Арбитражный суд Рязанской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. РязаньДело №А54-5047/2009
01 декабря 2009 года С 13
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Крылова И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Катковой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Рязань
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Рязанской области, г. Рязань
о признании недействительным сообщения от 04.09.2009 № 11-17/17478
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 - представитель по доверенности от 08.10.2009;
от ответчика: ФИО3 - старший специалист 2 разряда юридического отдела, доверенность от 13.01.2009 № 03-27/141;
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 ( далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным сообщения ( с требованием представления пояснений) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области от 04.09.2009 № 11-17/17478.
В судебном заседании требование поддержано заявителем.
В обоснование требований заявитель ссылается на несоответствие оспариваемого сообщения положениям пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее -НК РФ), предоставляющей право налоговому органу требовать представления пояснений в рамках проведения камеральной налоговой проверки. Заявитель указывает, что поскольку последняя налоговая декларация представлена им в налоговый орган 12.03.2009, то на момент направления межрайонной инспекцией оспариваемого сообщения трехмесячный срок проведения камеральной проверки истек. Требование о представлении документов, а именно, книги учета доходов и расходов, противоречит пункту 3 статьи 88 НК РФ, предоставляющему право требовать только пояснений, а не документов. В оспариваемом постановлении не указано в связи с выявлением каких ошибок и в какой декларации запрашиваются пояснения и документы, не указано, при проведении каких мероприятий налогового контроля возникла необходимость в представлении пояснений и документов, и только указание в тексте сообщения на пункт 3 статьи 88 НК РФ позволяет налогоплательщику сделать вывод о проведении камеральной проверки. Однако, в рамках проведения камеральной проверки последней представленной предпринимателем налоговой декларации за 2008 год налоговый орган не вправе запрашивать пояснения и документы за период 2005 - 2008 годы, то есть за период, не относящийся к конкретной декларации, а также за пределами срока, ограничивающего проверяемый период, и за пределами срока хранения документов. Заявитель указывает на нарушение оспариваемым сообщением его прав и законных интересов, поскольку оно обязывает выполнить незаконное требование о представлении пояснений и документов, нарушает право налогоплательщика знать о проводимых в отношении него мероприятиях налогового контроля, право на ознакомление с документами, нарушает принцип открытости ( гласности) проведения налогового контроля в отношении проверяемого лица.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области (далее - межрайонная инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области) против удовлетворения требований заявителя возражает, мотивируя тем, что сообщение ( с требованием представления пояснений) правомерно направлено заявителю вне рамок проведения налоговой проверки на основании части 2 статьи 93.1 НК РФ. Основанием для направления сообщения послужило обращение физического лица в Управление ФНС по Рязанской области по поводу проведения проверки в отношении предпринимателя ФИО1 в связи с уклонением от уплаты налогов и письмо Управления ФНС по Рязанской области от 20.08.2009 о проведении в отношении предпринимателя ФИО1 предпроверочного анализа с учетом фактов, изложенных в обращении. Отсутствие в сообщении от 04.09.2009 ссылки на статью 93.1 НК РФ не может служить основанием для признания сообщения недействительным, поскольку данный недостаток в оформлении документа носит формальный характер и не противоречит полномочиям налогового органа, прямо предусмотренным пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ. Кроме того, межрайонная инспекция ссылается на преюдициальное значение решения Арбитражного суда Рязанской области от 12.11.2009 по делу № А54-5090/2009 С2, мотивируя тем, что названным решением установлена законность аналогичного сообщения от 03.09.2009, направленного межрайонной инспекцией обществу с ограниченной ответственностью "Паж"с требованием о представлении документов по сделкам займа между названным обществом и предпринимателем ФИО1
Из материалов дела арбитражным судом установлено.
20.08.2009 из Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области (далее- Управление) в Межрайонную ИФНС России № 2 по Рязанской области поступило письмо № 11-25/9836@ cприложением заявления гражданина ФИО4 от 13.08.2009, содержащего информацию об уклонении от уплаты налогов ФИО1 Управление поручило межрайонной инспекции провести предпроверочный анализ с учетом фактов, изложенных в заявлении ФИО4, и представить до 04.09.2009 информацию о результатах предпроверочного анализа и принятом решении (л.д. 16).
