Арбитражный суд Рязанской области
ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-579/2008
27 января 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20 января 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 27 января 2011года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Афанасьевой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котовой А.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия г. Рязани "Управление Рязанского троллейбуса", г. Рязань
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
Субъекту Российской Федерации - Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области
третьи лица - Министерство социальной защиты населения Рязанской области,
Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области
о взыскании 50308660 руб. 55 коп.
В судебном заседании 13.01.2011 объявлялся перерыв до 20.01.2011, о чем размещено объявление на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области в сети Интернет.
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 - представитель по доверенности от 25.11.2010; ФИО2 - представитель, доверенность от 12.01.11:
от ответчиков: от Министерства финансов Рязанской области – ФИО3, консультант по правовым вопросам отдела кадров, доверенность № 09-24/4 от 11.01.2010;
от Министерства финансов Рязанской области - ФИО4 - представитель по доверенности в порядке передоверия от 22.01.2010;
от третьих лиц: от Министерства социальной защиты Рязанской области – ФИО5, главный специалист, доверенность № 2907/09 от 08.09.2010;
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области - ФИО6 - представитель по доверенности № 10/08 от 11.01.2011;
ФИО7 - представитель по доверенности № 30/08 от 12.01.2011;
установил: муниципальное унитарное предприятие г. Рязани "Управление Рязанского троллейбуса", обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Субъекту РФ - Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области о взыскании 50308660 руб. 55 коп. - убытков.
К участию в деле в качестве 3-х лиц привлечены Министерство социальной защиты Рязанской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме, просит суд взыскать с бюджета субъекта РФ в качестве возмещения убытков 50308660 руб. 55 коп. за период с 01.01.2006 по 31.12.2006.
Исковые требования мотивированы тем, что истец в период с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. осуществил перевозку пассажиров на внутригородских и пригородных маршрутах общественного транспорта г. Рязани, на которых распространяется действие Закона Рязанской области № 167-ОЗ от 29.12.2004 "О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов", Закона Рязанской области № 170-ОЗ от 29.12.2004 г. "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий". В результате оказания транспортных услуг льготной категории граждан истец недополучил провозную плату в заявленной сумме.
Ответчик Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в удовлетворении иска просит отказать, требования истца считает недоказанными. Считает себя ненадлежащим ответчиком, так как предмет спора относится к расходным обязательствам Субъекта РФ - Рязанская область.
Ответчик Субъект Российской Федерации - Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области в удовлетворении иска просит отказать. Порядок назначения ежемесячной денежной выплаты, порядок предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения и порядок предоставления набора социальных услуг устанавливаются Правительством Рязанской области. Постановлением Правительства Рязанской области от 20.01.2005 г. № 10 утвержден порядок предоставления и установления размера набора социальных услуг гражданам Рязанской области, имеющим право на меры социальной поддержки по законам Рязанской области от 29.12.2004 г. № 167-ОЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов" и от 29.12.2004 г. № 170-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Возмещение расходов, связанных с перевозками граждан, производится управлением труда и социальной защиты населения Рязанской области по мере поступления денежных средств из областного бюджета в пределах выделенных сумм, предусмотренных в областном бюджете на 2006 год на основании заключенных договоров с организациями, предоставляющими транспортные услуги.
Все средства, выделенные транспортным организациям из федерального и областного бюджетов в 2006 году на компенсацию расходов на обеспечение доступности транспортных услуг на территории субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан в сумме 10783637,38 тыс. руб., использованы по целевому назначению. (т. 3 л.д. 31-102, т. 3 л.д.107-108)
Также представитель ответчика указал, что требования истца не доказаны, расчет размера убытков истец производил исходя из статистических данных (количества всех учтенных льготников в органах социальной защиты), а не реальных затрат, которые он понес в связи с осуществлением перевозок льготной категории. Убытки по расчету истца за период с января по декабрь 2006 года составляют 73805555,12 руб., фактически управление социальной защиты населения Рязанской области в указанный период перечислило 10783634,57 руб.
Представленный истцом расчет не соответствует порядку, утвержденному постановлениями Правительства Рязанской области, и не подтвержден документально. По мнению ответчика, исходя из договоров № 83 от 17.03.2006, № 272 от 03.07.2006, счетов, платежных поручений и расчетов по возмещению расходов от перевозки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки некоторых категорий граждан в соответствии с законами Рязанской области "О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов" от 29.12.2004 № 167-ОЗ и "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" от 29.12.2004 № 170-ОЗ, сумма возмещения расходов от перевозки льготной категории граждан была возмещена в полном объеме.
Представитель Министерства социальной защиты населения Рязанской области пояснил, что на основании счетов и отчетных данных Перевозчика, согласованных с управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области, перечислены денежные средства за 2006 год на расчетный счет Перевозчика в возмещение расходов от перевозки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Рязанской области № 167-ОЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов" в сумме 10783637,38 руб.
