ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-5057/20 от 17.09.2020 АС Рязанской области

218/2020-67075(2)

Арбитражный суд Рязанской области
ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Рязань Дело № А54-5057/2020 

Полный текст решения изготовлен 23 сентября 2020 года. 

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Савина Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарабриной Л.В., 

рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества  "Российские железные дороги" (ОГРН <***>, <...>) 

к акционерному обществу "РН-Транс" (ОГРН <***>, <...>) 

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоя- тельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества "Первая грузовая компания" (ОГРН <***>, <...>) и общества с ограниченной ответствен- ностью "БалтТрансСервис" (ОГРН <***>, <...>) 

о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования за период с 15.01.2020 по 31.01.2020 в сумме 1257780 руб., процентов  за пользование чужими денежными средствами за период с 21.05.2020 по  17.09.2020 в сумме 19201 руб. 77 коп., с дальнейшим начислением процентов за пользование чужими денежными средствами начиная с 18.09.2020 по  день фактической оплаты долга, расходов на отправку досудебных претензий в сумме 3523 руб. 24 коп. (с учетом уточнения), 

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 - представитель по доверенности от 07.12.2019;  от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности от 


от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом о времени  и месте судебного заседания; 

установил: открытое акционерное общество "Российские железные  дороги" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым за- явлением к акционерному обществу "РН-Транс" о взыскании платы за  нахождение вагонов на путях общего пользования за период с 15.01.2020  по 31.01.2020 в сумме 1257780 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.05.2020 по 25.07.2020 в сумме 11306  руб. 27 коп., с дальнейшим начислением процентов за пользование чужими  денежными средствами начиная с 26.07.2020 по день фактической оплаты  долга 

Определением суда от 24.07.2020 исковое заявление принято к произ- водству, назначено предварительное судебное заседание, к участию в деле  в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - публичное акционерное общество  "Первая грузовая компания" (ОГРН <***>, <...>- занская, д. 24) и общество с ограниченной ответственностью "БалтТрансСервис" (ОГРН <***>, <...>- стов, д. 115А, оф. 707). 

В предварительное судебное заседание третьи лица не явились, заяв- лений и ходатайств не представили. 

В порядке статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проводилось в отсут- ствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте  предварительного судебного заседания в порядке 121-123 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

В предварительном судебном заседании представитель истца, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил об уточнении исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами до суммы 19201 руб. 77  коп., увеличив период с 21.05.2020 по 17.09.2020, с дальнейшим начислением процентов за пользование чужими денежными средствами просит  начиная с 18.09.2020 по день фактической оплаты долга. Кроме того, истцом заявлено требования о взыскании с ответчика расходов на отправку 


досудебных претензий в сумме 3523 руб. 24 коп. В остальной части исковые требования оставлены без изменения.  

Уточнение исковых требований судом принято.

В предварительном судебном заседании представитель ответчика  представил в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором сторо- на исковые требования не признаёт, ссылаясь на то, что из актов общей  формы, представленных в материалы дела, следует, что они составлялись  не на группу вагонов готовых уже к подаче, а на все прибывшие в адрес ответчика вагоны, без указания пути, на которой они должны подаваться. В  расчете исковых требований дата и время уведомления отсутствует. Вагоны поставлены в простой без соблюдения технологического времени, свя- занного с подачей вагонов к местам погрузки. Доказательств занятости путей сортировочно-отправочного парка станции по вине ответчика в материалы дела не представлено. 

 Суд, в порядке пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, с согласия представителей истца и ответчика, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции. 

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, с учетом последних уточнений. 

Представить ответчика возражал, относительно удовлетворения заяв- ленных исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенным в отзыве на  исковое заявление. 

Заявлений и ходатайств в судебном заседании не поступило.

Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные в  дело доказательства, заслушав пояснения представителя истца, арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. 

Как следует из материалов дела, 06 июня 2013 года между открытым  акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик) и за- крытым акционерным обществом "Рязанская нефтеперерабатывающая  компания" (владелец) заключен договор № 2-12/143 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования закрытого акционерного общества "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" при станции Стенькино-2 Московской железной дороги (далее - договор, т. 2 л.д. 124-127, согласно решению Арбитражного суда города Москвы по делу № А40- 53510/2014 договор № 2-12/143 от 06.06.2013 считается заключенным  15.10.2015). Указанный договор заключен с учетом протокола разногласий  от 20.06.2013. 

