ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-4949/13 от 06.12.2013 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

  ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань Дело №А54-4949/2013

10 декабря 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06 декабря 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2013 года.

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шишкова Ю.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Рязани "Центр развития ребенка - Детский сад № 158" (г. Рязань, ОГРН 1026201081136)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (ОГРН 1046209031440)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани

о признании частично недействительным решения от 27.08.2013 №072/026/388-2013

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Чудина Е.В., представитель по доверенности от 09.09.2013, личность установлена на основании предъявленного паспорта;

от ответчика: Артемьева Ю.Е., главный специалист-эксперт, представитель по доверенности от 09.01.2013 №7, личность установлена на основании предъявленного удостоверения;

от третьего лица: Мишечкина Н.В., консультант, представитель по доверенности от 29.01.2013 №636, личность установлена на основании предъявленного паспорта.

В судебном заседании 29.11.2013 объявлялся перерыв до 06.11.2013. Рассмотрение дела продолжено 06.11.2013.

установил: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Рязани "Центр развития ребенка - Детский сад № 158" (далее - МАДОУ города Рязани "ЦРР - Детский сад № 158", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд рязанской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (далее - Управление, ответчик), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования и молодежной политики администрации города Рязани, о признании недействительным п. 2.1.2 решения от 27.08.2013 №072/026/388-2013 и отмене финансовых санкций указанных в пунктах 4, 5, 6 решения.

Представитель Учреждения уточнила заявленные требования и просит суд признать недействительным решение от 27.08.2013 №072/026/388-2013 в части следующих сумм:

- 102283 руб. 76 коп. - недоимки по страховым взносам;

- 16152 руб. 08 коп. - пени по страховым взносам;

- 20528 руб. 53 коп. - штраф за неуплату страховых взносов.

Указанное уточнение принято судом к рассмотрению по существу.

Представитель Учреждения поддержала заявленное требование с учетом уточнения, указав на отсутствие правовых оснований для доначисления страховых взносов с компенсационных выплат в пользу работников учреждения в виде стоимости содержания в детском саду детей работников.

Представитель Управления по заявленному требованию возражала, указав на соответствие оспариваемого решения Федеральному закону №212-ФЗ.

Представитель третьего лица поддержала правовую позицию заявителя.

Из материалов дела следует, что Управлением ПФ РФ в г. Рязани на основании решения от 04.06.2013 №072/026/388-2013 проведена выездная проверка МАДОУ города Рязани "ЦРР - Детский сад №158" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, на обязательное медицинское страхование в ФОМС и ТФОМС плательщиком страховых взносов (том 1 л.д. 63-64).

По результатам проверки составлен акт от 29.07.2013 №072/026/388-2013 (том 1 л.д. 69-89). Акт проверки вручен представителю Учреждения под роспись.

Не согласившись с выводами проверяющего инспектора, изложенными в акте проверки, Учреждением были представлены соответствующие возражения (том 1 л.д. 92-94).

Уведомлением от 29.07.2013 №072/026/388-2013 представитель Учреждения приглашался в Управления для рассмотрения материалов проверки (том 1 л.д. 90-91).

По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных возражений, Управлением 27.08.2013 принято решение №072/026/388-2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (том 1 л.д. 95-117).

Согласно указанному решению Учреждение привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона №212-ФЗ за неуплату страховых взносов в общей сумме 20849 руб. 59 коп. Также заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 103889 руб. 02 коп. и пени в размере 16395 руб. 73 коп.

Не согласившись с указанным решением в части доначисления страховых взносов, пени и штрафов по эпизоду, связанному с исчислением страховых взносов с компенсационных выплат в пользу работников учреждения в виде стоимости содержания в детском саду детей работников, МАДОУ г. Рязани "ЦРР - Детский сад №158" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает, что заявленное требование с учетом уточнения подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ).

