Арбитражный суд Рязанской области
ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-3578/2017
27 ноября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23 ноября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Котловой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каришевым А.Д.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда Рязанской области по адресу: <...> дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (Республика Татарстан, г. Казань, ОГРН <***>)
к администрации города Рязани (г. Рязань, ОГРН <***>)
третье лицо - Министерство энергетики Российской Федерации (г. Москва, ОГРН <***>)
о признании незаконным бездействия; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии в заседании:
от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности №27 от 10.05.2017, личность установлена на основании предъявленного паспорта;
от ответчика - ФИО2, представитель по доверенности №03/1/1-44-09 от 25.01.2017, личность установлена на основании предъявленного удостоверения;
от третьего лица - ФИО3, представитель по доверенности №АН-12691/03 от 21.11.2016, личность установлена на основании предъявленного паспорта,
установил: общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (далее - заявитель, ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Рязани (далее - ответчик) с требованиями о признании незаконным бездействия; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Определением суда от 25.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддерживает заявленные требования, основания изложены в заявлении, возражении на отзыв ответчика.
Представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве, отзыве на возражения.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации поддерживает позицию заявителя, доводы изложены в отзыве.
Как следует из материалов дела, в январе 2017 года администрация города Рязани на официальном сайте разместила уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения города Рязани по состоянию на 2018 год.
28.02.2017 ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» направило в администрацию города Рязани предложения (письмо от 28.02.2017 исх. №321-01.05) для актуализации на 2018 год схемы теплоснабжения городского округа города Рязани.
Как указывает заявитель, в нарушение требований предусмотренных ч. 3 ст. 23 ФЗ от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», пп. 1, 22, 23, 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 г. №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, к порядку их разработки и утверждения», администрацией города Рязани в установленный срок (не позднее 15.04.2017) не произведена актуализация схемы теплоснабжения городского округа города Рязани на 2018 год.
При этом в срок до 15.04.2017 администрация города Рязани не направила в Министерство энергетики Российской Федерации для утверждения проект актуализированной на 2018 год схемы теплоснабжения городского округа города Рязани в электронной форме, а также не направила протоколы публичных слушаний и заключений о результатах проведения публичных слушаний по проекту актуализированной на 2018 год схемы теплоснабжения городского округа города Рязани.
Не согласившись с бездействием администрации города Рязани, выраженным в ненаправлении в срок до 15.04.2017 в Министерство энергетики Российской Федерации для утверждения проекта актуализированной на 2018 год схемы теплоснабжения городского округа города Рязани в электронной форме, а также протоколов публичных слушаний и заключений о результатах проведения публичных слушаний по проекту актуализированной на 2018 год схемы теплоснабжения городского округа города Рязани, ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» (п. 4.2 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10. 2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В силу п. 11 ч. 2 ст. 4 ФЗ от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения - Министерство энергетики Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 №400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации») относятся, в том числе и утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
При этом проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами (п. 2 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, к порядку их разработки и утверждения»).
Частью 3 статьи 23 ФЗ от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что уполномоченные в соответствии с названным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 сентября 2015 года №704 была утверждена схема теплоснабжения городского округа города Рязани на период до 2030 года.
Как следует из материалов дела, в январе 2017 администрация города Рязани на официальном сайте разместила уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения города Рязани по состоянию на 2018 год.
28.02.2017 ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» направило в администрацию города Рязани предложения (письмо от 28.02.2017 исх. №321-01.05) для актуализации на 2018 год схемы теплоснабжения городского округа города Рязани (п. 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения»).
Судом установлено, что в нарушение требований, предусмотренных ч. 3 ст. 23 ФЗ от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», пп. 1, 22, 23, 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, к порядку их разработки и утверждения», администрацией города Рязани в установленный срок (не позднее 15.04.2017) не произведена актуализация схемы теплоснабжения городского округа города Рязани на 2018 год.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в срок до 15.04.2017 администрация города Рязани не направила в Министерство энергетики Российской Федерации для утверждения проект актуализированной на 2018 год схемы теплоснабжения городского округа города Рязани в электронной форме, а также не направила протоколы публичных слушаний и заключений о результатах проведения публичных слушаний по проекту актуализированной на 2018 год схемы теплоснабжения городского округа города Рязани.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации пояснил в судебном заседании, что в соответствии с подпунктом 4.4.19 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400, Минэнерго России осуществляет утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» уполномоченные настоящим федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
Пунктом 2 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154, установлено, что проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.