Согласно §1 договора, в соответствии с Федеральными законами от  10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Рос-


сийской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС  России от 18.06.2003 № 26 и на условиях настоящего договора осуществля- ется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с  железнодорожного пути необщего пользования владельца, являющегося  продолжением ходовых путей № 21, № 33 (большая наливная эстакада)  станции Стенькино-2, а также примыкающего стрелочным переводом № 58  в четной горловине станции (малая эстакада), к пути промывочно- пропарочной станции вагонного эксплуатационного депо Рязань (ВЧДЭ- 26) на продолжении пути № 27 стрелочными переводами №№ 210, 211, об- служиваемого локомотивом перевозчика. 

В соответствии с §5 договора, подача вагонов на железнодорожный  путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о  подаче передается круглосуточно по телефону <***> диспетчеру по от- грузке и приемосдатчику по телефону <***>, 3-95-49 не позднее, чем за 2  часа до подачи вагонов (§6 договора). 

Согласно §10 договора, о готовности вагонов к уборке владелец пере- дает уведомление по телефону <***> с последующим письменным под- тверждением. Готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки, выгрузки перевозчиком в течение: 

- 4,5 часов с эстакады точечного налива;
- 4 часов с путей № 5,6,11,12 большой эстакады;

- 6 часов с остальных мест погрузки, выгрузки большой и малой эста- кад после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к  уборке (§12 договора). 

В приложении № 1 к договору сторонами согласованы технологиче- ские нормы на погрузку, выгрузку на железнодорожном пути необщего  пользования. 

В соответствии с §16 договора, контрагентами владельца являются:  ЗАО "РН-ТРАНС", ОOO "БалтТрансСервис", ОАО "Первая грузовая компания", ООО "СФАТ-Рязань". 

В силу подпункта г) §18 договора, владелец уплачивает перевозчику  плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на  железнодорожных путях общего пользования станций по причинам, зависящим от владельца, грузополучателей, грузоотправителей по ставкам, со- гласованным сторонами в договоре на организацию расчетов от 01.02.2011   № ТЦФТО -3302/02-11. При этом оформляется акт общей формы (ГУ-23) с  указанием причины задержки, не зависящей от перевозчика, и отражением  в акте времени нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуре ОАО "РЖД". 

В соответствии с §19 договора, сборы, плата и штрафы вносятся уста- новленным порядком, согласно ведомостям подачи и уборки вагонов, ак-


там общей формы и накопительным ведомостям на подсобный расчетный  счет ОАО "РЖД" по месту нахождения Московского ТЦФТО, в соответствии с условиями договора на организацию расчетов от 01.02.2011   № 3302/02-11, код ЕЛС 100912774. 

Согласно §28 договора, по вопросам, не предусмотренным настоящим  договором, стороны руководствуются Федеральными законами от  10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС  России от18.06.2003 № 26 и другими нормативными правовыми актами  Российской Федерации. 

Согласно пункту 2 дополнительного соглашения № 01 от 01.04.2016  стороны пришли к соглашению §18 договора после слов: "владелец" до- полнить: "... и его контрагенты при наличии трехсторонних соглашений...". 

В соответствии с пунктом 4 дополнительного соглашения № 01 от  01.04.2016 подпункт г) §18 договора принят в новой редакции: "плату за  нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и  порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных  путей общего пользования в перевозочном процессе для нахождения на  них железнодорожного подвижного состава, по причинам, зависящим от  владельца, грузополучателей, грузоотправителей и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ. При этом  оформляется акт общей формы (ГУ-23ВЦ) с отражением времени нахождения подвижного состава на инфраструктуре ОАО "РЖД". Размер указанной платы определяется Тарифным руководством, утвержденным приказом  ФСТ России от 29.04.2015 № 127-т/1. При этом оформляется акт общей  формы (ГУ-23, ГУ-23 ВЦ) с указанием причины задержки, не зависящей от  перевозчика, и отражением в акте времени нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуре ОАО "РЖД". Размер платы, установленный настоящим пунктом, может быть изменен с учетом индексации цен на услуги, оказываемые ОАО "РЖД". В случае изме-


нения компетентными органами РФ ставок Тарифного руководства, пере- расчет причитающейся перевозчику суммы производится агентом  МТЦФТО, без заключения дополнительного соглашения к договору, с уве- домлением владельца. 

