Арбитражный суд Рязанской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-453/2008
03 июля 2009 года С17
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 июня 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 03 июля 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Омелина Л.В.
при ведении протокола судебного заседания
рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанская автоколонна № 1310", г. Рязань
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, г. Москва
к Субъекту Российской Федерации - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области
третьи лица: Управление социальной защиты населения Рязанской области, Управление транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области
о взыскании 27469974руб. 98коп.
при участии в судебном заседании 24.06.2009 г.:
от истца: ФИО1 - юрисконсульт, доверенность № 457 от 27.11.2008 г. до 31.12.2009 г., ФИО2 - юрисконсульт, доверенность №38 от 03.02.2009 г. до 31.12.2009 г., ФИО3, представитель по доверенности №288 от 10.06.2009 г. до 31.12.2009 г. (в заседании 10.06.2009);
от ответчиков:
от Субъекта РФ -Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области – ФИО4, консультант по правовым вопросам отдела кадров, доверенность от 11.01.2009 г. №09-24/3 до 31.12.2009 г.;
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации – ФИО5, главный специалист - эксперт, доверенность в порядке передоверия от 23.01.2009 г. по 31.12.2009 г.;
от третьих лиц: от Министерства социальной защиты населения Рязанской области - ФИО6 - главный специалист, доверенность от 03.07.2008 г. №1835/09 на 1 год;
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области - ФИО7, начальник отдела организации перевозок, доверенность от 17.06.2009 г. по 31.12.2009 г., ФИО8 - специалист сектора по правовому обеспечению, доверенность от 22.06.2009 г. №2555/08 до 31.12.2009 г.;
В судебном заседании 24.06.2009 г. был объявлен перерыв до 29.06.2009 г., после перерыва заседание продолжено
при участии в судебном заседании 29.06.2009 г.:
от истца - ФИО1 - юрисконсульт, доверенность № 457 от 27.11.2008 г. до 31.12.2009 г., ФИО3 - представитель по доверенности № 288 от 10.06.2009 г. до 31.12.2009 г.;
от ответчиков:
от Субъекта РФ -Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области – ФИО4 - консультант по правовым вопросам отдела кадров, доверенность от 11.01.2009 г. №09-24/3 до 31.12.2009 г.;
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации – ФИО9, заместитель начальника отдела, доверенность в порядке передоверия от 23.01.2009 г. по 31.12.2009 г.;
от третьих лиц: от Министерства социальной защиты населения Рязанской области - ФИО6, главный специалист, доверенность от 03.07.2008 г. №1835/09 на 1 год, удостоверение №6, выдано 14.08.2008 г.;
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области - ФИО8, специалист сектора по правовому обеспечению, доверенность от 22.06.2009 г. №2555/08 до 31.12.2009 г.;
установил: МУП г. Рязани "Рязанская автоколонна № 1310" г. Рязань обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ г. Москва, к Субъекту Российской Федерации - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области о солидарном взыскании за счет казны денежных средств в сумме 27469974руб. 98коп., недополученной провозной платы в связи с предоставлением населению льгот по бесплатному проезду в общественном транспорте в 2005 году, при участии третьих лиц: Управления социальной защиты населения Рязанской области и Управления транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса и на основании пункта 2 Положения "О Министерстве финансов Рязанской области", пункта 2 Положения "О Министерстве социальной защиты населения Рязанской области", пункта 2 Положения "О министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области" произведена замена Финансово-казначейского управления Рязанской области на правопреемника - Министерство финансов Рязанской области, Управления социальной защиты населения Рязанской области на правопреемника - Министерство социальной защиты населения Рязанской области, Управления транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области на правопреемника - Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области. (т. 3 л.д. 95, т. 4 л.д. 33, т. 3 л.д. 137-146)
Производство по делу было приостановлено по ходатайству ответчиков и третьего лица до вступления в законную силу судебного акта по делу №А54-5801/2007-С16. После вступления судебного акта в законную силу производство по делу было возобновлено.
