ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-4935/10 от 29.11.2010 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области 

  ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань Дело № А54-4935/2010

06 декабря 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2010 года

Судья Арбитражного суда Рязанской области Грачев В. И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Печегиной А. А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ИП ФИО1 г. Рязань

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области г. Рязань

о признании недействительным решения инспекции

при участии в судебном заседании:

от заявителя:

ФИО2, представитель, доверенность от 28.07.2010

от инспекции:

ФИО3, старший специалист, доверенность от 05.08.2010 № 03-11\26143

ФИО4, старший государственный налоговый инспектор, доверенность от 09.11.2010 № 03-11\35429

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1, зарегистрированный по адресу: 390000, <...>, (далее - налогоплательщик; предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области о признании недействительным решения инспекции от 29 июля 2010 года № 13-15\25303 дсп в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 187 052 руб. и пени в сумме 34 837,02 руб. за несвоевременную уплату данного налога.

Инспекция в отзыве не признала требования предпринимателя, указав на обоснованность принятого решения.

В заседании арбитражного суда объявлен перерыв на период с 22 по 29 ноября 2010 года (статья 163 АПК РФ).

В заседании арбитражного суда представитель предпринимателя уменьшила размер оспариваемых требований, в связи с чем просит признать недействительным решение инспекции от 29 июля 2010 года № 13-15\25303дсп в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 187 052 руб. и пени в сумме 25 891,69 руб. за несвоевременную уплату данного налога. Измененные по размеру требования налогоплательщика в силу статьи 49 АПК РФ приняты к рассмотрению арбитражного суда.

Представители инспекции не признали заявление, указав на правомерность начисления налога и пени по результатам проведенной выездной налоговой проверки.

В ходе рассмотрения материалов дела установлено:

Общество с ограниченной ответственностью "Колорит" г. Москва в четвертом квартале 2006 года поставило предпринимателю ФИО1 товары продовольственной группы: муку, отруби пшеничные и сахар-песок. Отгрузка товаров осуществлена в адрес предпринимателя по следующим накладным:

от 02.10.2006 N 2014 на сумму 402 000 руб., в т. ч. НДС в сумме 36 545,46 руб. (мука ржано-обдирная);

от 12.10.2006 N 2650 на сумму 195 000 руб., в т. ч. НДС в сумме 17 727,27 руб. (мука высшего сорта);

от 16.10.2006 N 2780 на сумму 260 400 руб., в т. ч. НДС в сумме 23 672,73 руб. (отруби пшеничные);

от 07.11.2006 N 3001 на сумму 288 000 руб., в т. ч. НДС в сумме 26 181,82 руб. (сахар-песок);

от 15.11.2006 N 3016 на сумму 288 000 руб., в т. ч. НДС в сумме 26 181,82 руб. (сахар-песок).

Общество с ограниченной ответственностью "Авеста" г. Москва в декабре 2007 года по товарной накладной от 15.12.2007 N 1897 поставило предпринимателю ФИО1 сахар-песок на общую сумму 313 170 руб., включая НДС в сумме 28 470,0 руб.

Индивидуальный предприниматель ФИО5 г. Мичуринск Тамбовской области в мае 2007 года по товарной накладной от 22.05.2007 N 142 поставил предпринимателю ФИО1 сахар-песок на общую сумму 311 000 руб., включая НДС в сумме 28 272,73 руб.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области с сентября 2009 года по апрель 2010 года провела выездную налоговую проверку хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2008 года. При проверке были обнаружены налоговые правонарушения, заключающееся в завышении размера налоговых вычетов на общую сумму 187 052 руб. при исчислении налога на добавленную стоимость за период с четвертого квартала 2006 года по четвертый квартал 2007 года по хозяйственным операциям с тремя вышеуказанными контрагентами. Отмеченные правонарушения отражены в акте выездной налоговой проверки от 07 июня 2010 г. № 13-15/19015дсп.

