадью 1023 га, что подтверждает законность правообладания заявителем указанным земельным участком.

Как пояснили в ходе судебного разбирательства представители заявителя, спорные земельные участки, а также все остальные земли, предоставленные заявителю на основании Государственного акта РЯО №15-000025, с момента их предоставления использовались исключительно для ведения сельскохозяйственной деятельности, и именно в категории «Земли сельскохозяйственного назначения» были поставлены на кадастровый учет по заданию Администрации МО - Рязанский муниципальный район.

Как пояснили в ходе судебного разбирательства представители заявителя, возобновление развития сельского направления заявителем началось с момента приобретения пакета акций Общества в 2016 году, после чего производятся работы по рекультивации земельного участка на территориях, беспорядочно заросших древесно-кустарниковой растительностью, с целью восстановления их изначального состояния, предназначенного для ведения сельского хозяйства. В течение всего времени правообладания земельными участками заявитель является добросовестным плательщиком земельного налога, что подтверждают налоговые декларации по земельному налогу за 2017, 2018 г.г. и платежные поручения №28 от 06.03.2017, № 38 от 23.03.2017. Также заявителем представлена копия решения Рязанского областного суда от 19.06.2018 по делу №За-365/2018 о снижении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1669 до суммы в размере 11 373 739 рублей, что послужило основанием для перерасчета размера земельного налога, уплаченного за 2017 год, и зачета суммы переплаты в счет оплаты земельного налога в 2018 - 2019 г.г. (том 7 л.д.30-43).

В ходе судебного разбирательства представители заявителя обратили внимание суда на следующие обстоятельства. Так, Администрация Рязанского района начала совершение действий по разделу земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 уже после подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность заявителя. Ответ по факту рассмотрения указанного выше заявления Администрацией был дан в последний день срока, отведенного на рассмотрение заявления, с отказом в предоставлении земельного участка по надуманным основаниям. После совершения действий по разделу земельного участка, опять же, по мнению заявителя, совершенных с нарушением требований к образованию земельных участков, располагающихся под зданиями, оперативно была инициирована процедура перевода категории земельного участка, без получения согласия законного правообладателя. Все перечисленные факты, по мнению заявителя, свидетельствуют о намеренных действиях Администрации Рязанского района по ограничению прав заявителя. Такие действия Администрации Рязанской области, в последующем повлекшие принятие распоряжения Правительства Рязанской области, по мнению заявителя, лишают возможности заявителя на приобретение в собственность спорного земельного участка, а также полноценного ведения сельскохозяйственной деятельности.

В ходе судебного разбирательства представитель Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области пояснил, что поскольку постановление от 13.05.1993 №327 (том 2 л.д.137) о предоставлении заявителю спорного земельного участка было принято неуполномоченным лицом - главой администрации Рязанского района, а не Советом народных депутатов, право бессрочного (постоянного) пользования у заявителя возникнуть не могло и, соответственно, он не является правообладателем, согласие которого требуется для осуществления перевода.

В ходе судебного разбирательства представитель Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области пояснил, что протокольным поручением Губернатора Рязанской области ФИО7 от 28.12.2010 (пункт 4 - том 2 л.д.135-136) главам муниципальных районов и городских округов Рязанской области было рекомендовано обеспечить выполнение мероприятий по переводу земельных участков сельскохозяйственного назначения, покрытых лесом, в земли лесного фонда. В настоящее время данная работа продолжена, администрация Рязанского муниципального района обратилась в Правительство Рязанской области с ходатайством о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080123:241, 62:15:0000000:1873 в категорию земель лесного фонда. Таким образом, ответчик полагает, что поскольку собственником земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080123:241, 62:15:0000000:1873 является Российская Федерация, то отсутствие согласия заявителя на перевод указанных земельных участков из одной категории в другую не свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого правового акта и незаконности действий администрации. Данные земельные участки являются непригодными для сельскохозяйственного использования и должны быть отнесены к землям лесного фонда.

