ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-4944/2011 от 07.11.2011 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области 

  ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань Дело №А54-4944/2011

14 ноября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 07 ноября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Стрельниковой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области (ОГРН 1026201268576, г. Рязань )

к открытому акционерному обществу "Кораблинское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1026200664005, Рязанская область, г. Кораблино)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Григоров Г.П., старший государственный инспектор по доверенности от 02.12.2010г. №01/2041, личность представителя установлена на основании предъявленного удостоверения,

от лица, привлекаемого к административной ответственности: Мялковский Н.П., руководитель общества, личность представителя установлена на основании предъявленного паспорта,

установил:   в арбитражный суд обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области (далее по тексту - заявитель, административный орган) с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Кораблинское автотранспортное предприятие" (далее по тексту - Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Представитель административного органа в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель Общества возражал против заявленных требований, ссылаясь на устранение допущенных нарушений.

Из материалов дела следует: общество на основании лицензии АСС-62-900760, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области сроком с 01.05.2001г. по 30.04.2009г., продленной по 30.04.2014г. осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

На основании приказа начальника Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области №160/орг. от 05.09.2011г. в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка с целью недопущения и пресечения вреда жизни, здоровью граждан и соблюдение обязательных требований (л.д. 9-10).

Проверкой выявлено следующее:

1) общество осуществляет перевозки пассажиров по междугороднему автобусному маршруту №525 «Рязань - Кораблино» АТС марки ПАЗ 32054 г/н. СВ77562, данное транспортное средство имеет 23 посадочных места, однако транспортное не оборудовано тахографом (контрольным устройством для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя), устанавливаемом на автобусы для междугородных перевозок пассажиров, имеющих более 20 посадочных мест;

2) графиками работы (сменности) водителей на сентябрь и октябрь 2011 года не установлено время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха водителей;

3) графики работы (сменности) водителей, на сентябрь 2011г. составлен 25 августа 2011г. (за 7 дней до введения его в действие), на октябрь 2011г. составлен 26 сентября 2011г. (за 5 дней до введения его в действие), отсутствуют сведения о доведении Графиков работы до водителей, не позднее чем за один месяц до введения их в действие;

4) при суммированном учёте рабочего времени водителей автобусов, допущена переработка норм рабочего времени за месяц. В соответствии с Производственным календарём на 2011 год, при 40-часовой рабочей неделе, месячная норма рабочего времени в июле месяце составляет 168 час, при этом согласно табеля учета рабочего времени за июль 2011г.:

- водитель Клочков А.А. - фактически отработал 204 часа, переработка составила 36 час;

- водитель Копытко В.Н. - фактически отработал 210 часов, переработка составила 42 час,

- водитель Антошкин А.А. - фактически отработал 185 часов, переработка составила 17 час;

При 40-часовой рабочей неделе, месячная норма рабочего времени в августе месяце составляет 184 час, при этом согласно табелю учета рабочего времени за август 2011г.:

- водитель Ларионов А.В. - фактически отработал 206 часов, переработка составила 22 час;

- водитель Копытко В.Н. - фактически отработал 205 часов, переработка составила 21 час;

5) при проверке табеля учета рабочего времени за июль, август 2011г. установлено непредставление водителям АТС еженедельного непрерывного отдыха (не менее 42 час):

- водитель Копытко В.Н. отработал с 05.07.11г. по 11.07.11г. - 7дней,

-водитель Антошкин А.А. отработал с 20.07.11г. по 02.08.11г. - 14 дней;

6) при заполнении путевых листов Общество не выполняет требования по применению Обязательных реквизитов и не соблюдается порядок заполнения путевых листов (в путевых листах №1002 от 02.08.2011г., № 1065 от 14.08.2011г., №1144 от 29.08.2011г., отсутствуют имя и отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителя, номер телефона перевозчика).

Результаты проверки оформлены актом внеплановой документарной проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица №050-АР от 30.09.2011г. (л.д.12-15).

Представитель общества ознакомлен с результатами проверки, о чем в тексте данного документа имеется соответствующая отметка.

Вышеуказанные обстоятельства квалифицированы административным органом как нарушение обществом лицензионных требований и условий при осуществлении перевозочной деятельности, о чем 30.09.2011г. составлен протокол серия А-62 №000258 об административном правонарушении. Протоколом сделан вывод, что такое правонарушение влечет ответственность, предусмотренную ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа (л.д.16-18).

Представителю общества разъяснены процессуальные права, с протоколом он ознакомлен, о чем в протоколе имеются соответствующие отметки.

Копии акта №050-АР от 30.09.2011г. и протокола серии А-62 №000258 от 30.09.2011г. об административном правонарушении представителем общества получены.

С целью привлечения открытого акционерного общества "Кораблинское автотранспортное предприятие" к ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив материалы дела, исследовав доказательства, заслушав доводы представителей административного органа и лица, привлекаемого к административной ответственности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

На основании ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

В силу ст.5 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" положения о лицензировании отдельных видов деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. №637 (далее - Положение о лицензировании).

Согласно п.4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к обязанностям лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств относит, в частности, обязанность организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Таким образом, перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, должна осуществляться с соблюдением вышеперечисленных лицензионных условий.

На основании ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом" установлена необходимость осуществить с 1 января 1998 г. оснащение вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.