Как пояснил представитель межрайонной инспекции, в заявлении сообщалось о заключении между обществом с ограниченной ответственностью "Паж" и ФИО1 договоров беспроцентного займа от 01.06.2005 и от 01.02.2008 с целью уклонения от уплаты налогов, в соответствии с которыми ООО "Паж", как займодавец, передало ФИО1, как заемщику, денежные средства в размере, соответственно, 2700000 руб. и 5000000 руб.
04.09.2009 межрайонной инспекцией в адрес предпринимателя ФИО1 было направлено сообщение (с требованием представления пояснений) за № 11-17/17478 (л.д. 8).
В названном сообщении от 04.09.2009 межрайонной инспекцией со ссылкой на статьи 23, 31, пункт 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ указано на то, что в связи с проводимыми мероприятиями налогового контроля предпринимателю ФИО1 в течение 5 рабочих дней со дня вручения сообщения необходимо представить письменные пояснения правильности исчисления налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения и налога на доходы физических лиц за 2005 - 2008 годы с учетом материальной выгоды, полученной от беспроцентных займов от ООО "Паж", с приложением книги учета доходов и расходов за 2005 - 2008 годы.
В сообщении указано также на то, что непредставление в установленный срок в налоговый орган запрашиваемых документов и сведений влечет ответственность, предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не соглашаясь с данным сообщением (требованием) о представлении пояснений и документов, предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов , сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Из содержания названных норм закона следует, что налоговый орган вправе требовать предоставления документов в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Нормой статьи 88 ( пункта 3) НК РФ, на которую сослалась межрайонная инспекция в оспариваемом сообщении, налоговому органу предоставлено право истребовать у организации или физического лица документы, относящиеся к их деятельности, только при проведении налоговой проверки этих лиц или в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, проводимых по окончании налоговой проверки.
Вне рамок проведения налоговой проверки организации или физического лица налоговому органу нормами пункта 2 статьи 93.1 НК РФ предоставлено право истребовать информацию о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Как пояснил в судебном заседании представитель межрайонной инспекции, в отношении предпринимателя ФИО1 на момент направления оспариваемого сообщения камеральная или выездная налоговые проверки не проводились и ссылка в сообщении на пункт 3 статьи 88 НК РФ является технической ошибкой, фактически сообщение (требование) направлено предпринимателю в порядке пункта 2 статьи 93.1 НК РФ.
Поскольку право на истребование вне рамок налоговых проверок информации относительно конкретной сделки предоставлено налоговому органу нормами пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, арбитражный суд приходит к выводу о том, что ссылка в сообщении на пункт 3 статьи 88 НК РФ, а не на пункт 2 статьи 93.1 НК РФ, и отсутствие указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не является безусловным основанием для признания оспариваемого сообщения недействительным. Данная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.08.2009 № 9660/2009.
Необходимость направления предпринимателю сообщения от 04.09.2009 обоснована получением налоговым органом заявления от физического лица о совершении предпринимателем сделок займа с целью уклонения от уплаты налогов.
Данное основание отвечает требованиям пункта 2 статьи 93.1 НК РФ на получение информации вне рамок налоговых проверок лишь при возникновении у налогового органа обоснованной необходимости в ее получении.
Вместе с тем, несмотря на то, что полномочия налогового органа по истребованию информации вне рамок налоговой проверки предусмотрены пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ, оспариваемое сообщение (требование) от 04.09.2009 не соответствует требованиям названной нормы закона в связи со следующим.
Согласно пункту 2 статьи 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговой проверки у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Таким образом, пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ установлено, что вне рамок проведения налоговых проверок допускается истребование информации в отношении конкретной сделки.
Оспариваемым же сообщением от 04.09.2009 у налогоплательщика была запрошена не информация по конкретной сделке, а пояснения относительно правильности исчисления налога по упрощенной системе налогообложения и налога на доходы физических лиц с учетом материальной выгоды, полученной от беспроцентных займов от ООО "Паж" за определенный налоговый период 2005 - 2008 годы, что не соответствует положениям пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, предоставляющей право только на запрос информации по конкретной сделке. Информацию о правильности исчисления предпринимателем налогов нельзя считать информацией по конкретной сделке.