Исковые требования мотивированы тем, что истец в период с 01.01.2005г. по 31.12.2005г. осуществил перевозку пассажиров на внутригородских и пригородных маршрутах общественного транспорта г. Рязани, на которых распространяется действие Закона Рязанской области № 167-ОЗ от 29.12.2004 "О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов", Закона Рязанской области № 170-ОЗ от 29.12.2004 г. "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий". В результате оказания транспортных услуг льготной категории граждан истец недополучил провозную плату за 2005 г. в размере 27469974руб. 98коп., за взысканием которой обратился с настоящим иском в суд.
Ответчик Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в удовлетворении иска просит отказать, требования истца считает недоказанными. Считает себя ненадлежащим ответчиком, так как предмет спора относится к расходным обязательствам Субъекта РФ - Рязанская область. (т. 3 л.д. 116)
Ответчик Субъект Российской Федерации - Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области в удовлетворении иска просит отказать, в отзыве на иск указав, следующее. Порядок назначения ежемесячной денежной выплаты, порядок предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения и порядок предоставления набора социальных услуг устанавливаются Правительством Рязанской области. Постановлением Правительства Рязанской области от 20.01.2005 г. № 10 утвержден Порядок предоставления и установления размера набора социальных услуг гражданам Рязанской области, имеющим право на меры социальной поддержки по законам Рязанской области от 29.12.2004 г. № 167-ОЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов" и от 29.12.2004 г. № 170-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Возмещение расходов, связанных с перевозками граждан, производится управлением труда и социальной защиты населения Рязанской области по мере поступления денежных средств из областного бюджета в пределах выделенных сумм, предусмотренных в областном бюджете на 2005 год на основании заключенных договоров с организациями, предоставляющими транспортные услуги.
Все средства, выделенные транспортным организациям из федерального и областного бюджетов в 2005 году на компенсацию расходов на обеспечение доступности транспортных услуг на территории субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан в сумме 245355,2 тыс. руб., в том числе на компенсацию разницы в цене льготного проездного билета в сумме 26633 тыс. руб. и компенсацию убытков транспортных организаций от предоставления бесплатного проезда льготным категориям граждан в сумме 205192 тыс. руб., использованы по целевому назначению. (т. 3 л.д. 36-39, т. 4 л.д.46-50, 54-57)
В судебном заседании ответчик представил дополнительный отзыв, в котором указал, что требования истца не доказаны, расчет размера убытков истец производил исходя из статистических данных (количества всех учтенных льготников в органах социальной защиты), а не реальных затрат, которые он понес в связи с осуществлением перевозок льготной категории. Убытки по расчету ответчика за период с января по декабрь 2005 года составляют 12531076,04 руб., фактически управление социальной защиты населения Рязанской области в указанный период перечислило18185168,07 руб.
Ответчик - Субъект Российской Федерации в лице Министерства финансов Рязанской области заявил о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании убытков за январь 2005 года.
Представитель Министерства социальной защиты населения Рязанской области пояснил, что на основании счетов и отчетных данных Перевозчика, согласованных с управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области, перечислены денежные средства за 2005 год на расчетный счет Перевозчика в возмещение расходов от перевозки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Рязанской области № 167-ОЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов": 283297,42 руб. (труженики тыла), 17675970,66 руб. (ветераны труда); в соответствии с Законом Рязанской области № 170-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" - 225900,38 руб. Общая сумма перечислений составила 18185168,46 руб. (т. 2 л.д. 62-64, т. 4 л.д. 16-45)
Министерство транспорта и автомобильных дорог пояснило, что расчетные убытки (расходы) от перевозки граждан льготных категорий определялись на основании расчетного, определенного Постановлением Госкомстата России от 31.10.2002 г. № 207. а не фактического количества поездок граждан. Новая редакция Постановления Госкомстата от 19.01.2007 № 7 (пункт 55) устанавливает, что расчетное количество поездок не может быть использовано для финансовых расчетов, то есть для определения сумм, подлежащих возмещению перевозчиком. Предъявление исковых требований в объеме расходов, определенных расчетным путем, а не на основе фактически выполненного количества поездок, считает неправомерным и необоснованным. Фактически выполняемое количество поездок граждан льготных категорий, пользующихся льготными месячными проездными билетами, транспортными предприятиями-перевозчиками не учитывалось. Выполненные объемы перевозок граждан и суммы, подлежащие возмещению перевозчикам, определялись исходя из объема средств, предусмотренных в областном бюджете, пропорционально объему транспортной работы, выполняемой каждым перевозчиком, как это предусмотрено Постановлением Правительства Рязанской области № 23 от 02.02.2005 г. (т. 8 л.д. 108-109)
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В силу подпункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы субъектов подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ, принятым 22 августа 2004 г. в связи с реформированием межбюджетных отношений и разграничением расходных обязательств между Российской Федерации, ее субъектами и муниципальными образованиями, были внесены существенные изменения в значительное число законодательных актов, включая Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и Федеральный закон "О ветеранах".
