Арбитражный суд Рязанской области
ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-5187/2013
29 января 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23 января 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 29 января 2014 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шуман И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ясинской Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КТВ" (г. Рязань; ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (г. Рязань; ОГРН <***>)
об отмене постановления о наложении штрафа по делу № 211/2013-Р/А об административном правонарушении от 16.09.2013,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 07.11.2013, личность установлена на основании паспорта;
от административного органа: ФИО2, представитель по доверенности от 17.01.2014 № 125, личность установлена на основании удостоверения;
установил: общество с ограниченной ответственностью "КТВ" (далее по тексту - заявитель, ООО "КТВ") обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее по тексту - административный орган, УФАС по Рязанской области) о наложении штрафа по делу № 211/2013-Р/А об административном правонарушении от 16.09.2013, признании выявленного правонарушения малозначительным, прекращении производства по делу.
Представитель заявителя заявленные требования поддержал. ООО "КТВ" не оспаривает факт совершения административного правонарушения. Однако данный представитель сослался на малозначительность совершенного административного правонарушения, поскольку отсутствует существенная угроза охраняемым общественным правоотношениям.
Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования отклонил, пояснив, что оспариваемое заявителем постановление соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют основания для признания совершенного ООО "КТВ" административного правонарушения малозначительным.
Из материалов настоящего дела следует, что Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Обществу выдана лицензия серии ТВ № 16628 от 21.07.2010 на осуществление телевизионного вещания телеканалов "Телеканал КТВ Рязань" и "ТВ-3 Россия".
В адрес УФАС по Рязанской области поступили материалы Управления Федеральной службы безопасности по Рязанской области (от 03.07.2013 № 1/936) о нарушении телекомпанией "5 новостей" законодательства о рекламе при размещении программ собственного производства в эфире телекомпании "ТВ-3" с приложением СД-диска с записями телевизионных эфиров.
Управлением Федеральной службы безопасности по Рязанской области при просмотре СД-диск с записями телеканала "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3Россия" было выявлено, что:
- 19.02.2013 в период с 18 час. 30 мин. до 19 час. 00 мин. осуществлялась трансляция телеканалов "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3Россия", в эфире которых транслировались программы реалити-шоу "Охотники за привидениями", а также блоки федеральной и региональной рекламы, в том числе: выполненные в виде бегущей строки; с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. осуществлялась трансляция телеканалов "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3Россия", в эфире которых транслировалось реалити-шоу "Охотники за приведениями", мистический сериал "Пятая стража", а также блоки федеральной и региональной рекламы, в том числе: выполненные в виде бегущей строки. При просмотре записей указанных эфиров, предоставленных Управлением Федеральной службы безопасности за 15.07.2013 установлено, что в период с 18 час. 30 мин. до 19 час. 00 мин. общая продолжительность рекламы составляет 11 час. 46 сек., с 19 час. 00 мин.до 20 час. 00 мин. - составляет 20 мин. 40 сек;
- 23.02.2013 в период с 17 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. осуществлялась трансляция телеканалов "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3Россия", в эфире которых транслировалась мелодрама "Мисс Конгениальность", а также блоки федеральной и региональной рекламы: в том числе: выполненные в виде бегущей строки, баннеров; с 18 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. осуществлялась трансляция телеканалов "Телеканал КТВ Россия", в эфире которых транслировалась мелодрама "Мисс Конгениальность", а также блоки федеральной и региональной рекламы, в том числе: выполненные в виде бегущей строки, баннеров; с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин.осуществлялась трансляция телеканалов "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-Рязань" в эфире которых транслировалась мелодрама "Мисс Конгениальность - 2: Прекрасна и опасна", а также блоки федеральной и региональной рекламы, в том числе: выполненные в виде бегущей строки, баннеров; с 20 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. осуществлялась трансляция телеканалов "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3Россия" в эфире которых транслировалась мелодрама "Мисс Конгениальность - 2: Прекрасна и опасна". а также блоки федеральной и региональной рекламы, в том числе: выполненные в виде бегущей строки, баннеров. При просмотре записей указанных эфиров, предоставленных Управлением Федеральной службы безопасности за 23.02.2013 установлено. ВТО в период с 17 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин., общая продолжительность рекламы составляет 20 мин., с 18 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. - составляет 21 мин. 20 сек., с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. - составляет 16 мин. 35 сек., с 10 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. - составляет 21 мин. 20 сек.;