Согласно пункту 1 заключенного между ОАО "РЖД" (перевозчик),  АО "РНПК" (владелец) и АО "РН-Транс" (контрагент) соглашения № 1 от  01.04.2016 (далее - соглашение № 1 от 01.04.2016, т. 1 л.д. 31-32), с учетом  протокола разногласий от 01.04.2016 (т. 1 л.д. 33-34), перевозчик обязуется  осуществлять для контрагента и за его счет подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования владельца, в порядке и на  условиях, установленных договором от 15.10.2015 № 2-12/143 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "РНПК" при  станции Стенькино-2 Московской железной дороги, заключенным между  владельцем и перевозчиком. 

В соответствии с пунктом 2.3 соглашения № 1 от 01.04.2016, контр- агент уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных  путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе для нахождения на них железнодорожного подвижного  состава, по причинам, зависящим от контрагента, грузополучателей, грузоотправителей и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким  нахождением в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ. При этом оформляется акт общей формы (ГУ- 23ВЦ) с отражением времени нахождения подвижного состава на инфраструктуре ОАО "РЖД". Размер указанной платы определяется Тарифным  руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 № 127- т/1. 

Расчет платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования производится по  факту нахождения за каждый час, через Московский территориальный  центр фирменного транспортного обслуживания по акту общей формы  (пункт 2.5 соглашения № 1 от 01.04.2016). 

Как усматривается из материалов дела, в период с 15.01.2020 по  31.01.2020 вагоны, прибывшие на станцию Стенькино-2 Московской железной дороги в адрес АО "РН-ТРАНС", простаивали на путях станции в  ожидании подачи на путь необщего пользования в связи с их занятостью  ранее поданными вагонами, по причине нарушения АО "РН-ТРАНС" тех- нологических норм выполнения грузовых операций, предусмотренных договором от 15.10.2015 № 02-12/143 на эксплуатацию железнодорожного пу- ти необщего пользования АО "РНПК" при станции Стенькино-2 Московской железной дороги, что подтверждается представленными в материалы 


дела копиями выписок из журнала передачи документов, дорожных ведо- мостей, актов общей формы, памяток приемосдатчика, выписок из книг  сдачи грузовых документов, накопительных ведомостей. 

Размер платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в  указанный период составил 1257780 руб. 

Истцом в адрес ответчика были направлена претензия от 20.04.2020   № исх-116/МСК АФТО-2 с просьбой произвести оплату задолженности за  нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего  пользования в период с 15.01.2020 по 31.01.2020 в общем размере 1257780  руб. (т. 3 л.д. 44-60). 

Указанная претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворе- ния. 

Ссылаясь на нарушение ответчиком обязательств по внесению платы  за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования,  истец обратился в суд с настоящим иском. 

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из следующего.

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать иму- щество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от  определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника  исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 Гражданского Кодекса  Российской Федерации). 

Согласно пункту 2 статьи 307 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вре- да и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. 

В рассматриваемом случае обязательства сторон возникли из заключенного договора № 2-12/143 от 06.06.2013 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования закрытого акционерного общества  "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" при станции Стенькино-2  Московской железной дороги с учетом дополнительного соглашения № 01  от 01.04.2016 к договору № 2-12/143 от 06.06.2013 и соглашения № 1 от  01.04.2016, подписанного истцом и ответчиком. 

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации пе- ревозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными  уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с  ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдель- ными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевоз- кам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. 

В статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации установле-


но, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную  настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также со- глашением сторон. 

Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузо- отправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), вла- дельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими  физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, регулируются Федеральным законом от  10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав). 

Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками  услуг. 

Согласно части 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования,  порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного  железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности  по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вно- сит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных  путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: 

- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; 

- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при  выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо  иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления  сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным  транспортом; 

- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных  железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией  назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки,  определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчет- ный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; 

- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше 


технологического времени, установленного договорами для выполнения  указанных операций. 