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (часть первая); расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть вторая).
Согласно статье 10 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона № 122-ФЗ, подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на территории Рязанской области были приняты Законы Рязанской области № 167-ОЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов" от 29.12.2004 г. и № 170-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" № 170-ОЗ от 29.12.2004 г.
Истец обратился с требованием о возмещении убытков по названным выше Законам Рязанской области № 167-ОЗ и № 170-ОЗ.
Таким образом, требования заявлены по отношениям, которые относятся к расходным обязательствам Субъекта Российской Федерации, в связи с чем в иске к ответчику Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации следует отказать.
В целях реализации Законов Рязанской области № 167-ОЗ и № 170-ОЗ принято постановлением от 20.01.2005 г. № 10 "Об утверждении порядков предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Рязанской области, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг гражданам Рязанской области, имеющим право на меры социальной поддержки.
Постановлением Правительства Рязанской области от 02.02.2005 № 23 утверждены Порядок предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (Приложение № 1) и Порядок предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Рязанской области за счет средств областного бюджета (Приложение № 2).
Данное постановление утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Рязанской области от 23.09.2005 № 217, которым утвержден Временный порядок предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (Приложение № 1) и Временный порядок предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Рязанской области.
Таким образом, в 2005 году регулирование порядка предоставления проезда гражданам, имеющим право на социальную поддержку на территории Рязанской области, осуществлялось в соответствии с двумя постановлениями Правительства Рязанской области: постановление № 23 от 02.02.2005 (с изменениями от 17.06.2005, от 01.08.2005, от 15.09.2005) и постановление Правительство Рязанской области № 217 от 23.09.2005 (с изменениями от 09.11.2005, от 2.05.2006).
Между управлением труда и социальной защиты Рязанской области (Управление) и МУП "Автоколонна № 1310" (Перевозчик) заключен договор № 18 возмещения расходов, связанных с перевозкой граждан, имеющих право на меры социальной поддержки от 01.01.2005 г.
Предметом договора № 18 является возмещение Перевозчику расходов, понесенных им в связи с перевозками граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на территории области (муниципального образования) на пригородных и городских маршрутах в соответствии с законами Рязанской области "О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов" от 29.12.2004 г. № 167-ОЗ и "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" от 29.12.2004 г. № 170.