- 01.04.2013 в период с 18 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. осуществлялась трансляция телеканалов "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3Россия", в эфире которых транслировалась программа "Наш Город", телесправочник "Инструкция по применению", реалити-шоу "Охотники за приведениями". а также блоки федеральной и региональной рекламы, в том числе: выполненные в виде бегущей строки, баннеров; с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. осуществлялась трансляция телеканалов "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3Россия", в эфире которых транслировалось реалити-шоу "Охотники за приведениями", мистический сериал "Пятая стража", а также блоки федеральной и региональной рекламы, в том числе: выполненные в виде бегущей строки, баннеров; с 20 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. осуществлялась трансляция телеканалов "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3Россия", в эфире которых транслировался мистический сериал "Пятая стажа", мистический сериал "Я отменяю смерть", а также блоки федеральной и региональной рекламы, в том числе: выполненные в виде бегущей строки, баннеров; с 21 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. осуществлялась трансляция телеканалов "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3Россия", в эфире которых транслировался мистический сериал "Я отменяю смерть", информационная программа "Х-Версии", а также блоки федеральной и региональной рекламы, в том числе: выполненные в виде бегущей строки, баннеров; при просмотре записей указанных эфиров, предоставленных Управлением Федеральной службы безопасности за 01.04.2013 установлено, что в период с 18 час.00 мин. до 19 час. 00 мин. общая продолжительность рекламы составляет 29 мин. 15 сек., с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. составляет 24 мин. 20 сек., с 20 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. составляет 23 мин. 35 сек., с 21 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. составляет 16 мин. 30 сек.;
- 24.04.2013 в период: с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. осуществлялась трансляция телеканалов "Телеканал КТР Рязань", "ТВ-3Россия", в эфире которых транслировалось реалити-шоу "Охотники за приведениями", мистический серил "Пятая стража", программа "Наш Город", телесправочник "Инструкция по применению", а также блоки федеральной и региональной рекламы, в том числе: выполненные в виде бегущей строики, баннеров. При просмотре записей указанных эфиров, предоставленные за 24.04.2013 установлено, что в период с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. общая продолжительность рекламы составляет 15 мин. 35 сек.
Из анализа представленных Управлением Федеральной службы безопасности по Рязанской области материалов УФАС по Рязанской области пришло к выводу, что 19.02.2013 в период с 18 час. 30 мин. до 19 час. 00 мин. общая продолжительность рекламы составляет 11 мин. 46 сек., с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. составляет 20 мин. 40 сек.; 23.02.2013 в период с 17 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. общая продолжительность рекламы составляет 20 мин., с 18 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. составляет 21 мин. 20 сек., с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. составляет 16 мин. 35 сек., с 20 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. составляет 21 мин. 20 сек.; 01.04.2013 в период 18 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. общая продолжительность рекламы составляет 29 мин. 15 сек., с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. составляет 24 мин. 20 сек., с 20 час. 00 мин. до 21. час. 00 мин. составляет 23 мин. 35 сек., с 21 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. составляет 16 мин. 30 сек.; 24.04.2013 в период с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. общая продолжительность рекламы составляет 15 мин. 35 сек. Ряд роликов, транслируемых в указанных период в программе - телесправочник "Инструкция по применению" в эфире телеканалов "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3 Россия", являются рекламой и не могут быть исключены из общей продолжительности распространяемой в эфире телеканалов "Телеканал КТВ-Рязань", "ТВ-3 Россия" рекламы в течение часа.
29.07.2013 (исх. № 2060) УФАС по Рязанской области возбудило дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, о чем было вынесено определение. В данном определении отмечено, что дело к рассмотрению назначить на 14.08.2013 на 10 час. по адресу: <...>, каб. 2.
В связи с заявленным ООО "КТВ" (13.08.2013) письменным ходатайством (вх. № 2721) о переносе даты рассмотрения дела № 179/2013-Р, в виду невозможности предоставления запрашиваемых документов и сведений, необходимых для рассмотрения настоящего дела по существу, на основании определения (от 14.08.2013 № 2239) рассмотрение указанного дела было отложено УФАС по Рязанской области на 27.08.2013 на 10 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. 2.
Кроме того, по ходатайству ООО "КТВ" от 27.08.2013 рассмотрение дела № 179/2013-Р было перенесено на 29.08.2013.
29.08.2013 УФАС по Рязанской области, рассмотрев дело № 179/2013-Р (в присутствии представителя ООО "КТВ") по факту распространения ООО "КТВ" рекламы всеми способами в эфире телеканалов "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3Россия" с 18 час. 30 мин. до 20 час. 00 мин. 19.02.2013, с 17 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. 23.02.2013, с 18 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. 01.04.2013. с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. 24.04.2013, вынес решение.
