ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело № А54-506/2019
11 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании июня 2019 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2019 года .
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Сельдемировой В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Попковой Т.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области (ОГРН <***>, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью "Альянс" (ОГРН <***>, <...>)
третье лицо - Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Рязанской области (ОГРН <***>, <...>)
о взыскании субсидии, полученной по соглашению № 13 от 26.10.2015, в размере 117600 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1- представитель по доверенности № ВЕ/13-148 от 11.01.2019;
от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности №7 от 22.01.2019;
от третьего лица: ФИО3 - представитель по доверенности №1281 от 05.06.2019;
установил: Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ответчик, ООО "Альянс") субсидии, полученной по соглашению № 13 от 26.10.2015, в размере 117600 руб.
Определением суда от 31.01.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Рязанской области.
Определением от 28.03.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, указывая на нарушение ответчиком условий соглашения № 13 от 26.10.2015, а именно, подпункта 2.1.1 пункта 2.1, предусматривающего трудоустройство на дополнительное рабочее место безработных граждан или граждан, ищущих работу, что говорит о нарушении ответчиком цели предоставления субсидии. Согласно представленным ответчиком в ходе проверки табелям учета рабочего времени, в ООО "Альянс" имеется одно рабочее место бухгалтера. При этом, в период с 01.11.2016 по 01.05.2018 на рабочее место бухгалтера ответчиком трудоустроены ФИО4, ФИО5 и ФИО6, которые не направлялись органами службы занятости для трудоустройства в ООО "Альянс", в связи с чем ответчиком были трудоустроены лица, которые не были признаны органами службы занятости безработными, либо испытывающими трудности в поиске работы.
Представитель ответчика по существу исковых требований возразил, указав, что согласно штатному расписанию в организации имеется две должности бухгалтера, дополнительное рабочее место бухгалтера для трудоустройства безработного гражданина или гражданина, ищущего работу, вакантно. Сведения о потребности в работниках, наличии свободных мест (вакантных должностей) подавались в установленный соглашением срок. При этом ГКУ Центр занятости населения Рязанской области не направлял ответчику работников, за исключением ФИО7, уволившейся по собственному желанию в 2016 году. Также, возражая по доводам истца, ответчик указал, что Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" на работодателя не возлагается обязанность отражать в табелях учета рабочего времени сведения о вакантных рабочих местах. Количество штатных единиц определенной должности в организации подтверждается штатным расписанием.
Представитель третьего лица поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, согласно которой на заявленные вакансии бухгалтера в период с 01.11.2016 по 27.05.2019 граждане, зарегистрированные в качестве безработных и в целях поиска подходящей работы, не направлялись в связи с отсутствием кандидатур, соответствующих требованиям работодателя. При этом приобщил к материалам дела сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), в том числе, по профессии бухгалтер, представленные ответчиком 01.11.2016, 03.02.2017, 06.02.2017, 28.02.2018, 03.05.2018, 01.11.2018, 26.12.2018, 25.01.2019.
Рассмотрев материалы дела, оценив и исследовав представленные в дело доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий работодателям - субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы Рязанской области "О развитии сферы занятости на 2015-2017 годы", утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области от 22.07.2015 № 177, 26 октября 2015 года между Министерством труда и занятости населения Рязанской области (Министерство) и обществом с ограниченной ответственностью "Альянс" (Получатель) заключено соглашение № 13 о предоставлении субсидии работодателю - субъекту малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу (л.д. 12-15).
В результате реорганизации центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области создано Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области (далее - Министерство) путем реорганизации в форме слияния Министерства труда и занятости населения Рязанской области и Министерства социальной защиты населения Рязанской области (постановление Правительства Рязанской области от 06.09.2017 № 219).
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения, Министерство в 2015 году предоставляет Получателю субсидию в размере фактических затрат Получателя на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу, но не более 117600 руб. за создание одного рабочего места.
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6 соглашения, Получатель обязуется создать одно дополнительное рабочее место - бухгалтер - для трудоустройства одного безработного гражданина или граждан, ищущих работу (далее граждане); сохранить созданное дополнительное рабочее место для трудоустройства граждан, указанных в пункте 2.1.1, не менее 3 лет с момента подписания данного соглашения (в период осуществления деятельности на территории Рязанской области); в случае увольнения граждан, указанных в пункте 2.1.1, по любым основаниям в течение трех дней с даты расторжения трудового договора подавать в Центр занятости населения Рязанской области информацию в письменной форме о наличии вакансии на созданное дополнительное рабочее место за счет средств субсидии, предоставленной по настоящему соглашению, а также о расторжении трудового договора с гражданами, указанными в п. 2.1.1, трудоустроенными на созданное дополнительное рабочее место в рамках настоящего соглашения; обеспечить работникам Министерства и органам финансового контроля условия для проведения проверок соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, в соответствии с настоящим соглашением.