В соответствии с пунктами 22 - 24 Требований к порядку, схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации. При этом актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку. Кроме того, актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель третьего лица, схема теплоснабжения городского округа города Рязани на период до 2030 года утверждена приказом Минэнерго России от 30.09.2015 №704. При этом, схема теплоснабжения города Рязани в 2016 и 2017 годах не актуализировалась, проекты актуализированных схем теплоснабжения города Рязани в установленном порядке в Минэнерго России не поступали. Также в Минэнерго России отсутствует какая-либо информация о плановых сроках направления администрацией города Рязани проекта актуализированной схемы теплоснабжения города Рязани на утверждение.
При изложенных обстоятельствах представитель третьего лица полагает, что администрацией города Рязани нарушено законодательство Российской Федерации в сфере теплоснабжения в части проведения ежегодной актуализации схемы теплоснабжения города Рязани, в связи с чем считает доводы заявителя обоснованными.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель ответчика, 30.09.2015 приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 704 утверждена схема теплоснабжения городского округа города Рязани на период до 2030 года. Во исполнение требований действующего законодательства в 2016 году управлением энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани (далее - управление) проведен открытый конкурс «Актуализация схемы теплоснабжения городского округа города Рязани на период до 2030 г., по состоянию на 2017 год». 01.07.2016 по результатам проведенного открытого конкурса (извещение № 0859300019616000418 от 29.04.2016) между управлением (заказчик) и ООО «Контроль Инвест» (подрядчик) был заключен муниципальный контракт № 06/2/5-05/2 «Актуализация схемы теплоснабжения городского округа города Рязани на период до 2030 г., по состоянию на 2017 год» (далее - контракт). В связи с тем, что подрядчиком не был соблюден срок выполнения работ, а также не были устранены замечания, выявленные заказчиком при приемке работ, что свидетельствует о том, что работы не выполнены в объеме и срок, установленные контрактом, руководствуясь положениями контракта, ч. 8, ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ст. 723 ГК РФ, 29.12.2016 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.02.2017 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области заказчиком направлено представление о включении Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков. 21.02.2017 в связи с отсутствием на момент рассмотрения дела доказательств размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, решением Рязанского УФАС России данное представление оставлено без удовлетворения.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель ответчика, Управлением правовой и контрольной работы администрации города Рязани проведена внеплановая проверка соблюдения управлением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. В ходе внеплановой проверки установлено, что управлением правомерно принято решение об одностороннем отказе. 28.03.2017 с соблюдением процедуры досудебного урегулирования спора управлением в Арбитражный суд Рязанской области было подано исковое заявление о расторжении муниципального контракта и взыскании неустойки. Определением Арбитражного суда Рязанской области от 04.04.2017 исковое заявление управления принято к производству (дело №А54-1845/2017). Определением Арбитражного суда Рязанской области от 22.05.2017 принято к производству встречное исковое заявление подрядчика о взыскании оплаты основного долга, штрафа, пени. 15.08.2017 в судебном заседании оглашено определение о приостановлении производства по делу в связи с назначением по делу судебной экспертизы. Экспертной организации поручено предоставить экспертное заключение до 06.10.2017.
Как поясняет ответчик, в связи с возникшим судебным спором в отношении сдачи-приемки работ по контракту, представленный подрядчиком результат работ по актуализации схемы теплоснабжения городского округа города Рязани на период до 2030 г., по состоянию на 2017 год не был представлен на утверждение в Минэнерго России. Вышеуказанная информация неоднократно доводилась до сведения Минэнерго России в письменных ответах на соответствующие запросы.
Как поясняет ответчик, в связи с тем, что техническое задание к контракту содержит перечень требований по актуализации схемы теплоснабжения на 2017 год, включая требования об устранении замечаний Минэнерго России, направленные в адрес администрации города Рязани для учета при проведении актуализации, проведение в 2017 году актуализации схемы теплоснабжения на 2018 год не представляется возможным.
