ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-4645/2007 от 07.11.2007 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань                                                           Дело № А54-4645/2007

08 ноября 2007 года                                                                              С21

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании ноября 2007 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2007 года .

Судья Арбитражного суда Рязанской области  Котлова Л.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ратниковой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" - Рязанское РНУ, г. Рязань

к  ФГУ Национальный парк "Лосиный остров", г. Москва

о признании незаконным и отмене постановления №787 от 16.08.2007г. по делу об административном правонарушении

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Баракина Е.С., юрисконсульт, доверенность №21-19/193 от 15.10.2007г.;

от национального парка - Крамаренко В.А., представитель, доверенность №1/06-174 от 16.03.2007г.

установил: открытое акционерное общество "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" - Рязанское районное нефтепроводное управление, г. Рязань (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявление к федеральному государственному учреждению национальный парк "Лосиный остров", г. Москва (далее по тексту ФГУ НП "Лосиный остров") о признании незаконным и отмене постановления №787 от 16.08.2007г. по делу об административном правонарушении.

Заявитель просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок для обжалования постановления №787 от 16.08.2007г. по делу об административном правонарушении, указывая в заявлении на то, что протокол об административном правонарушении Общество не получало, оспариваемое постановление было ошибочно направлено в адрес Приокского ПТУС - филиала ОАО "Связьтранснефть", находящегося в соседнем здании с Рязанским РНУ и было передано ими в Рязанское РНУ; при составлении постановления по делу об административном правонарушении №787 от 16.08.2007г. представитель ОАО "Верхневолжскнефтепровод" не присутствовал, порядок обжалования разъяснен не был (л.д. 5).

Представитель заявителя в судебном заседании 07.11.2007г. поддерживает заявление по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях (л.д.3-4, 82-83).

Ответчик по заявленным требованиям возражает, доводы изложены в отзыве (л.д.18, 69).

Из материалов дела следует: 09.06.2007г. участковым госинспектором Алексеевского лесопарка Соловьевым Г.В., при участии лесничего Алексеевского лесопарка Соловьева И.Ф., в присутствии мастера ДРС Рязанского районного нефтепроводного управления Соловьева Н.В. проведена проверка  соблюдения режима национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны (Алексеевский лесопарк, квартал 49, выдел 43 НП "Лосиный остров"), о чем составлен акт проверки №36 от 09.06.2007г. (л.д. 19).

В ходе проверки установлено, что при патрулировании лесопарка в 49 лесном квартале была обнаружена бригада рабочих РРНУ во главе с мастером ДРС  Соловьевым Н.В., производивших шурфление трубы нефтепровода Ярославль - Москва на 292 км. без согласования с НП "Лосиный остров" (размер шурфа 1,5х1,5х1,3 (глубина) м., количество 2 шт.). Мастер ДРС Рязанского районного нефтепроводного управления Соловьев Н.В. от подписания акта отказался (л.д. 19).

09.06.2007г. участковым госинспектором Алексеевского лесопарка ФГУ НП "Лосиный остров" Соловьевым Г.В. мастеру ДРС Рязанского районного нефтепроводного управления Соловьеву Н.В. было передано предписание об устранении недостатков и нарушений, а именно немедленно произвести согласование работ с НП "Лосиный остров". Мастер ДРС Соловьев Н.В. от подписи в получении предписания отказался (л.д. 20).

Как пояснил представитель ответчика, в связи с отсутствием сведений о банковских реквизитах и юридическом адресе заявителя протокол об административном правонарушении 09.06.2007г. не составлялся.

Определением от 09.06.2007г. зам. гл. инспектора по охране территории ФГУ НП "Лосиный остров" Сергеевым А.А. было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 22).

09.06.2007г. зам. гл. инспектора НП "Лосиный остров" Сергеевым А.А. начальнику РНУ ОАО "Верхневолжскнефтепровод" Сидорову В.Н. была направлена телефонограмма о направлении полномочного представителя с доверенностью и учетной карточной предприятия 14.06.2007г. в 10 час. 00 мин. по адресу: Московская область, Щелковское шоссе, 21 км., Алексеевское лесничество, для составления протокола о нарушении режима национального парка, выразившегося в проведении работ на трассе нефтепровода Ярославль - Москва без согласования с органами Росприроднадзора (л.д. 21).

В связи с неявкой представителя РНУ ОАО "Верхневолжскнефтепровод" 14.06.2007г. в 10 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении и отсутствием необходимых данных для составления протокола об административном правонарушении, определением от 09.07.2007г. зам. гл. инспектора НП "Лосиный остров" Сергеевым А.А. продлен срок административного расследования (л.д. 24).

Согласно договору от 18.07.2007г. о регулировании использования  земельного участка в границах ФГУ НП "Лосиный остров" на период производства работ, заключенному между ОАО "Верхневолжскнефтепровод" в лице РРНУ Сидорова В.Н. и ФГУ НП "Лосиный остров", определен режим соблюдения организацией природоохранного законодательства при производстве работ на земельном участке по устранению дефекта №402785 на 292 км магистрального нефтепровода "Ярославль-Москва" в период с 16.07.2007г. по 16.08.2007г. (л.д. 11-13).

Доказательств согласования проводимых 09.06.2007г. на территории национального парка работ заявителем представлено не было.

Факсограммой от 08.08.2007г. зам. гл. инспектора НП "Лосиный остров" Сергеев А.А. предложил начальнику РНУ ОАО "Верхневолжскнефтепровод" Сидорову В.Н. направить полномочного представителя с доверенностью и учетной карточной предприятия 10.08.2007г. в 10 час. 00 мин. по адресу: Московская область, Щелковское шоссе, 21 км., Алексеевское лесничество, для составления протокола о нарушении режима национального парка, выразившегося в проведении работ на трассе нефтепровода Ярославль - Москва без согласования с органами Росприроднадзора (л.д. 25-26).