В ходе судебного разбирательства представитель Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области пояснил, что согласно экспликации земель, предоставляемых АОЗТ «Заборье», заявителю передано в бессрочное (постоянное) пользование в том числе лесов, кустарников 1023 га. Согласно сравнительной экспликации вычисления площадей по сельскохозяйственным угодьям АО Заборье Рязанского района Рязанской области с данными учета по Госземкниге регистрации земель за 1996 г. (содержится в Техническом отчете по вычислению площадей земельных угодий c учетом контурности и крутизны склонов АО «Заборье» Рязанского района Рязанской области от 1996 г. - том 3 л.д.53-105; том 4 л.д.3-6), площадь лесов, закрепленных за хозяйством, - 879,0 га (по данным учета); кустарников - 144,0 га . Всего - 1023 га. Именно эти данные - 879 га лесов и 144 га кустарников (всего 1023 га) отражены в экспликации к государственному акту. На землях совхоза (правопредшественника заявителя) располагались леса, закрепленные за данным сельскохозяйственным предприятием. Нахождение лесов подтверждается материалами лесоустройства 1986 г. Техническим отчетом по вычислению площадей земельных угодий АО «Заборье» 1996 г., ведомостями вычисления площадей контуров земельных угодий АО«Заборье», планшетами масштаба 1:10000, изготовленным в 1994 г. Границы земель, в пределах которых располагались леса, отражены в приложении к заключению специалиста ФИО8 (том 7 л.д.1-25), и соответствуют границам участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873. С учетом изложенного земельный участок, занятый лесами, не мог быть отнесен к участку, предназначенному для нужд сельского хозяйства и использован в сельскохозяйственных целях. По своим техническим характеристикам спорный участок относится к землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, поэтому в силу закона не может находиться в частной собственности. Перевод земель из одной категории в другую не влечет нарушений прав заявителя, поскольку земли лесного фонда не могут быть предоставлены в собственность или аренду.

В ходе судебного разбирательства представитель Правительства Рязанской области пояснил, что в соответствии с пунктом 4.1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для рассмотрения ходатайств Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области были запрошены: выписка из ЕГРН сведений об указанном земельном участке; выписка из ЕГРЮЛ сведений о заявителе. Согласно представленным сведениям о земельном участке, он находится в государственной собственности. При этом, каких-либо сведений о том, что данный земельный участок образован из земель, предоставленных ЗАО «Заборье» (либо его правопредшественнику), в выписке не содержится.

В ходе судебного разбирательства представитель Правительства Рязанской области пояснил, что в силу части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение такими земельными участками отнесено к полномочиям администрации Рязанского муниципального района. Таким образом, согласие правообладателя указанных земельных участков было выражено фактом подачи ходатайства. В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки: в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, -Правительством Российской Федерации; в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства представитель Правительства Рязанской области пояснил, что указанное ходатайство с документами необходимыми для его рассмотрения в соответствии с Положением о Межведомственной комиссии Рязанской области для рассмотрения вопросов о предоставлении земельных участков и изменении целевого назначения земельных участков, утвержденным распоряжением Правительства Рязанской области от 30.12.2016 № 536-р, было рассмотрено Межведомственной комиссией Рязанской области для рассмотрения вопросов о предоставлении земельных участков и изменении целевого назначения земельных участков (далее - МВК). По результатам рассмотрения данного вопроса МВК было принято решение рекомендовать Правительству Рязанской области принять решение о переводе земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873, расположенного на территории Рязанского муниципального района, из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов). Учитывая, что у Правительства Рязанской области отсутствовали основания для принятия решения об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов), равно как и для возвращения ходатайства и документов без рассмотрения, было принято решение о переводе указанного земельного участка. Как полагает представитель Правительства Рязанской области, факт нахождения в границах земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 лесных насаждений подтверждается: экспликацией земель предоставленных АОЗТ «Заборье», содержащейся в государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей РЯО № 15-000025, представленного заявителем в материалы дела. Так, в соответствии с представленным документом заявителю в бессрочное (постоянное) пользование было предоставлено 1023 га лесов, кустарников; проектом организации и развития лесного хозяйства совхоза «Заборьевский» от 1986 года, представленным в материалы дела; техническим отчетом РосНИИземпроект по вычислению площадей земельных угодий с учетом контурности и крутизны склонов АО Заборье Рязанского района Рязанской области от 1996 года. Как полагает представитель Правительства Рязанской области, поскольку заявитель не вправе требовать в собственность земельный участок, занятый лесными насаждениями и вправе осуществлять на земельном участке сельскохозяйственную деятельность, то принятие Правительством Рязанской области решения о переводе земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов) не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов ЗАО «Заборье», подлежащих судебной защите.

