Арбитражный суд Рязанской области
ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-4459/2011
14 марта 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06 марта 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 14 марта 2012 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Стрельниковой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, г. Рязань)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (г. Рязань)
о признании недействительными требования №07202940036602 от 17.05.2011, решения №667 от 15.06.2011, требования №667 от 14.07.2011,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, индивидуальный предприниматель, личность установлена на основании предъявленного паспорта.
от ответчика: ФИО2, заместитель начальника юридического отдела по доверенности от 10.01.2012, личность представителя установлена на основании предъявленного удостоверения.
установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (далее - ответчик, орган пенсионного фонда) о признании недействительными требования №07202940036602 от 17.05.2011, а также частично решение №667 от 15.06.2011 и требование №667 от 14.07.2011. Кроме того, просил суд взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 2000 руб. за составление заявления, заявления о восстановлении пропущенного срока.
Индивидуальный предприниматель в судебном заседании уточнил пункт 1 просительной части заявления и просил суд признать требование № 07202940036602 от 17.05.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, выставленное Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани, недействительным в части:
- начисления и предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР в размере 5196 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - в размере 3637,20 руб., накопительной части трудовой пенсии - в размере 1558,80 руб.;
- начисления и предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 285,78 руб.,
- начисления и предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 519,60 руб.,
- начисления и предложения уплатить пени в ПФР в размере 187,85 руб., в том числе: на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 131,49 руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 56,36 руб.,
- начисления и предложения уплатить пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в ФФОМС в размере 10,33 руб.,
- начисления и предложения уплатить пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в ТФОМС в размере 18,79 руб.
В остальной части заявленные требования оставил без изменения.
Уточнения приняты судом к рассмотрению по существу.
Индивидуальный предприниматель заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель пенсионного фонда по заявлению возражал, указал, что правовых оснований для освобождения индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, а также от предоставления ими сведений, предусмотренных положениям Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в период прохождения срочной военной службы по призыву не имеется. В части требований о возмещении судебных расходов просил суд уменьшить сумму судебных расходов в связи с несложностью данного дела.
Заявитель также ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока, предусмотренного для подачи в суд настоящего заявления.
В соответствии с ч. 1, 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока; если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
Причины пропуска срока на обжалование признаны судом уважительными (прохождение срочной военной службы), а также незначительный период пропуска срока, в связи, с чем ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование судом удовлетворено в целях реализации права заявителя на судебную защиту.
Из материалов дела следует: индивидуальный предприниматель 15.04.2010 зарегистрирован в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани в качестве страхователя.
Требованием № 07202940036602 от 17.05.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, выставленное Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани, индивидуальному предпринимателю предложено в срок до 07.06.2011г. уплатить задолженность по страховым взносам и начисленные на задолженность пени.
15.06.2011 Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани вынесло решение № 667 о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
14.07.2011 Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани направило в адрес индивидуального предпринимателя требование об уплате финансовой санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №667.
Не согласившись с указанными ненормативными актами Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (в обжалуемой части), индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
В силу подпункта 2 п.1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ).
В соответствии со статьями 3 и 62 Закона № 212-ФЗ с 1 января 2010 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляют Пенсионный фонд и его территориальные органы.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 5 названного Закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" к застрахованным в системе обязательного медицинского страхования отнесены граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты).
Согласно п.2 ст.2.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам.
По положениям пунктов 1 и 2 статьи 28 Закона № 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 указанного Закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ.
Стоимость страхового года определена пунктом 2 статьи 13 Закона № 212-ФЗ как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 указанного Закона, увеличенное в 12 раз.
На основании пункта 1 статьи 57 Закона № 212-ФЗ в 2010 году для всех плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 рассматриваемой статьи, применяется тариф страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 20%, в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1,1%, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в размере 2%.
Согласно статье 16 Закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Пунктом 2 статьи 18 Закона № 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Исходя из приведенных нормативных положений, обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Таким образом, индивидуальный предприниматель ФИО1, имея статус индивидуального предпринимателя, является страхователем и обязан своевременно уплачивать страховые взносы.
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе, в Определении от 12.04.2005 г. № 164-О, определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы. Отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
По буквальному смыслу данных нормативных положений, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями.
Между тем конституционно-правовой смысл этих положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и места в системе действующего пенсионного законодательства.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж застрахованного лица, под которым согласно статье 2 Закона № 173-ФЗ понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Следовательно, пенсионный страховой стаж, наличие которого является одним из условий назначения застрахованному лицу трудовой пенсии, может состоять не только из периодов работы и (или) иной, в том числе предпринимательской, деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, - в него могут быть зачтены и отдельные периоды, когда соответствующая деятельность не осуществлялась и страховые взносы не уплачивались (так называемые нестраховые периоды).
Иные, т.е. нестраховые, периоды, которые подлежат зачету в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, перечислены в статье 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 указанного Закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что прохождение военной службы осуществляется, в том числе гражданами Российской Федерации по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Из содержания статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что правило о зачете в страховой стаж периода прохождения военной службы по контракту и условия такого зачета распространяются на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Исключений для лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, названным Федеральным законом не установлено.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Кроме того, военнослужащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение.