По мнению налогового органа, неосновательность применения налоговых вычетов обусловлена недействительностью документов, представленных налогоплательщиком, так как счета-фактуры на отпуск предпринимателю товаров продовольственной группы подписаны руководителями, не подтвердившими свою причастность к хозяйственной деятельности двух поименованных обществ и не подтверждены индивидуальным предпринимателем ФИО5. При этом инспекцией отмечено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Колорит" г. Москва состоит на учете в инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве с 31 марта 2006 года. Данная организация зарегистрирована по адресу: 129301, <...>. Обязанности генерального директора и главного бухгалтера общества "Колорит" исполнял ФИО6, проживающий по адресу: <...>. Опрошенный в качестве свидетеля при выполнении мероприятий налогового контроля ФИО6 показал, что он никогда не был учредителем, руководителем, главным бухгалтером или иным должностным лицом данной фирмы и никаких финансово-хозяйственных документов от лица общества "Колорит" не подписывал. За вознаграждение осуществлял регистрацию юридических лиц в налоговых органах (протокол допроса свидетеля налоговым органом от 20.05. 2009; том 2, стр. 107). Контрольно-кассовая техника за обществом "Колорит" по данным налогового органа не зарегистрирована.

Общество с ограниченной ответственностью "Авеста" г. Москва состоит на учете в инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве с 08 августа 2006 года. Данная организация зарегистрирована по адресу: 115184, <...>. Обязанности генерального директора общества "Авеста" исполнял ФИО7, проживающий по адресу: <...>. Опрошенный в качестве свидетеля при выполнении мероприятий налогового контроля ФИО7 показал, что он никогда не был руководителем или иным должностным лицом какой-либо фирмы и никаких финансово-хозяйственных документов от имени юридических лиц не подписывал. Доверенностей не выдавал (протокол допроса свидетеля налоговым органом от 02.07. 2009; том 3, стр. 17 - 19).

Индивидуальный предприниматель ФИО5 состоит на учете в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мичуринску Тамбовской области с 30 января 1998 года. Предприниматель ФИО5 зарегистрирован по адресу: <...>. Опрошенный в качестве свидетеля при выполнении мероприятий налогового контроля ФИО5 показал, что он не знает о собственных хозяйственных операциях по поставке сахара-песка в адрес предпринимателя ФИО1 (протокол допроса свидетеля налоговым органом от 08.04.2010 № 14; том 3, стр. 29).

Решением инспекции от 29.07.2010 № 13-15\25303дсп по оспариваемым правонарушениям предпринимателю был начислен налог на добавленную стоимость в сумме 187 052 руб. и пени в сумме 25 891,69 руб. за несвоевременную уплату данного налога.

Решение инспекции от 29.07.2010 № 13-15\25303дсп налогоплательщик просит признать недействительным. В обоснование своей позиции налогоплательщик указал на реальность совершенных хозяйственных операций по покупке товаров продовольственных группы. Данное решение обжаловано предпринимателем в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган (письмо предпринимателя от 09.08.2010). Решением Управления ФНС по Рязанской области от 07.09.2010 № 15-12/3041дсп апелляционная жалоба предпринимателя по трем отмеченным правонарушениям оставлена без удовлетворения.

Оценив материалы дела и доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявление налогоплательщика.

На основании пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс; НК РФ) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

По мнению представителей инспекции счета-фактуры контрагентов налогоплательщика являются недостоверными по причине недействительности подписей руководителей обществ "Колорит" и "Авеста" (ФИО6 и ФИО7), а также недействительности подписи индивидуального предпринимателя ФИО5 Данные обстоятельства помимо свидетельских показаний подтверждены также экспертными заключениями. Кроме этого, следует признать недействительными платежи предпринимателя ФИО1 путем внесения наличных денежных средств в кассу общества "Колорит" при отсутствии зарегистрированной в налоговых органах контрольно-кассовой техники общества.

Доводы инспекции об отсутствии у предпринимателя права на применение налоговых вычетов по закупленным у трех вышеуказанных контрагентов продовольственных товаров арбитражный суд находит неосновательными.