В ходе судебного разбирательства представительУправления Росреестра по Рязанской области пояснил, что является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, по сведениям, изложенным в служебной записке начальника Рязанского отдела Управления Росреестра по Рязанской области, заявление об изменение категории земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906 и 62:15:0080128:241 (в том числе в порядке межведомственного взаимодействия) на основании Постановления или Распоряжения Правительства Рязанской области об исключении этих земельных участков из Распоряжения Правительства Рязанской области №73-р от 12.02.2019, не подавалось. На данных объектах имеются сведения о зарегистрированных запретах регистрации (том 9).

В ходе судебного разбирательства представитель Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области пояснил, что в соответствии с Государственным актом РЯО № 15-000025 земельные участки в бессрочное пользование АОЗТ «Заборье» были предоставлены главой администрации Рязанского района, то есть с превышением его полномочий, установленных в статье 31 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР». Таким образом, поскольку спорные земельные участки предоставлены АОЗТ (ЗАО) «Заборье» не уполномоченным органом, то право постоянного (бессрочного) пользования на них у последнего в установленном законом порядке не возникло.

В ходе судебного разбирательства представитель Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области пояснил, что распоряжением Правительства Рязанской области от 26.06.2019 №298-р (том 3 л.д.52) внесены изменения в оспариваемое распоряжение от 12.02.2019 №73-р в части признания утратившими силу абзацев четвертого и пятого о переводе из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, т.к. на указанных земельных участках фактически расположены объекты недвижимости, принадлежащие ЗАО «Заборье». Таким образом, по мнению представителя третьего лица, распоряжение Правительства Рязанской области от 12.02.2019 №73-р в части перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 не нарушает указанных в уточненном исковом заявлении прав и законных интересов ЗАО «Заборье»:

- в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ и Закона о переводе, принятое уполномоченным органом решение о переводе земельного участка из одной категории в другую не является основанием для прекращения прав на такой земельный участок;

- перевод земельного участка в категорию земель лесного фонда не влечет невозможность ведения на таком участке сельскохозяйственной деятельности, т.к. ст. 38 Земельного кодекса РФ и приказом Минприроды России от 10.05.2007 «Об утверждении правил использования лесов для ведения сельского хозяйства» допускается использование лесов для ведения сельского хозяйства;

- находящиеся в государственной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничены в обороте. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. По смыслу п. 2 ст. 77 Земельного кодекса РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе и земли, занятые лесными насаждениями, в связи с чем указание в сведениях ЕГРН категории земельного участка - «земли сельскохозяйственного назначения», не означает, что в его границах не может произрастать лес.

Следовательно, по мнению представителя третьего лица, покрытый лесом земельный участок с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 вне зависимости от его категории ограничен в обороте и не может быть приобретен в собственность ЗАО «Заборье».