Министерство транспорта и автомобильных дорог пояснило, что расчетные убытки (расходы) от перевозки граждан льготных категорий определялись на основании расчетного, определенного Постановлением Госкомстата России от 31.10.2002 г. № 207. а не фактического количества поездок граждан. Фактически выполняемое количество поездок граждан льготных категорий, пользующихся льготными месячными проездными билетами, транспортными предприятиями-перевозчиками не учитывалось. Выполненные объемы перевозок граждан и суммы, подлежащие возмещению перевозчикам, определялись исходя из объема средств, предусмотренных в областном бюджете, пропорционально объему транспортной работы, выполняемой каждым перевозчиком, как это предусмотрено Постановлением Правительства Рязанской области № 23 от 02.02.2005 г.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В силу подпункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы субъектов подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ, принятым 22 августа 2004 г. в связи с реформированием межбюджетных отношений и разграничением расходных обязательств между Российской Федерации, ее субъектами и муниципальными образованиями, были внесены существенные изменения в значительное число законодательных актов, включая Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и Федеральный закон "О ветеранах".
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (часть первая); расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть вторая).
Согласно статье 10 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона № 122-ФЗ, подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на территории Рязанской области были приняты Законы Рязанской области № 167-ОЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов" от 29.12.2004 г. и № 170-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" № 170-ОЗ от 29.12.2004 г.
Истец обратился с требованием о возмещении убытков по названным выше Законам Рязанской области № 167-ОЗ и № 170-ОЗ.
Таким образом, требования заявлены по отношениям, которые относятся к расходным обязательствам Субъекта Российской Федерации, в связи с чем в иске к ответчику Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации следует отказать.
В целях реализации Законов Рязанской области № 167-ОЗ и № 170-ОЗ принято постановлением от 20.01.2005 г. № 10 "Об утверждении порядков предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Рязанской области, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг гражданам Рязанской области, имеющим право на меры социальной поддержки.
Постановлением Правительства Рязанской области от 02.02.2005 № 23 утверждены Порядок предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (Приложение № 1) и Порядок предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Рязанской области за счет средств областного бюджета (Приложение № 2).
Данное постановление утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Рязанской области от 23.09.2005 № 217, которым утвержден Временный порядок предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (Приложение № 1) и Временный порядок предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Рязанской области.
Таким образом, в 2006 году регулирование порядка предоставления проезда гражданам, имеющим право на социальную поддержку на территории Рязанской области, осуществлялось в соответствии постановлением Правительства Рязанской области № 217 от 23.09.2005 (с изменениями от 09.11.2005, от 2.05.2006).
Между управлением труда и социальной защиты Рязанской области (Заказчик), Управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области (Управление) и МУП г. Рязани "Управление Рязанского троллейбуса" (Перевозчик) были заключены договора № 83 от 17.03.06 и № 272 от 03.07.06 о возмещении перевозчику расходов, связанных с перевозкой граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на территории области на пригородных и городских маршрутах в соответствии с законами Рязанской области "О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов" от 29.12.2004 г. № 167-ОЗ и "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" от 29.12.2004 г. № 170.
В соответствии с условиями договоров Перевозчик обязуется обеспечить перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по указанным в договоре законам на пригородных и городских маршрутах (приложение № 1). Ежемесячно предоставлять Управлению отчеты о фактическом выполнении объемов перевозок указанных категорий граждан на городских маршрутах, нести полную ответственность за достоверность представленных сведений. Обеспечить представителей Управления или уполномоченных ими лиц документами, необходимыми для проведения проверок выполнения настоящего договора, и подтверждающими фактическое выполнение объемов перевозок. (Пункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 договора)
Заказчик обязуется осуществлять перевозчику перечисление финансовых средств, поступающих из областного бюджета в соответствии с законами, указанными в преамбуле договоров, на основе его долевого участия в общем объеме перевозок граждан. Объем перевозок рассчитывается Управлением транспорта пропорционально объему транспортной работы, выполняемой перевозчиком в границах административного района и измеряемой в рейсо-километрах (пункт 2.3.1 договора).
Всего по данным договорам истец предъявил к оплате в управление труда и социальной защиты населения Рязанской области за 2006 год обоснованные счета на сумму 10783537,38 коп. (т. 1 л.д. 65-100), расчеты с января по декабрь 2006 ( т.1 л.д. 53-64) на указанную сумму были согласованы с Управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области. Заказчик перечислил МУП "Управление Рязанского троллейбуса" в возмещение расходов от перевозки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по Законам Рязанской области № 167-ОЗ и № 170-ОЗ 10783637 руб. 38 коп. Следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Истец свои требования основывает на расчете выпадающих доходов, произведенном за период с января по декабрь 2006 г. исходя из стоимости единого месячного проездного билета на проезд в муниципальном пассажирском транспорте г. Рязани: январь-февраль 250 руб., март-декабрь 420 руб. ( том 3 л. д. 5) в месяц от общего количества проданных месячных социальных талонов билетов. Численность граждан имеющих льготы по каждому месяцу различная. Произведение от этих чисел умножалось на расчетную долю в общем объеме перевозок.