Как полагает ответчик, в случае выполнения работ по актуализации схемы теплоснабжения на 2018 год с учетом объема работ по актуализации на 2017 год при удовлетворении исковых требований подрядчика действия заказчика приведут к нецелевому расходованию бюджетных средств, что повлечет нарушение действующего законодательства.
Вместе с тем, суд находит доводы ответчика неосновательными.
Так, ответчик ссылается в своем отзыве на незавершение работ по актуализации схемы теплоснабжения города Рязани на 2017 год, однако предметом спора по настоящему делу №А54-3578/2017 является требование заявителя о признании незаконным бездействия администрации г.Рязани по актуализации схемы теплоснабжения города Рязани на иной период (на 2018 год), а не на 2017 год.
Порядок ежегодной актуализации схемы теплоснабжения установлен пп. 22 - 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (п. 23 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).
Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема (п. 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).
Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема (п. 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).
Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются органами местного самоуправления до 1 марта (п. 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).
Следует согласиться с заявителем, что при указанных обстоятельствах, требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения») не предусматривают право администрации города Рязани на изменение (перенос, продление, отложение, восстановление) сроков осуществления обязательной ежегодной актуализации схемы теплоснабжения.
Следует согласиться с заявителем, что законодатель не предоставил ответчику возможность изменять указанные сроки.
Следует согласиться с заявителем, что правовое значение имеет именно сам факт наличия актуализированной схемы теплоснабжения не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема, а не осуществление органом местного самоуправления отдельных действий, направленных на обязательную ежегодную актуализацию схемы теплоснабжения.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель заявителя, ответчиком не только не обеспечен требуемый результат в виде актуализированной на 2018 год схемы теплоснабжения, но ответчиком не было предпринято никаких действий по процедуре актуализации схемы теплоснабжения на 2018 год, установленной Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154, за исключением - размещения 17.01.2017 на официальном сайте администрации г.Рязани Уведомления об актуализации схемы теплоснабжения города Рязани до 2030 года, по состоянию на 2018 год, и то последнее было размещено ответчиком с нарушением установленном срока - не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема (нарушение п. 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения), в т.ч. ответчиком не совершались следующие действия:
- проект схемы теплоснабжения (актуализации на 2018 год), разработанный самим ответчиком либо с привлечением ответчиком иного лица для выполнения работ по актуализации схемы теплоснабжения, на официальном сайте ответчиком не размещался, и информация о наличии такого проекта до настоящего времени отсутствует (нарушение п. 11 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения);
- обязательные публичные слушания проекта схемы теплоснабжения (актуализации на 2018 год) ответчиком не проводились (нарушение п. 13 и п. 14 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения);
- проект схемы теплоснабжения (актуализации на 2018 год), а также протоколы публичных слушаний и заключений о результатах проведения публичных слушаний по указанному проекту в уполномоченный федеральный орган (Минэнерго России) для утверждения, ответчиком не направлялись (нарушение п. 17 «б» Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).
При таких обстоятельствах следует согласиться с заявителем, что доводы ответчика о незавершении работ по актуализации схемы теплоснабжения города Рязани на 2017 год и наличие судебного спора с подрядчиком (ООО «Контроль Инвест») о сроках выполнения работ и их качестве, приведенные в отзыве ответчика, не связаны с требованиями заявителя по рассматриваемому делу о признании незаконным бездействия администрации г.Рязани по актуализации схемы теплоснабжения города Рязани на 2018 год, не влияют на существо настоящего спора, а также на обоснование требований либо возражений по настоящему спору, не соответствуют положениям законодательства применительно к актуализации схемы теплоснабжения города Рязани на 2018 год.
Следует согласиться с заявителем, что утверждение ответчика о невозможности актуализации схемы теплоснабжения города Рязани на 2018 год в связи с незавершением им работ по актуализации схемы теплоснабжения города Рязани на 2017 год вступает в противоречие с фактическими обстоятельствами спора, а именно - с действиями самого ответчика по размещению 17.01.2017 на официальном сайте администрации г.Рязани Уведомления об актуализации схемы теплоснабжения города Рязани до 2030 года, по состоянию на 2018 год. Ответчик, разместив 17.01.2017 на официальном сайте администрации г.Рязани Уведомление об актуализации схемы теплоснабжения города Рязани до 2030 года по состоянию на 2018 год, своими действиями фактически подтвердил и признал необходимость и возможность актуализации схемы теплоснабжения города Рязани на 2018 год.