С учетом конституционно-правового смысла, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в Определении № 182-О, применительно к нормативным положениям ст. 28 Закона № 167-ФЗ, данные положения во взаимосвязи с положениями его ст. 17, а также ст. 2, 3, 10, 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя страховых взносов в виде фиксированного платежа за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с прохождением военной службой, которая засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, за которые подлежат уплате страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона № 167-ФЗ Закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со статьей 11 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации сведения о страховом стаже каждого работающего у него застрахованного лица, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, предприниматель, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять один раз в год не позднее 1 марта следующего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующие сведения о застрахованных лицах, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного учета).
Как следует из материалов дела, ФИО1 с 01.07.2010 по 01.07.2011, проходил срочную военную службу, что подтверждается справкой войсковой части № 11361, записью в военном билете.
Таким образом, заявитель в силу запрета, установленного законом, фактически не мог осуществлять предпринимательскую деятельность в период с 01.07.2010 по 01.07.2011.
Учитывая вышеизложенное, а также те обстоятельства, что заявитель фактически не осуществлял предпринимательскую деятельность в период с 01.07.2010 по 01.07.2011 в связи с прохождением срочной военной службы, оснований для взыскания недоимки по страховым взносам за указанный период у ответчика не имелось.
Поскольку пенями признается установленная статьей ст. 25 Закона № 212-ФЗ денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными этим Федеральным законом сроки, основания для взыскания пеней, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате страховых взносов, также отсутствуют.
В силу вышеизложенного, оснований для привлечения предпринимателя к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ и взыскания с него штрафа (в оспариваемом размере) также не имелось.
В силу п.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, ненормативные акты Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани в оспариваемой части подлежат признанию незаконными, в связи, с чем требования заявителя следует удовлетворить.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно части 2 статьи 110 АПК РФ судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно статье 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004г. №454-О следует, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в части 2 статьи 110 АПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
При этом в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007г. №121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" разъяснено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Порядок распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, определен статьей 110 АПК РФ.
В части 1 названной статьи указано, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 65 АПК РФ разумность расходов на оплату услуг представителя должна быть обоснована стороной, требующей возмещения этих расходов.
Поскольку в законе не определены критерии разумных пределов, суд на основании части 1 статьи 71 АПК РФ оценивает имеющиеся в деле доказательства понесенных сторонами судебных расходов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании доказательств.
Заявителем была представлена квитанция № 154924 от 13.09.2011, выданная адвокатом Ветютневым Е.А. на сумму 2000 руб. за подготовку заявления о признании незаконными решений и требований Управления Пенсионного фонда РФ в г.Рязани, заявления о восстановления пропущенного срока.
Таким образом, вышеуказанным документом подтверждается факт несения индивидуальным предпринимателем судебных расходов в сумме 2000 руб.
В материалы дела представлены расценки по отдельным видам юридическим услуг, оказываемых Коллегией адвокатов № 10 и № 14 по г.Рязани.
Представитель Управления в своем отзыве возражал относительно суммы расходов на оплату услуг представителя, ссылаясь на их чрезмерность.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с обстоятельствами дела и в соответствии с требованиями статей 8, 71, 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений, содержащихся в информационных письмах Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 №82, от 05.12.2007 №121, принимая во внимание категорию данного спора, исходя из реальности понесенных расходов, разумности и конкретных обстоятельств, соотносимых с объектом судебной защиты, суд считает, что заявленные судебные расходов в сумме 2000 руб. не являются чрезмерными, в связи, с чем они подлежат взысканию с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани.
Учитывая положения ст. 110 АПК РФ судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины также подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
1. Требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 07202940036602 от 17.05.2011, проверенное на соответствие положениям Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в следующей части:
- предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации в размере 5196 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - в размере 3637,20 руб., накопительной части трудовой пенсии - в размере 1558,80 руб.;
- предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 285,78 руб.,
- предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 519,60 руб.,
- предложения уплатить пени в Пенсионный Фонд Российской Федерации в размере 187,85 руб., в том числе: на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 131,49 руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 56,36 руб.,
- предложения уплатить пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в ФФОМС в размере 10,33 руб.,
- предложения уплатить пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в ТФОМС в размере 18,79 руб., признать незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (ОГРН <***>, <...>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, г. Рязань), вызванные принятием требования в указанной части.
2. Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 667 от 15.06.2011, проверенное на соответствие положениям Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в части привлечения к ответственности за совершение правонарушения за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированном) учета за 2010 год в виде финансовой санкции в сумме 519,60 руб., признать незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (ОГРН <***>, <...>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, г. Рязань), вызванные принятием решения в указанной части.
3. Требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани об уплате финансовой санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №667 от 14.07.2011, проверенное на соответствие положениям Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в части предложения уплатить штраф в сумме 519,60 руб., признать незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (ОГРН <***>, <...>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, г. Рязань), вызванные принятием требования в указанной части.
4. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (ОГРН <***>, <...>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, г. Рязань) судебные расходы в сумме 2600 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья И.А. Стрельникова