Отрицание руководителями ФИО6 и ФИО7 своей причастности к хозяйственной деятельности обществ "Колорит" и "Авеста", а также непризнание предпринимателем ФИО5 поставки товара в адрес ИП ФИО1, сами по себе не могут служить достаточным основанием для признания недействительными сделок предпринимателя с данными контрагентами. Представленные налогоплательщиком в материалы дела документы (товарные накладные, счета-фактуры, платежные документы; том 1, стр. 69 - 84) подтверждают факты реальных хозяйственных операций предпринимателя.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Кодексом, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Кодекса, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных статьей 169 Кодекса, возлагается на поставщика. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.

При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, упомянутых в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".

О необоснованности получения налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.

Инспекцией в ходе проверки не было установлено ни одного из перечисленных обстоятельств, позволяющих усомниться в добросовестности предпринимателя. Доводы представителей инспекции о том, что представленные в материалы дела кассовые чеки ООО "Колорит" не могут подтверждать факт оплаты, поскольку они пробиты с использованием контрольно-кассовой техники, не получившей регистрации в налоговом органе, арбитражный суд находит неосновательными. Отсутствие регистрации ККТ поставщика не является доказательством неосуществления предпринимателем ФИО1 реальной хозяйственной деятельности и недобросовестности покупателя и не опровергает фактически произведенную им оплату.

Следовательно, вывод о недостоверности счетов-фактур, подписанных лицами, не значащимися в учредительных документах поставщиков в качестве руководителей этих обществ, и непризнание своей хозяйственной операции предпринимателем ФИО5, не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной. Такое заключение поддерживается судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 апреля 2010 года № 18162/09). Толкование правовых норм, содержащееся в указанном постановлении Президиума ВАС РФ, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

В связи с тем, что представленными в материалы дела документами подтверждена реальность хозяйственных операций предпринимателя ФИО1 по приобретению товаров у обществ "Колорит" и "Авеста", а также у предпринимателя ФИО5, следует признать обоснованными примененные налогоплательщиком вычеты по НДС в общей сумме 187 052 руб.

Решение инспекции от 29.07.2010 № 13-15/25303дсп о начислении налога в сумме 187 052 руб., а также пени в сумме 25 891,69 руб. за несвоевременную уплату начисленного НДС не отвечает положениям Налогового кодекса РФ.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если оспариваемый ненормативный акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с положениями части 2 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами. В связи с этим арбитражный суд, по ходатайству представителя инспекции, считает необходимым уменьшить до 200 руб. размер судебных расходов по оплате госпошлины, подлежащих взысканию с налогового органа. Данное обстоятельство диктует необходимость возврата остальной суммы судебных расходов налогоплательщика в размере 3 800 руб. из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167, 170 и 201 АПК РФ , арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать недействительным, как не соответствующее требованиям Налогового кодекса РФ, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области от 29.07.2010 № 13-15\25303дсп в части начисления следующих сумм:

пункт 2 решения

пени за несвоевременную уплату НДС - 25 891,69 руб.

пункт 3.1 решения

налог на добавленную стоимость - 187 052,0 руб.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1, вызванное принятием решения от 29.07.2010 № 13-15\25303дсп в части начисления НДС в сумме 187 052 руб. и пени в сумме 25 891,69 руб. за несвоевременную уплату данного налога.

2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области, находящейся по адресу: 390013 <...>, в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, зарегистрированного по адресу: 390000, <...>, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

3. Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1, зарегистрированному по адресу: 390000, <...>, из федерального бюджета денежные средства в сумме 3 800 руб., перечисленные в уплату государственной пошлины платежными поручениями от 27.09.2010 № 320 на сумму 2 000 руб. и от 27.09.2010 N 321 на сумму 2 000 руб.

4. На решение может быть подана жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд г. Тулы в месячный срок со дня его принятия.

Судья В. И. Грачев