Из приведенных норм следует, что для признания решения Управления недействительным Учреждение должно доказать не только несоответствие акта определенному закону либо иному нормативному правовому акту, но и нарушение таким решением прав и законных интересов Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также указать, в чем заключается это нарушение.

Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для доначисления страховых взносов в сумме 102283 руб. 76 коп., пени в размере 16152 руб. 08 коп. и штрафа - 20528 руб. 53 коп. послужили выводы Управления о необоснованном не включении страхователем в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование вознаграждения в неденежной форме, начисленного работодателем, за содержание в детском саду детей работников за 2010-2012 года в размере 366919 руб. 10 коп.

В обоснование произведенных доначислений Управление указывает на то, что компенсация оплаты за содержание детей в детском саду не поименована в статье 9 Федерального закона №212-ФЗ.

Из положений ч. ч. 1 - 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Оценив доводы органа Пенсионного фонда, суд считает их необоснованными по следующим основаниям.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Как следует из части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, в том числе организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.

Статья 9 Закона № 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.

Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, не подлежат для организаций обложению страховыми взносами.

Из указанной нормы следует, что страховые взносы не начисляются на выплаты, носящие компенсационный, единовременный характер в случаях и в пределах норм, прямо предусмотренных законодательством.

Выплата работникам муниципальных учреждений компенсации на содержание детей в детском саду осуществляется в соответствии с нормативными актами органа местного самоуправления муниципального образования - город Рязань.

В 2010-2011 годах порядок освобождения от уплаты родительской платы за содержание детей в детском саду регулировался Решением Рязанского городского Совета от 27.03.2003 №152 "об утверждении Порядка установления платы родителей за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях". В соответствии с пунктом 6 которого Управлению образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани делегированы полномочия по решению вопросов полного или частичного освобождения от родительской платы в индивидуальном порядке в случаях, не предусмотренных данным порядком.

Во исполнение указанного положения Порядка постановлением администрации города Рязани от 26.06.1997 №2101 соответствующие полномочия были делегированы Управлению образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани.

В соответствии с пунктом 7 Порядка решение о полном или частичном освобождении от родительской платы по пункту 6 настоящего Порядка принимается после рассмотрения следующих документов: личного заявления; копии трудовой книжки; справки о совокупном доходе семьи; акта обследования материально-бытовых условий заявителя; ходатайства администрации муниципального образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования в городе Рязани, об освобождении от родительской платы; справки о составе семьи.

На основании приказов Управления образования, науки и молодежной политики администрации города Рязани (том 2) в 2010-2011 году от родительской платы за содержание детей в детском саду были освобождены работники детского сада №158.

В 2012 году порядок освобождения от уплаты родительских платежей был регламентирован решением Рязанской городской Думы от 22.12.2011 №431-I "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан по полному или частичному освобождению от платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях города Рязани, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования".

В соответствии с пунктом 1 указанного Решения на 2012 - 2014 годы установлены дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан по полному или частичному освобождению от платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях города Рязани, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в частности, от платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях города Рязани, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, освобождаются полностью работники муниципальных образовательных учреждений города Рязани, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Таким образом, освобождение от уплаты родительских платежей за содержание детей в детском саду предоставляется работникам, основным местом работы которых является муниципальное учреждение дошкольного образования, и фактически является мерой социальной поддержки работников.

При этом предоставление освобождения за уплату родительских платежей не является вознаграждением работникам за исполнение ими трудовых обязанностей, не гарантировано трудовыми договорами, не зависит от трудовых успехов работника, следовательно, не должна включаться в базу для начисления страховых взносов.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В подтверждение вышеизложенных выводов арбитражный суд считает возможным сослаться на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенную в постановлении от 14.05.2013 № 17744/12, согласно которой выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Кроме того, арбитражный суд считает необходимым отметить, что в соответствии с уставом МАДОУ города Рязани "ЦРР - Детский сад № 158" одним из источников финансирования деятельности учреждения являются средства бюджета города Рязани. Указанные средства направляются на выполнение муниципального задания по предоставлению муниципальной услуги - предоставление дошкольного образования и передаются учреждению по соглашению на предоставление субсидии, заключенному между учреждением и структурным подразделением администрации города Рязани, которому подведомственно муниципальное учреждение.