Данным решением признано ненадлежащей распространение рекламы, которой осуществлялось ООО "КТВ" в эфире телеканалов Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3Россия" с 18 час. 30 мин. до 20 час. 00мин. 19.02.2013, с 17 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. 23.02.2013, с 18 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. 01.04.2013, с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. 24.04.2013, поскольку в ней (при ее распространении) нарушены требования части 3 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
Уведомлением (от 06.09.2013 № 2463) ООО "КТВ" приглашено 12.09.2013 в 10 час. 15 мин. по адресу: <...>, каб. № 2 для дачи объяснений по факту нарушения, для подписания протокола об административном правонарушении по факту нарушения вышеназванной нормы права.
В назначенный УФАС по Рязанской области день (12.09.2013) начальником отдела контроля финансовых рынков УФАС по Рязанской области (на основании решения УФАС по Рязанской области по делу № 179/2013-Р), в присутствии представителя ООО "КТВ" ФИО1 (доверенность от 09.09.2013) составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В разделе "Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении" данного протокола представителем ООО "КТВ" ФИО1 (доверенность от 06.09.2013) написано, что "… программа "Инструкция по применению" создавалась как информационно-аналитическая-развлекательная и не является рекламой…".
При составлении протокола об административном правонарушении представителю ООО "КТВ" ФИО1 разъяснены положения пункта 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С протоколом указанное лицо ознакомлено. Копия протокола вручена представителю Общества ФИО1 12.09.2013.
Определением УФАС по Рязанской области (от 12.09.2013 исх. 2516) назначено дело об административном правонарушении № 211/2013-Р/А, возбужденного в отношении ООО "КТВ" к рассмотрению на 16.09.2013 в 10 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. 2.
16.09.2013 заместитель руководителя УФАС по Рязанской области (в присутствии представителя ООО "КТВ ФИО1, доверенность от 09.09.2013), рассмотрев протокол об административном правонарушении от 12.09.2013 № 211/2013-Р/А, материалы дела об административном правонарушении № 211/2013-Р/А и с использованием материалов дела № 179/2013-Р, возбужденного в отношении ООО "КТВ" вынес постановление о наложении штрафа по делу № 211/2013-Р/А об административном правонарушении.
В соответствии с данным постановлением на ООО "КТВ" наложен штраф в сумме 200000 руб. Копия постановления была направлена заявителю по почте заказным письмом с простым уведомлением.
Не согласившись с указанным постановлением и полагая, что совершенное ООО "КТВ" административное правонарушение является малозначительным, ООО "КТВ" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное ООО "КТВ" требование подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Отношения в сфере рекламы, распространяемой на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон № 38-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с настоящим Законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона № 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Подпунктом 4 статьи 3 этого Закона № 38-ФЗ установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 38-ФЗ общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.
15% составляет 9 минут вещания в течение часа.
Согласно части 11 статьи 5 Закона № 38-ФЗ при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 38 Закона № 38-ФЗ нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований, установленных в том числе статьей 14 Закона № 38-ФЗ.
Частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несоблюдение требований части 3 статьи 14 Закона № 38-ФЗ.
Арбитражным судом установлено, что рекламораспространителем рекламы всеми способами в эфире телеканалов "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3 Россия" является ООО "КТВ", что подтверждается лицензионным договором № ТВ3-5258-2010-РД1 от 23.09.2010, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Телеканал ТВ3".
Представленными материалами настоящего дела подтверждено, что 19.02.2013 в период с 18 час. 30 мин. до 19 час. 00 мин. общая продолжительность рекламы составляет 11 мин. 46 сек., с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. составляет 20 мин. 40 сек.; 23.02.2013 в период с 17 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. общая продолжительность рекламы составляет 20 мин., с 18 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. составляет 21 мин. 20 сек., с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. составляет 16 мин. 35 сек., с 20 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. составляет 21 мин. 20 сек.; 01.04.2013 в период 18 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. общая продолжительность рекламы составляет 29 мин. 15 сек., с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. составляет 24 мин. 20 сек., с 20 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. составляет 23 мин. 35 сек., с 21 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. составляет 16 мин. 30 сек.; 24.04.2013 в период с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. общая продолжительность рекламы составляет 15 мин. 35 сек. Ряд роликов, транслируемых в указанных период в программе - телесправочник "Инструкция по применению" в эфире телеканалов "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3 Россия", являются рекламой и не могут быть исключены из общей продолжительности распространяемой в эфире телеканалов "Телеканал КТВ-Рязань", "ТВ-3 Россия" рекламы в течение часа.
Данные обстоятельства в судебном заседании представитель заявителя не отрицал.