В силу п.5.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г. и используемые на междугородных автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.

Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что Общество осуществляет перевозки пассажиров по междугороднему автобусному маршруту №525 «Рязань - Кораблино» АТС марки ПАЗ 32054 г/н. СВ77562. Данное транспортное средство имеет 23 посадочных места, однако транспортное не оборудовано тахографом (контрольным устройством для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя), устанавливаемом на автобусы для междугородных перевозок пассажиров, имеющих более 20 посадочных мест.

Согласно п.4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что графиками работы (сменности) водителей на сентябрь и октябрь 2011 года не установлено время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха водителей.

Кроме того, графики работы (сменности) водителей, на сентябрь 2011г. составлен 25 августа 2011г. (за 7 дней до введения его в действие), на октябрь 2011г. составлен 26 сентября 2011г. (за 5 дней до введения его в действие), отсутствуют сведения о доведении Графиков работы до водителей, не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

В силу п.7,8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что при суммированном учёте рабочего времени водителей автобусов, допущена переработка норм рабочего времени за месяц. В соответствии с Производственным календарём на 2011 год, при 40-часовой рабочей неделе, месячная норма рабочего времени в июле месяце составляет 168 час, при этом согласно табелю учета рабочего времени за июль 2011г.:

- водитель Клочков А.А. - фактически отработал 204 часа, переработка составила 36 час;

- водитель Копытко В.Н. - фактически отработал 210 часов, переработка составила 42 час,

- водитель Антошкин А.А. - фактически отработал 185 часов, переработка составила 17 час;

При 40-часовой рабочей неделе, месячная норма рабочего времени в августе месяце составляет 184 час, при этом согласно табелю учета рабочего времени за август 2011г.:

- водитель Ларионов А.В. - фактически отработал 206 часов, переработка составила 22 час;

- водитель Копытко В.Н. - фактически отработал 205 часов, переработка составила 21 час.

В соответствии с п. 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что при проверке табеля учета рабочего времени за июль, август 2011г. установлено непредставление водителям АТС еженедельного непрерывного отдыха (не менее 42 час):

- водитель Копытко В.Н. отработал с 05.07.11г. по 11.07.11г. - 7дней,

-водитель Антошкин А.А. отработал с 20.07.11г. по 02.08.11г. - 14 дней.

В силу п.3 п.5, п.16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 путевой лист должен содержать, в частности, обязательные реквизиты - сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, которые включают в себя:

1) для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона;

2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.

Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя в путевом листе проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что при заполнении путевых листов Общество не выполняет требования по применению Обязательных реквизитов и не соблюдается порядок заполнения путевых листов (в путевых листах №1002 от 02.08.2011г., № 1065 от 14.08.2011г., №1144 от 29.08.2011г., отсутствуют имя и отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителя, номер телефона перевозчика).

Таким образом, суд пришел к выводу, что на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении общество допустило нарушение установленных нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Факт нарушения обществом лицензионных требований подтверждается актом проверки №050-АР от 30.09.2011г. (л.д.12-15), протоколом серия А-62 №000258 от 30.09.2011г. об административном правонарушении (л.д.16-18), а также представленными в материалы дела доказательствами (л.д.19-39).

Вина общества заключается в том, что оно могло и должно было знать требования, существующие в области перевозок пассажиров и багажа автобусами, а также должно было исполнять такие требования, однако не предприняло всех зависящих от него мер к соблюдению соответствующих требований.

В связи с тем, что соблюдение установленных законами и иными нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров является одним из условий осуществления перевозок пассажиров и лицензионным требованием, заявителем правомерно сделан вывод о наличии в действиях открытого акционерного общества "Кораблинского автотранспортного предприятия" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела судом также установлено, что процедура административного расследования осуществлена заявителем с соблюдением процессуальных прав и гарантий, предоставленных предприятию.

Материалами дела подтверждено, что представитель общества присутствовал при проведении проверки, составлении акта по результатам проверки и протокола об административном правонарушении. С указанными документами представитель общества ознакомлен, что подтверждается материалами дела.

Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении предусмотрены ч.3 ст.28.3 КоАП РФ.

При таких условиях суд считает, что в рамках дела об административном правонарушении процессуальные права общества не нарушены, предусмотренные законодательством гарантии защиты своих прав индивидуальному предпринимателю предоставлены.

В силу ч.6 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

При рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу, что заявитель правомерно квалифицировал действия ОАО "Кораблинское автотранспортное предприятие" как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, вина общества установлена, процессуальные права предприятия в рамках административного расследования соблюдены.

В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

При таких обстоятельствах требование Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области о привлечении открытого акционерного общества "Кораблинское автотранспортное предприятие" к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, за нарушения лицензионных требований является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Поскольку в материалы дела не представлены доказательства привлечения открытого акционерного общества "Кораблинское автотранспортное предприятие" к административной ответственности ранее, а также с учетом устранения выявленных нарушений, арбитражный суд считает возможным применить к открытому акционерному обществу "Кораблинское автотранспортное предприятие" минимальное административное наказание, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Привлечь открытое акционерное общество "Кораблинское автотранспортное предприятие" (Рязанская область, г. Кораблино, ул. Привокзальная, д.85; ОГРН 1026200664005) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья И.А. Стрельникова