Оспариваемым сообщением (требованием) налогоплательщику было также предложено представить документы, а именно, книгу учета доходов и расходов за 2005 - 2008 годы.
В соответствии с положениями статей 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, в книге учета доходов и расходов налогоплательщиком ведется учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу, ведение данной книги является обязанностью налогоплательщика.
Следовательно, истребуемая межрайонной инспекцией книга учета доходов и расходов относится к деятельности предпринимателя по учету доходов и расходов в целях налогообложения, то есть к деятельности по выполнению налоговых обязательств, но не к конкретной сделке.
Учитывая изложенное, межрайонная инспекция оспариваемым сообщением (требованием) от 04.09.2009 вне рамок налоговой проверки истребовала у предпринимателя информацию, не относящуюся к конкретной сделке, что является нарушением положений пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, предоставляющей право на истребование информации только относительно конкретной сделки.
В связи с допущенными нарушениями при истребовании у налогоплательщика информации вне рамок налоговой проверки, сообщение ( с требованием представления пояснений) от 04.09.2009 № 11-17/17478 подлежит признанию недействительным на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( АПК РФ).
Довод межрайонной инспекции о преюдициальном значении для настоящего дела решения Арбитражного суда Рязанской области от 12.11.2009 по делу № А54-5090/2009 не принимается судом во внимание в связи со следующим.
Решением арбитражного суда от 12.11.2009 по делу № А54-5090/2009 обществу с ограниченной ответственностью "Паж" было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным сообщения (требования) Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области от 03.09.2009 № 11-17/17435, адресованного обществу с ограниченной ответственностью "Паж" (л.д. 51).
Данное решение арбитражного суда не вступило в законную силу на момент рассмотрения дела № А54-5047/2009 С13, предметом требований по которому является другое сообщение (требование), а именно, сообщение от 04.09.2009 № 11-17/17478, направленное Межрайонной ИФНС России № 2 по Рязанской области предпринимателю ФИО1 (л.д. 8).
Названные сообщения от 03.09.2009 и от 04.09.2009 не идентичны по своему содержанию.
Оспариваемое по настоящему делу - № А54-5047/2009 С13 сообщение от 04.09.2009 не являлось предметом исследования и оценки арбитражного суда по делу № А54-5090/2009. Относительно названного сообщения в решении суда от 12.11.2009 по делу №А54-5090/2009 не содержится никаких выводов.
При изложенных обстоятельствах оснований для применения арбитражным судом при рассмотрении настоящего дела части 2 статьи 69 АПК РФ не имеется.
Принимая решение по настоящему делу, арбитражный суд в соответствии со статьей 71, частью 1 статьи 168 АПК РФ исходит из исследования и оценки доказательств, представленных по данному делу.
Также не принимается во внимание довод межрайонной инспекции о недоказанности нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемым сообщением (требованием).
Как следует из разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенного в пункте 48 Постановления Пленума от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", налогоплательщик вправе обжаловать акт ненормативного характера, под которым понимается документ любого наименования ( требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным оспариваемого сообщения (требования) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Оспариваемое сообщение ( с требованием представления пояснений) от 04.09.2009 незаконно возлагает на предпринимателя ФИО1 обязанность по представлению в налоговый орган пояснений и документов, чем нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с удовлетворением требований заявителя судебные расходы в виде уплаченной заявителем государственной пошлины в размере 100 руб. подлежат взысканию с межрайонной инспекции в пользу заявителя.
На основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ заявителю подлежит возврату из дохода федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1900 руб.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Сообщение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области от 04.09.2009 № 11-17/17478 с требованием представления пояснений индивидуальным предпринимателем ФИО1, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным.
2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области ( г. Рязань) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу <...>, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304623435900260, судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 100 руб.
3. Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающему по адресу <...>, зарегистрированному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304623435900260, из дохода федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 14.09.2009 № 834 государственную пошлину в размере 1900 руб.
4. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд ( г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа ( г. Брянск) в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.
Судья И.И. Крылова