В ходе судебного разбирательства представитель министерства природопользования Рязанской области пояснил, что согласно информации, полученной от ГКУ РО "Солотчинское лесничество", на земельном участке с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 находятся лесные насаждения, отличающиеся по породному и возрастному составу, занимающие примерно 50% общей площади земельного участка. В основном лесные насаждения представлены мягколиственными породами с составом 5Б40лч10с+Е и средним возрастом 65-70 лет. Также на земельном участке имеются неиспользуемые участки полей, заросшие древесной растительностью составом 8Б20с+Ив и средним возрастом 20 лет. Имеется сеть магистральных каналов, заросших кустарником и древесной растительностью возрастом 25-30 лет. Представить иные более подробные характеристики лесных насаждений, расположенных на земельном участке, в настоящее время не представляется возможным, в связи с невозможностью проезда на отдельные территории земельного участка (том 9).

Суд оценил все доводы представителей лиц, участвующих в деле, и пришел к следующим выводам.

В силу п.п. 1, 2, 4 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ; земель, находящихся в собственности субъектов РФ и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон №172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Закона №172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Согласно ч. 3 указанной статьи в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

Из п. 5 ч. 4 данной статьи следует, что для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую к ходатайству должно быть приложено в числе других документов согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка.

В соответствии с ч. 5 данной статьи право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Таким образом, следует признать, что:

а) перевод земельных участков в составе земель одной категории в другую возможен только на основании ходатайства, подаваемого в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства;

б) к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую обязательно должно быть приложено согласие правообладателя переводимого земельного участка;

в) исключением из этого общего порядка будет только перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов. В этих случаях согласие правообладателей земельных участков не требуется.

Статьей 7 Закона №172-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, в которых может быть осуществлен перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Пунктом 5 части 1 статьи 7 Закона №172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе, с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.

Согласно п. 3 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерациинарушение установленного Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов о переводе земель из одной категории в другую.

Следует согласиться с заявителем, что понятие «правообладатель», приведенное в п. 5 ч. 4 ст. 2 Закона №172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон №137-ФЗ) предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Пунктом 9 ст. 3 Закона №137-ФЗ предусмотрено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Следует согласиться с заявителем, что государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования РЯО № 15-000025, выданный Администрацией Рязанского муниципального района Рязанской области на указанный участок, по своей юридической силе приравнивается к записям о государственной регистрации прав.

В соответствии со ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование; такое лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен. Право лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит защите по правилам, действующим применительно к праву собственности (статьи 216, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на земельные участки с кадастровыми номерами 62:15:0000000:1873, 62:15:0080128:241 и 62:15:0080123:906, возникшее в силу п. 2 ст. 11.8 ЗК РФ, в установленном законом порядке на момент принятия распоряжения Правительства Рязанской области №73-р от 12.02.2019 не оспорено.

Судом принято во внимание, что постановлением Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области от 05.05.2017 №383 земельному участку с кадастровым номером 62:15:0000000:1669 установлена категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (том 2 л.д.14-15).

Следует признать обоснованной позицию заявителя, что в нарушение ч. 4 ст. 2 Закона №172-ФЗ, Администрацией, владеющей информацией о правообладателе спорных земельных участков (том 2 л.д.4-8,137), при подаче ходатайства о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда не было приложено согласие ЗАО «Заборье» на перевод земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0000000:1873, 62:15:0080128:241 и 62:15:0080123:906 из состава земель одной категории в другую, так как такое согласие заявителем не выдавалось.

Следует признать обоснованной позицию заявителя, что, рассмотрев ходатайство Администрации о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую при отсутствии согласия ЗАО "Заборье" как законного правообладателя спорных земельных участков на перевод, Правительство Рязанской области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.

Суд считает необходимым отметить, что Администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области представила в Правительство Рязанской области ходатайство №7146 от 20.12.2018, ходатайство №7388 от 29.12.2018, выписки из ЕГРН в отношении земельных участков (том 2 л.д.56-122). Вместе с тем, безусловные доказательства, подтверждающие утверждение Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области о том, что "указанные земельные участки непригодны для сельскохозяйственного производства, так как сельскохозяйственные угодья в составе указанных земельных участков заняты лесами", не представлены, на дату издания распоряжения в оспариваемой части отсутствовали.

