ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-4074/18 от 07.11.2018 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань Дело №А54-4074/2018

12 ноября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07 ноября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Сельдемировой В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Попковой Т.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области (ОГРН 1186234000028, г. Рязань, ул. Толстого, д. 10)

к индивидуальному предпринимателю Захарову Сергею Александровичу (ОГРН 304621936100040, Михайловский район Рязанской области)

третье лицо: государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Рязанской области" (ОГРН 1146234005939, г. Рязань, ул. Толстого, д. 10).

о взыскании субсидии, полученной по соглашению № 8 от 05.05.2015, в размере 72690 руб.

при участии в судебном заседании:

от истца: Челнаков Д.С. - представитель по доверенности от 07.09.2018 №ВЕ/13-10862;

от ответчика: Захарова О.А.- представитель по доверенности от 22.09.2018;

от третьего лица: Палаткина И.В. - представитель по доверенности от 31.10.2018 №1393;

установил: Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к индивидуальному предпринимателю Захарову Сергею Александровичу о взыскании субсидии, полученной по соглашению от 05.05.2015 № 8 о предоставлении субсидий работодателю в целях возмещения затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, в размере 72690 руб.

Определением суда от 18.05.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с поступившим отзывом ответчика, необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств, суд определением от 16.07.2018 перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Определением суда от 10.08.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ "Центр занятости населения Рязанской области".

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, указал на нарушение ответчиком цели предоставления субсидии, выразившееся в том, что рабочее место бухгалтера вакантно более двух лет.

Представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указал, что после увольнения инвалида вакансия для работника инвалида и оборудованное рабочее место сохранены, о чем ежемесячно уведомляется ГКУ "Центр занятости населения Рязанской области".

Представитель третьего лица пояснил, что ответчик после увольнения 05.09.2015 инвалида, работавшего бухгалтером на оборудованном рабочем месте для трудоустройства незанятых инвалидов, в трехдневный срок предоставил в филиал ГКУ "Центр занятости населения Рязанской области" по Михайловскому району копию приказа об увольнении инвалида, а также сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест, с указанием вакантной должности по профессии бухгалтер для трудоустройства инвалида. В дальнейшем ответчик ежемесячно предоставлял сведения в Центр занятости населения. За указанный период сотрудниками филиала пятерым незанятым инвалидам выдавались направления для трудоустройства на вакантную должность к ИП Захарову С.А. Все направленные инвалиды от предложенной работы отказались по различным причинам.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Порядком предоставления в 2015 году субсидий работодателям в целях возмещения затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, в рамках государственной программы Рязанской области "О развитии сферы занятости на 2015 - 2017 годы", утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 18.02.2015 №22, между Министерством труда и занятости населения Рязанской области и индивидуальным предпринимателем Захаровым С.А. 05.05.2015 заключено соглашение №8 о предоставлении субсидий работодателю в целях возмещения затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов (далее – соглашение) (л.д. 10-13).

В результате реорганизации центральных исполнительных функций государственной власти Рязанской области создано Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области (далее – Министерство) путем реорганизации в форме слияния Министерства труда и занятости населения Рязанской области и Министерства социальной защиты населения Рязанской области (постановление Правительства Рязанской области от 06.09.2017 № 219).

По условиям соглашения от 05.05.2015 индивидуальный предприниматель Захаров С.А. обязался оборудовать (оснастить) одно рабочее место бухгалтера для трудоустройства незанятого инвалида и сохранить указанное рабочее место в течение не менее трех лет с момента заключения соглашения (подпункты 2.1.1 и 2.1.4 пункта 2.1 соглашения).

Согласно пункту 1.2 соглашения, Министерство в 2015 году предоставляет получателю субсидию в размере 100% фактических затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, но не более 72690 руб. за оборудование (оснащение) одного рабочего места.

Платежным поручением № 302831 от 08.05.2015 года истец перечислил ответчику субсидию в сумме 72690 руб. (л.д. 14).

Пунктом 5.1 соглашения предусмотрено, что при нарушении целей, условий и порядка предоставления субсидий, в том числе при выявлении указанных обстоятельств по результатам проверки, получатель возвращает полученную субсидию.

В соответствии с приказом Министерства от 18.01.2018 № 7 (л.д. 15) уполномоченными лицами Министерства проведена плановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Захарова С.А. по вопросу соблюдения условий соглашения от 05.05.2015 №8.

По результатам проверки установлено, что оборудованное (оснащенное) рабочее место для трудоустройства незанятого инвалида по должности "бухгалтер" вакантно с 05.09.2015 по настоящее время, а именно, 2 года 4 месяца и 17 дней. Обстоятельства проверки отражены в акте от 22.01.2018 (л.д. 16-18).

28.02.2018 Министерство направило в адрес ответчика уведомление от 26.02.2018 №СС/13-2429 (л.д. 20-23) о необходимости возврата полученной субсидии в сумме 72690 руб. в течение 30 дней со дня получения уведомления.

В ответе на данное уведомление ответчик указал, что в соответствии с пунктом 2.1.4 рабочее место до сих пор сохранено для целей трудоустройства незанятых инвалидов.

Ссылаясь на нарушение ответчиком условий соглашения о предоставлении субсидии, истец обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с Порядком предоставления в 2015 году субсидий работодателям в целях возмещения затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, в рамках государственной программы Рязанской области "О развитии сферы занятости на 2015 - 2017 годы", утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области от 18.02.2015 №22 (далее - Порядок), финансирование расходов, связанных с предоставлением работодателям субсидий, осуществляется за счет средств областного бюджета и средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в целях содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места (пункт 2 Порядка).