10.08.2007г. госинспектором Соловьевым Г.В., при участии свидетелей Чирковой И.Б., Шорова В.А. в отношении Рязанского районного нефтепроводного управления ОАО "Верхневолжскнефтепровод" был составлен протокол о нарушении установленного режима и иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории НП "Лосиный остров" (в охранной зоне, на землях иных пользователей в границах парка) №70/787. Для составления указанного протокола полномочный представитель заявителя не явился (л.д. 27).

Факсограммой НП "Лосиный остров" от 14.08.2007г. начальнику ОАО "Верхневолжскнефтепровод" - Рязанского районного нефтепроводного управления Сидорову В.Н. предложено направить полномочного представителя с доверенностью и учетной карточкой предприятия 16.08.2007г. в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, Поперечный просек, д. 1 г для рассмотрения протокола о нарушении режима национального парка, выразившегося в проведении работ на трассе нефтепровода Ярославль - Москва без согласования с органами Росприроднадзора (л.д. 28-29).

16.08.2007г. зам. главного госинспектора по охране территории национального парка Сергеевым А.А. вынесено постановление №787 по делу об административном правонарушении в отношении заявителя о назначении административного штрафа в размере 50 000 руб.  на основании ст. 8.39 КоАП РФ. Постановление №787 от 16.08.2007г. по делу об административном правонарушении направлено в адрес заявителя заказной корреспонденцией и получено 11.09.2007г. (л.д. 30-31).

Не согласившим с постановлением №787 от 16.08.2007г., 08.10.2007г. заявитель  обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив материалы дела и доводы представителей сторон, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002г.  №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Законодательство состоит из федеральных законов и законов субъектов федерации, международных договоров, а также нормативных актов Российской Федерации и субъектов федерации, направленных на регулирование отношений в этой области (статья 2 Закона).

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закрепляет, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности.

Согласно положений ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995г. №33-ФЗ  "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 10.05.2007г.) (далее Закон) национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

В силу части 1 статьи 9 Закона на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Согласно ст. 15 Закона на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.

Пунктами 2, 4 ст. 15 Закона установлено, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков; заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации; движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;  организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест; вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, ограничиваются расширение и строительство новых хозяйственных объектов.

Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. С федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. По решению Правительства Российской Федерации в соответствующих функциональных зонах допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Согласно ст. 34 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" работники государственных природных заповедников и национальных парков, являющиеся государственными инспекторами по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право, в том числе: проверять у лиц, находящихся на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях; проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающих к территориям государственных природных заповедников и национальных парков территориях охранных зон; направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков, к административной ответственности; беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. Главным государственным инспекторам и их заместителям по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предоставляется также право: запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон; налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях; в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.  Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков пользуются также всеми правами должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (государственных лесных инспекторов), и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Статьей 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002г. №7-ФЗ также определены права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды

Постановлением правительства РФ от 29.03.2000г. №280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения.

Согласно Положению о Федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Лосиный остров", утвержденному приказом МПР России от 25.12.2002г. №910 (в ред. приказа МПР России от 17.03.2005г. №66) ФГУ "НП "Лосиный остров" является природоохранным, эколого - просветительским и научно - исследовательским учреждением, территория которого включает в себя природные комплексы, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Территория национального парка относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

В соответствии с п. 4 ст. 15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995г. вопросы социально - экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территории национальных парков согласовываются с федеральными органами исполнительной власти в области окружающей среды.

В соответствии с Положением о федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. №400, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования является федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с п. 1 ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Согласно п. 2 ст. 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя. Следовательно, суд вправе восстановить пропущенный срок для подачи заявления, если признает причины пропуска уважительными.

На основании статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004г. № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Кодексом не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления установленного статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.

Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как пояснил представитель заявителя, оспариваемое постановление №787 по делу об административном правонарушении получено Обществом в октябре 2007 года (л.д. 9). Вместе с тем, судом установлено, что оспариваемое постановление получено заявителем 11.09.2007г. (л.д. 30-31).

Суд пришел к выводу, что о нарушении своих прав и законных интересов Общество узнало 11.09.2007г. (л.д. 30-31). В связи с чем, именно с указанной даты необходимо исчислять срок, установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ.

В силу ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражно-процессуальным кодексом РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Согласно ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.

Суд пришел к выводу, что причины пропуска, указанные заявителем в заявлении о восстановлении пропущенного срока для подачи  заявления, не являются уважительными.

Поскольку доказательств в обоснование уважительных причин пропуска процессуального срока представлено не было (л.д. 64-65,86-87), а иное не установлено Федеральным законом, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока, в связи с чем в удовлетворении заявления следует отказать.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (ч.4 ст.208 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 115, 117, 167-170, 176, 181, 207, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2.1, 3.1, 4.1, 8.39, 23.1, 23.25, 26.11, 28.1, 28.2, 28.3, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" - Рязанское районное нефтепроводное управление, расположенного по адресу: г. Рязань, Промбаза, 1, зарегистрированного Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Н. Новгорода 04.07.1994г. за №509, основной государственный регистрационный номер 1025203014748, об отмене постановления по делу об административном правонарушении №787 от 16.08.2007г., вынесенного заместителем главного госинспектора ФГУ НП "Лосиный остров" Сергеевым А.А., о привлечении  ОАО "Верхневолжскнефтепровод" РРНУ к административной ответственности в виде штрафа в сумме 50 000 руб., отказать полностью.

2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.

Судья                                                                              Котлова Л.И.