Суд считает необходимым также отметить, что по состоянию на 28.12.2018, 28.08.2019 в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 содержится запись о том, что на земельном участке расположено 16 объектов недвижимости; в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0080128:241 содержится запись о том, что на земельном участке расположено 9 объектов недвижимости; в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0080123:906 содержится запись о том, что на земельном участке расположено 6 объектов недвижимости (том 2 л.д.60-122; том 4 л.д.39-150; том 5; том 6 л.д.1-53). По состоянию на 11.09.2019 в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 содержится запись о том, что на земельном участке расположено 2 объекта недвижимости (том 6 л.д.56-63). И лишь в ходе судебного разбирательства, по состоянию на 12.11.2019 в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 содержится запись о том, данные об объектах недвижимости отсутствуют (том 6 л.д.130-159).

Как следует из выписки из протокола №1 от 17.01.2019 заседания Межведомственной комиссии (том 2 л.д.123-125), а также установлено в ходе судебного разбирательства, при принятии оспариваемого в части распоряжения Правительством Рязанской области иные выписки из ЕГРН в отношенииспорных земельных участков не запрашивались и не исследовались, факт нахождения на спорных земельных участках объектов недвижимости не получил надлежащей оценки.

Следует признать, что установленные судом обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка обращения с соответствующим ходатайством и о нарушении порядка принятия решения о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0000000:1873, 62:15:0080128:241 и 62:15:0080123:906 из категорий земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда.

Суд считает необходимым отметить, что ссылка ответчиков и третьих лиц на акт №14 планового (рейдового) осмотра земельных участков от 29.05.2019, проект организации и развития лесного хозяйства совхоза "Заборьевский" 1986 года, актуальные выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873, заключение специалиста - кадастрового инженера ФИО8 не может быть принята судом, поскольку данные доказательства не соответствует критериям относимости и допустимости доказательств в рассматриваемом деле (том 3 л.д.10-20, 54-106, 111-126; том 4 л.д.3-6; том 7 л.д.1-25). Суд оценивает законность оспариваемых действий, распоряжения на дату их совершения и принятия, в связи с чем оценке подлежат доказательства, существовавшие, исследованные и оцененные ответчиками на дату совершения оспариваемых действий, на дату издания оспариваемого распоряжения.

Довод о том, что спорные земельные участки предоставлены АОЗТ (ЗАО) «Заборье» не уполномоченным органом, в связи с чем право постоянного (бессрочного) пользования на них у последнего в установленном законом порядке не возникло, судом отклоняется.

Статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что предусмотренный законодательством порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования заявителем спорным земельным участком не соблюден. Доказательств обратного в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.

Согласно п. 1 ст. 60 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 №1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент выделения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование), районная администрация предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Статья 33 указанного Закона предусматривала, что глава местной администрации в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения. Руководители органов и структурных подразделений местной администрации издают приказы. Акты местной администрации, принятые в пределах ее компетенции, вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом. По смыслу данной статьи глава местной администрации, издавая ненормативный акт в виде постановления, действует не от своего имени, а от имени местной администрации, поэтому земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования АОЗТ "Заборье" выделен администрацией Рязанского района Рязанской области, а не лично главой администрации. Следовательно, постановление от 13.05.1993 №327 о предоставлении спорного земельного участка АОЗТ "Заборье" (том 2 л.д.137) принято главой администрации Рязанского района Рязанской области в пределах его полномочий, так как такое право ему было предоставлено Законом Российской Федерации от 06.07.91 №1550-1 и не требовало принятия решения по данному вопросу Советом народных депутатов. Кроме того, судом принято во внимание, что на момент издания оспариваемого распоряжения Правительства Рязанской области №73-р от 12.02.2019 постановление от 13.05.1993 №327 не было ни отменено, ни оспорено в суде.