Если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находи- лись на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах  общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12  статьи 39 Устава). 

Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность  вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов незави- симо от их принадлежности. 

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что  по условиям заключенного договора № 2-12/143 от 15.10.2015 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования закрытого акционерного общества "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" при  станции Стенькино-2 Московской железной дороги, с учетом дополнительного соглашения № 01 от 01.04.2016 к договору № 2-12/143 от  15.10.2015 и соглашения № 1 от 01.04.2016, акционерное общество "РН- ТРАНС" обязалось уплачивать ОАО "РЖД" плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов,  иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, по причинам, зависящим от контрагента, грузополучателей, грузоотправителей и другие затраты и расходы перевозчика,  связанные с таким нахождением в случаях, предусмотренных статьей 39  Устава железнодорожного транспорта РФ. При этом время нахождения подвижного состава на инфраструктуре ОАО "РЖД" отражается в актах общей формы (ГУ-23ВЦ), а размер указанной платы определяется Тарифным  руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 № 127- т/1 (пункт 2.3. соглашения № 1 от 01.04.2016). 

Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся  основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотпра- вителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических  лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осу- ществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами  общей формы и иными актами. 


Согласно абзацу 26 статьи 119 Устава для удостоверения иных не  предусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты  общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. 

Пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утвержденных Приказом МПС РФ от  18.06.2003 № 45), установлен перечень обстоятельств, удостоверяемых со- ставлением актов общей формы. Данный перечень предусматривает, в том  числе, составление акта общей формы в случае задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у  перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров. Данный перечень является  открытым и устанавливает возможность составления актов общей формы в  других случаях, предусмотренных технологией работы железнодорожного  транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. 

Как усматривается из материалов дела, в период с 15.01.2020 по  31.01.2020 вагоны, прибывшие на станцию Стенькино-2 Московской железной дороги в адрес АО "РН-ТРАНС", простаивали на путях станции в  ожидании подачи на путь необщего пользования в связи с их занятостью  ранее поданными вагонами, о чем представителями истца составлены акты  общей формы с указанием времени начала и окончания задержки вагонов,  причины простоя вагонов. Акты общей формы подписаны представителем  ответчика с разногласиями. 

Факт освобождения путей общего пользования к станции назначения,  а также дата и время подачи вагонов на пути необщего пользования подтверждается памятками приемосдатчика на уборку вагонов. 

На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для  начисления платы за пользование объектами инфраструктуры ОАО "РЖД". 

Согласно абзацам 3,4 статьи 2 Устава под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования понимается технологический  комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования  и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснаб- жения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки,  информационные комплексы и систему управления движением и иные  обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, со- оружения, устройства и оборудование, владельцем которой является юри- дическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфра- структуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора. 


В соответствии с абзацами 12, 13 статьи 2 Устава железнодорожными  путями общего пользования являются железнодорожные пути на террито- риях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по  приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выпол- нению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пу- ти, соединяющие такие станции; железнодорожными путями необщего  пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие  непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к  железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного  транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных  нужд. 

Согласно пункту 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005   № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона  "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у  грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных  путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами,  либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от  грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные  лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. 

Размер платы определяется договором, если иное не установлено за- конодательством Российской Федерации. 

В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте  в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О есте- ственных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к  субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы  за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику -  ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной служ- бой по тарифам. 

Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежа- щими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевоз- чиками. 

В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за  нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, свя- занных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных  путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве. 

Тарифные руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации по-


рядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а  также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций,  расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных  станций операции (абзац 27 статьи 2 Устава). 

В соответствии с пунктом 2.3 соглашения № 1 от 01.04.2016, АО "РН- ТРАНС" уплачивает ОАО "РЖД" плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которая включает в се- бя плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в  перевозочном процессе для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, по причинам, зависящим от контрагента, грузополучателей, грузоотправителей и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава  железнодорожного транспорта РФ. При этом оформляется акт общей формы (ГУ-23ВЦ) с отражением времени нахождения подвижного состава на  инфраструктуре ОАО "РЖД". Размер указанной платы определяется Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015   № 127-т/1 (с учетом протокола разногласий от 01.04.2016). 

Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам № 127-т/1 от  29.04.2015 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных  путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения  (тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в  правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство №  2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии  Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12, тарифное руководство уста- навливает порядок определения платы за нахождение подвижного состава,  используемого при грузовых перевозках, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД". 

Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи,  приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим  Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о  прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче,  если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу или уборку  вагонов с учетом технологии обслуживания конкретных грузоотправителей  (получателей), грузоотправителей (отправителей). 

Согласно пункту 1.3. Тарифного руководства ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного соста-


ва, контейнеров приведены в таблицах №№ 1 - 4 настоящего Тарифного руководства. 

Ставки Тарифного руководства учитывают затраты, связанные с:

- содержанием (обслуживанием) железнодорожной инфраструктуры  общего пользования, занятой подвижным составом (в том числе вагонами с  контейнерами) по причинам, указанным в пункте 1.2 настоящей главы; 

- предоставлением железнодорожной инфраструктуры общего пользования на выгрузочных железнодорожных станциях (в том числе припорто- вых железнодорожных станциях), железнодорожных станциях перемеще- ния и других железнодорожных станциях для проследования маневрового  локомотива в одиночном следовании и с вагонами (группами вагонов) в  пределах железнодорожной станции при перестановке подвижного состава; 

- мероприятиями по возобновлению перевозочного процесса для подвижного состава, контейнеров, задержанных в пути следования (в том  числе на промежуточных железнодорожных станциях) по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, в том числе повторный контроль технического состояния подвижного состава, работа составителей грузовых поездов, закрепление вагонов (групп вагонов) тормозными башмаками и подсыл локомотива РЖД  для возобновления перевозочного процесса для подвижного состава, контейнеров, задержанных в пути следования (в том числе на промежуточных  железнодорожных станциях) из-за неприема железнодорожной станции  назначения; 

- уведомлением грузоотправителей (отправителей), грузополучателей  (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования,  владельцев подвижного состава, а также иных перевозчиков в объеме,  предусмотренном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила перевозок грузов), за исключением уведомления владельца подвижного состава о прибытии груза в вагоне, при- надлежащем данному владельцу, на железнодорожную станцию назначения, осуществление которого в соответствии со статьей 44 Устава преду- смотрено по договору; 

- охраной железнодорожных путей, на которых находится подвижной  состав (в том числе вагоны с контейнерами) по причинам, указанным в  пункте 1.2 настоящей главы; 

- мероприятиями по обеспечению сохранности вагонов, контейнеров в  течение всего времени их нахождения на железнодорожной станции (за ис- ключением вагонов, находящихся на железнодорожных путях общего  пользования по согласованию с РЖД) (пункт 1.4 Тарифного руководства). 

В соответствии с пунктом 1.6. Тарифного руководства время, за кото- рое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего 


пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава по данным актов общей  формы или в соответствии с условиями, определенными по соглашению  сторон (только при нахождении вагонов на путях общего пользования, со- гласованном с РЖД). 

Согласно части тринадцатой статьи 39 Устава железнодорожного  транспорта оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с  момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном этим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если  иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных  путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с  учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей). 

Исходя из пункта 2.3 Тарифного руководства по ставкам таблицы № 1  плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента  уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных  перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на  подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания  конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей),  грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим  грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим  локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции. 

Пунктом 5 Приказа ФАС России от 10.12.2015 № 1226/15 "Об индекса- ции ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (ока- зываемые) ОАО "Российские железные дороги" установлены индексы к ба- зовым ставкам платы за нахождение на железнодорожных путях общего  пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), утвержденного приказом ФСТ России от 29 апреля 2015 года   № 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных пу-


тях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами  федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2),  утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии  Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 35/12" (зарегистрирован  Минюстом России 26 мая 2015 года, регистрационный № 37379), согласно  приложениям № 6 и № 7 к настоящему приказу. 

Статьей 34 Устава установлено, что перевозчик обязан уведомить гру- зополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов  дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления  устанавливаются по соглашению сторон. В случае, если перевозчик не уве- домляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за  пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии. 

Представленными в материалы дела памятками приемосдатчика по  станции Стенькино-2 Московской железной дороги, а также отметкой в дорожных ведомостях, подтверждается факт уведомления истцом ответчика о  прибывших в его адрес вагонах. 