Пунктом 2.2.2 соглашения предусмотрена обязанность Министерства проверить соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидии их получателями в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Общая сумма субсидии в соответствии с настоящим соглашением составляет 117600 руб. Средства субсидии перечисляются путем безналичного платежа на расчетный счет, указанный Получателем в п. 8 настоящего соглашения, в течение 10 рабочих дней с даты заключения настоящего соглашения. Перечисление субсидии осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы в 2015 году (пункты 4.1-4.3 соглашения).
Пунктом 5.1 соглашения предусмотрено, что при нарушении целей, условий, порядка предоставления субсидий, в том числе при выявлении указанных обстоятельств по результатам проверки, Получатель возвращает субсидию, полученную в рамках настоящего соглашения.
В соответствии с условиями соглашения истец платежным поручением №253368 от 29.10.2015 (л.д. 16) перечислил ответчику субсидию в размере 117600 руб.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области от 28.05.2018 № 94 (л.д. 17) уполномоченными лицами Министерства проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Альянс" по вопросу выполнения условий и требований, установленных при предоставлении субсидии.
По результатам проведенной проверки установлено, что на дополнительное рабочее место бухгалтера были трудоустроены: ФИО7 (период работы с 12.10.2015 по 31.10.2016); ФИО4 (период работы с 01.11.2016 по 02.02.2017); ФИО5 (период работы с 03.02.2017 по 27.04.2018); ФИО6 (работает с 01.05.2018). При этом, документов, подтверждающих направление органами службы занятости граждан ФИО4, ФИО5, ФИО6 для трудоустройства в ООО "Альянс", представлено не было (акт проверки № 36 от 04.06.2018, л.д. 20-23).
В письме от 27.08.2018 № 1027 (л.д. 25) Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Рязанской области сообщило истцу, что трудоустроенным на должность бухгалтера в ООО "Альянс" гражданам ФИО4, ФИО5, ФИО6 направления для трудоустройства на должность бухгалтера не выдавались.
В уведомлении от 31.08.2018 № СС/13-10543 (л.д. 26-29), полученном ответчиком 05.09.2019, истец, ссылаясь на нарушение получателем цели предоставления субсидии, а именно подпункта 2.1.1 пункта 2.1 соглашения № 13, предусматривающего трудоустройство на дополнительное рабочее место безработных граждан или граждан, ищущих работу, указал на необходимость возвратить полученную субсидию в сумме 117600 руб. в течение 30 дней со дня получения данного уведомления.
Уведомление о необходимости возврата субсидии было оставлено ответчиком без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий работодателям - субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы Рязанской области "О развитии сферы занятости на 2015-2017 годы" (далее - Порядок), утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области от 22.07.2015 № 177, Министерство труда и занятости населения Рязанской области (далее - министерство) предоставляет работодателям субсидии в пределах лимита средств, предусмотренных областным бюджетом на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка (пункт 2), а именно: возмещение затрат, связанных с созданием рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу, в рамках подпрограммы 1 "Содействие занятости населения Рязанской области на 2015 - 2017 годы" государственной программы Рязанской области "О развитии сферы занятости на 2015 - 2017 годы" (пункт 1).
В соответствии с пунктом 14 Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии (в декабре текущего финансового года - не позднее 20 числа) между министерством и работодателем заключается соглашение о предоставлении субсидии (далее - соглашение).
В соглашении указываются следующие обязательные условия:
- цель предоставления субсидии;
- лицевой счет для перечисления субсидии;
- положения, предусмотренные частью 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- обязательство работодателя о сохранении в течение 3 лет созданного им дополнительного рабочего места для трудоустройства безработных граждан или граждан, ищущих работу;
- случаи возврата в областной бюджет в текущем финансовом году работодателем остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, а также порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Министерство осуществляет обязательную проверку соблюдения работодателями условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с настоящим Порядком и в рамках внутреннего финансового контроля (пункт 16 Порядка).