Таким образом, распространение рекламы, которое осуществлялось ООО "КТВ" в эфире телеканалов "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3 Россия" с 18 час. 30 мин. до 20 час. 00 мин. 19.02.2013, с 17 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. 23.02.2013, с 18 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин., 01.04.2013 с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. 24.04.2013, с нарушением требования части 3 статьи 14 Федерального закона "О рекламе", что свидетельствует о наличии в действиях ООО "КТВ" состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив по правилам статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о том, что ООО "КТВ" имело возможность не допускать нарушений требований законодательства Российской Федерации о рекламе, но не приняло всех зависящих для этого мер.
Каких-либо объективных доказательств невозможности соблюдения требований части 3статьи 14 Закона № 38-ФЗ при распространении рекламы в эфире телеканалов "Телеканал КТВ Рязань", "ТВ-3 России" в период с 18 час. 30 мин. до 20 час. 00 мин. 19.02.2013, с 17 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. 23.02.2013, с 18 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. 01.04.2013, с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. 24.04.2013, а также безусловных доказательств, опровергающих установленные административным органом факты, ООО "КТВ" в материалы настоящего дела не представлено.
В связи с этим, довод ООО "КТВ" об отсутствии умысла на нарушение части 3 статьи 14 ФЗ "О рекламе" при создании телесправочника "Инструкция по применению" при установлении вины ООО "КТВ" арбитражным судом во внимание не принимается.
Довод заявителя о том, что административным органом не принято во внимание и не учтено при наложении административного штрафа финансовое положение ООО "КТВ", в то время, как оно неудовлетворительное и в настоящее время в арбитражный суд подано заявление о признании ООО "КТВ" несостоятельным (банкротом), арбитражным судом отклоняется.
Данные обстоятельства в силу части 3 статьи 4.1.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания. Как пояснил представитель административного органа и установлено арбитражным судом из материалов настоящего дела, при определении административного наказания с учетом всех обстоятельств оспариваемым постановлением в отношении ООО "КТВ" применена минимальная мера ответственности, предусмотренная санкцией части 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении арбитражным судом не установлено.
Вместе с тем, арбитражный суд приходит к выводу о наличии признаков, свидетельствующих о малозначительности правонарушения согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При разрешении вопроса о законности либо незаконности привлечения к ответственности необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя в участии в нем, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее какой-либо опасности охраняемым административным правоотношениям.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом в отношении любого состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Запрета на применение малозначительности к каким-либо составам правонарушений, в том числе: и к части 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, названный Кодекс не установлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2003 № 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих ответственность обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной, критерии оценки Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае. При этом формальный состав правонарушения не исключает возможности применения к нему критериев малозначительности.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Большой размер штрафа за совершенное правонарушение может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд принимает во внимание в данном случае конкретные обстоятельства совершения заявителем правонарушения: отсутствие умысла заявителя на распространение рекламы при трансляции телесправочника "Инструкция по применению", позиционируемого как справочно-информационно-аналитическая телепередача; то, что распространение спорного телесправочника прекращено, с 23.09.2013 лицензионный договор № ТВ3-5258-2010-РД1 от 23.09.2010 расторгнут; жалоб от потенциального потребителя ни относительно деятельности заявителя по распространению спорной рекламы, ни о причинении вреда здоровью от рекламируемого товара не поступало. Также судом учитывается нестабильное финансовое положение Общества, что подтверждается представленными в материалы дела оборотно-сальдовыми ведомостями по счетам, выпиской банка по расчетному счету.
Доказательств того, что совершенное ООО "КТВ" административное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям и повлекло общественно вредные последствия, арбитражному суду не представлено.
Исходя из этого, арбитражный суд приходит к выводу, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе допущенное ООО "КТВ" деяние не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, а сумма примененной санкции - 200000 руб., в данном случае, не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Исследовав в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах настоящего дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, и оценив указанные обстоятельства по своему внутреннему убеждению, арбитражный суд считает, что совершенное ООО "КТВ" административное правонарушение является малозначительным.
Как разъяснено во втором абзаце пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Учитывая изложенное, постановление Управления Федерального антимонопольного службы по Рязанской области о наложении штрафа по делу № 211/2013-Р/А об административном правонарушении от 16.09.2013, подлежит признанию незаконным и отмене полностью, в связи с малозначительностью совершенного ООО "КТВ" административного правонарушения
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
руководствуясь статьями 167, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
1. Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (<...>; ОГРН <***>) о наложении штрафа по делу № 211/2013-Р/А об административном правонарушении от 16.09.2013 признать незаконным и отменить полностью.
2. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные статьями 181, 211, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.В. Шуман