Согласно статье 20 Устава о времени подачи вагонов, контейнеров под  погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителей не позднее чем за два  часа до такой подачи. 

Вместе с тем, представленные истцом в материалы дела подписанные  памятки приемосдатчика на уборку вагонов подтверждают занятость железнодорожного пути необщего пользования, в связи с чем отсутствовала  возможность подать на них вагоны, указанные в рассматриваемых актах  общей формы. Памятками приемосдатчика подтверждается, что по истечении 2 часов после уведомления ответчика о подаче вагонов, железнодорожного пути необщего пользования были заняты другими вагонами, по  причине нарушения ответчиком технологических норм на погрузку, согла- сованных сторонами в приложении № 1 к договору № 2-12/143 от 15.10.2015  на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования закрытого акционерного общества "Рязанская нефтеперерабатывающая компания"  при станции Стенькино-2 Московской железной дороги. 

Таким образом, ответчик, извещенный истцом за 2 часа до планируе- мой подачи на пути погрузки прибывших в его адрес вагонов, должен в течение этих двух часов обеспечить возможность подачи вагонов под погрузку на железнодорожные пути необщего пользования, чего ответчиком в  нарушение условий договора № 2-12/143 от 15.10.2015 сделано не было. 

Факт задержки вагонов на путях общего пользования подтверждается  представленными в материалы дела актами общей формы, из которых следует, что задержка вагонов произошла по причине, зависящей от грузопо-


лучателя - занятости фронта погрузки железнодорожного пути необщего  пользования ранее поданными вагонами. 

Акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утверждены Приказом МПС РФ от 18.06.2003 года № 45); подпи- саны ответчиком с разногласиями. 

Поскольку ответчик в нарушение условий договора № 2-12/143 от  15.10.2015 не обеспечил возможность подачи вагонов под погрузку на железнодорожные пути необщего пользования в течение двух часов с момента уведомления истцом о прибытии в его адрес вагонов, истцом правомер- но произведен расчет платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава (вагонов) в соответствии с  нормами части 13 статьи 39 Устава и пункта 2.3 Тарифного руководства. 

Размер платы за время нахождения на железнодорожных путях общего  пользования подвижного состава (вагонов) составил за период с 01.12.2019  по 20.12.2019 - 1009556 руб. 40 коп. Расчет судом проверен и признан вер- ным. 

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и  возражений. 

В обоснование своих возражений на иск ответчик указал, что из актов  общей формы, представленных в материалы дела, следует, что они состав- лялись не на группу вагонов готовых уже к подаче, а на все прибывшие в  адрес ответчика вагоны, без указания пути, на которой они должны пода- ваться; истцом не представлены в материалы дела уведомления о подаче  вагонов, истцом нарушены статья 34 Устава железнодорожного транспорта  РФ, пункт 3.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, вагоны, прибывшие в адрес ответчика поставлены в простой без  соблюдения технологического времени, связанного с подачей вагонов к  местам погрузки и соответственно без надлежащего уведомления о готовности вагонов к подаче. Расчет исковых требований не содержит даты и  времени уведомления ответчика о готовых к подаче вагонов по фронтам  погрузки в соответствии с Приложением № 1 к Договору № 2-12/143 от  06.06.2013. 

Указанный довод ответчика судом не принимается, поскольку в материалы дела истцом представлены надлежащим образом оформленные до- кументы, подтверждающие факт уведомления ответчика о прибытии грузовых вагонов и готовности их к подаче на пути необщего пользования.  Данный факт подтверждается отметкой в дорожных ведомостях, представленных в материалы дела. 

Из предоставленных в материалы дела памяток приемосдатчика на 


подачу и уборку вагонов и проведенного на их основе анализа следует, что  имел место факт нарушения ответчиком срока технологического процесса  налива цистерн, установленного договором № 2-12/143 от 15.10.2015. 

Как следует из материалов дела, ответчик является не единственным  контрагентом ОАО "РЖД" по станции Стенькино-2 и истец как перевозчик,  оценивая поездную обстановку на станции назначения в целом, определяет  самостоятельно, где возможно разместить прибывшие в адрес грузополуча- теля, вагоны без ущерба для других клиентов и где они не будут мешать  перевозке грузовых составов. 