Согласно пунктам 17, 18 Порядка, в целях осуществления министерством ежегодного контроля за сохранением созданных работодателями дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан или граждан, ищущих работу, в период, не превышающий 3 лет с даты получения субсидии, министерство запрашивает сведения, подтверждающие обеспечение сохранения созданного работодателем дополнительного рабочего места для трудоустройства безработного гражданина или гражданина, ищущего работу, у получателей субсидий по формам, утверждаемым министерством. Министерство в течение 15 рабочих дней со дня получения информации об установлении факта нарушения условий предоставления субсидий направляет работодателю письменное уведомление о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии в течение 30 дней со дня получения такого уведомления на указанный в нем расчетный счет. Министерство в течение трех месяцев со дня истечения установленного для возврата срока принимает меры к взысканию неправомерно полученной и невозвращенной субсидии в судебном порядке.
Обязательство по предоставлению ответчику субсидии в сумме 117600 руб. истцом исполнены (платежное поручение № 253368 от 29.10.2015, л.д.16).
Как указывает истец, ФИО7, направленная органами службы занятости граждан на дополнительное рабочее место бухгалтера, работала в ООО "Альянс" в период с 12.10.2015 по 31.10.2016.
В соответствии с пунктом 2.1.5 соглашения № 13 от 26.10.2015, получатель обязан в случае увольнения граждан, указанных в пункте 2.1.1, по любым основаниям в течение трех дней с даты расторжения трудового договора подавать в Центр занятости населения Рязанской области информацию в письменной форме о наличии вакансии на созданное дополнительное рабочее место за счет средств субсидии, предоставленной по настоящему соглашению, а также о расторжении трудового договора с гражданами, указанными в п. 2.1.1, трудоустроенными на созданное дополнительное рабочее место в рамках настоящего соглашения.
После увольнения ФИО7 данное обязательство ответчиком исполнено, 01.11.2016 в ГКУ ЦЗН РО были направлены сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей). Указанные сведения с указанием вакантной должности по профессии бухгалтер направлялись ответчиком также 03.02.2017, 06.02.2017, 28.02.2018, 03.05.2018, 01.11.2018, 26.12.2018, 25.01.2019, что подтверждается представленными в материалы дела третьим лицом документами (л.д. 99-106).
Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Рязанской области в ходе рассмотрения дела подтвердило, что на заявленные вакансии бухгалтера в период с 01.11.2016 по 27.05.2019 граждане, зарегистрированные в качестве безработных и в целях поиска подходящей работы, не направлялись, в связи с отсутствием кандидатур, соответствующих требованиям работодателя.
Пунктом 2.1.4 соглашения № 13 от 26.10.2015 предусмотрена обязанность получателя субсидии сохранить созданное дополнительное рабочее место для трудоустройства граждан, указанных в пункте 2.1.1, не менее 3 лет с момента подписания соглашения (в период осуществления деятельности на территории Рязанской области).
Актом проверки установлено, что ответчиком оборудовано 1 рабочее место для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу; приобретено оборудование на общую сумму затрат 130000 руб. (получено по субсидии 117600 руб.). Работоспособность установленного оборудования подтверждена путем демонстрации.
В силу статей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что ответчиком обязательства по соглашению № 13 от 26.10.2015 исполнены надлежащим образом: создано одно дополнительное рабочее место (бухгалтер); после увольнения работника, направленного органами службы занятости граждан на дополнительное рабочее место бухгалтера, в срок, установленный соглашением, в ГКУ "Центр занятости населения Рязанской области" были направлены соответствующие сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей).
Довод истца о том, что в период с 01.11.2016 по 01.05.2018 на рабочее место бухгалтера ответчиком трудоустроены ФИО4, ФИО5 и ФИО6, которые не направлялись органами службы занятости для трудоустройства в ООО "Альянс", а также указание на то, что согласно табелям учета рабочего времени в указанный период в обществе имелось одно рабочее место бухгалтера, судом не принимаются.
Из представленных штатных расписаний ООО "Альянс" следует, что с 01.10.2015 в штате ответчика числятся две должности бухгалтера (л.д. 89-98).
Как следует из пояснений ответчика, вышеуказанные работники трудоустроены не на созданное в рамках соглашения дополнительное рабочее место бухгалтера, а на другую свободную ставку бухгалтера. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, а также доказательств направления ответчику работников в период с 01.11.2016, истцом в материалы дела не представлено.
Учитывая, что материалами дела не доказан факт нарушения ответчиком условий соглашения №13 от 26.10.2015, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Истец от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья В.А. Сельдемирова