Средства бюджета для конкретного учреждения рассчитываются в соответствии нормативами, определенными постановлением администрации города Рязани от 03.11.2011 № 4894 "Об утверждении Перечня муниципальных услуг (работ) муниципального образования - городской округ город Рязань, оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ)". В состав компонентов расчета входит норматив на питание и содержание детей в дошкольном учреждении.

В соответствии с постановлением администрации города Рязани от 09.08. 2010 № 3470 "Об установлении размера родительской платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в городе Рязани" родительская плата за детский сад непосредственно складывается из питания детей и их содержания в детском саду, включающего коммунальные платежи.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает, что выпадающий доход (плата) от льготы по уплате родительских платежей компенсируется дошкольному образовательному учреждению за счет муниципального бюджета в виде субсидий. Фактическая выплата за содержание ребенка в детском саду работнику муниципального учреждения не осуществляется.

С учетом изложенного, арбитражный суд считает, что льгота в виде освобождения работника муниципального дошкольного образовательного учреждения от уплаты родительских платежей фактически является компенсационной выплатой, установленной органом местного самоуправления, и в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд считает, что у органа Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для доначисления страховых взносов в сумме 102283 руб. 76 коп., пени в размере 16152 руб. 08 коп. и штрафа - 20528 руб. 53 коп.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если оспариваемый ненормативный акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого акта недействительным.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани от 27.08.2013 №072/026/388-2013 подлежит признанию недействительным в части страховых взносов в сумме 102283 руб. 76 коп., пени в размере 16152 руб. 08 коп. и штрафа - 20528 руб. 53 коп.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная Учреждением при подаче заявления, в сумме 2000 руб. относится на Управление ПФ РФ в г. Рязани.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани от 27.08.2013 №072/026/388-2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, проверенное на соответствие Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", признать недействительным в части следующих сумм:

- 16987 руб. 33 коп. (подпункт 1 пункта 4 резолютивной части) - штраф за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе 12584 руб. 22 коп. (подпункт 1.1 пункта 4 резолютивной части) - на страховую часть трудовой пенсии; 4403 руб. 11 коп. (подпункт 1.2 пункта 4 резолютивной части) - на накопительную часть трудовой пенсии;

- 2817 руб. 62 коп. (подпункт 2 пункта 4 резолютивной части) - штраф за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 723 руб. 58 коп. (подпункт 3 пункта 4 резолютивной части) - штраф за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

- 10011 руб. 83 коп. (пункт 5 резолютивной части) - пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть;

- 3459 руб. 84 коп. (пункт 5 резолютивной части) - пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть;

- 1896 руб. 65 коп. (пункт 5 резолютивной части) - пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 783 руб. 76 коп. (пункт 5 резолютивной части) - пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

- 62690 руб. 27 коп. (пункт 6 резолютивной части) - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть;

- 21946 руб. 32 коп. (пункт 6 резолютивной части) - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть;

- 14052 руб. 34 коп. (пункт 6 резолютивной части) - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- 3594 руб. 83 коп. (пункт 6 резолютивной части) - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

2. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани устранить допущенное нарушение прав и законных интересов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Рязани "Центр развития ребенка - Детский сад №158" (г. Рязань, основной государственный регистрационный номер 1026201081136), вызванное принятием решения от 27.08.2013 №072/026/388-2013, в части признанного недействительным.

3. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (основной государственный регистрационный номер 1046209031440) в пользу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Рязани "Центр развития ребенка - Детский сад №158" (г. Рязань, основной государственный регистрационный номер 1026201081136) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба через Арбитражный суд Рязанской области в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Ю.М. Шишков