В соответствии с Порядком устанавливается процедура предоставления субсидий работодателям (за исключением государственных учреждений) в целях возмещения затрат, связанных с оборудованием (оснащением) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, в рамках подпрограммы "Содействие занятости населения Рязанской области на 2015 - 2017 годы" государственной программы Рязанской области "О развитии сферы занятости на 2015 - 2017 годы".

В течение 10 рабочих дней после принятия решения о предоставлении работодателю субсидии между министерством и работодателем заключается соглашение о предоставлении субсидии, предусматривающее, в том числе, сохранение работодателем рабочего места не менее 3 лет с момента трудоустройства инвалида (пункт 9 Порядка).

Согласно пункту 13 Порядка Министерство ежегодно осуществляет контроль за сохранением созданного работодателем оборудованного (оснащенного) рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида в рамках проведения ежегодного мониторинга закрепляемости инвалидов на оборудованных (оснащенных) рабочих местах в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения работодателями условий, целей и порядка предоставления субсидий в рамках государственного финансового контроля.

В соответствии с пунктом 14 Порядка Министерство в течение 15 рабочих дней со дня получения информации об установлении факта нарушения условий предоставления субсидий, направляет работодателю письменное уведомление о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии в течение 30 дней со дня получения такого уведомления на указанный в нем расчетный счет. Министерство в течение трех месяцев со дня истечения установленного для возврата срока принимает меры к взысканию неправомерно полученной и невозвращенной субсидии в судебном порядке.

Обязательства по предоставлению ответчику субсидии в сумме 72690 руб. истцом исполнены.

Материалами дела подтверждается и истцом не оспаривается тот факт, что ответчиком в соответствии с пунктом 2.1.3 соглашения на основании направления ГКУ "Центр занятости населения Рязанской области" филиала по Михайловскому району от 17.03.2015 (л.д. 50) был принят инвалид по специальности бухгалтер, что подтверждается приказом о принятии на работу от 18.03.2015 (л.д. 54). В последующем трудовой договор был расторгнут (приказ №18 от 05.09.2015, л.д. 54) по собственному желанию работника (пункт 3 части 1 статьи 77 ТК РФ).

Пунктом 2.1.5 соглашения от 05.05.2015 №8 предусмотрено, что в случае увольнения инвалида по любым основаниям получатель субсидии в течение трех дней с даты расторжения трудового договора обязан подать в Центр занятости населения Рязанской области информацию в письменном виде о наличии вакансии на оборудованное (оснащенное) рабочее место за счет средств субсидии; о расторжении трудового договора с инвалидом, трудоустроенным на оборудованное (оснащенное) рабочее место.

Данное обязательство ответчиком исполнено, 07.09.2015 в ГКУ "Центр занятости населения Рязанской области" филиал по Михайловскому району была направлена копия приказа от 05.09.2015 №18 о расторжении трудового договора и информация о наличии вакантного места бухгалтера для незанятого инвалида (л.д. 51-53).

В последующем ответчиком ежемесячно, по настоящее время, в ГКУ "Центр занятости населения Рязанской области" филиал по Михайловскому району направляется информация о наличии вакантного места бухгалтера для незанятого инвалида (л.д. 78-144, 166-170).

Представитель третьего лица в судебном заседании подтвердил, что ответчик после увольнения 05.09.2015 инвалида, работавшего бухгалтером на оборудованном рабочем месте для трудоустройства незанятых инвалидов, в трехдневный срок предоставил в филиал ГКУ "Центр занятости населения Рязанской области" по Михайловскому району копию приказа об увольнении инвалида, а также сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест, с указанием вакантной должности по профессии бухгалтер для трудоустройства инвалида. Представитель пояснил, что в дальнейшем ответчик ежемесячно предоставлял сведения в Центр занятости. За указанный период сотрудниками филиала пятерым незанятым инвалидам выдавались направления для трудоустройства на вакантную должность к ИП Захарову С.А (15.04.2016, 09.08.2016, 15.08.2016, 13.03.2017, 22.12.2017). Все направленные инвалиды от предложенной работы отказались по различным причинам. В период с 23.12.2017 по настоящее время инвалиды, имеющие образование и опыт работы бухгалтера в филиал ГКУ "Центр занятости населения Рязанской области" по Михайловскому району не обращались, безработными зарегистрированы не были.

Пунктом 2.1.4 соглашения от 05.05.2015 №8 предусмотрена обязанность получателя субсидии сохранить оборудованное (оснащенное) рабочее место для трудоустройства незанятого инвалида не менее 3 лет с момента подписания соглашения.

Актом проверки установлено, что рабочее место инвалида оборудовано, оборудование находится в исправном (рабочем) состоянии, оборудование не используется в связи с отсутствием в организации работника инвалида, рабочее место остается вакантным с 05.09.2015.

В силу статей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Оценив представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что ответчиком обязательства по соглашению от 05.05.2015 №8 о предоставлении субсидии исполнены надлежащим образом: рабочее место для инвалида оборудовано, после увольнения инвалида по собственному желанию в срок, установленный соглашением, в ГКУ "Центр занятости населения Рязанской области" была направления копия приказа о расторжении трудового договора и информация о наличии вакантного места инвалида, указанная информация направляется ежемесячно до настоящего времени.

Довод истца о допущенных ответчиком нарушениях обязательств по соглашению, заключающихся в том, что вакантное место свободно более двух лет, судом не принимается во внимание, поскольку в данном случае виновных действий со стороны ответчика не усматривается.

Учитывая, что материалами дела не доказан факт нарушения ответчиком условий соглашения от 05.05.2015 № 8, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Истец от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Рязанской области.

Судья В.А. Сельдемирова