В соответствии с условиями договора Перевозчик обязуется обеспечить перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по указанным в договоре законам на пригородных и городских маршрутах автомобильным транспортом (приложение № 1). Ежемесячно предоставлять Управлению отчеты о фактическом выполнении объемов перевозок указанных категорий граждан на городских маршрутах, согласованные с управлением транспорта Правительства рязанской области (приложение № 2), нести полную ответственность за достоверность представленных сведений. Обеспечить представителей Управления или уполномоченных им лиц документами, необходимыми для проведения проверок выполнения настоящего договора, и подтверждающими фактическое выполнение объемов перевозок. (Пункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 договора)
Управление обязуется производить возмещение расходов, связанных с перевозкой категорий граждан, указанных в настоящем договоре, при предоставлении счетов и отчетов Перевозчика о фактическом выполнении объемов перевозок в пределах сумм, предусмотренных на эти цели по мере поступления средств. из областного бюджета. (Пункты 2.2, 3 договора)
Всего по данному договору истец предъявил к оплате в управление труда и социальной защиты населения Рязанской области за 2005 год счета на сумму 18185168,46 руб. (т. 1 л.д. 65-100)
Сумма, подлежащая перечислению согласно уточненным расчетам управления дорожного хозяйства и транспорта, составляет 18106668,88 руб. Управление перечислило МУП "Рязанская автоколонна 1310" в возмещение расходов от перевозки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по Законам Рязанской области № 167-ОЗ и № 170-ОЗ 18185168,07 руб. (т. 4 л.д. 56-57)
Таким образом, управление социальной защиты выполнило свои обязательства в полном объеме и надлежащим образом.
Истец свои требования основывает на расчете выпадающих доходов, произведенном за период с января по май 2005 г. исходя из стоимости билета 4 руб., за 50 поездок в месяц от общего числа лиц, имеющих льготы (численность за январь: г. Рязань - 57914 чел., Рязанский район - 5180 чел., Клепиковский район - 3537 чел.) Численность граждан имеющих льготы по каждому месяцу различная. Произведение от этих чисел умножалось на 40,71% - расчетную долю в общем объеме перевозок.
Данный расчет не соответствует Порядку, утвержденному постановлением Правительства Рязанской области, и не подтвержден первичными документами, а именно доказательствами, что именно такое число граждан совершило поездки автомобильным транспортом истца.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Решением Рязанского городского Совета № 415 от 28.08.2003 г. стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на один вид транспорта 200 руб., на два вида транспорта - 250 руб.
Постановлением Правительства от 02.02.2005 № 23 стоимость социального талона- билета установлена в размере 70 руб.
Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета и социального талона-билета на один вид транспорта составляет 130 руб., на два вида транспорта - 180 руб.
В соответствии со статьей 4 Закона Рязанской области № 170-ОЗ и статьей 5 Закона Рязанской области № 167-ОЗ проезд на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, осуществляется по именному социальному талону-билету и удостоверению, подтверждающему право на меры социальной поддержки. Перевозчикам за счет средств областного бюджета возмещаются фактические затраты денежных средств за оказание услуги по перевозке граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом. Стоимость именного социального талона-билета и порядок возмещения перевозчикам расходов, понесенных ими от перевозки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, устанавливаются Правительством Рязанской области.
Таким образом, истец должен был представить доказательства, в подтверждение размера убытков исходя из количества реализованных именных социальных талонов-билетов раздельно на один вид транспорта и на два вида транспорта. Кроме того, в 2005 году осуществлялась продажа единого квартального талона-билета стоимостью 210 руб., обычная стоимость 750 руб., предоставляющего право пассажиру осуществлять поездки в течение 3-х месяцев.
С июня по декабрь 2005 года истец произвел расчет по количеству проданных билетов, исходя из стоимости обычного проездного билета на два вида транспорта - 250 руб., квартального - 750 руб., с учетом расчетной доли в общем объеме перевозок - 40,71 %.
Размер убытков, произведенный истцом за период с июня по декабрь 2005 года, также является недостоверным, поскольку не учитывает количество проданных билетов на один вид транспорта и не подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Продажа социальных талонов-билетов должна быть подтверждена Ведомостью на продажу талонов-билетов. Истец представил Ведомости только за октябрь-декабрь 2005 г., согласно которым количество проданных талонов-билетов составило: октябрь - 8867, квартальные - 1914; ноябрь - 2722, декабрь - 4320.
Истец осуществляет перевозки автобусами, в связи с чем, расчет следовало производить с учетом стоимости обычного проездного билета на один вид транспорта и льготного талона-билета, то есть 200 руб. - 70 руб., разница в сумме 130 руб. за каждый проданный билет подлежит возмещению перевозчику.