Утверждение ответчиков и третьих лиц о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, суд находит неосновательным и преждевременным, поскольку на дату издания оспариваемого распоряжения данное утверждение не подтверждено соответствующими относимыми и допустимыми доказательствами.

Суд полагает, что то обстоятельство, что распоряжением Правительства Рязанской области от 26.06.2019 №298-р (том 3 л.д.52) внесены изменения в оспариваемое распоряжение от 12.02.2019 №73-р в части признания утратившими силу абзацев четвертого и пятого о переводе из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, т.к. на указанных земельных участках фактически расположены объекты недвижимости, принадлежащие ЗАО «Заборье», не свидетельствует о том, что распоряжение Правительства Рязанской области от 12.02.2019 №73-р в части перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда земельного участка с кадастровым номером 62:15:0000000:1873 не нарушает указанных в уточненном исковом заявлении прав и законных интересов ЗАО «Заборье». Суд оценивает правомерность и законность распоряжения Правительства Рязанской области от 12.02.2019 №73-р в оспариваемой части на дату его издания. Судом учтено, что заявление об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906 и 62:15:0080128:241 (в том числе в порядке межведомственного взаимодействия) на основании Постановления или Распоряжения Правительства Рязанской области об исключении этих земельных участков из Распоряжения Правительства Рязанской области №73-р от 12.02.2019, в Управление Росреестра по Рязанской области не подавалось, на данных объектах имеются сведения о зарегистрированных запретах регистрации (том 9). При таких обстоятельствах суд усматривает нарушение прав и законных интересов ЗАО «Заборье» в сфере экономической деятельности.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, не влияют на выводы суда.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Исследовав и оценив все доказательства в их взаимосвязи и совокупности с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу о том, что действие Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, выраженное в подаче ходатайства в Правительство Рязанской области о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, без согласия правообладателя указанных земельных участков на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральному закону от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем является незаконным; распоряжение Правительства Рязанской области №73-р от 12.02.2019 в части перевода находящегося в государственной собственности земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов) с кадастровым номером 62:15:0000000:1873, площадью 10 327 585 кв. м, местоположение: Рязанская область, Рязанский район, в границах согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем является недействительным.

В силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области аннулировать внесенные сведения в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов).

При обращении в суд заявитель оплатил государственную пошлину в сумме 6000 руб. (том 1 л.д.13,122). В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует взыскать с Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области в пользу закрытого акционерного общества "Заборье" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. (том 1 л.д.13). В соответствии с положениями статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует возвратить закрытому акционерному обществу "Заборье" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., перечисленную по платежному поручению №58 от 11.04.2019, как излишне уплаченную (том 1 л.д.122).

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Действие Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, д.Турлатово, ОГРН <***>), выраженное в подаче ходатайства в Правительство Рязанской области о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, без согласия правообладателя указанных земельных участков на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, проверенное на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральному закону от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", признать незаконным.

2. Распоряжение Правительства Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>) №73-р от 12.02.2019 в части перевода находящегося в государственной собственности земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов) с кадастровым номером 62:15:0000000:1873, площадью 10 327 585 кв. м, местоположение: Рязанская область, Рязанский район, в границах согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, проверенное на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", признать недействительным.

3. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области(г. Рязань, ОГРН <***>) аннулировать внесенные сведения в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0080123:906, 62:15:0080128:241, 62:15:0000000:1873 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства (использования лесов).

4. Взыскать с Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, д. Турлатово) в пользу закрытого акционерного общества "Заборье" (Рязанская область, Рязанский район, с. Заборье, ОГРН <***>) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

5. Возвратить закрытому акционерному обществу "Заборье" (Рязанская область, Рязанский район, с. Заборье, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., перечисленную по платежному поручению №58 от 11.04.2019.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Л.И. Котлова