Довод ответчика о том, что оспариваемое бездействие не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, судом отклоняется как неосновательный.
Как следует из материалов дела, ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» является законным владельцем источника тепловой энергии (ТЭЦ), осуществляющим производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. С учетом установленного государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения деятельность ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» в сфере теплоснабжения является регулируемой.
С учетом императивных предписаний Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ РФ от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» обязано отпускать (реализовывать) тепловую энергию по установленным ГУ РЭК Рязанской области ценам (тарифам). Тарифное регулирование имеет существенное значение и для обеспечения возмещения экономически обоснованных расходов теплоснабжающих организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и для обеспечения экономически обоснованной доходности текущей деятельности регулируемой теплоснабжающей организации.
Следует согласиться с заявителем, что занижение регулируемых тарифов на тепловую энергию (либо через необоснованный отказ во включении в цены (тарифы) отдельных расходов либо через необоснованное завышение расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии) влечет для ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» установление экономически необоснованных (заниженных) тарифов, чем напрямую нарушаются законные права и экономические интересы заявителя - теплоснабжающей организации.
Отсутствие обязательной ежегодной актуализации схемы теплоснабжения препятствует проведению Обществом эффективной и своевременной инвестиционной деятельности, значительно повышает риски принятия заявителем неверных технических решений по развитию ТЭЦ (избыточных, недостаточных, несвоевременных).
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель заявителя, учитывая высокую капиталоемкость инвестиций в энергетике, а также финансовую ответственность электростанции за исполнение своих обязательств как субъекта электроэнергетики (штрафы за непоставку мощности, установленные на ОРЭМ), это порождает значительные предпринимательские риски в деятельности заявителя.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель заявителя, отсутствие обязательной ежегодной актуализации схемы теплоснабжения исключает возможность учета заявителем в своей инвестиционной программе инвестиционных мероприятий, необходимость в которых возникла (либо изменилась по объему и срокам) после первоначального утверждения схемы теплоснабжения городского округа города Рязани (приказ Министерства энергетики РФ от 30 сентября 2015 года №704), и, соответственно, препятствует заявителю получить (скорректировать) необходимые источники финансирования инвестиционной программы с учетом тарифного регулирования. Утвержденная инвестиционная программа в сфере теплоснабжения является обязательным документом, регламентирующим отношения между регулируемой организацией, регулирующим органом и органами местного самоуправления в вопросах реализации инвестиционных мероприятий. Средства для финансирования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения подлежат учету при расчете регулируемых тарифов.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель заявителя, отсутствие обязательной ежегодной актуализации схемы теплоснабжения городского округа города Рязани, приводит к сохранению в утвержденной 30.09.2015 Схеме теплоснабжения городского округа города Рязани ранее установленных неактуальных (завышенных) показателей полезного отпуска тепловой энергии в отношении заявителя, что влечет для заявителя установление экономически необоснованных (заниженных) регулируемых тарифов на тепловую энергию, поскольку регулирующий орган (ГУ РЭК Рязанской области) для целей ежегодного тарифного регулирования в отношении заявителя использует величины полезного отпуска тепловой энергии в отношении ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», предусмотренные в схеме теплоснабжения городского округа города Рязани:
Схема теплоснабжения городского округа города Рязани утверждена приказом Министерства энергетики РФ от 30 сентября 2015 года №704, то есть прогнозные показатели, указанные в ней, были актуальны по состоянию на 2016 год. Первоначально утвержденная 30.09.2015 Схема теплоснабжения городского округа города Рязани предусматривала присоединение вновь строящегося жилья к системе централизованного теплоснабжения от Ново-Рязанской ТЭЦ, а также массовое закрытие муниципальных котельных с переводом нагрузок на Ново-Рязанскую ТЭЦ. Между тем, фактически, предусмотренные схемой теплоснабжения мероприятия в г.Рязани не исполняются. Строящимся объектам, теплоснабжение которых согласно схеме планировалось от централизованного теплоснабжения - Ново-Рязанской ТЭЦ, по факту органами местного самоуправления согласовано теплоснабжение от индивидуальных источников и локальных котельных.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель заявителя, закрытие неэффективных муниципальных локальных котельных в объемах, предусмотренных Схемой теплоснабжения от 30.09.2015г., также не производится. Следовательно, по мнению заявителя, прогнозные показатели полезного отпуска тепловой энергии, указанные в имеющемся (не актуализированном) тексте Схемы теплоснабжения городского округа города Рязани (от 30.09.2015), утратили свою актуальность, и для целей формирования тарифов заявителя на 2018 год являются завышенными. Расчет тарифов, основывающийся на завышенных объемах полезного отпуска, приведет к установлению заниженных тарифов, то есть нанесет экономический ущерб Обществу.