В данном случае нарушение ответчиком срока технологического процесса налива цистерн не должно влиять на обязательства истца по испол- нению договорных обязательств перед другими клиентами, добросовестно  исполняющими свои обязанности. 

Ответчиком также не представлено безусловных доказательств нали- чия вины истца в непроизводственном простое эстакад налива ответчика в  спорном периоде. 

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных право- вых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с  обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. 

По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обя- зательство (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации). Од- носторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310  Гражданского кодекса Российской Федерации). 

На момент рассмотрения спора ответчик, в нарушение требований  статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  доказательств внесения платы за нахождение вагонов на путях общего  пользования в сумме суду не представил. 

Иные доводы и аргументы лиц, участвующих в деле, проверены судом  и не принимаются во внимание, поскольку не опровергают выводы суда по  делу и основаны на неверном толковании норм действующего законода- тельства, обстоятельств дела. 

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные  в материалы дела доказательства, в том числе заключенный сторонами договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования № 212/143 от 15.10.2015, акты общей формы, памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, арбитражный суд считает исковые требования о  взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования за  период с 15.01.2020 по 31.01.2020 в общей сумме 1257780 руб., обоснован- ными и подлежащим удовлетворению в силу статьей 421, 784, 791, 793 


Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 119 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". 

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов  за пользование чужими денежными средствами за период с 21.05.2020 по  17.09.2020 в размере 19201 руб. 77 коп., с дальнейшим начислением по  день фактической оплаты задолженности (с учетом уточнения). 

В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклоне- ния от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты  на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка  России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила приме- няются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. 

Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день  уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми  актами или договором не установлен для начисления процентов более ко- роткий срок (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации). Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих  взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства. При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период  расчета процентов. 

Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществ- ляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в  случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том  числе органами казначейства, банками и иными кредитными организация- ми, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт  16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном произ- водстве). 

Расчет процентов судом проверен, признан верным.

Таким образом, требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.05.2020 по 17.09.2020 в  размере 19201 руб. 77 коп., подлежат удовлетворению. 

Пунктом 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от  24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского  кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что сумма процентов, подлежащих взысканию по пра- вилам статьи 395 Гражданского кодекса, определяется на день вынесения  решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня.  Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию 


истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с  установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыска- ние процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт  3 статьи 395 Гражданского кодекса). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включа- ется в период расчета процентов. 

Дальнейшее начисление процентов за пользование чужими денежными средствами следует производить на сумму долга 1257780 руб., начиная  с 18.09.2020 и по день фактической уплаты задолженности, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. 

Истцом также заявлено о взыскании с ответчика судебных издержек в  размере стоимости почтовых отправлений в виде претензий в сумме 3523  руб. 24 коп. 

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в  деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным  судом со стороны. 

Статьей 106 АПК РФ установлено, что к судебным издержкам, связан- ным с рассмотрением дела в арбитражном суде, отнесены денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, перевод- чикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте,  расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридиче- скую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомле- ние о корпоративном споре в случае, если федеральным законом преду- смотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные  лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитраж- ном суде. 

Согласно почтовым квитанциям, представленным акционерным обществом "Российские железные дороги" в материалы дела (т. 3 л.д. 55-60),  истцом понесены почтовые расходы за направление в адрес ответчика пре- тензии в сумме 3523 руб. 24 коп. Указанная сумма подлежит взысканию с  ответчика в пользу истца. 

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика. 

Поскольку истцом при обращении в суд фактически уплачена госу- дарственная пошлина в размере 25691 руб. (платежное поручение № 221755  от 28.05.2020), с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государ- ственная пошлина в указанном размере. 

С учетом увеличения размера исковых требований, неуплаченной  остается государственная пошлина в размере 79 руб., которая подлежит 


взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

Дальнейшее начисление процентов за пользование чужими денежными средствами производить на сумму задолженности, начиная с 18.09.2020  и по день фактической уплаты задолженности, исходя из ключевой ставки  Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. 

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия  в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. 

На решение, вступившее в законную силу, может быть подана касса- ционная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Рязанской области. 

Судья Р.А. Савин

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 08.07.2019 7:19:12

Кому выдана Савин Роман Алексеевич