По данным истца расходы на перевозку пассажиров льготной категории по г. Рязани в октябре 2005 г. составят 8867 х 130 = 1152710; в ноябре 2722 х 130= 353860; в декабре 4320 х 130 = 561600 руб. В эти месяцы истец получил возмещение от Управления социальной защиты в октябре - 1279544,19, из них по г. Рязани - 1242926,45; в ноябре - 1319799,06; в декабре - 1392421,80. Кроме того, истец указал в своем расчете, что получил выручку от проданных билетов: в октябре - 847842,74; в ноябре - 810255,20; в декабре - 800936,68.
Исходя из приведенных цифровых данных следует, что расчет истца и представленные им первичные документы не позволяют достоверно установить фактический размер расходов, понесенный истцом в связи с перевозкой льготной категории граждан.
В городе Рязани перевозка пассажиров осуществляется автобусами, троллейбусами и трамваями. Исходя из особенностей пассажирских перевозок, Правительство Рязанской области утвердило формулу расчета в пункте 11 Временного порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, утвержденного постановлением от 23.09. № 217 и № 23 от 02.02.2005.
По расчетам, выполненным управлением транспорта и дорожного хозяйства, подлежало к перечислению 18106668,88 руб.
Оценив в совокупности доводы истца и возражения ответчиков, а также третьих лиц, суд считает расчет истца необоснованным, не соответствующим законодательству Рязанской области и не подтвержденным первичными документами размер фактических расходов перевозчика.
Согласно Приложению № 2 управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области производится расчет выпадающего дохода от перевозки льготной категории граждан на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения по формулам, указанным в пункте 11 названного приложения.
Расчеты управления дорожного хозяйства и транспорта были выполнены в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области.
Истец в соответствии с утверждены Порядком должен был представить в обоснование размера расходов надлежащим образом оформленные ведомости продажи талонов-билетов, доказательства понесенных расходов на перевозку того количества граждан, которое он указал в своем расчете.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец не представил достоверных доказательств по своим расходам, а положенные им в основу расчета статистические данные не могут быть признаны судом обоснованными, так как с 1.01.2005 года изменился порядок предоставления льгот и возмещения расходов перевозчикам.
Истец не оспорил Законы Рязанской области № 167-ОЗ и № 170-ОЗ, Постановления Правительства Рязанской области № 23 от 02.02.2005, № 217 от 23.09.2005, уточненные расчеты по возмещению расходов от перевозки, утвержденные управлением дорожного хозяйства и транспорта, следовательно, расчет расходов должен был быть произведен на основании перечисленных выше нормативных документов.
Ответчиком (Субъектом Российской Федерацией) заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям, заявленным за январь 2005 г.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Согласно ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как следует из материалов дела, расчеты о возмещении расходов производились ежемесячно, следовательно, с первого числа месяца следующего за расчетным истец должен был знать о нарушении своего права.
Истец обратился с иском 01.02.2008 г., следовательно, срок исковой давности по обязательствам за январь 2005 г. не истек в силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод истца о том, что МУП "Автоколонна № 1310" вынуждено было заключить договор № 18 от 01.01.2005 г. о возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, был заключен на условиях, указанных в договоре, и невыгодных для истца, судом не принимается.
В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений.
При несогласии с условиями договора истец вправе был обратиться за разрешением разногласий на стадии заключения договора, либо разрешить вопросы по внесению изменений в действующий договор. Истец не представил доказательства, что по условиям договора у сторон имелись разногласия. Поскольку условия договора сторонами согласованы, у истца отсутствуют основания не исполнять его.
Учитывая, что истец не подтвердил фактические расходы на перевозку пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки, возмещение расходов произведено управлением труда и социальной защиты на основании расчетов управления дорожного хозяйства и транспорта и данные расчеты не опровергнуты доказательствами, представленными истцом, в удовлетворении требований следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на истца, при подаче иска истцу была предоставлена отсрочка в уплате госпошлины, в связи с чем она подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В иске отказать.
2. Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанская автоколонна № 1310" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 100000 руб.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Л.В. Омелина