28.02.2017 ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», руководствуясь п. 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154), предоставило в адрес Управления энергетики и ЖКХ администрации г.Рязани, а так же в адрес администрации города Рязани предложения (письмо от 28.02.2017 исх. №321-01.05) по актуализации на 2018 год схемы теплоснабжения городского округа города Рязани.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель заявителя, в составе предложений (письмо от 28.02.2017 исх. №321-01.05) по актуализации на 2018 год схемы теплоснабжения городского округа города Рязани, ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» были указаны в т.ч. и актуализированные данные о полезном отпуске тепловой энергии от Ново-Рязанской ТЭЦ, подлежащие учету при актуализации схемы теплоснабжения на 2018 год (Приложение №1 к Предложениям ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» для внесения при актуализации Схемы теплоснабжения муниципального образования городской округ - город Рязань до 2030 года, по состоянию на 2018 год): 3 370 351,6 Ткал против 3 559 412,9 Гкал, указанных в утвержденной Приказом Министерства энергетики РФ от 30.09.2015 №704 Схемы теплоснабжения муниципального образования - городской округ город Рязань на период до 2030 года, что соответственно на 189 061,3 Гкал меньше. Необходимость корректировки (снижения) объемов полезного отпуска тепловой энергии от Ново-Рязанской ТЭЦ на 2018 год, по сравнению с плановым отпуском, указанным в утвержденной 30.09.2015 Схеме теплоснабжения муниципального образования городской округ - город Рязань до 2030 года, вызвано фактическим невыполнением планов по увеличению тепловых нагрузок в зоне централизованного теплоснабжения от станции (Н-Р ТЭЦ), предусмотренных утвержденной Схемой теплоснабжения муниципального образования городской округ - город Рязань до 2030 года, а именно из-за отсутствия технологического присоединения к тепловым сетям вновь строящихся объектов капитального строительства, а так же из-за невыполнения плана по переподключению к системе централизованного теплоснабжения потребителей от неэффективных муниципальных локальных котельных.
Доводы представителя ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу, что бездействие администрации города Рязани, выразившееся в ненаправлении в срок до 15.04.2017 в Министерство энергетики Российской Федерации для утверждения проекта актуализированной на 2018 год схемы теплоснабжения городского округа города Рязани в электронной форме, а также протоколов публичных слушаний и заключений о результатах проведения публичных слушаний по проекту актуализированной на 2018 год схемы теплоснабжения городского округа города Рязани, не соответствует положениям Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем является незаконным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд считает необходимым обязать администрацию города Рязани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" путем принятия предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" и Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" безотлагательных мер и действий, направленных на актуализацию схемы теплоснабжения городского округа города Рязани на период до 2030 года.
При обращении в суд истец уплатил государственную пошлину в сумме 3000 руб. (том 1 л.д.13-14). В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Бездействие администрации города Рязани (г. Рязань, ОГРН <***>), выразившееся в ненаправлении в срок до 15.04.2017 в Министерство энергетики Российской Федерации для утверждения проекта актуализированной на 2018 год схемы теплоснабжения городского округа города Рязани в электронной форме, а также протоколов публичных слушаний и заключений о результатах проведения публичных слушаний по проекту актуализированной на 2018 год схемы теплоснабжения городского округа города Рязани, проверенное на соответствие Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", признать незаконным.
Обязать администрацию города Рязани (г. Рязань, ОГРН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (Республика Татарстан, г. Казань, ОГРН <***>) путем принятия предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" и Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" безотлагательных мер и действий, направленных на актуализацию схемы теплоснабжения городского округа города Рязани на период до 2030 года.
2. Взыскать с администрации города Рязани (г. Рязань, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (Республика Татарстан, г. Казань, ОГРН <***>) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Л.И. Котлова