Данный расчет не соответствует Порядку, утвержденному постановлением Правительства Рязанской области, и не подтвержден первичными документами, а именно доказательствами, что именно такое число граждан совершило поездки транспортом истца.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Решениями Рязанского городского Совета № 415 от 28.08.2003 г. и № 91-Ш от 16.02.06 стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на один вид транспорта установлена - 250 руб., с марта - 420 руб.
Постановлением Правительства от 02.02.2005 № 23 стоимость социального талона- билета установлена в размере 70 руб.
В соответствии со статьей 4 Закона Рязанской области № 170-ОЗ и статьей 5 Закона Рязанской области № 167-ОЗ проезд на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, осуществляется по именному социальному талону-билету и удостоверению, подтверждающему право на меры социальной поддержки. Перевозчикам за счет средств областного бюджета возмещаются фактические затраты денежных средств за оказание услуги по перевозке граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом. Стоимость именного социального талона-билета и порядок возмещения перевозчикам расходов, понесенных ими от перевозки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, устанавливаются Правительством Рязанской области.
Таким образом, истец должен был представить доказательства, в подтверждение размера убытков исходя из количества реализованных именных социальных талонов-билетов.
С января по декабрь 2006 года истец произвел расчет убытков по количеству проданных билетов, исходя из стоимости обычного проездного билета - 250 руб. и 420 руб., с учетом расчетной доли в общем объеме перевозок.
Размер убытков, произведенный истцом за период с января по декабрь 2006 года, является недостоверным, поскольку не учитывает количество проданных билетов на один вид транспорта и не подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Расчет истца и представленные им первичные документы не позволяют достоверно установить фактический размер расходов, понесенный истцом в связи с перевозкой льготной категории граждан.
В городе Рязани перевозка пассажиров осуществляется автобусами, троллейбусами и трамваями. Исходя из особенностей пассажирских перевозок, Правительство Рязанской области утвердило формулу расчета в пункте 11 Временного порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, утвержденного постановлением от 23.09.05 № 217 и № 151 от 15.06.2006.
По расчетам, выполненным управлением транспорта и дорожного хозяйства, подлежало к перечислению 10783637 руб. 38 коп., указанная сумма была перечислена истцу.
Оценив в совокупности доводы истца и возражения ответчиков, а также третьих лиц, суд считает расчет истца необоснованным, не соответствующим законодательству Рязанской области и не подтвержденным первичными документами размер фактических расходов перевозчика, т.к. истец рассчитал убытки согласно методике Госкомстата, что противоречит порядку компенсации расходов транспортным организациям, установленному постановлениями Правительства Рязанской области от 23.09.05 № 217 и от 15.06.06 № 151.
Согласно Приложению № 2 управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области производится расчет выпадающего дохода от перевозки льготной категории граждан на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения по формулам, указанным в пункте 11 названного приложения.
Расчеты управления дорожного хозяйства и транспорта были выполнены в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области.
Истец в соответствии с утверждены Порядком должен был представить в обоснование размера расходов надлежащим образом оформленные ведомости продажи талонов-билетов, доказательства понесенных расходов на перевозку того количества граждан, которые он указал в расчете.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец не представил достоверных доказательств по своим расходам, а положенные им в основу расчета статистические данные не могут быть признаны судом обоснованными. Представленные истцом ведомости продажи единых социальных талонов-билетов за период январь-декабрь 2006 содержат сведения о категориях граждан, не подпадающих под действие вышеуказанных законов, представлены ведомости продажи льготных билетов стоимостью 75 руб., при фактической стоимости в этот период 70 руб.( том 27 л.д.1-5, т.28 л.д.116-117).
Истец не оспорил Законы Рязанской области № 167-ОЗ и № 170-ОЗ, Постановления Правительства Рязанской области № 115 от 15.06.2006, № 217 от 23.09.2005, уточненные расчеты по возмещению расходов от перевозки, утвержденные управлением дорожного хозяйства и транспорта, следовательно, расчет расходов должен был быть произведен на основании перечисленных выше нормативных документов.
Учитывая, что истец не подтвердил фактические расходы на перевозку пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки, возмещение расходов произведено управлением труда и социальной защиты на основании расчетов управления дорожного хозяйства и транспорта и данные расчеты не опровергнуты, в удовлетворении требований следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на истца, т.к. при подаче иска истцу была предоставлена отсрочка в уплате госпошлины, в связи с чем она взыскивается в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении исковых требований отказать.
2. Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Рязани "Управление Рязанского троллейбуса" в федеральный бюджет Российской Федерации госпошлину в сумме 100000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья И.В. Афанасьева